ТОП 10:

Сожжение Яна Красы во Вроцлаве и провозглашение



крестового похода против Чехии

 

И еще, в том же году, в 15-й день марта месяца, в городе Вратиславе 1, с согласия короля венгерского Сигизмунда, тогда же присутствовавшего там, папским легатом Фернандом, некоторыми епископами, докторами и магистрами, а так­же некоторыми прелатами и монахами был безбожно, неза­конно и несправедливо приговорен к жесточайшей смерти большой ревнитель истины, Иоанн из Праги, по прозвищу Краса 2, за то, что не хотел принять, исповедовать и подтвер­дить, подкрепить и одобрить нижеследующие положения. Во-первых, что Констанцский собор был созван справедливо и во имя святого духа. А также, что все, что этот собор по­становил, решил и определил, справедливо и свято и должно быть исполняемо верными христианами под страхом кары за смертный грех и, наоборот, все, что отверг и осудил, то сде­лал хорошо, праведно и свято. А также, что вышеназванный Констанцский собор поступил справедливо и свято, осудив на жесточайшую смерть магистров Иоанна Гуса и Иеронима Пражского. И еще, что, осудив причащение под обоими ви­дами для народа, поступил согласно католической вере и свя­то, в то время как эти положения ложны, обманны, ошибоч­ны, еретичны и богохульны, закону божию и правде евангельской противны. Так как вышеупомянутый Иоанн Краса не пожелал принять этих положений, он был осужден на позорнейшую смерть безбожными и пристрастными закон­никами и «фарисеями», т. е. епископами, докторами, магист­рами и монахами. Мучители его и палачи влекли его привя­занного к коням по всему городу, осыпали различной бранью и хулением и, наконец, сожгли в пучине огненной. И хотя всяческими уговорами пытались склонить его к тому, чтобы он, отказавшись от истины закона божия, пребыл в согласии с нечестивыми, он стойко и твердо стоял за правую веру и остался при святом своем убеждении как бдительный воин божий, храбрый атлет: молясь за своих врагов, он выдержал все их хуления, обвинения в ереси, брань и насмешки, а так­же и жесточайшие муки по примеру учителя своего и пастыря, господа Иисуса Христа, и за правду евангельскую отведен был, как агнец, на заклание. Испустив так дух свой в благой надежде быть принятым в лоно господне, он заслужил венец мученичества. Не лиши же и нас твоей милости, Господи боже, святой, триединый, благословенный во веки веков!

И еще, в воскресенье, «Letare» 3, т. е. 17 марта, по прика­занию папского легата, находившегося в то время вместе с Сигизмундом, королем римским и венгерским, в городе Вра­тиславе был объявлен на проповедях по храмам крестовый поход 4 против богемцев, особенно против ревнителей причашения чашей, как против еретиков и врагов церкви римской (С. 58-59).

 

Примечания: 1. Вратислава — Вроцлав, город в Силезии. 2. Иоанн (Ян) Краса — пражский мещанин, с 1390 по 1413 г. часто избирался коншелом Нового Города. Был убит во Вроцлаве как гусит 17 марта 1420 г. 3. Воскресные дни великого поста называются у католиков по особым песнопениям, из которых приводятся только первые слова. Здесь: «Letare» («Радуйся»). 4. Это первый крестовый поход против Чехии. Сигизмунд пытался использо­вать Силезию как плацдарм для нападения на Чехию.

Победа Жижки у Судомержи

 

Вслед за этим королевские люди пытались всякими спо­собами и хитростями заключить через разных лиц переми­рие с теми таборитами, которые тогда заперлись в Пльзене, но те не хотели вступать ни в какие соглашения с ними, как с нечестивцами и еретиками, противниками правды. Однако, согласившись с советом некоторых людей, присланных к ним из Праги, они заключили, наконец, мир с королевскими людь­ми на следующих условиях: во-первых, чтобы в самом этом городе свободно могло совершаться причащение чашей, а так­же, чтобы им была предоставлена полная свобода переселить­ся в Градиште со своими детьми и женами. Под страхом наказаний королевские люди обязались выполнять эти усло­вия, но, конечно, притворно. Ибо тайно было предписано начальнику монетного двора в Горах, по имени Микеш Дивокий 1, господину Петру из Штернберга и магистру Иерусалимского ордена св. Иоанна из Стракониц 2, а также и другим королевским людям, собравшимся с большим чис­лом всадников в округе Писека, напасть с оружием в руках на жителей Пльзеня и таборитов в пути, когда они выйдут из этого города, и уничтожить их.

Итак, в день Благовещения св. девы Марии, а это был день 25-й месяца марта, господин Бженко из Швигова, Валкун из Адлара и Иоанн Жижка с другими братьями, ревни­телями причащения чашей, и со своими священниками, имен­но Вацлавом Корандой и Маркольдом 3, которые заперлись, как было упомянуто выше, от королевских людей в городе Пльзене, выступили из города согласно вышеуказанным ус­ловиям, заключенным с господином Венцеславом из Лештна 4, подкоморжим 5 королевства, направившись в Градиште, но близ Судомерже, у одного из прудов, на них с ожесточением напали с превосходящими их силами вышеупомянутые коро­левские люди. Начался бой, табориты окружили себя во­зами, и много народу с той и другой стороны пало, много было также раненых; господин же Бженко, участвовавший непосредственно в ожесточенной схватке, был убит. После ожесточенного боя, который продолжался несколько часов, до самого захода солнца, королевские люди отступили с поля сражения, захватив в плен около 30 братьев, которых началь­ник монетного двора, заковав, увел в [Кутную] Гору. Братья, оставив некоторых раненых по селам, достигают Градиште, где их братья, пребывавшие на самой горе, радушно их при­няли (С.59-60).

 

Примечания:1. Микеш Дивокий — Микеш Дивучек из Емниште у Бенешова, на­чальник кутногорского монетного двора, сторонник Гуса, ставший впо­следствии ярым приверженцем Сигизмунда. Известен своим вероломством. Участвовал в битвах у Вожице, на Витковой горе и у Вышеграда (1420) на стороне Сигизмунда. Умер в 1423 г. 2. В то время вельмистром, т. е. высшим настоятелем, монашеского ордена иоаннитов в Страконицах был Индржих из Градца Индржихова. 3. Маркольд — священник Маркольд из Збраславиц, начиная с 1410 г.— бакалавр Пражского университета; потом — таборитский теолог радикального направления. Погиб в битве у Липан в 1434 г. 4. Венцеслав из Лештна — Вацлав из Дубы или из Лештна. В 1411 г. он состоял на службе у Сигизмунда. В 1414 г. провожал Яна Гуса в Констанц, но в 1419 г. опять перешел на сторону Сигизмунда. 5. Подкоморжий управлял королевскими имениями и от имени ко­роля вел судебные и финансовые дела королевских городов. Он принадлежал к главным земским чиновникам. При отсутствии короля подкоморжий осуществлял высшую власть над городами.

Бой крестьян с панами между Ледечем и Липницами. Приход таборитов на помощь Праге…

Около того же примерно времени, пока король венгерский все еще пребывал в Горах Кутных 1, собралась на одной из гор 2, между Ледечем и замком Липницким, из окружающих сел еще одна толпа ревнителей причащения чашей вместе с угольщиками для защиты истинного причащения чашей. Вследствие этого среди жителей Гор распространился немалый страх. Льстивыми словами и разными подачками они уговаривали большинство угольщиков вернуться по домам... Но, несмотря на то что общее число собравшихся с уходом их несколько уменьшилось, они все же выступили в путь к своим собратьям в Табор, или в Градиште, со святыми дарами тела Христова, но на открытом месте неожиданно на них напали вооруженные люди, посланные против них королем из Гор. Однако крестьяне оградились со всех сторон повозками и стали стрелять во врагов из пушек и пращей. И хотя всадники были хорошо вооружены и их было, как говорят, по крайней мере, по 20 человек против одного крестьянина, все же они не осмелились атаковать слабо вооруженных крестьян, но, потеряв несколько человек убитыми и очень много ранеными, начали с основными своими силами отступать в Горы …

Итак, табориты в ответ на призыв пражан, как выше сказано, не замедлили отправиться в Прагу со своими пресвитерами, женами, малыми детьми и множеством повозок... Оставив тогда монастырь, они прошли дальше, в селение Поржичи, и, перейдя вброд реку, расположились на открытом месте у воды с намерением там переночевать. Однако, заметив, что поблизости находится неприятель, впрягли снова коней в повозки и стали продолжать путь, не отдохнув. Неприятель же, построившись в три большие колонны, с ожесточением напал на них, окружив со всех сторон... Табориты же, несмотря на то что время было ночное, бросились вперед со своим оружием: пушками, пращами, клюками, цепами - и, производя шум цепами, пошли в атаку на неприятеля и с божьей помощью после ожесточенной схватки обратили его в бегство. Убив человек 20 неприятеля и выхватив у них из рук немалое количество копий и знамен, отмеченных красными крестами, они поспешно и мирно продолжали свой путь в Прагу, не встречая больше никакого сопротивления. Итак, в день мая месяца 20-й в числе многих тысяч человек обоего пола в предшествии своих пресвитеров, несущих впереди народа святые дары тела Христова, подняв их высоко на шестах, они в час службы вечером вступают в г. Прагу. Сами пражане, выйдя им навстречу с крестным ходом, принимают их с благодарностью, снабдив их щедро продовольствием, обильные запасы которого были найдены в домах беглецов, покинувших город... Сами же табориты со своими повозками и конями располагаются на острове 3 против Поржичских ворот и там устраивают себе временное жилище, причем священники их ежедневно проповедовали слово божье и воодушевляли народ к войне за закон божий, главным образом за причащение чашей, с усердием причащая простой народ святым телом и кровью господа нашего Иисуса Христа, чтобы и сам народ был всегда готов для войн во имя божье. Вождями же этих таборитов были, как выше было уже упомянуто, миряне: Николай из Гуси, человек дальновидный, большого ума и военного опыта, Збынек из Бухова, Хвал из Ржепице и Иоанн Жижка (Одноглазый), выше всякой меры храбрый и деятельный (С. 71—73).

 

Примечания: 1. Кутна Гора была в это время самым большим после Праги горо­дом в Чехии, центром богатых серебряных рудников и местонахождением королевского монетного двора. Кутногорский патрициат немецкого проис­хождения поддерживали не только бежавшие из Праги богачи, но и ко­роль Сигизмунд. 2. Это был холм Мелехов у Ледча над Сазавой. 3. Нынешний пражский остров Штванице.

Четыре пражские статьи

Мы, бургомистры, консулы, и скабины, и вся община г. Праги, столицы королевства Богемского, от своего имени и от имени всех других верных этого королевства постановляем [следующие положения]: да будет известно всем верным во Христе, что все верующие в королевстве Богемском стоят за нижеследующие четыре статьи и с помощью Божьей будут стоять за них жизнью или смертью своей, насколько им это будет возможно.

I. Чтобы слово божье в королевстве Богемском проповедовалось священнослужителями господними по уставу свободно и беспрепятственно, согласно словам Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Ибо, по словам апостола, «слово божье не связано», но должно проповедоваться, как сказано в писании: «...чтобы слово господне распространялось и прославлялось повсюду». И, как сказано в первом послании к коринфянам, гл. 14-я: «Никому не должно запрещать говорить в церкви на разных языках».

II. Чтобы таинство святой и божественной евхаристии свободно предоставлялось всем верным христианам, не отягченным никакими смертными прегрешениями, под обоими видами, т. е. хлеба и вина, согласно словам и установлениям самого спасителя, который сказал: «Примите, ядите: сие есть тело мое», и «пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового завета, за многих изливаемая...».

III. Чтобы отняты были у духовенства светское обладание богатством и частная собственность на землю, которую оно захватило вопреки заветам Христа, в осуждение их долга и к ущербу для самой светской власти и чтобы само духовенство вернулось к евангельским правилам, к апостольской жизни, какую вел сам Христос со своими апостолами...

IV. Чтобы все смертные грехи и особенно прегрешения против нравственности и все другие бесчинства, противные закону божьему, в каком бы сословии они не наблюдались, согласно правилам, разумно пресекались и искоренялись теми, кого это касается…

...В сердце нашем нет никаких других [стремлений], как только по мере всех наших сил во всем быть угодными господу нашему Иисусу Христу и верно соблюдать и исполнять закон его и наставления, и эти четыре общехристианские статьи. А также мы будем всякому сопротивляться и против каждого бороться, кто стал бы на нас за это нападать или наперекор богу хотел бы отвратить нас от этого нашего намерения… (С. 96-101).







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.006 с.)