Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вино», как символ божественного благословения.

Поиск

Исаак благословляет Иакова. Наиболее ранний пример употребления «вина», как символа божественного благословения – находим в Быт. 27:28, где Исаак благословляет Иакова, говоря: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина /тирош/». В этом патриаршем благословении материальное благосостояние / «от тука земли»/, особенно определяется фразой «множеством хлеба и вина». Слова «хлеба» и «вина» - в еврейском языке «даган» и «тирош», оба эти употреблены не для того, чтобы определить конечный продукт, то есть хлеб и вино, но в действительности растущие на поле хлеба и виноград.

Часто употребляются совместно тирош /«вино»/ вместе с даган /«хлеб»/ и итзгар /«свежевыбитый елей»/ /Смотри, к примеру, Ос. «2:8, 22; Неем. 5:11, 10:39, 13:5,12; Втор. 7:13. 11:14, 12:17, 14:23, 18:4, 28:51; 2Пар. 31:5, 32:28/. Совместное употребление этих трех слов, как убедительно показывает в своей диссертации Роберт Тичоут, что эти три слова «ссылаются на продукты, которые были вымолочены или выжаты» /Роберт Тичоут «Употребление вина в Ветхом Завете», 1979 г., стр. 195/. Слово «тирош» в особенности ясно ссылается во множестве примеров на выжатый виноградный сок. /К примеру: Ис 65:8; Прит. 3:9-10; Иоиль 2:23-24; Неем. 10:37; Втор. 33:28; Ис. 36:17, 62:8/.

В Михея 6:15 Бог провозгласил Свои суды на Свой ошибающийся народ, говоря: «Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки – и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок /тирош/, а вина /яин/ пить не будешь». Здесь «тирош» /виноград/ ясно помещен в приложении к яин /»вино»/, точно так же, как оливки /заитг/ помещены

/ 80 стр. ориг./ в приложении к «елею» /шемен/. Поэтическая последовательность и общий смысл требуют, чтобы тирош рассматривать как солидную сущность, виноградные гроздья, которые лишь после давления отдают от себя «вино» /яин/.

Эти наблюдения должны прояснить, почему «вино» /тирош/ является ключевым аспектом материальных благословений, обещанных Иакову, а именно, благословенный непереброженный виноградный сок, а не броженое, опьяняющее вино. Это исследование объясняет, почему из самого первого упоминания тирош /«вино»/ в Быт. 27:28 и до самого последнего в Зах. 9:17, это слово последовательно употребляется, выражая Божьи благословения для Его народа.

Моисей благословляет Израиля.

Подобный пример тирош / «виноградный сок»/ находим в благословении Моисея, произнесенном прежде его смерти над всей нацией: «Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит перед собою землю обильную хлебом и вином /тирош/ и небеса Его каплют росу» /Втор. 33:28/. Здесь материальное благосостояние предоставлено изобильным урожаем хлеба и виноградного сока /тирош/. Определение «новое вино» опущено в большинстве английских переводов, таким образом неправильно информируя читателей Библии, вводя их в заблуждение, что переброженное вино является обещанным Божьим благословением для Его народа.

Иаков благословляет Иуду. Патриаршее благословение Иакова, данное Иуде, предлагает другой пример непереброженного вина /яин/, употребленного как символ материального благосостояния. Иаков сказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не прейдет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине /яин/ одежду свою в крови гроздов /дам анабин/». /Быт. 49:10-11/.

Параллелизм между смытием «одежд в вине» и «в крови гроздов одеяние свое», подчеркивает, что «вино» /яин/ здесь ссылается на виноградный сок, который поэтически назван также «кровь гроздов». Посредством этого образного выражения вырисовывается идея, что Божье благословение будет настолько изобильным на Иуде, что Его народ сможет употреблять виноградный сок не только для питья, но и для омовения своих одежд. Очевидно, что в истории Израиля никогда не был столь изобильным. Это не умаляет факта, что Бог желал излить Свои благословения на Свой послушный народ. И эти благословения могли проявиться в изобилии виноградного сока.

Одно из самых ясных описаний «вина» как символа божественного благословения мы находим в Ис. 65:8: «Так говорит Господь: когда /81 стр. ориг./ в виноградной кисти находится сок /тирош/, тогда говорят: «не повреди ее, ибо в ней благословение», то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить». Два факта достойны внимания в этом тексте. Прежде всего «сок» /тирош/, обнаруженный в виноградной кисти, несомненно, является непереброженным виноградным соком. Во-вторых, из-за своей природы, такой «сок» имеет благословение в себе. Несомненно, благословение, которое виноградный сок содержит в себе, является буквальным и символическим благословением. Буквальным, ибо виноградный сок предусматривает полезное питание; и символическим, ибо представляет божественное благословение преуспевания. Библейское одобрения вина в этих случаях ясно на непереброженный виноградный сок, а не на броженое вино.

 

«Вино» как условное благословение.

Божественное благословение виноградного сока по своей природе было условным. Чтобы получить благословение хлеба, виноградного сока и елея, каждое поколение израильтян приглашалось быть послушными Богу. К примеру, Моисей, увещая израильтян, сказал; «Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедаю вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей: то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой»». /Втор. 11: 13-14/.

В этом месте, очевидно, что вино /тирош/ и виноградные гроздья соответствуют свежему виноградному соку, поскольку собирались во время урожая совместно с хлебом и елеем. Раньше мы отметили, что тирош /«виноградный сок»/ часто соединен с хлебом и елеем как указание на продукты, которые вымолачивали и выжимали во время сбора урожая. Благославения, получаемые от этих продуктов, не были автоматическими. От каждого поколения требовалось послушание, чтобы получить от Бога изобильную жатву хлеба, виноградного сока и елея.

Пример условности Божьих благословений у пророка Осии. Пророк говорит о Божьих укорах израильтянам за игнорирование факта, что именно Он, а не Ваал давал им «хлеб, вино и елей». «А не знала она /Израиль/ …что Я, Я давал ей хлеб и вино /тирош/ и елей и умножил у ней серебро и золото, из которого сделали истукана и Ваала» /Осии 2:8/.

Устранение «вина» как божественное проклятие.

То, что Бог сказал через пророка Осию израильтянам, что Он сохранит Свои обетования, данные отцам, выраженные в изобилии урожая хлеба, виноградного сока и елея и в такой же мере серебра и золота. Но поскольку они приписывали эти благословения языческим богам земли, Он устранит эти благословения от них: «За это Я возьму назад хлеб Мой /82 стр. ориг./ в его время и вино /тирош/ Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее» /Осии 2:9/.

Здесь как «хлеб», так и «вино» /тирош/ - как непосредственно созданные Богом, Который установил их период созревания. Едва ли можно найти более сильное доказательство для «вина» /тирош/ в качестве собранного во время урожая виноградного сока, поскольку сам Бог угрожал устранить его «в его пору».

Другой яркий пример божественного суда, излитого на Его ошибающийся народ, проявленного через отнятие благословений «вина», мы находим у пророка Иоиля. Пророк наглядно описывает влияние Божьего суда в следующих словах: «Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок /тирош/, завяла маслина» /Иоиль 1:10/. Здесь мы находим более убедительное доказательство, что «вино» /тирош/, употребленное в Ветхом Завете, указывает на действительный плод виноградной лозы. Из-за их естественных и питательных свойств виноградные гроздья и виноградный сок могли эффективным образом символизировать как дарование, так и устранение Божьих благословений от народа.

 

2. «ВИНО» КАК СИМВОЛ МЕССИАНСКИХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ

Обновленные благословения. Это весьма ободряет, что в Библии Божьи предостережения об устранении благословений урожая часто сменяются Его обетованиями, - восстановить такие благословения для Его народа. Это восстановление обычно связано с пророчески обещанным мессианским веком мира и преуспевания.

К примеру, тот же пророк Иоиль, который наглядно описал суд Божий в терминах уничтожения хлеба, вина и елея, провозглашает восстановление этих благословений: «И тогда возревнеет Господь о земле Своей и пощадит народ Свой. И оветит Господь, и скажет народу Своему: вот Я пошлю вам хлеб и вино /тирош/, и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам» /Иоиль 2:18-19/

Иеремия провозглашает в подобном духе будущее мессианское восстановление: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое; ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекуться к благостыне Господа, и пшенице и вину /тирош/ и елею, к агнцам и волам; и душа их будет, как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться» /Иер. 31:10-12/. /83 стр. ориг./

Здесь славная триада естественных продуктов /хлеб, вино и елей/ встречаются снова и многозначительно названы «благостыней Господа», которой народ Божий будет наслаждаться в совершенном мире, очевидно из-за всех трех питательных естественных продуктов.

Мессианское благосостояние.

Амос предусмотрел другой наглядный пример употребления «вина» как соответствующего символа плодородия мессианского века: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок /азаз/, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселяться в них насадят виноградники и будут пить вино /яин/ из них, разведут сады и станут есть плоды из них» /Амос 9:13-14/.

В этом месте плодородие и изобилие мессианского века представлено через образные сельскохозяйственные мероприятия, следующие в быстрой последовательности без истощения почвы. В этом контексте «вино» упоминается дважды. В первой ссылке говорится о горах, источающих «виноградный сок» /азиз/. Поскольку виноградные лозы насаждали по склонам гор, пророк здесь представил плодородие виноградных лоз через многозначительное образное выражение, когда горы источают потоки сладкого, ароматного сока, содержащегося внутри растрескивающихся виноградных гроздьев. Очевидно, что здесь «виноградный сок» /азиз/ является сладким виноградным соком, истекающим со зрелых виноградных гроздьев.

Вторая ссылка говорит о насаждении «виноградников» и «будут пить вино» /яин/. Поскольку эта фраза помещена в паре с высказыванием «разведут сады и станут есть плоды», «вино» здесь, вероятно, означает естественный продукт виноградника – виноградный сок, точно так же, как и «плоды» являются естественным продуктом «садов». Таким образом, в обеих ссылках Божье одобрение и благословение в смысле «вина» – здесь ссылка на непереброженный виноградный сок.

Предложение божественной милости.

Поскольку непереброженноге вино употреблено, чтобы символизировать Божьи благословения для Его народа, поэтому, как в настоящем, так и в будущем мессианском веке, вино также должно эффективно представлять Божье свободное предложение Его милости к Его народу. Такое употребление мы находим в Ис. 55:1, где Бог говорит: «Жаждущие! Все идите к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино /яин/ и молоко».

Здесь Божье свободное предложение Его милости подобно свободному принятию трех естественных продуктов: воды, вина и молока. Трудно поверить, что в этом контексте «вино» /яин/ ссылается на броженое, опьяняющее вино. Факт, что «вино» /яин/ помещено рядом с молоком, / 84 стр. ориг./ естественным, питательным продуктом, подчеркивает, что «вино» ссылается на питательный, полезный виноградный сок.

Интересно отметит, что рядом «молоко и вино» встречаются также в Песне Песней 5:1: «Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья; пейте и насыщайтесь, возлюбленные» В этой поэме любви «вино» /яин/ должно относиться к виноградному соку, по крайней мере, из-за двух причин. Прежде всего, чистый виноградный сок формирует для себя соответствующего спутника – этот напиток- свежее молоко, и оба напитка можно пить, «насыщаясь», без вреда для тела или ума.

Во-вторых, едва ли можно верить, что Соломон мог поощрять кого-либо пить опьяняющее вино, когда в притчах он сильно осуждает вино как «глумливое» /Прит. 20:1/, «впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид» /Прит. 23:32/. Если кто-либо верит, что Священное Писание не противоречит себе, только единственно правильное заключение мы можем вывести, что «вино» /яин/ в Песне Песней Соломона 5:1 ссылается на непереброженный виноградный сок. Роберт Тичоут убедительно доказывает, что «вино» /яин/ во всей книге Песни Песней Соломона означает непереброженный виноградный сок. К примеру, он отметил, что опьяняющее вино едва ли можно сравнить с подлинной любовью двух влюбленных: «Далеко от возвышенной любви посредством сравнения само упоминание о любви и опьяняющем броженом вине наряду с этим – в благоприятном свете должно дискредитировать обоих» /Роберт Тичоут/ н.2/стр. 276/. Это употребление «вина» как непереброженного виноградного сока должно объяснить, почему последнее представлено в паре с молоком, поскольку они оба – естественные, питательные продукты, которые соответственно могут представлять как подлинную любовь между любимыми, так и Божью любящую милость к Своему народу.

 

 

ВИНО» КАК ПОЛЕЗНЫЙ НАПИТОК»

Главная цель виноградников. «Вино» как непереброженный виноградный сок одобряется в Священном Писании в качестве полезного напитка. Роберт Тичоут сказал: «В Священном Писании ясно подчеркивается, что главная причина Божьей цели в замысле создания виноградных лоз в нашем мире не для того, чтобы есть плоды, но чтобы человек имел восхитительный напиток» /Роберт Тичоут, «Вино». Библейское повеление: всеобщее воздержание», 1983 г. стр. 27/.

Тичоут подчеркнул две линии библейских доказательств для этого заключения. «Прежде всего, - сказал он,- скорее всего это виноградный сок, нежели сам виноград, который всегда упоминается в местах Писания, имеющих отношение к Божьим благословениям для Его народа» /Там же/. Различные места подтверждают этот аргумент. К примеру, в Амоса 9:14 сказано: «И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино /яин/, из них, разведут сады и станут есть плоды из них». Здесь изложена цель насаждения виноградников: «пить вино /85 стр. ориг./ из них». Мы уже раньше отметили, что «вино» /яин/ здесь вероятно означает виноградный сок как естественный продукт виноградника, поскольку он помещен параллельно с «плодами» как естественными продуктами садов.

Вторая линия доказательства, выдвинутая Тичоутом, подчеркивает, что главная цель выращивания виноградников – производить полезный напиток, виноградный сок, является статистическим в природе. Тичоут говорит: "«Во всем Ветхом Завете нет более тринадцати ссылок на виноградные гроздья, чтобы кушать их в различном – сыром или сушеном виде. В противоположность этому, в том же Ветхом Завете встречается 238 ссылок на виноградный напиток». Все это говорит о том, что Бог определил виноградную лозу не просто для употребления ее сухих или созревших зерен винограда, но главным образом для приготовления виноградного сока – полезного и удовлетворяющего напитка в дополнение к воде.

«Вино», чтобы веселить сердце.

Цель Божья в предоставлении нам «вина» - даровать нам полезный, восхитительный напиток, чтобы радовать наши сердца и не отнять веселого настроения. Эта мысль выражена в Псалме 103:14-15: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино /яин/, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека».

В этой благодарственной песне псалмист перечисляет щедрые дары для нужд Его созданий. Он ссылается на траву, растущую для блага скота, и на растения, насажденные для нас, чтобы предусмотреть нам пищу. Из того же источника и «вино», виноградный сок, который веселит сердце человека. Здесь «вино» /яин/, то есть виноградный сок, которому приписывается способность веселить сердце. «Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и «вино» /тирош/ умножились» /Пс. 4:8; сравни Суд. 9:13/.

Слово /тирош/, переведенное словом «вино», этот термин, как мы видели, явно употреблен во многих местах, чтобы указать на виноградный сок. Что псалмист желает сказать в этом месте? В то время, как нечестивые видят свою главную радость при изобилии хлеба и виноградного сока, верующий переживает свою главную радость, когда он является получателем света от Божьего присутствия. Истина, выраженная в этом тексте, отличная от записанной в псалме 103:14-15, однако он показывает, что хлеб и виноградный сок обычно рассматривались как источники радости. Это дает нам основание верить, что «вино» /яин/, упомянутое в Пс. 103:105 тождественно непереброженному «вину» /тирош – виноградному соку/ в Пс. 468, поскольку в обоих местах ссылки сделаны на продукт, веселящий человеческие сердца. /86 стр. ориг./

Питание и сладость.

В Пс. 103:14-15 кажется явлен контраст между растениями в общем, которые предусмотреивают нам необходимую пищу, и виноградные лозы в особенности, которые восполняют нас вином, как напитком, веселящим наши сердца. Это не означает, что псалмист ссылался на удовольствия под влиянием опьяняющего вина. Эффект последнего иногда в Священном Писании выражается безглагольной формулой: развеселится сердце …от вина»

/2 Цар. 13:28; Есф. 1:10/. В противоположность этому благотворная радость под Божьим обеспечением виноградного сока выражается словесной формулой: «Вино, которое веселит сердце человека».

Важно помнить, как мы увидим в разделе IV, что многие древние люди любили сладкие напитки. Хотя сегодня многие полагают, что молоко и виноградный сок в качестве напитков принадлежат детям, а кофе и вино – напитки для взрослых, - в библейские времена молоко и виноградный сок были желательными, благотворными напитками для молодых и старых. На моей родине, в Италии, большинство взрослых употребляют на завтрак скорее кофе, нежели молоко. Предложить стакан молока итальянцу, - привычному потребителю кофе и вина, означает посчитать его / или ее/ за младенца. В древнем мире такая позиция не имела никакого значения, где, как мы увидим в IV и VII разделах, люди любили сладкие напитки. Плиний повествует нам, что иногда люди добавляли некоторое количество меда к виноградному соку, чтобы сделать его еще более сладким. /Плиний «Естественная история» 14, 11, 85/.

Контрастные идеи в Пс. 103:14-15, - это питание и сладость. Бог предусмотрел для нас содержательную, насыщающую пищу и сладкий восхитительный напиток, виноградный сок. Проблема заключается в том, что благотворный Божий дар – виноградный сок – был извращен посредством брожения. А сегодня на лицо результат – миллионы людей, включая многих христиан, не ищут естественного наслаждения в принятии благотворных, удовлетворяющих фруктовых соков, подобных виноградному соку, но скорее поверхностного возбуждения, принимая алкогольное вино и ликер. Влияние последнего – временное снятие напряжения, притупление чувств и, таким образом, уменьшение способности сознательно насладиться Божьим обеспечением – естественными прдуктами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.25 (0.011 с.)