ТОП 10:

СОЗДАНИЕ ФОЛЬВАРКОВ. ИЗ «ОПИСИ ДОХОДОВ КРАКОВСКОГО ДИОЦЕЗА» ЯНА ДЛУГОША (1470-е гг.).



Описи доходов составлялись церковными властями для взимания принадлежавших церкви повинностей. В связи со сбором десятин они характеризуют не только церковные, но и светские земельные вла­дения, доставляя информацию о структуре феодальной собствен­ности, величине ренты. Приведенный отрывок отражает процесс воз­никновения фольварка. Ян Длугош (1415 — 1480) — польский исто­рик и церковный деятель, автор многотомной «Истории Польши».

 

Калина, деревня... в которой 66 кметьих ланов1... однако ры­цари захватили многие крестьянские земли, согнав с них кметов, хотя, тем не менее, отдают на содержание вышеназванного краков­ского [капитула] сноповую десятину...

Михальчова, деревня... также там есть четыре двора, на кото­рых учреждены фольварки после сгона крестьян, однако со всех владений выплачивается десятина краковскому епископу...

Вевюрка, деревня... в которой имеются кметьи ланы, с которых выплачивается обильная десятина краковскому декану2, владелец, также очистил три кметьих лана и обратил их в фольварочные.

Луславицы, деревня... в которой есть кметьи ланы... со всех взимается и выплачивается сноповая десятина... краковскому ка­питулу, также имеются там три рыцарских двора, выплачивающих десятину церкви в старых Бжесках. Хотя прежде там был один фольварк, после увеличения числа наследников и сгона [крестьян] умножились и фольварки, и десятина была отнята... у краковского капитула и отдана церкви в старых Бжесках по недосмотру капи­тула...

 

Примечания:1.Лан – полный крестьянский надел в Польше XIII – XV вв. Соответствовал «волоке» в Великом княжестве Литолвском, отсюда его другое название - «влука». Являлся единицей исчисления повинностей крестьян в пользу землевладельца. 2. Декан - один из членов капитула.

 

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I. Минск, 1987. С. 220 – 221.

5. О КРЕСТЬЯНАХ, ПОКИДАЮЩИХ ДЕРЕВНИ. ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СЕЙМА В ПЕТРКОВЕ 1 (1496)

...Поскольку молодежь покидает деревни и собственных роди­телей, [эти] деревни опустевают из-за отсутствия работников, кото­рых следует держать на пашне... мы постановляем, что только один [крестьянский] сын в деревне может уйти от своего отца на службу, в особенности для изучения наук и ремесла, остальные же пусть остаются на унаследованной земле вместе с отцами... А если у кмета единственный сын, то он должен оставаться на наследственном наделе и работать вместе с родителями на том наделе, который родителями занят...

...Так же... постановляем... что ежегодно не более чем один крестьянин может по праву и по справедливости переселяться из одной деревни в другую. Не пожелай кто-нибудь при этом отпу­стить одного вышеназванного крестьянина, он [землевладелец] будет подвергнут штрафу, который принято налагать на поступа­ющих незаконно.

Примечание: 1. Пётрков - город в Малой Польше.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I. Минск, 1987. С. 222.

ЗАПРЕЩЕНИЕ КРЕСТЬЯНАМ ПОДАВАТЬ ЖАЛОБЫ НА ФЕОДАЛА В КОРОЛЕВСКИЙ СУД. РЕШЕНИЕ КОРОЛЕВСКОГО СУДА (1518).

В Польше существовал институт королевского суда, который про­изводился при дворе монарха первоначально самим королем (над­ворный суд), а затем сановниками короля от его имени (асессорский суд). Протоколы королевских судов, функционировавших до 1578 г., дают представление о политике государственных властей по отношению к разным категориям населения, позволяют просле­дить процесс подчинения королевской юрисдикции интересам шляхты.

 

[Произошло на дворе короля Польши в первый понедельник пос­ле праздника усекновения главы Иоанна Крестителя]. Королев­ский асессорский суд отпустил и освободил шляхтича Петра Бжеского, наследственного владельца из Ольшовки, призванного к его королевскому величеству и к суду его королевского величества по жалобе крестьянки Катерины, жены Станислава, мельника в Ольшовке, содержащей следующее: что он принуждал ее мужа к исполнению повинностей и к работе грубыми словами и силой, что также он вместе со своими подручными подстерег ее на свободном королевском тракте, ведущем в Скалмеж, и забрал ее собственные вещи с воза... дабы отсюда не возникал вывод, будто подданные имеют право такого рода жалобами привлекать своих господ к суду его королевского величества.

 

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I. Минск, 1987. С. 221 – 222.

 

О ВВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОДНОДНЕВНОЙ

БАРЩИНЫ. ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СЕЙМА (1520).

...А также, стремясь позаботиться о выгодах наших подданных... постановляем соблюдать вечно: чтобы крестьяне... отрабатывали бы отныне нам и своим господам один день в неделю с каждого дана и были бы принуждены к отработке, за исключением тех крестьян, которые уже прежде заменили отработки своим господам денеж­ным или зерновым чиншем, или какой-либо данью либо выплатой.

 

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I. Минск, 1987. С. 222.

 

ОПИСАНИЕ ШЛЯХЕТСКОГО ФОЛЬВАРКА.

ИЗ ИНВЕНТАРЯ (1576).

Инвентарь — документ, составлявшийся чаще всего при совершении какой-либо сделки или передаче владения в другие руки и содер­жавший подробное описание имущества землевладельца и крестьян­ских повинностей. Инвентари содержат богатую информацию о структуре землевладения, уровне эксплуатации, состоянии по­мещичьего и крестьянского хозяйства, размере деревень, соотношении пустующих и обработанных ланов и т. п. Приведенные ниже инвентари дают представление о типичном фольварке.

 

Реестр, или соответствующая обычаю опись инвентаря, Слоновицкого имения, фольварка, строений, скота и фольварочных ору­дий, а также кметов... Прежде всего хлеба как яровые, так и ози­мые, все земли как фольварочные, так и «пустующие», и хорошо засеянные. Также два небольших пруда с рыбой и четыре - в ко­торых воды нет. Строения: также черная изба со свежепереложен­ным полом, двери на деревянном полозе, три окна со ставнями и деревянными решетками. Печь, дымоход, три лавки у стен, заго­родки для телят, кормушка, лестница, квашня для теста, масло­бойка, четыре новых горшка для молока, горшков с молоком де­вять, горшков для масла четыре. ...Наседок на яйцах две. Кладовая при избе, двери на деревянном полозе, с дверными скобами и засо­вами. В кладовой два сусека для засыпки зерна. Просторные сени. Чулан при сенях с плохим полом, двери на деревянном полозе с деревянными скобами и засовом... На всем строении новая кры­ша, двухлетней давности, из снопов составленная... Погреб, двери у погреба деревянные со скобами и засовом... Две бороны с желез­ными гвоздями, без гвоздей - четыре. Телега старая, плохая. Плуг старый, плохой, с плохим железом. Скотный двор с изго­родью, воротами из жердей, прикрытый. Изгородь из плетня, двери из жердей, покрытие соломенное. Хлев из плетня, с крышей, с две­рями из жердей, загон для волов из плетня, с воротами из жердей, две кормушки и лестница в этом загоне.

Фольварочный скот. Коров дойных девять: первая Гнядуля, гнедой масти, вторая — Пскуля [и пр.]... Также вол-двухлеток, не выхолощенный, соловый, лысый. Лошадей три... Волов упряжных у Якуба, сына Адамова, два, которые подохли, но он должен по­ставить новых на их место.

Гумно. Молотилка с током, под крышей. Пустых навесов для скирд — 25. Скирд с зерном из старого гумна, которое его милость пан Завихойский уже продал, две. Сена в гумне двухлетнего — один стог... Соломы в гумне два стога. Плетни из хвороста плохие, местами дырявые, около двора, гумна и около сада, с двумя воро­тами из жердей. Огород фольварочный один, огороженный хворо­стяным плетнем, засаженный овощами. Также три пустующих ого­рода, два засеянных льном, а третий — засаженный капустой и морковью. Изгородь около тех огородов хворостяная, старая, плохая.

Кметы. Кметов оседлых семь, а именно: первый — Мапек Ма­лый, второй - Валенты Поджик [и др.]... Разорившихся кметов с пустошами трое за паном Челатыньским. Коморниц1 две.

Примечание: 1. Коморники - категория крестьян, не имеющих земли и жилища и проживающих у соседей.

 

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I. Минск, 1987. С. 222 – 223.

 

ОПИСАНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ.

ИЗ ИНВЕНТАРЯ (1581)

...В деревне Бобры у кмета Выцыха 3 коровы, 2 вола, две тел­ки и один теленок. Четыре рабочих коня, два жеребенка. Ржи пол­скирды, суслон гороха... Также у Рая, там же в Бобрах, две варсты1 ржи, одна варста овса, четыре рабочих коня, две дойные ко­ровы, три годовалых теленка, два рабочих вола, три свиньи. Также у Казанки в деревне Карсы пять рабочих коней, две кобылы, пять дойных коров, две телки, семь свиней, четыре варсты ржи, овса полварсты. Также у Петлиги в Карсах, который недавно бросил жену и детей, четыре рабочих коня, одна дойная корова, а зерна вовсе нет. Также у Напоры в Карсах лошадей рабочих пять, два жеребенка, одна дойная корова, две телки, свинья одна с порося­тами, полторы варсты ржи, суслон гороха... Также у Шепчука там же в Карсах лошадей рабочих три, четыре рабочих вола, две дой­ные коровы, две телки, две свиньи, пять поросят, полторы варсты ржи, полварсты пшеницы, полварсты ячменя, варста овса. Также у Ядка, там же в Карсах три рабочие лошади, четвертая — кобы­ла, три коровы, четвертая — телка, полторы варсты ржи.

Примечание: 1. Варста - скирда неочищенного зерна на гумне.

 

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I. Минск, 1987. С. 223 – 224.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.006 с.)