Этап пятый. Полная и окончательная победа олигархии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап пятый. Полная и окончательная победа олигархии



ПОКОЙ И БЛАГОДАТЬ

 

После завершения в 1996 году процесса становления олигархической системы наступил этап, когда ничто уже не угрожало олигархам. Они фактически аккумулировали всю власть в государстве в результате событий конца 1995 года, когда через залоговые аукционы были захвачены и поставлены под контроль все финансовые потоки, вся собственность а затем в результате выборов президента в 1996 году все произошедшее было узаконено и проявилось в новых назначениях. Чубайс получил пост в Администрации президента, Потанин был делегирован олигархами в правительство стал вице-премьером, курирующим финансы, и, наконец ' Борис Березовский стал заместителем секретаря Совета безопасности, где занимался очень выгодным политически и экономически чеченским направлением. Группировка, представлявшая высшую власть в стране, полностью оформилась.

 

Покой нам только снится

 

Но почти сразу после оформления этой группировки начали происходить некоторые стычки между ее членами, поскольку они все-таки еще не до конца определились с удельным весом своего влияния на президента Ельцина, на его дочь, на Администрацию президента. Эти стычки в основном принимали форму борьбы за назначение и разыгрывались между участниками, сосредоточившими очень мощные ресурсы, например, подконтрольные телеканалы (у таких, как Березовский и Гусинский), огромные финансовые потоки и собственность (у таких, как Потанин). Прежде всего сформировалось новое противостояние в правительстве, где к группировке Черномырдина Ельцин в присущей ему манере создания противовесов приставил двух молодых реформаторов — Чубайса и Немцова. К этому времени Чубайс ушел из Администрации президента, а на его место пришел будущий муж Татьяны Дьяченко Валентин Юмашев, который окончательно превратил Администрацию президента в механизм для компостирования нужных узкой группе олигархов политических решений, в каковом виде она и существовала при следующих руководителях администрации, прежде всего при Волошине.

 

Но в это время Юмашев только начинал свою деятельность, а в правительстве, как уже говорилось, возникло две группы.

 

В результате возникли новые конфликты, и прежде всего они касались, естественно, укрепления контроля олигархических групп над теми предприятиями, которыми они завладели в результате залоговых аукционов, поскольку проходило время, когда кредит должен был быть возвращен правительством, и, естественно, правительство, как всегда, не могло найти эти деньги. Хотя совершенно ясно было, что эти деньги есть, поскольку каждый понедельник происходили торги ГКО и набрать на них до миллиарда долларов было нетрудно. Но, однако же, вернуть себе лучшие предприятия правительство почему-то не попыталось, несмотря на явно существовавшую для этого возможность.

 

В основном олигархи боролись за контроль над Министерством государственного имущества, поскольку предполагали, что он поможет им не возвращать государству заложенные акции и постепенно концентрировать у себя дополнительные (им же обычно продавались и следующие пакеты акций, и все это представлялось как величайшее достижение на пути приватизации).

 

«Кому я должен — всем прощаю»

 

Мало того что в 1995 году на залоговых аукционах банкиры за мизерные суммы фактически скупили лучшие предприятия, мало того что они даже эти суммы заплатили не своими деньгами, а деньгами правительства, которые находились в их банках (эти 600 млн долларов были на счетах бюджета в уполномоченных банках-организаторах и участниках аукциона, а не в Банке России), но дело в том, что организаторы аукционов были одновременно их участниками и победителями, организация аукционов поручалась банкам-залогодержателям, что являлось форменным абсурдом. Совершенно очевидно, что при таком распределении ролей даже теоретической возможности вернуть деньги у правительства не оставалось. Как выяснили впоследствии несколько комиссий Государственной Думы, такая возможность исключалась уже в самих кредитных договорах.

 

В федеральном бюджете на 1996 год просто не было предусмотрено средств на погашение кредитов, то есть взяв в долг 600 млн долларов, правительство позаботилось, чтобы в федеральном бюджете даже не были предусмотрены эти суммы. Таким образом, в самих договорах кредита уже был заложен невозврат правительством заемных сумм, то есть фактически это была прямая передача собственности. Попытки вернуться к этому вопросу в 1996—1997 годах сразу же приводили к договорам о предоставлении кредита под залог, подписанным в 1995 году от лица правительства Альфредом Кохом. До 1997 года он продолжал возглавлять Госкомимущества, даже повысив свой статус, кроме короткого периода, когда Чубайс был уволен из правительства и занимался выборами президента Ельцина. Но за это время Кох также не потерял своих позиций, находясь на посту первого зама руководителя Госкомимущества. Поэтому договоры были подготовлены полностью в интересах банков-залогодержателей.

 

Все было сделано таким образом, что любые попытки правительства отменить итоги проведенных торгов, к примеру по «Норильскому никелю», влекли бы за собой судебное разбирательство. Но вероятность, что такие попытки будут предприняты, была близка к нулю. Конечно, если бы на посту руководителя Госкомимущества оказался не Альфред Кох, а другой человек, который принципиально встал бы на защиту государственной собственности, естественно, он в условиях возможного судебного разбирательства добился бы справедливости. Но сроки возврата проходили, на посту находился тот же самый человек, который с самого начала курировал аукционы, и ожидать, что он будет что-то менять в этой системе, не приходилось.

 

Отнимаем и умножаем

 

Получив акции в залог, олигархи, фактически ставшие таким путем владельцами предприятий, имели исключительную возможность впоследствии увеличить свои пакеты акций, докупая небольшие пакеты, которые все время выставлялись на аукционы Госкомимуществом (при этом постоянно рассказывались басни о том, какие большие доходы это приносит в бюджет). Доходы действительно извлекались, поскольку эти пакеты акций продавались уже по более высоким ценам. Другое дело, что деньги на приобретение этих акций олигархи получили за счет того, что они пришли к управлению этими предприятиями, уменьшили выплату налогов в бюджет, скрыли доходы этих предприятий, а потом частично возвращали их в форме скупки пакетов акций, постепенно обращая предприятия в полную свою собственность. Почему олигархи не сделали крупных взносов с самого начала? Они намеревались сперва получить доступ к управлению, после чего можно было вывозить средства из России и через некоторое время их же вкладывать через новые торги, организуемые Госкомимущества, таким образом увеличивая свою долю.

 

При этом маловероятно, что кто-то стал бы с ними конкурировать: тот, кто уже владел большим пакетом акций, сильнее, чем кто-либо другой, стремится купить акции этой же компании, ведь покупать акции, не получая при этом возможности влиять на деятельность предприятия, никто не будет. Это делается очень редко и в незначительных размерах. Поэтому, как правило, те же самые лица докупали небольшие пакеты и постепенно сосредоточили в своих руках и заложенные акции, которые не выкупило государство, и те, которые они приобрели впоследствии; в целом они скупили все акции этих предприятий. Одновременно они начали выходить на международный финансовый рынок и повышать капитализацию своих компаний, стремились к тому, чтобы котировать акции своих компаний на бирже. Особенно в этом усердствовал Михаил Ходорковский. Впоследствии они собирались получить эту капитализацию, а капитализация на международном рынке может в сотню раз превышать капитализацию на рынке внутреннем. То есть государство за свои же деньги передало акции дельцам, чтобы потом они капитализировали их на международном рынке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.106 (0.007 с.)