ТОП 10:

Начало причащения под обоими видами



 

В лето от воплощения господа 1414-е досточтимое и божественное причащение евхаристии под обоими видами, т. е. хлеба и вина, было начато в славном и великом Городе Пражском и предоставлено всему народу верных [христиан] достопочтенным и выдающимся мужем, утвержденным бакалавром священной теологии, магистром Якубеком из Мизы 1 и некоторыми другими священниками, помогавшими ему в этом деле. Прежде всего [это началось] в храмах св. Адальберта (Войтеха) в Новом Городе 2, св. Мартина в стене, у св. Михаила 3 |и в часовне Вифлеемской 4 в Старом Городе Пражском 5.

Это священнейшее причащение с течением времени стало преследоваться страшными угрозами и заключением в тюрьму королем римским и богемским Венцеславом 6 или, при опоре на его власть, духовными лицами и в особенности архиепис­копом Пражским Конрадом, другими прелатами и монахами, магистрами и докторами Пражского университета, старавши­мися всеми силами его окончательно уничтожить. Но от этого оно только еще больше получало силы и настолько распро­странялось среди верующего и преданного [церкви] народа обоего пола, что по истечении двух лет примкнувшие к маги­стру Иоанну Гусу пресвитеры-виклефисты 7, названные так противной им партией, именовавшейся махометистами, не только могли свободно проповедовать и, как утверждают, причащать народ в двух или трех церквах, но почти во всех приходских церквах Праги; мало того, они заняли даже неко­торые монастыри и, несмотря на то, что архиепископ и пре­латы отлучали их и налагали интердикт 8 на весь город Прагу, они привлекали к себе много народа. Таким образом, не только в Праге, но во многих городах, крепостях, замках и се­лах королевства Богемии и маркграфства Моравского 9 про­стой народ толпами и с большим усердием и благоговением приходил к священнейшему причастию под обоими видами, хотя противники и гонители самой святой истины, как духов­ные, так и светские, негодовали и шипели от злобы, однако не могли побороть истины причащения под обоими видами. Ибо написано у Ездры (2 кн. 10 гл.): «Истина пребывает и укрепляется вечно и будет жить и утверждаться во веки веков» (С.21-22).

 

Примечания: 1. Якубек из Мизы (Якубек из Стршибра) — сын кре­стьянина, (ок. 1370-1422). С 1397 г.— магистр свободных искусств Праж­ского университета, позже — бакалавр богословских наук. С 1410 г. стал проповедником в костеле св. Войтеха; после смерти Гуса (1415) — его преемник в Вифлеемской часовне в Праге. До взрыва революционного движения (1419) Якубек резко критиковал прелатов и церковные зло­употребления. Однако, как только начались бои, Якубек оказался на стороне шляхты и богатых горожан, интересы которых он уже раньше защищал. В результате этого возникли противоречия не только с табо-ритами, но и с выразителем интересов пражской бедноты и мелкого бюр­герства, Яном Желивским. 2. Новый Город Пражский (Move Mesto Prazske) — самостоятельная часть Праги, возникшая в XIV в. как ремесленный центр на правом бе­регу Влтавы. 3. Костел св. Мартина в стене — приходский костел, о котором изве­стно с 1187 г. Костел св. Михаила находился в Старом Городе., как приходский упо­минается в 1331 г. 4. Вифлеемская часовня основана в 1391 г. на частные средства для проповедей на чешском языке. С 1402 по 1413 г. проповедником в Виф­леемской капелле был Ян Гус, пламенные проповеди которого привлекали громадные толпы пражан. Часовня становится центром реформации, ко­лыбелью чешского национального движения. С начала гуситских войн она теряет значение революционного центра, но остается в руках проте­стантов до XVII в. После битвы у Белой Горы она была отдана иезуи­там, а в 1786 г. снесена; в 1954 г. восстановлена в первоначальном виде и является музеем. 5. Старый Город Пражский (Stare Mesto Prazske) — самая старая часть Праги, возникшая на правом берегу Влтавы. С XIII в. имела са­мостоятельное общинное управление. В XIV и XV вв.— аристократиче­ский купеческий центр, центр немецкого патрициата. 6. В средние века немецкий король считался наследником римских императоров, поэтому он и назывался королем римским. Когда же рим­ский король был коронован в Риме, он назывался римским императором. Венцеслав — Вацлав IV, король чешский (1378—1419), император гер­манский («король римский») в 1378—1400 гг. 7. Так назывались последователи английского реформатора Джона Виклефа (ум. в 1384 г.). 8. Мера католической церкви против еретиков. В местности, где был объявлен интердикт, не должен был совершаться ни один церковный об­ряд: нельзя было крестить детей, не совершались мессы, были запре­щены похороны и т. д. 9. Моравия в ту эпоху называлась маркграфством, несмотря на то, что звание маркграфа после смерти маркграфа Иосифа (1411) стало по­стоянным титулом чешского короля.

Охранная грамота, данная Яну Гусу

 

На этот же собор 1 прибыл лично магистр Иоанн Гус, утвер­жденный бакалавр священной теологии, назначенный про­поведником часовни в Праге, называемой Вифлеемской, ко­торый постоянно нападал в своих проповедях на лицемерие, роскошь, алчность, пышность, симонию 2 и другие грехи ду­ховенства и обличал их, чтобы вывести самый клир на путь апостольской жизни, чем и вызвал в духовенстве, погрязшем и пороках, большую к себе ненависть. Он лично прибыл в том же [1414] году в субботу, после праздника Всех святых 3, с охранной грамотой 4 короля венгерского Сигизмунда 5, после того как предварительно многократно и публично заявлял в Праге, что готов сам перед лицом Констанцского собора дать кому угодно отчет о своей вере. Но, несмотря на эту охранную грамоту вышеназванного короля, по проискам враждебного ему в Чехии духовенства, в особенности же прелатов и магистров города Праги, в шестой день недели 6 после дня св. Екатерины 7 того же года он был захвачен в плен самим же собором. Будучи обманным образом вызван к папе и к кардиналам как бы для переговоров, он был заключен в мрачную тюрьму в монастыре братьев проповедников 8, расположенном там же на берегу озера у самого города, и охранялся стражей из разных народностей.

Покровители его, присутствовавшие в Констанце, как духовные, так и светские, хотя и усердно старались помочь ему против собора и короля венгерского, но не могли добиться его освобождения, так как некоторые же магистры и прелаты из богемского духовенства и особенно доктор теологии магистр Стефан Палеч 9 и Михаил de Causis 10 — настоятель храма святого Адальберта в Новом Городе Пражском — были охвачены против него сильной ненавистью и злобой: они ковали и вымышляли много фальшивых и лживых обвинений для осуждения его самого, верного католического проповедника евангелия, обвиняли его перед собором, конечно, ложно, что он в своих проповедях стремился всеми силами лишить значения духовенство, возбуждая мирян к упразднению самого клира. Но магистр Иоанн Гус и в самом заключении, сохраняя мужество, предпочитал умереть, нежели одобрить чудовищные преступления погрязшего в пороках духовенства. Он тайно пи­сал своим друзьям, присутствовавшим в Констанце, много пи­сем и полезнейших посланий, которые предназначались также и для Богемии. В свою очередь он получал моральную под­держку от подбадривающих писем своих друзей и покровите­лей и имел мужество быть твердым в своем добром и святом намерении. Стража названной тюрьмы, подкупленная подарка­ми друзей магистра Иоанна Гуса, осторожно и осмотрительно, боясь собора, доставляла эти его письма покровителям ма­гистра Иоанна и, наоборот, их собственные письма и послания передавала самому магистру Иоанну удивительно искусно, скрывая их в каких-либо приношениях. Там же по просьбам друзей и некоторых сторожей своей тюрьмы он, хотя и не имел книг под руками, составил несколько прекрасных и обстоятель­ных небольших трактатов, именно: «О заповедях божиих», «О молитве господней» и еще «Как совершается смертный грех», и еще «О познании бога», «О трех врагах человека», «О покаянии», «О браке», «О таинстве тела и крови господ­ней» (С.25-25).

Примечания: 1.Констанцский собор 1414-1418 гг. 2. Так в устах критиков церкви называлась порочная практика церк­ви, когда за деньги совершались религиозные обряды, продавались мес­та священников, совершалась торговля индульгенциями и т. д. 3. То есть 3 ноября 1415 г. Все повествование о Гусе основывается на сведениях Петра из Младонёвиц, друга Гуса и очевидца его смерти. 4. Охранная грамота, обеспечивающая безопасный путь (приход и уход из Констанца), привезена была Гусу в Констанц 5 ноября 1414 г. защитником Гуса, паном Вацлавом из Дубы. 5. Сигизмунд — король венгерский (1387—1437), германский импера­тор (1411—1437). 6. В средние века счет дней недели велся от воскресенья, следова­тельно, шестым днем недели считалась пятница. 7. В действительности должен быть в среду после дня св. Екатерины, т е. 28 ноября 1414 г. 8. То есть монашеского ордена доминиканцев. 9. Стефан Палеч — с 1391 г. магистр свободных искусств Пражского университета, с 1399 г.— декан, с 1400 г.— ректор, с 1410 г.— магистр теологии. Заклятый враг Яна Гуса. В 1414 г. в Констанце выступал на соборе с обвинениями против Я. Гуса. Позже поселился в Польше, где преподавал в Краковском университете. Умер ок. 1422 г. 10. Михаил de Causis — немец по национальности, с 1399 г.— приход­ский священник в костеле св. Войтеха под Здеразом в Новом Городе Пражском. В 1408 г. бежал из Чехии в Рим с большой суммой денег, полученной от Вацлава IV на подъем золотых разработок. В Риме про­мышлял юридической практикой при дворе папы Иоанна XXIII (отсюда «го название de Causis). Из Рима перебрался в Констанц, где со Сте­фаном Палечем выступал против Гуса. Умер в Базеле в 1432 г.

О пленении и заключении в темницу магистра

Иеронима Пражского

 

И еще, в месяце мае магистр Иероним 1, муж, выдающий­ся по своей учености и красноречию, направлявшийся в Боге­мию из Констанца, где он вывесил открытые объявления у городских ворот, на дверях храмов и на домах кардиналов и других знатных прелатов, желая добиться от часто уже на­зывавшегося короля Сигизмунда и от собора надежной охран­ной грамоты, чтобы открыто и публично перед всеми и каждым в отдельности опровергнуть любое обвинение в заблуждении или ереси, если кто-либо пожелал бы выставить таковое против него, и чтобы доказать перед вышеназванным Констанцским собором чистоту своей правильной ортодоксальной веры. Он, несмотря на охранную грамоту, вовсе не достигшую той цели, о которой было сказано выше, и вследствие предательства своих противников на обратном пути домой был схвачен в Гиршау слугами герцога Баварского Иоанна, сына Клема, гра­фа Палатинского, и приведен в Зульцбах пред лицо самого герцога. Когда об этом узнали Сигизмунд, король римский и венгерский и пр. и собор, они предъявили вышеназванному герцогу Иоанну требование переправить магистра Иеронима к ним в Констанц. Вышепоименованный герцог Баварский Иоанн, подчиняясь их требованиям и желаниям, переправил магистра Иеронима в оковах в Констанц со своим письмом, в котором велеречиво и пространно превозносил собор и при­зывал мужественно вести войну во имя божие для искоренения заблуждений и ересей, а магистра Иеронима и ему подобных осудить на плотскую смерть, чтобы спасти души их в день суда господня 2. Итак, в оковах Иероним был привезен в Констанц и представлен собору и затем, после многих по­ношений и хулений, ввержен был в мрачнейшую темницу в одной из городских башен близ кладбища церкви св. Павла; там он был поставлен на тяжелую колоду, ноги его были закованы в ножные оковы, а руки прикованы к железным поручням, и гак он висел в течение почти 11 дней; силы его поддержива­лись лишь весьма скудной пищей, и по причине слабости он едва не был замучен до смерти. Когда же после нескольких дней перерыва в мучениях он стал оправляться, то в расчете на то, что он на соборе со всем согласится и признает все постановления самого собора, суровые условия его заключения были смягчены. И так он пролежал в этой башне в оковах почти в течение целого года (С.30-31).

Примечания: 1. Иероним — Иероним Пражский. Он происходил из состоятельной пражской семьи. Друг Я. Гуса, он стал университетским профессором в Праге, учился также в Оксфорде (1399—1401), откуда привез в Чехию переписанные им произведения Виклефа и стал ревно­стным поклонником и распространителем его взглядов. Был необычайно образованным ученым, магистром четырех европейских университетов, выдающимся оратором, преподавал во многих университетах Европы (Париже, Гейдельберге, Кёльне-на-Рейне, Вене). Резко критиковал состояние современной церкви, пытался найти союз­ников чехам против католической церкви в православном русском и бе­лорусском народе. Для этого отправился в 1413 г. к литовскому князю Витольду и посетил Витебск и Псков, где общался с православными свя­щенниками. 2. Согласно католическому верованию — день последнего суда при кон­це света.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.192.150 (0.005 с.)