Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая работа. Запись целых неотрицательных чиселСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель. Раскрыть различные подходы к записи целых неотрицательных чисел. Обосновать методические подходы к обучению младших школьников способам записи чисел в десятичной системе счисления. Теоретическая часть 1.Из истории возникновения и развития способов записи натуральных чисел и нуля. 2.Понятие системы счисления. 3.Позиционные и непозиционные системы счисления. 4.Запись и названия чисел в десятичной системе счисления. Основные понятия темы Ø Язык для наименования, записи чисел и выполнения действий над ними называют системой счисления. Ø Различают позиционные и непозиционные системы счисления. Ø В позиционных системах один и тот же знак может обозначать различные числа в зависимости от места (позиции), занимаемого этим знаком в записи числа. Так, шестидесятеричная вавилонская и десятичная системы счисления являются позиционными. Ø Непозиционные системы характеризуются тем, что каждый знак (из совокупности знаков, принятых в данной системе для обозначения чисел всегда обозначает одно и то же число, независимо от места (позиции), занимаемого этим знаком в записи числа. Ø Примером такой системы может служить римская система, возникшая в средние века. В этой системе счисления имеются знаки для узловых чисел: единица обозначается - I, пять - V, пятьдесят - L, сто - С, пятьсот - D, тысяча - М. Все остальные числа получаются при помощи двух арифметических операций: сложения и вычитания. Ø Десятичная запись натурального числа – это его представление в виде Х = аn × 10 n + а n – 1 × 10 n – 1 + …+ а1 × 10 + а0 = , где аn, аn–1,…, а1, а0 принимает значения 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, и аn¹0. Ø В таком виде можно записать любое натуральное число и запись эта единственная. Практическая часть Обязательные задания 1. Запишите в десятичной системе счисления: XXVII, XLIV, XXI, LXII, LXXVIII, XCV, CDXXIII, MCDVII, MCDXIX, MDCCCLXXI. 2. Запишите в римской системе счисления: 24, 117, 468, 1941, 1997, 2001. 3. Запишите число в виде суммы разрядных слагаемых: а) 4725; б) 3370; в) 10255. 4. Какие числа представлены следующими суммами: а) 6·103+5·10+8; б) 7·103+ 1·10; в) 8·104+103+3·10+1; г) 105 + 102? 5. Напишите наибольшее трехзначное и десятизначное числа, в которых все цифры различны. 6. Решите арифметическим методом задачи из начального курса математики: а) Сумма цифр двузначного числа равна 9, причем цифра десятков вдвое больше цифры единиц. Найдите это число. б) Сумма цифр двузначного числа равна наименьшему двузначному числу. Цифра десятков обозначает число в 4 раза меньшее, чем цифра единиц. Какое это двузначное число? Какие некорректности допущены в формулировках данных задач? Следует ли их исправлять? 7. Каждая цифра пятизначного числа на единицу больше предыдущей, а сумма его цифр равна 30. Какое это число? Творческие задания 1. Выполните поиск решения задачи всеми способами. Решите задачу одним способом и проверьте, решив другим. Какие математические знания необходимы для решения данной задачи? «На фабрике за три смены выработано 12840 м ткани. В первую смену выработали на 594 м больше, чем во вторую, а в третью - на 312 м меньше, чем в первую. Сколько метров ткани выработали в каждую смену?». 2. Решите задачу. Какой способ поиска арифметического решения задачи вы выбрали? «Рабочий выработал за смену в среднем 432 детали. Применив более рациональные способы работы, он выработал в первый день 1528, а во второй день 2114 и в третий 2838 деталей. На сколько деталей и во сколько раз увеличилась средняя дневная выработка рабочего?». 3. Постройте модель задачи и решите ее. «Три большие реки России Обь, Лена и Амур имеют общую длину 14206 км. Обь и Лена вместе имеют длину 9852 км, Лена и Амур - 8623 км. Какова длина каждой из этих рек?». 4. Решите задачу. Какой метод решения задачи выбран? «Два автобуса отправились одновременно из города в спортивный лагерь, расстояние до которого 72 км. Первый автобус прибыл в лагерь на 15 мин. раньше второго. С какой скоростью шел каждый автобус, если скорость одного из них на 4 км в час больше другого?». 5. Решите задачу и выполните ее проверку. «Двое мужчин купили для посадки 500 штук капустной рассады и заплатила поровну. На огороде у одного поместилось на 40 штук больше, чем у другого и он доплатил второму 8 грн. Сколько рассады посадил каждый и сколько стоил 1 десяток рассады?». 6. Решите задачу арифметическим методом и выполните ее проверку. Методическое указание: при арифметическом способе решения задачи предположите, что все бревна сосновые. Сколько арифметических способов решения имеет данная задача? «На платформу погрузили 70 сосновых и еловых бревен общей массой 165 ц. Сосновое бревно имело массу 210 кг, а еловое - 250кг. Сколько было тех и других бревен?». 8. Младшим школьникам предложена задача: «Запиши 5 четырехзначных чисел, используя цифры 2, 5, 0, 6 (одна и та же цифра не должна повторяться в записи числа)». А сколько вообще всевозможных четырехзначных чисел можно записать, используя цифры 2, 5, 0 и 6 так, чтобы одна и та же цифра не повторялась в записи числа? ТЕМА 15. АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ НАД ЦЕЛЫМИ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ Содержание
Основная литература [7, 13, 16, 17, 18, 33, 34]; Дополнительная литература [16, 31, 55, 58, 60, 73, 84] Алгоритм сложения Сложение однозначных чисел можно выполнить, основываясь на определении этого действия, но чтобы всякий раз не обращаться к определению, все суммы, которые получаются при сложении однозначных чисел, записывают в особую таблицу, называемую таблицей сложения однозначных чисел, и запоминают. Естественно, смысл сложения сохраняется и для многозначных чисел, но практическое выполнение сложения происходит по особым правилам. Сумму многозначных чисел обычно находят, выполняя сложение столбиком. Например, + 7238 Выясним, каким образом возникает этот алгоритм, какие теоретические положения лежат в его основе. Представим слагаемые 341 и 7238 в виде суммы степенейдесяти с коэффициентами: 341 + 7238 = (3·102 + 4·10 + 1) + (7·103 + 2·102 + 3·10 + 8). Раскроем скобки в полученном выражении, поменяем местами и сгруппируем слагаемые так, чтобы единицы оказались рядом с единиц десятки с десятками и т.д. Все эти преобразования можно выполи на основании соответствующих свойств сложения. Свойство ассоциативности разрешает записать выражение без скобок: 3·102 + 4 ·10 + 1 + 7·103 + 2·102 + 3 ·10 + 8. На основании свойства коммутативности поменяем местами слагаемые: 7·103 + 3·102 + 2·102 + 4·10 + 3·10 + 1 + 8. Согласно свойству ассоциативности, произведем группировку: 7·103 + (3·102 + 2·102) + (4·10 + 3·10) + (1 + 8). Вынесем за скобки в первой выдела группе число 102, а во второй - 10. Это можно сделать в соответствии со свойством дистрибутивности умножения относительно сложения: 7·103 + (3 + 2) ·102 + (4 + 3) ·10 + (1 + 8). Итак, сложение данных чисел 341 и 7238 свелось к сложению однозначных чисел, изображенных цифрами соответствующих разрядов. Эти суммы находим по таблице сложения: 7·103 + 5·102 + 7·10 + 9. Полученное выражение есть десятичная запись числа 7579. Видим, что в основе алгоритма сложения многозначных чисел лежат следующие теоретические факты: - способ записи чисел в десятичной системе счисления; - свойства коммутативности и ассоциативности сложения; - дистрибутивность умножения относительно сложения; - таблица сложения однозначных чисел. Нетрудно убедиться в том, что в случае сложения чисел «с переходом через десяток» теоретические основы алгоритма сложения будут теми же. Рассмотрим, например, сумму 748 + 436. Представим слагаемые в виде суммы степеней десяти с соответствующими коэффициентами: (7·102 + 4·10 + 8) + (4·102 + 3·10 +6). Воспользуемся свойствами сложения и дистрибутивностью умножения относительно сложения и преобразуем полученное выражение к такому виду: (7+4)·102+(4+3)·10+(8+6). Видим, что в этом случае сложение данных чисел также свелось к сложению однозначных чисел, но сумма 7+4, 8+6 превышают 10 и поэтому последнее выражение не является десятичной записью числа. Необходимо сделать так, чтобы коэффициенты перед степенями 10 оказались меньше 10. Для этого выполним ряд преобразований. Сначала сумму 8+6 представим в виде 1·10 + 4: (7 + 4)·102 +(4+3)·10+(1·10 + 4). Затем воспользуемся свойствами сложения и умножения и приведем полученное выражение к виду: (7+4)·102+(4+3+1)·10+4. Суть последнего преобразования такова: десяток, который получился при сложении единиц, прибавим к десяткам данных чисел. И наконец, записав сумму 7+4 в виде 1·10+1, получаем: (1·10+1)·102+8·10+4. Последнее выражение есть десятичная запись числа 1184. Следовательно, 748+436=1184. Выведем алгоритм сложения многозначных чисел в общем виде. Пусть даны числа: х=аn×10n+аn–1×10n–1+…+а1×10+а0 и у=bn×10n+bn–1×10n–1+…+b1×10+b0, т.е. рассмотрим случай, когда количество цифр в записи чисел х и у одинаково, х+у=(аn×10n+аn–1×10n–1+…+а1×10+а0)+(bn×10n+ +bn–1×10n–1+…+b1×10+b0)=(аn+bn)×10n+(аn–1+bn–1)×10n–1+…(а0+b0) - преобразования выполнены на основе свойств ассоциативности и коммутативности сложения, а также дистрибутивности умножения относительно сложения. Сумму (аn+bn)×10n+(аn–1+bn–1)×10n–1+…(а0+b0), вообще говоря, нельзя рассматривать как десятичную запись числа х+у, так как коэффициенты перед степенями 10 могут быть больше 9. Лишь в случае, когда все суммы аk+bk, не превосходят 9, операцию сложения можно считать законченной. В противном случае выбираем наименьшее k, для которого аk+bk³10. Если аk+bk³10, то из того, что 0£аk£9 и 0£bk£ 9, следует неравенство 0£ аk+bk £18 и поэтому аk+bk можно представить в виде аk+bk=10+сk, где 0£сk£9. Но тогда (аk+bk)·10k=(10+сk)·10k=10k +1+сk×10k. В силу свойств сложения и умножения в (аn+bn)×10n+(аn–1+bn–1)×10n–1+…(а0+b0) слагаемые (аk+1+b k+1)×10k++(аk+bk)×10k могут быть заменены на (аk+1+bk+1+1)×10k +1+сk×10k. После этого рассматриваем коэффициенты аn+bn, аn–1+bn–1,+…аk+1+bk+1+1, выбираем наименьшее s, при котором коэффициент больше 9, и повторяем описанную процедуру. Через n шагов придем к выражению вида: х+у=(сп+10)×10n+…+с0, где сп¹0, или х+у=10n +1+сп×10n+…+с0, и где для всех n выполняется равенство 0£сп<10. Тем самым получена десятичная запись числа х+у. В случае когда десятичные записи слагаемых имеют разное количество цифр, надо приписать к числу, имеющему меньшее количество цифр, несколько нулей впереди, уравняв количество цифр в обоих слагаемых. После этого применяется описанный выше процесс сложения. В общем виде алгоритм сложения натуральных чисел, записанных в десятичной системе счисления, формулируют так: 1. Записывают второе слагаемое под первым так, чтобы соответствующие разряды находилось друг под другом. 2. Складывают единицы первого разряда. Если сумма меньше десяти записывают ее в разряд единиц ответа и переходят к следующему разряду (десятков). 3. Если сумма единиц больше или равна десяти, то представляют ее в виде а0+b0=1·10+с0, где с0 - однозначное число; записываютс0, в разряд единиц ответа и прибавляют 1 к десяткампервого слагаемого, после чего переходят к разряду десятков. 4. Повторяют те же действия с десятками, потом с сотнями и процесс заканчивается, когда оказываются сложенными цифры старших разрядов. При этом, если их сумма больше или равна десяти, то приписываем впереди обоих слагаемых нули, увеличиваем нуль перед первым слагаемым на 1 и выполняем сложение 1+0=1. Замечание. В этом алгоритме (как и в некоторых других) для краткости употребляется термин «цифра» вместо «однозначное число, изображаемое цифрой». Алгоритм вычитания Вычитание однозначного числа b из однозначного или двузначного числа а, не превышающего 18, сводится к поиску такого числа с, что b + с = а, и происходит с учетом таблицы сложения однозначных чисел. Если же числа а и b многозначные и b < а, то смысл действия вычитания остается тем же, что и для вычитания в пределах 20, но техника нахождения разности становится иной: разность многозначных чисел чаще всего находят, производя вычисления столбиком, по определенному алгоритму. Выясним, каким образом возникает это алгоритм, какие теоретические факты лежат в его основе. Рассмотрим разность чисел 485 и 231. Воспользуемся правилом записи чисел в десятичной системе счисления и представим данную разность в таком виде: 485-231=(4·102+8·10+5)-(2·102+3·10+1). Чтобы вычесть из числа 4·102+8·10+5 сумму 2·102+3·10+1, достаточно вычесть из него каждое слагаемое этой суммы одно за другим, и тогда: (4·102+8·10+5)-(2·102+3·10+1)= (4·102+8·10+5)-2·102-3·10-1. Чтобы вычесть число из суммы, достаточно вычесть его из какого-либо одного слагаемого (большего или равного этому числу). Поэтому число 2·102 вычтем из слагаемого 4·102, число 3·10 - из слагаемого 8·10, а число 1 - из слагаемого 5, тогда: (4·102+8·10+5)-2·102-3·10-1 = (4·102 - 2·102)+ (8·10 - 3·10)+(5-1). Воспользуемся дистрибутивностью умножения относительно вычитания и вынесем за скобки 102 и 10. Тогда выражение будет иметь вид: (4-2)·102+(8-3)·10+(5-1). Видим, что вычитание трехзначного числа 231 из трехзначного числа 485 свелось к вычитанию однозначных чисел, изображенных цифрами соответствующих разрядов в записи заданных трехзначных чисел. Разности 4 - 2, 8 – 3 и 5 - 1 находим по таблице сложения и получаем выражение: 2·102+5·10+4, которое является записью числа 254 в десятичной системе счисления. Таким образом, 485 - 231 = 254. Выражение (4-2)·102+(8-3)·10+(5-1) задает правило вычитания, которое обычно выполняется столбиком: _ 485 231 Видим, что вычитание многозначного числа из многозначного основывается на: – способе записи числа в десятичной системе счисления; – правилах вычитания числа из суммы и суммы из числа; – свойстве дистрибутивности умножения относительно вычитания; – таблице сложения однозначных чисел. Нетрудно убедиться в том, что если в каком-нибудь разряде уменьшаемого стоит однозначное число, меньше числа в том же разряде вычитаемого, то в основе вычитания лежат те же теоретические факты и таблица сложения однозначных чисел. Найдем, например, разность чисел 760 - 326. Воспользуемся правилом записи чисел в десятичной системе счисления и представим эту разность в таком виде: 760 - 326 =(7·102+6·10+0) - (3·102+2·10+6). Поскольку из числа 0 нельзя вычесть 6, то выполнить вычитание аналогичное тому, как было сделано в первом случае, невозможно. Поэтому возьмем из числа 760 один десяток и представим его в 10 единиц - десятичная система счисления позволяет это сделать тогда будем иметь выражение: (7·102+5·10+10)-(3·102+2·10+6). Если теперь воспользоваться правилами вычитания суммы из числа и числа из суммы, а также дистрибутивностью умножения относительно вычитания, то получим выражение (7-3)·102+(5-2)·10+(10-6) и 4·102 + 3·10 + 4. Последняя сумма есть запись числа 434 в десятичной системе счисления. Значит, 760 - 326 = 434. Рассмотрим процесс вычитания многозначного числа из многозначного в общем виде. Пусть даны два числа х= аn×10n+аn–1×10n–1+…+а1×10+а0 и у=bn×10n+bn–1×10n–1+…+b1×10+b0. Известно также, что у < х. Используя правила вычитания числа из суммы и суммы из числа, дистрибутивность умножения относительно вычитания, можно записать, что х-у=(аn-bn)×10n+(аn–1-bn–1)×10n–1+…(а0 - b0) (1) Эта формула задает алгоритм вычитания, но при условии, что всех k выполняется условие аk³bk. Если же это условие не выполняете то берем наименьшее k, для которого аk<bk. Пусть m - наименьше индекс, такой, что m>k и аm¹0, а аm–1=…=аk+1=0. Имеетместоравенство аm×10m=(аm–1)×10m+9×10m-1+... + 9×10k+1+10×10k (например, если m=4, k=1, аm=6, то 6·104=5·104+9·103+9·102+10·10). Поэтому в равенстве (1) выражение (аm-bm)×10m+... + (аk - bk)×10k можно заменить на (аm-bm-1)×10m +(9-bm–1)×10m-1+ +(9-bk+1)×10k+1+(аk+10×bk)×10k. Из того, что аk<bk<10, вытекает неравенство 0<10+аk-bk<10, а из того, что 0<bs£ 9, вытекает неравенство 0<9- bs<10, где k+1£s£ m - 1. Поэтому в записи х–у=(аn-bn)×10n+…+(аm-bm - 1)×10 m+(9-bm-1)×10m–1+ …+ (9-bk +1)×10k+1+(аk+10-bk)×10k+…+(а0-b0)все коэффициенты с индексом, меньшим m, неотрицательны и не превосходят 9. Применяя далее те же преобразования к коэффициентам аn - bn, …, аm- bm - 1, через n шагов придем к записи разности х-у в виде х–у= сп×10n+сп - 1× 10 n -1 …+ с0, где для всех k выполняется неравенство 0<сk<10. Если при этом окажется, что сп = 0, то надо отбросить первые слагаемые, вплоть до первого коэффициента, отличного от нуля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.011 с.) |