Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Логические основы вопросно-ответного мышления в юридической областиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Постановка вопросов и поиск ответов на них сопровождают человека всю его жизнь. Умение ставить вопросы и находить правильные ответы на них являются показателем интеллекта и познавательных способностей личности. Вопросно-ответный комплекс выполняет важнейшую функцию и в правовой сфере, особенно в судопроизводстве. Поиск ответов на вопросы, интересующие следствие и суд, составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и других следственных действий. Задача логики в профессиональной подготовке юристов в рамках данной темы заключается в показе того, что правильная постановка вопроса способствует, но не гарантирует получения истинного знания, в то время как несоблюдение правил и приемов постановки вопросов затрудняет, а иногда и исключает получение истинного ответа. Сущность и логическая структура вопроса Вопрос – это логическая форма мышления, направленная на уточнение или дополнение исходного (или базисного) знания. Такое определение указывает, что в вопросе уже содержится некоторая информация, при этом фиксируется ее недостаточность или недостоверность и выражается требование дополнить или уточнить эту информацию. Первая часть вопроса называется его предпосылкой, предположением, базисом, или исходным знанием. Вторая часть называется областью неизвестной вопроса, его искомой, или оператором, и выражается вопросительными словами «кто», «какой», «когда», «где», «сколько», «почему» и другими, а также частицей «ли» вместе с особым строем предложения и особой интонацией при произнесении. О том, что некоторая совокупность слов представляет собой вопрос, мы догадываемся, скорее, по интонации, логическому ударению или даже контексту, нежели чем просто по форме их организации. В конце концов вопрос представляет собой скорее функциональную, а не грамматическую категорию. В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, в том числе и его сокращенной формы, например, при употреблении лишь вопросительного местоимения. Но вопрос может быть представлен в любой грамматической форме. Так, призыв преподавателя к курсанту объяснить решение логической задачи (повелительная форма) или тема лекции «Логические основы вопросно-ответного мышления» (повествовательная форма) в равной степени есть грамматическое выражение вопроса. В социологических исследованиях, кроме того, широко используются незаконченные повествовательные предложения, таблицы с незаполненными местами, множество вариантов ответов и т.д. В то же время не все вопросительные предложения требуют ответа. Встречаются риторические вопросы, которые используются для усиления воздействия речи на слушателей. Например, в вопросительном предложении «Какой он юрист?» содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые так же, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Так, официальное приветствие на английском языке «how do you do?» – «how do you do?» выступает в виде взаимных вопросов друг к другу, на которые ответа не предполагается. Вопросы могут выражать, например, просьбу или предложение – «Не хотите ли чаю?», резкое побуждение – «Может быть, уступите место пожилому человеку?», угрожающее запрещение – «Что за шум?», увещевание как разновидность призыва – «Я дождусь тишины?» и пр.
Виды вопросов Для классификации вопросов предлагаются различные основания. Некоторые из них связываются с анализом формально-структурной составляющей вопроса, другие – с его информационно-содержательными задачами, третьи – с их ролью и функциями в процессе коммуникации. Рассмотрим виды вопросов, при характеристике которых первостепенное внимание уделяется их форме и структуре. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью, вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса[125]. Примером тому может выступать название любой книги или ее план, которые лишь информируют читателя о тех сведениях, которые затем могут быть детально выяснены при более подробном знакомстве с материалом книги. По синтаксической структуре вопросы делятся на простые и сложные. Простым называют вопрос, в основе которого представлено только одно суждение, а под его оператором только одно вопросительное слово. Сложным называют вопрос, в основе которого представлено два и более суждения или под оператором которого находятся два и более вопросительных слова. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть: а) соединительными (конъюнктивными); б) разделительными (дизъюнктивными); в) смешанными (соединительно-разделительными). Что же касается условной связи (импликации), то использование условного суждения в качестве базисного знания не приводит к возникновению сложного вопроса, потому что такой вопрос нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. По способу запроса неизвестного выделяется два основных вида вопросов: восполняющие и уточняющие. Восполняющими называются вопросы, требующие дополнения информации, имеющейся в их предпосылках. Грамматический признак восполняющих вопросов – наличие в предложениях, их выражающих, вопросительных слов «кто», «что», «когда», «как» и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию, имеющуюся в предпосылках таких вопросов. Схема восполняющего вопроса в символической записи может быть представлена как: ?Q(p), где? – оператор вопроса, Q – переменная для вопросительного слова, р – исходная, нуждающаяся в дополнении информация[126]. В зависимости от того, на что именно направлено такое дополнение, восполняющие вопросы делят на следующие подвиды: «кто»- вопросы или «что»-вопросы – об объекте, «какой»-вопросы – о качественных характеристиках объекта, «сколько»-вопросы – о количественных характеристиках объекта, «какие»-вопросы – о перечисленииили классификации объектов,«когда»-вопросы – о времени, «где»-вопросы – о месте и «почему»-вопросы – о причине события[127]. Уточняющими называют вопросы, требующие подтверждения или опровержения информации, содержащейся в их предпосылке. Характерным грамматическим признаком таких вопросов является наличие в них частицы «ли», что дает основание называть их просто «ли»-вопросами. Схема уточняющего вопроса в символической записи: ?(р), где? – оператор вопроса, р – суждение, истинность которого выясняется. Неизвестным в таком вопросе является принадлежность предмету указанного признака. Частица «ли» чаще используется в сочетании с другими вводными словами: «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д. Например, в вопросе «Верно ли, что звонки с городского телефона на мобильный будут для их пользователей бесплатными?» предметом, о котором идет речь, выступают «звонки с городского телефона на мобильный». Признак «быть для пользователей мобильных телефонов бесплатным» – это область поиска данного вопроса. Кроме того, частица «ли» может просто добавляться к простому суждению, превращая его в вопрос. Например: «Петров ли это?», «Тот ли это дом?» Но этой частицы в вопросительном предложении может и не быть, например: «Ты придешь завтра в институт?» Тогда мы понимаем, что это вопрос, лишь по особой, вопросительной, интонации[128]. На уточняющие вопросы могут быть даны развернутые или краткие ответы, но их суть сводится к двум исключающим друг друга вариантам: «да» или «нет». Такая жесткость в выборе возможных ответов на подобные вопросы позволяет сами эти вопросы называть дихотомическими [129]. Иногда уточняющие вопросы называют альтернативными или закрытыми [130]. На альтернативные вопросы может быть и больше двух вариантов ответов, а в закрытых – не больше двух или даже один вариант. По количеству возможных на них ответоввопросы делят на открытые и закрытые. Открытыйвопрос – это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов. Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов[131] или даже только один единственный правильный ответ[132]. Среди сторонников последнего подхода высказывается мнение о том, что закрытые вопросы по своей функции (или способу запроса) являются уточняющими, в то время как открытые – восполняющими[133]. Закрытые вопросы широко используются в судебной и следственной практике, в социологических исследованиях. Например, вопрос «Как читает лекции этот преподаватель?» – открытый, так как на него можно дать множество ответов. Его можно перестроить таким образом, чтобы получить закрытый вопрос: «Как читает лекции этот преподаватель (хорошо, удовлетворительно, плохо)?» Можно отметить, что научное познание и социальная практика всегда начинаются с открытых вопросов («Что это было?» «Кто это сделал?»)и заканчиваются закрытыми («Действительно ли было то-то и то-то?», «Верно ли, что это сделали Х и У?»). По информационно-содержательным задачам вопросы также могут подразделяться на ряд видов. По отношению к существу обсуждаемой темы вопросы делят на релевантные и нерелевантные. Релевантным называют вопрос по существу темы. Это случай, когда запрос мысли прямо или косвенно связан с обсуждаемой темой. Такие вопросы допустимы и правомерны в любом общении. Нерелевантным называют вопрос не по существу темы. Это случай, когда запрос мысли не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит участников обсуждения в сторону от решения основной идеи. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию. Вопросы не по существу, как правило, не принимаются к обсуждению в рационально организованной дискуссии. Стороны вправе не отвечать на них, мотивированно отклонив их как не имеющих отношения к делу[134]. В зависимости от обращения области поиска вопроса к неизвестному или уже известному человечеству знанию, вопросыделятся на исследовательские и информационные[135]. Иногда эти же вопросы называют творческими и нетворческими[136]. Вопросы, ответы на которые отсутствуют в источниках информации и целью которых является получение принципиально новых знаний, называются исследовательскими. В известном смысле работа любого ученого сводится к поиску ответов именно на эти вопросы. Информационными называются вопросы, целью которых является получение сведений, имеющихся у других людей или содержащихся в каких-либо источниках информации. Среди информационных вопросов в особую группу выделяют поисковые, ответы на которые предусматривают работу по их поиску в источниках информации. По степени общности в отношении обсуждаемой проблемы вопросы делятся на общие и частные. К общим вопросам относится, скажем, такой: «Настаиваете ли Вы после всего сказанного на своей точке зрения?» Частным можно считать вопрос: «Уточните, пожалуйста, Ваш последний аргумент». Предметом общего вопроса может быть тезис доказательства в целом либо связанные с ним иные объекты информационного интереса: основные аргументы, формы демонстрации и др. Предметами частных вопросов могут служить дополнительные тезисы и аргументы, а также сопутствующие им объекты[137]. По характеру связи с проблемой обсуждения и защищаемым тезисом доказательства вопросы делятся на основные и дополнительные. Основные вопросы касаются всей проблемы или тезиса в целом. Например: «Что Вы можете сказать об известных Вам обстоятельствах данного дела?» Дополнительные вопросы затрагивают лишь определенную часть тезиса или поля его аргументации[138]. По правильности постановкивопросы делятся на корректные и некорректные. Правильно поставленными, или корректными, считаются вопросы, которые способны выполнить свою основную функцию – уменьшить неопределенность исходного знания. Предпосылкой такого вопроса является истинное и непротиворечивое знание. Некорректными вопросами следует считать такие, которые не способны выполнить свою основную функцию – уменьшить неопределенность исходного знания. Это вопросы, в предпосылке которых находятся ложные суждения (1) или суждения, не имеющие смысла (2) или смысл которых неясен (3). Сюда же относят и так называемые тавтологические вопросы[139], в которых нет неопределенности исходного знания. Вопросы с такими изъянами в своих предпосылках должны рассматриваться не просто как некорректные, но и как провокационные, если задающий подобные вопросы знает об этих изъянах. К первой группе некорректных вопросов относятся те, которые основаны на ложной посылке, и поэтому истинного ответа на них дать невозможно. Такой вид провокационных вопросов иногда называют тупиковым или улавливающим.Пример такой уловки – древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него – и «да», и «нет» – приводит к признанию, что ты бил своего отца. Предпосылками данного софизма являются ложные суждения: «Ты бил своего отца, а сейчас перестал бить или продолжаешь бить». Ко второй группе некорректных вопросов относятся те, предпосылка которых представляет собой бессмысленное суждение. Иначе говоря, вопрос является бессмысленным, если в его формулировке содержатся выражения, не имеющие ни смысла, ни значения, или они не известны для спрашиваемого. Например, для того чтобы ответить на вопрос «Насколько фундаментализация труда состоятельна с позиций диахронии?»[140], курсанты, как минимум, должны быть знакомы с такими понятиями, как «фундаментализация» и «диахрония». Вопрос является бессмысленным и в том случае, если все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения, однако между этими выражениями нет согласования (грамматического или смыслового). Например:«Будете ли вы проживать в республике последние десять лет?» (предпосылка – бессмысленное суждение). Еще пример: «Улыбаются ли опавшие листья?» (логическое сказуемое применено не к той области)[141]. К третьей группе некорректных вопросов относятся те, в предпосылке которых находятся суждения, смысл которых неясен. Такие вопросы называются неточными или недоопределенными. Недоопределенность вопроса может быть вызвана разными причинами. Одна из них состоит в том, что в предпосылке вопроса содержится многозначное слово и из контекста неясно, в каком из значений оно употребляются в данном случае. Рассмотрим, например, вопрос: «Вы за или против передачи земли народу?» Неясно, что такое народ. Рабочие? Крестьяне? Все население страны? Неясно, что понимается под передачей. Продать? Дать бесплатно? Дать тем, кто ее обрабатывает? Всем сельским жителям? Случай, когда подобная недопределенность вопроса используется с умыслом «уловить что-то новое», приобретает характер провокационности. Например, вопрос «Какая была погода в день совершения преступления?» Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную мысль о том, что отвечающий был или участником, или свидетелем преступления. О таком вопросе как о провокационном может идти речь, если он задается, прежде чем установлен факт сопричастности отвечающего к рассматриваемому преступлению. Другая причина недоопределенности вопроса может быть вызвана тем, что в его предпосылке используется сложное суждение в виде нестрогой дизъюнкции и, по сути, у спрашиваемого требуют одного «да» или «нет» на фактически два вопроса. И тем самым подталкивают к «нужному», с точки зрения спрашивающего, ответу. И в этом также может проявляться провокационность вопросов. Так, в вопросе «Левада-центра» (бывший ВЦИОМ) «Готовы ли вы ради защиты от террористов согласиться со следующими мерами: временно отменить некоторые конституционные свободы (свобода передвижения и выезда за рубеж и др.)?», его авторы не учли, что свобода передвижения внутри страны – это одно, свобода выезда за границу – немного другое. Это два разных сюжета, и в вопросе есть логическая двусмысленность. Поэтому правильным ответом на такой вопрос был бы ни «да», ни «нет», и даже не «затрудняюсь», но простой и грубый – «Научитесь сперва корректно ставить вопросы, а потом приходите»[142]. Заведомая недоопределенность вопроса не редкость в политических манипуляциях. Ясно, к какому ответу подталкивают избирателя, задавая ему такой, например, вопрос: «Вы за то, чтобы все отобрать и поделить или работать и зарабатывать?» Но ведь жизнь дает и другие ответы. Оказывается можно отобрать и не делить, что показала «ваучеризация», а большинство может работать и не зарабатывать. Третья причина недоопределенности вопроса может состоять в том, что вопросительные местоимения и наречия не всегда верно передают исходный смысл вопроса или область его поиска. А это, как правило, отрицательно сказывается на его понимании. Возьмем, например, вопрос: «Какие города расположены на Волге?» Такая постановка может предполагать совершенно различные области поиска вопроса: крупные города; старинные города; областные города; Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара и другие города. Рассмотренные примеры показывают, что в процессе общения могут возникать ситуации, когда задаваемые вопросы становятся корректными лишь после уточнения их предпосылок. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные либо неправильно понимаемые выражения, или заменить известными. Перечисленные виды вопросов не исчерпывают всего их многообразия и специфики использования. Так, в юридической практике востребованным является знание о характеристике вопросов по их роли и функциям в процессе речевого взаимодействия. Этот аспект исследования вопросов разрабатывается преимущественно в риторике и психологии речевой коммуникации. Изучение видов вопросов и техники их постановки рассматриваются здесь с позиций управления и обеспечения контроля над ходом разговора, так как с помощью правильно поставленных вопросов разговор можно направить в желаемое русло, а из-за неправильно поставленных вопросов потерять свои позиции в этом процессе. Виды вопросов, рассмотренные нами ранее по другим основаниям, здесь могут быть разделены в зависимости от используемой в них целевой установки на позитивные и негативные. Позитивные вопросы направлены на получение новой или дополнительной информации, ее подтверждение или уточнение или на создание для этого благоприятных (психологически комфортных) условий. Позитивная направленностьвопросов проявляется в том, что: – в них используются нейтральные формулировки и учитываются интересы собеседника, его эмоциональное состояние; – партнеры вовлекаются в дискуссию на условиях равноправия; – в необходимых случаях осуществляется поддержка собеседника и дается возможность обдумать свой ответ; – для разрядки, снятия напряжения используется юмор. Негативные вопросы направлены не столько на получение объективной информации, сколько «нужной», пусть даже и внушенной отвечающему самим спрашивающим. Цель таких вопросов – выставить собеседника (спрашиваемого) в неблаговидном свете. Негативная направленностьвопросов проявляется в том, что: – онисвязаны с откровенным нарушением норм вежливости, насмешливыми или циничными высказываниями в адрес собеседника; – в них могут задаваться те или иные запрещенные темы и оказываться давление на собеседника; – в них проявляется открытая конфронтация или однозначная и бескомпромиссная оценка данной темы человеком, задающим вопрос; – в них выражаются личные нападки на собеседника, провоцирующие в его высказываниях негативные эмоции; – они заставляют собеседника оправдываться[143]. Позитивную и негативную направленность вопроса можно рассмотреть на примере вопросов, специально предназначенных для управления беседой или разговором. К ним относят вопросы-связки, расширенные вопросы, вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Вопросы-связки используются для установления связей между различными темами и перевода разговора на другой уровень, логически вытекающий из ранее сказанного. И в этом их позитивная сторона. Например: «Вы как спортсмен умеете добиваться результатов. Наверное, присущее вам упорство может быть направлено и на изучение логики?» Если же разговор переводится на неприятную и невыгодную для собеседника тему, то здесь может проявиться и негативная сторона таких вопросов. Например: «Вы как спортсмен наверняка человек мужественный. Может, вам собрать все свое мужество и признаться себе, что учеба в данном институте вам только мешает заниматься любимым делом?» Расширенные вопросы по форме аналогичны вопросам-связкам. Такие вопросы также начинаются с предварительного утверждения и следующего за ним вопроса. Но в расширенном вопросе собственно вопрос лишь формально связан с предваряющим его утверждением, а не содержательно. При этом существенное отличие формулы утверждение/вопрос от вопроса-связки не в том, что слабо или неудачно обоснован переход к вопросу, а в том, что здесь главное не вопрос (он, скорее, отвлекающий маневр), а само высказывание. Известно, что, отвечая на вопрос, мы соглашаемся с его предпосылками и в данном случае с тем утверждением, которое предшествовало вопросу. Поэтому тот, кто соглашается отвечать на подобные вопросы без предварительного комментария предшествующих вопросу утверждений, тот позволяет собеседнику доминировать в разговоре. Вопросы-фильтры применяются для фокусирования внимания на отдельной теме или аспекте разговора. Они позволяют ограничить тематику и содержание обсуждения определенными рамками. Позитивная цельвопросов-фильтров – сузить круг обсуждаемых тем и отсечь все, что к ним не относится. Негативная цельтаких вопросов может состоять в том, что выбор темы или ее параметры могут навязываться собеседнику и не устраивать его. Примером позитивного использования вопросов-фильтров являются социологические исследования, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть. Так, в анкете по изучению общественного мнения о состоянии криминогенной обстановки и оценки деятельности органов внутренних дел для выяснения информации о том, каким преступным посягательствам подвергались опрашиваемые, первый вопрос анкеты призван отфильтровать из участников опроса только тех, кто лично подвергался преступным посягательствам. Для этого он формулируется так: «За последний год подвергались ли Вы лично преступным посягательствам?» 1. Да, подвергался (лась). 2. Нет, не подвергался (лась). Переходите к вопросу №7. Контрольные вопросы служат для проверки искренности ответов. Такие вопросы используются в беседах, допросах, социологических исследованиях. Они могут ставиться и перед основным вопросом, и после него. Например, один из основных вопросов вышеупомянутой анкеты формулируется так: «Как Вы оцениваете деятельность милиции?» Контрольный вопрос к нему выглядит так: «В какой мере Вы доверяете или не доверяете следующим государственным и общественным институтам?» Наконец, можно выделить и такую группу вопросов, которые имеют только негативную направленность, так как они преследуют своей целью исключительно компрометацию собеседника. К ним следует отнести вопросы-уловки или вопросы-капканы, которые задаются с уверенностью, что собеседник на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос – ирония. К примеру, поэта С. Михалкова в Италии спросили: «Почему Вы, известный при Сталине человек, уцелели? Д. Кугультинов был репрессирован, а Вы нет?» «Даже самые злостные браконьеры не могут отстрелять всех птиц», – ответил С. Михалков. Это классический прием возвратного удара, не позволяющего противнику втянуть вас в дискуссию, в которой он наверняка выиграет. Другим видом вопросов в этой группе является блокирующий вопрос. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль собеседника только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: «Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот? Будем ли мы независимы, если примем финансовую помощь Запада?» На такие вопросы можно реагировать двояко. Во-первых, ответить на него как на смысловой, а не риторический, т.е. отнестись к нему как к вопросу по существу: «Очень интересный вопрос (Это сложный вопрос), но можно было бы ответить так...» Во-вторых, показать, что идея, содержащаяся в вопросе, верна «Вы правы, но лишь для определенных условий, а в вашем случае имеются в виду другие условия». Третьим видом подобных вопросов является каверзный вопрос. Это попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: «Вы читаете нам лекции об искусстве общения, а у вас самого разве не бывает конфликтов в общении?» На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность (это очень хорошо нейтрализует такие вопросы), либо прибегнуть к иронии: «Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик»и т.п. Следующим подобным вопросом является вымогающий вопрос. Такой вопрос представляет собой попытку уговорить собеседника принять точку зрения задающего вопрос. Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: «Кто же может отрицать, что...», «Вы же не можете не признать тот факт, что...» и др. Лучший вариант ответа в данном случае: «Да, но...» или «Это не совсем так...» Сюда же относится и вопрос-несогласие. Это вопрос типа: «Почему вы говорите.., в то время как…?» На подобные вопросы лучше отвечать, признавая правомочность высказанной точки зрения: «Да, есть и такая точка зрения. Мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, оно довольно распространено». Но дальше следует представить эту точку зрения лишь как одну из существующих: «Но у меня другая точка зрения. Моя позиция мне кажется более обоснованной. Не хотелось бы повторять приведенные мной аргументы»[144]. Особое место среди вопросов занимает встречный вопрос, или контрвопрос. Это вопрос, который собеседник задает вместо ответа на вопрос, поставленный ему самому. Здесь действует правило: вопросом на вопрос не отвечают. Контрпродуктивность встречных вопросов, независимо от того, звучат они в ответ на оскорбления или на вопросы, задаваемые с целью просто получить информацию, заключается в том, что они ничего не проясняют и поэтому не могут заменить ответы. Вместо встречных вопросов бóльшую пользу могут принести выражения, содержащие оценку. Например: «Да, так может показаться, но на самом деле... (и дать формулировку своей позиции)».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.012 с.) |