Вспоминая марксистско-ленинскую классовую теорию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспоминая марксистско-ленинскую классовую теорию



 

Как известно, у Маркса основной теорией была теория классов. Теория классов базировалась на предпосылке о существовании различных отношений людей в процессе производства и распределения материальных благ (производственные отношения), которые лежат в основе всех других отношений. Они обусловлены местом, которое та или иная группа людей занимает в процессе общественного производства.

 

Деление общества на классы было подмечено и до Маркса, но тем не менее именно Маркс сделал его основой своей теории, открыл так называемую классовую борьбу и, главное, раскрыл экономическую сущность классов. Он показал, что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства; далее, что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; и, третье, что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов. В то же время в основе деления общества на классы, по мнению Маркса и Энгельса, лежало разделение труда. Однако классы — это вовсе не профессии, то есть нельзя смешивать классы, скажем, с группами людей, занимающихся определенного рода деятельностью.

 

Ленин определял классы как большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению, в большей части закрепленному и оформленному в законах, к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. На мой взгляд, это очень четкое и исчерпывающее определение классов. Классы являются антагонистами, то есть классовые интересы противоположны и абсолютно несовместимы,

 

В рамках своей теории классики марксизма-ленинизма пришли к тому, что необходимо создавать бесклассовое общество. Создание в перспективе такого общества и было целью социалистической революции. Насколько утопична эта цель, мы судить не можем, этот вопрос требует специального исследования. Мы можем лишь констатировать, что это было заложено в идеологии социализма и коммунизма.

 

Неожиданный поворот: оформление номенклатуры в новый класс

 

Однако в реальности произошло совершенно противоположное тому, на что рассчитывали классики марксизма-ленинизма. Общество, которое сначала казалось бесклассовым, неожиданно стало быстро расслаиваться. Происходило это из-за необходимости элементарного управления обществом. Если бы этого расслоения не произошло, в обществе начались бы анархия, хаос. И это общество, скорее всего, было бы разгромлено и подчинилось бы другим каким-то политическим режимам, поскольку просто не могло бы себя оборонять и защищать.

 

Поэтому не вполне ясно, на самом ли деле классики марксизма-ленинизма собирались построить бесклассовое общество или же предполагалось (по крайней мере, Лениным) взять под этими лозунгами власть в свои руки, а затем, сохранив государство как аппарат насилия, продолжить функционировать в условиях существования классов, пусть видоизмененных. Бесспорно одно: как только идеи социализма-коммунизма стали реализовываться, начались противоречия в стане победивших. Разного рода анархистские, анархо-синдикалистские группы и иные течения крайнего толка начали бороться против сохранения государства, механизма государственного правления.

 

Но они быстро были оттеснены на обочину: в условиях Гражданской войны и последующей интервенции Антанты потребовалась организация для защиты нового строя. Возникла некая иерархия, бюрократия, структура власти, которая уже с самого начала стояла над остальными гражданами. Она, эта структура, в значительной степени сформировалась из той самой организации «профессиональных революционеров», которую привел к власти Владимир Ильич Ленин, и в значительной степени она вынуждена была интегрировать и кооптировать в свои ряды представителей старых бюрократических структур из всех сфер деятельности — «буржуазных специалистов». И они составили значительную часть этого «сословия», которое должно было взять на себя функции государственного управления.

 

Но тогда еще не было понятно, что зарождается новое классовое деление. Поскольку собственность на средства производства считалась общенародной и формально в отношении нее все были равны, то казалось, что никакого реального деления на классы не происходит, а различие в положении граждан в обществе объясняется необходимостью сохранения иерархического принципа для действенного государственного управления.

 

Но оказалось, что некоторые люди все-таки начали становиться «равнее». И начал зарождаться так называемый новый класс. Этот термин в свое время ввел один из лидеров коммунистов бывшей Югославии, ученый и писатель Милован Джилас. Этот человек прошел путь до члена Политбюро ЦК Югославской компартии и знал изнутри тот механизм, который позволял осуществлять контроль над массой в коммунистическом обществе. Суть его теории проста. Аппарат государственного управления необходим и после социалистической революции, и как только коммунистическая партия берет власть в свои руки, сразу начинается процесс отделения фактической власти от компартии в целом и уж тем более от всего общества в целом. Власть переходит к аппарату коммунистической партии, к сообществу партийных бюрократов, которое становится главной управляющей силой в обществе и начинает распоряжаться общенародной собственностью. Не весь народ как «ассоциация свободных тружеников», а этот класс бюрократов, партийный аппарат становится фактическим распорядителем всех орудий и средств производства. Таким образом, через некоторое время он реально начинает эксплуатировать всех остальных членов общества и поддерживает свою диктатуру с помощью террора и тотального идеологического контроля в стиле Оруэлла.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.007 с.)