Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф. Энгельс о пражском восстании.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кёльн, 17 июня. Новая кровавая баня по познанскому образцу готовится в Богемии. Австрийская военщина потопила в чешской крови возможность мирного сожительства Богемии и Германии. Князь Виндишгрец1 приказывает установить на Вишеграде и Градишине2 пушки, направленные против Праги. Концентрируются войска и подготовляется нападение на славянский съезд3 и на чехов. Народ узнает об этих военных приготовлениях. Он устремляется к дворцу князя и требует оружия. Ему в этом отказывают. Возбуждение усиливается, собирается все большая масса вооруженных и невооруженных людей. Тут раздается выстрел из гостиницы, расположенной против дворца командующего, и княгиня Виндишгрец падает смертельно раненная. Тотчас же отдается приказ об атаке, гренадеры устремляются вперед и оттесняют народ. Но повсюду вырастают баррикады, которые задерживают войска. Выкатывают пушки, и баррикады засыпаются картечью. Кровь течет потоками. Борьба длится всю ночь с 12-го на 13-е и продолжается 13-го. Наконец, солдатам удается овладеть широкими улицами и оттеснить народ в более узкие кварталы, где нельзя применить артиллерию. Таковы полученные нами последние известия. К этому прибавляют, что многие делегаты4 Славянского съезда под сильным конвоем высланы из города. Судя по этим сообщениям, войска, по крайней мере, частично, победили... К. Маркс и Ф. Энгельс.
Примечания: 1.Князь Альфред-Кандид-Фердинанд Виндишгрец (1787-1862) – австрийский генерал, в 1848 г. был назвачен главнокомандующим. Жестокими мерами подавил восстание в Праге. 2. гВишеград - южная часть Праги со старинной цитаделью того же названия на правом берегу реки Влтавы. Градишин (чешское название – Градчаны) – северо-западная часть Праги. 3. Славянский съезд собрался 2 июня 1848 г. в Праге. 4. Делегаты, принявшие активное участие в Пражском восстании. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 5, стр. 83 - 84.
ИЗ ПРОКЛАМАЦИИ I СЛАВЯНСКОГО СЪЕЗДА К НАРОДАМ ЕВРОПЫ (12 ИЮНЯ 1848) ...Подымает голову давно угнетенный славянин, сбрасывает с себя ярмо и требует громким и решительным голосом свое давнее наследство - свободу. Сильный численностью, а еще более своей волей и вновь приобретенным братским единомыслием своих племен, он, однако, остается верен своей природе и принципам своих предков: он не хочет владычествовать, господствовать; он хочет свободы как для себя, так и для каждого; он требует ее безусловно, как признания священнейшего права человека. Поэтому мы, славяне, проклинаем и отвергаем всякое господство силы, которая хочет встать наряду с законом; мы отбрасываем всякие привилегии и преимущества, так же как и всякую разницу в политическом положении людей, и требуем безусловного равенства перед законом; требуем одинаковой степени прав и обязанностей для каждого; там, где между миллионами родится хоть один раб, нет истинной свободы. Да, свобода, равенство и братство всех подданных государства - наш лозунг, так же как он был у нас тысячу лет назад... Мы предложили императору Австрии, под конституционным управлением которого проживает большинство членов нашего племени, преобразовать империю в союз равноправных народов, который одинаково удовлетворит как своеобразные потребности народов, так и единство монархии. В таком союзе мы видим благо не только для нас одних, но и для укрепления свободы, цивилизации и гуманности вообще. В деле осуществления этого союза мы надеемся на свободную поддержку просвещенной Европы. Во всяком случае, мы твердо решили всеми законными средствами добиться государственного признания и положения нашей национальности в Австрийской империи равным положению немецкого и мадьярского народов. Мы рассчитываем на ту помощь, которую всякое правое дело находит у каждого истинного свободного человека.
Хрестоматия по новой истории. Т. II. М., 1965. С. 180 - 181.
СОБЫТИЯ В ПРАГЕ. СОБЩЕНИЕ ОДНОГО НЕМЦА ИЗ ПРАГИ 24 ИЮНЯ 1848 г. ...Во время боев на баррикадах... немцы и чехи стояли рядом, одинаково готовые защищаться, и я сам неоднократно просил ораторов, говоривших на чешском языке, перевести сказанное на немецкий язык, что и делалось каждый раз без малейших возражений. Говорят, что взрыв революции произошел на два дня раньше, чем предполагалось; но в таком случае должна была уже быть все-таки налицо какая-нибудь организация или, по крайней мере, должны были быть заготовлены боевые припасы, однако в действительности ничего этого не было. Баррикады неожиданно вырастали из-под земли там, где собиралось 10 - 12 человек. Впрочем, больше баррикад построить не было никакой возможности, так как даже самые маленькие улички были в трех-четырех местах забаррикадированы. Боевыми припасами делились на улицах, и количество их было очень ограничено. О высшем командовании, вообще о каком бы то ни было командовании, не было и речи. Защитники баррикад сражались там, где на них нападали, и стреляли без всякого руководства, без команды из домов и из-за баррикад…
Хрестоматия по новой истории. Т. II. М., 1965. С. 181 – 182.
СЛАВЯНСКИЙ СЪЕЗД 1848 г. ПРИГЛАШЕНИЕ НА СЪЕЗД Инициатива созыва съезда исходила от славян Венгерского королевства. Приглашение на Славянский съезд, датированное 1 мая, опубликовала газета «Народни новины» 5 мая 1848 г. Оно было выработано подготовительным комитетом, в состав которого вошли чешские политические деятели Ф. Палацкий, Ф. Ригер, В. Ганка, Ян Воцел, Карел Эрбон и др., а также словак Л. Штур, поляк Виталис Гжибовский. Славяне, братья! Кто из нас не взглянет с сожалением на наше прошлое? Для кого является тайной, что все то, что мы претерпели, произошло из-за нашей несознательности и раздробленности, разделяющей братьев между собой? Но по прошествии долгих веков, когда мы уже забыли один о другом, когда столько несчастий выпало на наши головы, мы осознали, что мы одно целое - мы братья. Наступили важные времена, освободились народы, и с них снято бремя, под тяжестью которого они стонали. Мы теперь можем высказать то, что издавна чувствовали, обдумать и определить то, что служит нашему успеху. Европейские народы приходят к соглашению и объединяются. Немцы в целях своего объединения созвали парламент во Франкфурте, который стоит на том, что Австрийская империя должна ему уступить от своей независимости столько, сколько это необходимо для германского единства, чтобы монархия со всеми землями, за исключением Венгрии, влилась в состав новой Германской империи. Такой шаг разрушил бы не только единство Австрии, но и связи и самостоятельность славянских племен, национальность которых тем самым оказалась бы в опасности. На нас лежит обязанность мужественно защищать то, что для нас наиболее свято; пришел час, чтобы и мы, славяне, согласились между собой и объединили свои намерения. А потому, радостно отзываясь на многие пожелания, присланные к нам из различных славянских земель, мы обращаемся с приглашением ко всем славянам австрийской монархии и призываем всех мужей, имеющих доверие народа, кому дорог наш общий успех, собраться в славянской, со славной традициями чешской Праге 31 мая сего года, где мы совместно обсудим все то, чего требует благо нашего народа и что мы должны предпринять в это важное время. Если другие славяне, живущие вне нашей монархии, захотят почтить нас своим присутствием, мы будем сердечно приветствовать их как наших гостей.
Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II. Минск. 1989. С. 73 – 74.
2. ИЗ ОБРАЩЕНИЯ К НЕСЛАВЯНСКИМ НАРОДАМ ИМПЕРИИ Враждебная реакция немецкой и венгерской прессы на приглашение на съезд вынудила подготовительный комитет выступить с Обращением к неславянским народам империи. Оно было опубликовано 7 мая в газете «Народни новины», а затем отдельной листовкой.
Подписав обращение к нашим славянским братьям в Австрийской империи... и притом считая себя также обязанными по отношению к нашим неславянским согражданам ясно и открыто заявить о наших намерениях и принципах, которые нас к тому побудили: 1. Мы заявляем открыто и свято, что мы полны решимости хранить без изменений нашу старую верность к царствующему над нами на конституционных началах наследственному габсбургско-лотарингскому дому и всеми нам доступными средствами охранять целостность и самостоятельность Австрийской империи. А потому возлагаемые на нас, вероятно зломыслящими людьми, подозрения в каком-то сепаратизме, панславизме, русизме (и как бы иначе эти лозунги еще ни звучали) мы заранее от себя отсылаем туда, откуда они приходят, т. е. в царство лжи и клеветы. 2. Мы также свято заявляем, что мы никогда не замышляли и всегда будем далеки от мысли оскорблять или угнетать какие-либо неславянские национальности; напротив, издавна наши устремления были направлены только на то, чтобы принцип полного равноправия всех национальностей Австрийской империи получил надлежащее признание и практическое осуществление. 3. Наконец, мы заявляем, что права, принадлежащие нам в национальной и государственной жизни согласно этим, ныне высказанным принципам, мы полны решимости требовать в полном объеме и охранять и защищать их от любого нападения, откуда бы оно ни пришло; поэтому славянское собрание, задуманное нами, не имеет под собой никакой другой причины, кроме пожелания, чтобы дружеским соглашением разделенных между собой племен достичь этой, святой для нас, цели совместно, самым надежным и мирным способом. Поскольку, таким образом, наша национальная независимость и наше объединение зависят от дальнейшего сохранения целостности и независимости Австрийской империи, поэтому очевидно, что это наше предприятие, в сущности, имеет охранительный характер, и что нет никакой причины, чтобы наши справедливые и свободомыслящие сограждане неславянского племени могли иметь малейшее беспокойство.
Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II. Минск, 1989. С. 74. 3. ИЗ РЕЧИ Ф. ПАЛАЦКОГО1 НА ОТКРЫТИИ СЪЕЗДА
Съезд, на котором присутствовало 318 делегатов, по неофициальным данным — около 400, был открыт 2 июня 1848 г. Работа шла в трех секциях: чешско-словацкой, под председательством П. И. Шафарика; польско-русинской руководил Карел Либельт; южнославянской - Павел Стаматович. То, о чем не смели мечтать отцы наши, что в юности едва представлялось нам как прекрасный сон, то, о чем совсем недавно мы не осмеливались говорить как о своем самом горячем желании, является сегодня перед нашим счастливым взором как живое действие. Братья-славяне из всех своих далеко и широко раскинувшихся родных земель сошлись в огромном числе в славной традициями Праге, чтобы присоединиться к великой своей семье и подать друг другу руки на вечный союз любви и братства. ...Чувство свободы, чувство братской любви и согласия соединяют пас на этом месте. Свобода, которой мы сегодня пользуемся, это не новая, не небывалая между нами гостья, она не привой, завезенный к нам с чужбины; это древо, выросшее на нашей домашней почве, это исконное и первородное наследие отцов наших. Древние славяне были все равны перед законом и никогда не стремились к господству над другими пародами, понимали это наследие издавна намного лучше, чем в наше время многие хваленые племена наших соседей, которые еще и сегодня, думаю, не умеют понимать и воспринимать свободу без господства. ...Итак, главная идея нашего съезда заключается в том, чтобы миру, взволнованному в эти дни, припомнить простую, но вечную истину: «Чего не хочешь для себя, не делай другому» - это божественный источник всякого права и всякой справедливости. Великий народ, каким является наш народ, никогда бы не лишился своей исконной свободы, если бы сам себя не разделил на части, не рассеялся, не отдалился один от другого, не проводил каждый собственное направление в политике: но думаю, это было необходимо, чтобы наученные многовековым, но горьким опытом, мы, наконец, глубоко осознали, что нам единственно необходимо....Что мы опять и навсегда останемся свободны, этим мы обязаны, прежде всего, своему пробуждению... добросердечному государю нашему, императору и королю Фердинанду2, который охотно признал и принял к сердцу права и потребности наши... чувству братской любви и согласия. Славянин есть и будет непобедимым до тех пор, пока лозунг общей свободы и согласия будет отзываться в его сердце. Этим лозунгом открывается новый и блестящий век в жизни нашего народа.
Примечания: 1. Франтишек Палацкий (1798-1876) – чешский политический деятель, историк, философ. Создал ряд известных трудов по чешской истории и литературе. Был одним из авторов программы чешских «будителей», организатор «Матицы чешской». В 1848 г. развил программу «австрославизма». Председательствовал на Славянском съезде в Праге. С конца 40-х годов до начала 60-х являлся депутатом австрийского рейхсрата и чешского сейма. 2. Фердинанд – австрийский император (1835 – 1848).
Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II. Минск, 1989. С. 75.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.008 с.) |