Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сожжение Яна красы во вроцлаве и провозглашениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
крестового похода против Чехии
И еще, в том же году, в 15-й день марта месяца, в городе Вратиславе 1, с согласия короля венгерского Сигизмунда, тогда же присутствовавшего там, папским легатом Фернандом, некоторыми епископами, докторами и магистрами, а также некоторыми прелатами и монахами был безбожно, незаконно и несправедливо приговорен к жесточайшей смерти большой ревнитель истины, Иоанн из Праги, по прозвищу Краса 2, за то, что не хотел принять, исповедовать и подтвердить, подкрепить и одобрить нижеследующие положения. Во-первых, что Констанцский собор был созван справедливо и во имя святого духа. А также, что все, что этот собор постановил, решил и определил, справедливо и свято и должно быть исполняемо верными христианами под страхом кары за смертный грех и, наоборот, все, что отверг и осудил, то сделал хорошо, праведно и свято. А также, что вышеназванный Констанцский собор поступил справедливо и свято, осудив на жесточайшую смерть магистров Иоанна Гуса и Иеронима Пражского. И еще, что, осудив причащение под обоими видами для народа, поступил согласно католической вере и свято, в то время как эти положения ложны, обманны, ошибочны, еретичны и богохульны, закону божию и правде евангельской противны. Так как вышеупомянутый Иоанн Краса не пожелал принять этих положений, он был осужден на позорнейшую смерть безбожными и пристрастными законниками и «фарисеями», т. е. епископами, докторами, магистрами и монахами. Мучители его и палачи влекли его привязанного к коням по всему городу, осыпали различной бранью и хулением и, наконец, сожгли в пучине огненной. И хотя всяческими уговорами пытались склонить его к тому, чтобы он, отказавшись от истины закона божия, пребыл в согласии с нечестивыми, он стойко и твердо стоял за правую веру и остался при святом своем убеждении как бдительный воин божий, храбрый атлет: молясь за своих врагов, он выдержал все их хуления, обвинения в ереси, брань и насмешки, а также и жесточайшие муки по примеру учителя своего и пастыря, господа Иисуса Христа, и за правду евангельскую отведен был, как агнец, на заклание. Испустив так дух свой в благой надежде быть принятым в лоно господне, он заслужил венец мученичества. Не лиши же и нас твоей милости, Господи боже, святой, триединый, благословенный во веки веков! И еще, в воскресенье, «Letare» 3, т. е. 17 марта, по приказанию папского легата, находившегося в то время вместе с Сигизмундом, королем римским и венгерским, в городе Вратиславе был объявлен на проповедях по храмам крестовый поход 4 против богемцев, особенно против ревнителей причашения чашей, как против еретиков и врагов церкви римской (С. 58-59).
Примечания: 1. Вратислава — Вроцлав, город в Силезии. 2. Иоанн (Ян) Краса — пражский мещанин, с 1390 по 1413 г. часто избирался коншелом Нового Города. Был убит во Вроцлаве как гусит 17 марта 1420 г. 3. Воскресные дни великого поста называются у католиков по особым песнопениям, из которых приводятся только первые слова. Здесь: «Letare» («Радуйся»). 4. Это первый крестовый поход против Чехии. Сигизмунд пытался использовать Силезию как плацдарм для нападения на Чехию. Победа Жижки у Судомержи
Вслед за этим королевские люди пытались всякими способами и хитростями заключить через разных лиц перемирие с теми таборитами, которые тогда заперлись в Пльзене, но те не хотели вступать ни в какие соглашения с ними, как с нечестивцами и еретиками, противниками правды. Однако, согласившись с советом некоторых людей, присланных к ним из Праги, они заключили, наконец, мир с королевскими людьми на следующих условиях: во-первых, чтобы в самом этом городе свободно могло совершаться причащение чашей, а также, чтобы им была предоставлена полная свобода переселиться в Градиште со своими детьми и женами. Под страхом наказаний королевские люди обязались выполнять эти условия, но, конечно, притворно. Ибо тайно было предписано начальнику монетного двора в Горах, по имени Микеш Дивокий 1, господину Петру из Штернберга и магистру Иерусалимского ордена св. Иоанна из Стракониц 2, а также и другим королевским людям, собравшимся с большим числом всадников в округе Писека, напасть с оружием в руках на жителей Пльзеня и таборитов в пути, когда они выйдут из этого города, и уничтожить их. Итак, в день Благовещения св. девы Марии, а это был день 25-й месяца марта, господин Бженко из Швигова, Валкун из Адлара и Иоанн Жижка с другими братьями, ревнителями причащения чашей, и со своими священниками, именно Вацлавом Корандой и Маркольдом 3, которые заперлись, как было упомянуто выше, от королевских людей в городе Пльзене, выступили из города согласно вышеуказанным условиям, заключенным с господином Венцеславом из Лештна 4, подкоморжим 5 королевства, направившись в Градиште, но близ Судомерже, у одного из прудов, на них с ожесточением напали с превосходящими их силами вышеупомянутые королевские люди. Начался бой, табориты окружили себя возами, и много народу с той и другой стороны пало, много было также раненых; господин же Бженко, участвовавший непосредственно в ожесточенной схватке, был убит. После ожесточенного боя, который продолжался несколько часов, до самого захода солнца, королевские люди отступили с поля сражения, захватив в плен около 30 братьев, которых начальник монетного двора, заковав, увел в [Кутную] Гору. Братья, оставив некоторых раненых по селам, достигают Градиште, где их братья, пребывавшие на самой горе, радушно их приняли (С.59-60).
Примечания: 1. Микеш Дивокий — Микеш Дивучек из Емниште у Бенешова, начальник кутногорского монетного двора, сторонник Гуса, ставший впоследствии ярым приверженцем Сигизмунда. Известен своим вероломством. Участвовал в битвах у Вожице, на Витковой горе и у Вышеграда (1420) на стороне Сигизмунда. Умер в 1423 г. 2. В то время вельмистром, т. е. высшим настоятелем, монашеского ордена иоаннитов в Страконицах был Индржих из Градца Индржихова. 3. Маркольд — священник Маркольд из Збраславиц, начиная с 1410 г.— бакалавр Пражского университета; потом — таборитский теолог радикального направления. Погиб в битве у Липан в 1434 г. 4. Венцеслав из Лештна — Вацлав из Дубы или из Лештна. В 1411 г. он состоял на службе у Сигизмунда. В 1414 г. провожал Яна Гуса в Констанц, но в 1419 г. опять перешел на сторону Сигизмунда. 5. Подкоморжий управлял королевскими имениями и от имени короля вел судебные и финансовые дела королевских городов. Он принадлежал к главным земским чиновникам. При отсутствии короля подкоморжий осуществлял высшую власть над городами. Бой крестьян с панами между Ледечем и Липницами. Приход таборитов на помощь Праге… Около того же примерно времени, пока король венгерский все еще пребывал в Горах Кутных 1, собралась на одной из гор 2, между Ледечем и замком Липницким, из окружающих сел еще одна толпа ревнителей причащения чашей вместе с угольщиками для защиты истинного причащения чашей. Вследствие этого среди жителей Гор распространился немалый страх. Льстивыми словами и разными подачками они уговаривали большинство угольщиков вернуться по домам... Но, несмотря на то что общее число собравшихся с уходом их несколько уменьшилось, они все же выступили в путь к своим собратьям в Табор, или в Градиште, со святыми дарами тела Христова, но на открытом месте неожиданно на них напали вооруженные люди, посланные против них королем из Гор. Однако крестьяне оградились со всех сторон повозками и стали стрелять во врагов из пушек и пращей. И хотя всадники были хорошо вооружены и их было, как говорят, по крайней мере, по 20 человек против одного крестьянина, все же они не осмелились атаковать слабо вооруженных крестьян, но, потеряв несколько человек убитыми и очень много ранеными, начали с основными своими силами отступать в Горы … Итак, табориты в ответ на призыв пражан, как выше сказано, не замедлили отправиться в Прагу со своими пресвитерами, женами, малыми детьми и множеством повозок... Оставив тогда монастырь, они прошли дальше, в селение Поржичи, и, перейдя вброд реку, расположились на открытом месте у воды с намерением там переночевать. Однако, заметив, что поблизости находится неприятель, впрягли снова коней в повозки и стали продолжать путь, не отдохнув. Неприятель же, построившись в три большие колонны, с ожесточением напал на них, окружив со всех сторон... Табориты же, несмотря на то что время было ночное, бросились вперед со своим оружием: пушками, пращами, клюками, цепами - и, производя шум цепами, пошли в атаку на неприятеля и с божьей помощью после ожесточенной схватки обратили его в бегство. Убив человек 20 неприятеля и выхватив у них из рук немалое количество копий и знамен, отмеченных красными крестами, они поспешно и мирно продолжали свой путь в Прагу, не встречая больше никакого сопротивления. Итак, в день мая месяца 20-й в числе многих тысяч человек обоего пола в предшествии своих пресвитеров, несущих впереди народа святые дары тела Христова, подняв их высоко на шестах, они в час службы вечером вступают в г. Прагу. Сами пражане, выйдя им навстречу с крестным ходом, принимают их с благодарностью, снабдив их щедро продовольствием, обильные запасы которого были найдены в домах беглецов, покинувших город... Сами же табориты со своими повозками и конями располагаются на острове 3 против Поржичских ворот и там устраивают себе временное жилище, причем священники их ежедневно проповедовали слово божье и воодушевляли народ к войне за закон божий, главным образом за причащение чашей, с усердием причащая простой народ святым телом и кровью господа нашего Иисуса Христа, чтобы и сам народ был всегда готов для войн во имя божье. Вождями же этих таборитов были, как выше было уже упомянуто, миряне: Николай из Гуси, человек дальновидный, большого ума и военного опыта, Збынек из Бухова, Хвал из Ржепице и Иоанн Жижка (Одноглазый), выше всякой меры храбрый и деятельный (С. 71—73).
Примечания: 1. Кутна Гора была в это время самым большим после Праги городом в Чехии, центром богатых серебряных рудников и местонахождением королевского монетного двора. Кутногорский патрициат немецкого происхождения поддерживали не только бежавшие из Праги богачи, но и король Сигизмунд. 2. Это был холм Мелехов у Ледча над Сазавой. 3. Нынешний пражский остров Штванице. Четыре пражские статьи Мы, бургомистры, консулы, и скабины, и вся община г. Праги, столицы королевства Богемского, от своего имени и от имени всех других верных этого королевства постановляем [следующие положения]: да будет известно всем верным во Христе, что все верующие в королевстве Богемском стоят за нижеследующие четыре статьи и с помощью Божьей будут стоять за них жизнью или смертью своей, насколько им это будет возможно. I. Чтобы слово божье в королевстве Богемском проповедовалось священнослужителями господними по уставу свободно и беспрепятственно, согласно словам Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Ибо, по словам апостола, «слово божье не связано», но должно проповедоваться, как сказано в писании: «...чтобы слово господне распространялось и прославлялось повсюду». И, как сказано в первом послании к коринфянам, гл. 14-я: «Никому не должно запрещать говорить в церкви на разных языках». II. Чтобы таинство святой и божественной евхаристии свободно предоставлялось всем верным христианам, не отягченным никакими смертными прегрешениями, под обоими видами, т. е. хлеба и вина, согласно словам и установлениям самого спасителя, который сказал: «Примите, ядите: сие есть тело мое», и «пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового завета, за многих изливаемая...». III. Чтобы отняты были у духовенства светское обладание богатством и частная собственность на землю, которую оно захватило вопреки заветам Христа, в осуждение их долга и к ущербу для самой светской власти и чтобы само духовенство вернулось к евангельским правилам, к апостольской жизни, какую вел сам Христос со своими апостолами... IV. Чтобы все смертные грехи и особенно прегрешения против нравственности и все другие бесчинства, противные закону божьему, в каком бы сословии они не наблюдались, согласно правилам, разумно пресекались и искоренялись теми, кого это касается… ...В сердце нашем нет никаких других [стремлений], как только по мере всех наших сил во всем быть угодными господу нашему Иисусу Христу и верно соблюдать и исполнять закон его и наставления, и эти четыре общехристианские статьи. А также мы будем всякому сопротивляться и против каждого бороться, кто стал бы на нас за это нападать или наперекор богу хотел бы отвратить нас от этого нашего намерения… (С. 96-101).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.008 с.) |