ТОП 10:

I. ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (VI – КОНЕЦ XVIII в.)



1. Первые государства на территории Чехии.

«Держава Само». Возникновение первого известного нам политического образования у западных славян относится к первой половине VП века. Держава Само располагалась частично на территории Чехии, а также лужицких сербов, предполагают что ее ядром была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии. История державы связана с проникновением в Центральную Европу в начале VII в. из приазовско-каспийских степей кочевников-аваров. В 60-х годах они заняли римскую провинцию Паннонию, откуда совершали разорительные набеги на франков, Византию и особенно на славян, с которых брали трибут (определенную сумму денег за сохранение мира), вынуждали их принимать участие в своих военных походах и т.д. Франкская хроника Фредегара (ок. 660 г.) рассказывает, что в 623-624 г. славяне восстали. Возглавил восстание франкский купец Само. Проявленная доблесть снискала Само такую славу, что славяне избрали его своим князем. Аварское иго было свергнуто, но княжество Само теснили не только авары, но и Франкское государство. В 631 г. войско франкского короля Дагоберта вторглось в пределы славян и осадило крепость Вогатисбург. Битва продолжалась три дня. «Многие из войска Дагоберта, - говорит хронист, - погибли от меча, прочие же бежали и, покинув палатки со всем имуществом, какое имели, вернулись восвояси». Победа дала возможность Само распространить свою власть на Западную Чехию и земли сербов-лужичан. Но после его смерти в 658 г. держава распалась.

Великая Моравия. Социальное и политическое устройство. Христианизация. Традиции державы Само продолжились на Среднем Дунае, где в первой трети IX в. существовали два славянских княжества: западное староморавское князя Моймира и восточное – Нитранское князя Прибины. Ок. 833-836 гг., княжеством Прибины овладел князь Моймир и изгнал Прибину из Нитры. Моймир I (830-846) стал основателем Великоморавской державы, которая располагалось в основном на территории современных Чехии и Словакии, и дал название ее династии – Моймировцев.

Великая Моравия стала первым крупным политическим объединением западных славян, обладавшим несомненными признаками раннефеодального государства. Во главе государства стоял князь с наследственными правами княжения, опиравшийся на свою дружину, имелись вельможи с собственными дружинами, остальное население называлось «народом» - свободные землепашцы с еще слабой социальной дифференциацией. Одну из основных функций государственного аппарата, членами которого являлась знать, составлял сбор дани и налогов. Главной опорой и органом исполнительной власти была хорошо вооруженная княжеская дружина, которая содержалась за счет военных трофеев и дани с населения. В 831 г., пассауский епископ Регинхар «крестил всех мораван». Церковь становится важной опорой государственной власти, центром новой феодальной идеологии.

Взаимоотношения с соседями. Политика Ростислава. Принятие крещения из Пассау (Бавария), означало распространение на славянское государство юрисдикции немецкой церкви, а у Великой Моравии и без того были большие осложнения в отношениях с западными соседями. Франкская империя распалась, но политику завоеваний продолжили ее немецкие преемники, которые стремились утвердить господство над славянской державой. Ситуация особенно осложнилась в правление короля Восточнофранкского государства Людовика Немецкого (843-876). В 846 г. он предпринял поход против Моймира I, сверг его с престола и сделал князем его племянника Ростислава, воспитанного при восточнофранкском дворе. Одновременно в тылу Великой Моравии, в южной части Паннонии, Людовик создает Блатенское княжество, во главе которого ставит изгнанного князя Прибину. Это княжество должно было служить дополнительным средством давления на Великую Моравию.

Ростислав (846-870) не оправдал надежд Людовика Немецкого, он стал его серьезным противником и всячески препятствовал германской экспансии. Князь успешно отражал неоднократные (853, 855) вторжения франкских войск, одновременно укрепляя свое государство. Ростислав сумел распространить свое влияние на земли славянских племен в бассейне р. Влтавы и на сорбов, с которыми вместе выступал против франков. Великая Моравия становится государством с довольно высоким уровнем развития экономики. К середине IX в. на ее территории проживало более 250 тысяч человек. Так как Людовик Немецкий готовил новый военный поход под предлогом искоренения язычества и утверждения христианства в славянском государстве, Ростислав решил заручиться политической поддержкой Византии и создать независимую от франков национальную церковь, которая бы подчинялась непосредственно князю и способствовала укреплению независимости государства. В 862 г. Ростислав отправил специальное посольство византийскому императору Михаилу Ш, которое просило прислать миссионеров: «Наш народ отверг язычество, но мы не имеем учителей, которые наставили бы нас в истинной вере на нашем языке».

Деятельность миссионеров Кирилла и Мефодия. Осенью 863 г. в Моравию прибыли Констнтин (827-869) и Мефодий (ум. 885). Поскольку оба они были уроженцами Солуни, то уже с детства наряду с греческим, владели языком славянского населения окрестностей Солуни. Братья были родом из знатной семьи, получили прекрасное образование. Константин Философ прославился как искусный дипломат и выдающийся ученый, Мефодий - как ученый и талантливый организатор. Перед ними стояли две задачи. Первая была религиозно-культурной; братья намеревались заложить фундамент национальной славянской церкви. Для этого нужно было перевести необходимые литургические и библейские тексты, а также подготовить местное духовенство. Эту задачу братья выполнили быстро и успешно. За короткое время они перевели на славянский язык «весь церковный чин и научили их и утрене, и часам, и обедне, и вечере, и повечерию» и подготовили несколько кандидатов в священники. На основе глаголицы был создан славянский литературный язык, способный на таком же уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы общественной жизни государства. Особое значение имела переводческая деятельность солунских братьев, создание первых памятников оригинальной славянской литературы. В результате Великая Моравия стала первым центром письменности и образованности всех славянских народов.

Вторая задача была политико-дипломатической: братьям как послам византийского императора вменялось в обязанность договориться с франкскими священниками, работавшими в Моравии уже в течение нескольких десятилетий; с Франкским государством, домогавшимся политического господства и с Римским престолом, осуществлявшим церковную юрисдикцию над Моравией. Появление славянского духовенства давало мораванам возможность отказаться от баварских миссионеров, поэтому баварский епископат резко отрицательно выступал против славянского богослужения, стремясь в действительности закрепить не только церковную, но и светскую власть восточнофранкских феодалов над славянским государством. Об этом красноречиво свидетельствует письмо баварских епископов папе Иоанну IX: «Отцы наши мечом подчинили моравских славян и по этому праву моравы должны быть у нас в подчинении, хотят они этого или нет».

Византийская миссия в Моравии могла быть успешной только при поддержке Рима. Между тем, восточная экспансия франкских миссий и очевидное намерение епископов Пассау и Зальцбурга создать мощную германскую церковь в Центральной Европе вызывали подозрения у папы Николая I. Он полагал, что это создает угрозу верховенству римского престола, поэтому в 867 г. он послал приглашение Константину и Мефодию с учениками посетить Рим. Там кандидаты были рукоположены, папа Адриан П разрешил в Моравии славянскую литургию и назначил архиепископом славянской церкви Мефодия. Константин в 868 г. принял схиму (в монашестве Кирилл) и вскоре умер в Риме. Мефодий с учениками вернулись в Великую Моравию, где политическая ситуация круто изменилась.

Политика Святополка. В 870 г. власть в стране захватил племянник Ростислава Святополк (871-894). Он бросил своего дядю в темницу, несколько лет успешно воевал с Людовиком Немецким, затем заключил с ним в 874 г. Форшхаймский мир, присягнул на верность и обязался платить трибут. Но фактически Людовик вынужден был примириться с независимостью Моравии. Вскоре Святополк начал агрессивные «христианизаторские» походы для расширения своих владений за счет славянских соседей. С его правлением связан период действительного величия Моравии. В державу Святополка входили: Моравия, Западная Словакия, Чехия, сербские племена по р. Сала, сербы лужицкие, силезские племена, висляне Краковской земли, славяне Паннонии. Во внешней политике Святополк с успехом пользовался противоречиями между Восточнофранкской империей и Римом, а также между Римом и Византией, широко использовал авторитет национальной церковной организации, возглавляемой Мефодием. Но в связи со своими амбициозными внешнеполитическими планами, он не видел выгоды в продолжении провизантийской политики Ростислава и все сильнее опирался на франкское духовенство. Приехав в свою новую епархию, Мефодий обнаружил, что лишился поддержки князя. Франкский клир добился его ареста. В тюрьме он провел около трех лет. В течение последующих лет Мефодий и его ученики трудились над созданием славянской церкви. Франкское духовенство упорно противилось славянской литургии, несмотря на то, что в 880 г. вышла папская булла с одобрением письменности, созданной Константином и приказом славить Христа, а также читать Евангелие на славянском языке.

Последние годы жизни Мефодий был фактически отстранен от пастырской деятельности и был занят главным образом литературно-переводческой работой. 6 апреля 885 г. Мефодий умер, смерть положила конец славянской миссии, а его ученики были изгнаны из страны.

В 887 г. с помощью Святополка правитель Паннонии и Хорутании Арнульф овладел престолом Восточнофранкского государства. Поддержка Святополка была куплена Арнульфом ценой признания полной независимости Великоморавской державы (890). Сближение это оказалось недолговечным. Уже в 892 г. начались военные столкновения между Святополком и Арнульфом, который использовал в своей борьбе с Моравией мадъяр-кочевников, начавших незадолго до этого совершать набеги на земли Паннонии и Словакии.

Распад Великой Моравии и его последствия. Включение Словакии в состав Венгерского королевства. Великая Моравия, несмотря на ее значительные размеры и военную мощь, не была прочным политическим образованием. Государство не было централизованным и не имело единой системы управления. Святополк правил только на собственно моравской территории. Завоеванные земли были связаны с Моравией лишь данническими отношениями: местные князья подчинялись ему, платили трибут, по его требованию выставляли военные силы, но в своих княжествах правили самостоятельно. Княжеские династии, сохранившиеся на своих землях в обширной державе Святополка, тяготились его властью и теми материальными обязательствами, которые ложились на их плечи.

После смерти Святополка государство было разделено между его сыновьями – Моймиром П, ставшим верховным князем, и Святополком П, получившим в удел паннонские и словацкие земли. Тогда же во всех почти присоединенных землях поднялась волна протеста местных князей. Чешские Пржемысловцы, например, признали в 895 г. вассальную зависимость от Восточнофранкского государства и даже были готовы в 897 г. выступить против моймировцев. Утрата Чехии была тяжелым ударом для Моймира П. За ней последовала потеря области лужицких сербов, которые в 897 г. тоже признали зависимость от франков. Возможно, что с утратой Чехии и Лужиц связана также потеря Силезии. Не вызывает сомнения, что с 896 г. мадъяры постепенно занимают восточные области Великой Моравии. Решающим в распаде государственной власти Моймировцев был 907 г., когда под ударами мадъяров-кочевников пала власть враждовавших между собой князей моймировцев, которые уже не упоминаются в числе участников баварско-мадъярских битв под Братиславой летом 907 г.

Падение Великой Моравии имело большие последствия для судеб западного славянства. Была нарушена целостность славянского поселения в среднем Подунавье; западные славяне оторваны от южных; нарушены экономические, политические и культурные отношения славян с Византией, в которой славянские народы искали опоры против растущего натиска восточнорейнских герцогств. Ликвидация Великой Моравии привела к политическому разъединению западных славян: чехов и словаков. Чешское государство стало развиваться в западной части бывшей державы, Словакия же практически на тысячу лет вошла в состав возникшего вскоре в Паннонии Венгерского государства.

Великоморавское культурное наследие. Великая Моравия сыграла в формировании славянской культуры выдающуюся роль. Здесь была создана славянская письменность на старославянском языке и записанная глаголицей, с помощью которой все славянские народы получили возможность пользоваться сокровищницей греко-византийской и латино-франкской культуры. Старославянский язык был признан папской курией третьим церковным языком в Европе, что резко повысило престиж славянских государств и способствовало их культурному развитию. После изгнания учеников Кирилла и Мефодия из Моравии, моравские культурные традиции стали играть существенную роль во всех славянских странах, о чем свидетельствуют позднейшие литературные памятники.

Великоморавское литературное наследие вызывает уважение своим количественным размахом, выдающимся формуляционным и стилистическим уровнем. Его можно разделить на три цикла.

1. В Великой Моравии созданы переводы библейских книг, молитв и литургических текстов, проповедей, житий святых и т.п.

2. Произведения правового характера. Мефодий с помощью учеников перевел Номоканон (византийский сборник каноническорго права и собрание императорских эдиктов, касающихся Церкви). Вторым памятником этого круга стал судебный кодекс для мирян, названный «Закон судный людем», который Мефодий, по-видимому, переработал и адаптировал для мораван. Третьим памятником является сборник предписаний для священников, принимающих исповедь «Заповеди святых отцов». Видимо, Мефодию принадлежит и авторство оригинальной непереводной проповеди «Об обязанностях правителя», которая содержит призыв к светским властям следить за соблюдением предписаний «Закона судного людем». Попытки Мефодия и его учеников создать судебники у славян было началом научной юриспруденции не только у чехов и словаков, но и у славян вообще.

3. Самым ценным плодом великоморавской литературной активности являются оригинальные, непереводные произведения, отражающие непосредственно моравскую действительность IX века. Первое место среди них, бесспорно, занимают два памятника-жизнеописания: «Житие Константина» и «Житие Мефодия». Константин, автор древнейшего славянского нерифмованного стихотворения «Проглас» к Евангелию; литургического канона в честь Дмитрия Солунского; «Слово на перенесение мощей св. Климента, папы Римского». Здесь созданы два панегирика (торжественные речи) – «Похвала Кириллу» и «Похвальное слово в честь Кирилла и Мефодия», автором которых вероятно был один из самых видных представителей великоморавской литературной школы, а затем создатель охридского центра болгарской литературы Климент Охридский (Величский).

Государство Пржемысловцев

Формирование государства Пржемысловцев. Территория, на которой жили племена чехов, лучан, лемузов, литомержичей, пшован, хорватов, дулебов и др. франкские хроники ХI в. называли «Богемия». Уже в IX в. некоторые племена-княжества, находившиеся на территории Чехии, приобрели характер раннефеодальных государств. Примерно в 70-х годах IХ в. часть из них возглавило княжество чехов, во главе которого стояли князья из рода легендарного Пржемысла Пахаря. Уже тогда Прага, находившаяся в центре чешских земель, была крупным городом. Используя соперничество племенных княжеств, пражские князья к началу Х в. успели подчинить себе земли в бассейне Влтавы и Лабы.

Князь Борживой. Распространение христианства. Первым упоминаемым в источниках под 872 г. князем династии Пржемысловцев был Борживой. По преданию, Борживоя и его жену Людмилу крестил сам архиепископ Мефодий в столице Моравии Велеграде. По возвращению к себе на родину Борживой построил христианский храм, что символизировало начало коренного переворота в его княжестве. В 884 г. Борживой и его княжество вынуждено было подчиниться Святополку Моравскому. Но уже в 895 году чешские князья во главе с сыном Борживоя Спитигневом (889-905) вышли из состава Великой Моравии и признали себя вассалами восточнофранкского короля Арнульфа. При князе Вратиславе (905-921) Чехия успешно отразила попытку мадъяр подчинить ее и, воспользовавшись внутренними смутами Германии, порвала свои даннические отношения с ней.

Вацлав I. Появление культа святого патрона государства. После падения Великой Моравии, Чехии отошла значительная часть моравских земель. Прага становится важнейшим звеном основного торгового пути, связывавшего Западную Европу с Восточной (Регенсбург – Прага – Русь -_Хазария – Крым), крупным центром ремесла. В Чехии начинается экономический расцвет. На монетах Х в., которые чеканились в Чехии, Пржемысловцы именуют себя королями. Несмотря на это Вацлав I (921-935) вынужден был заключить мир с вторгшимся в Чехию германским королем Генрихом Птицеловом. По договору 929 г. Вацлав обязывался платить годовые налоги и участвовать в военных действиях, что означало установление вассальных отношений. Это вызвало недовольство в стране. Кроме того, будучи сам ревностным христианином, Вацлав насаждал христианство с жестокостью, соответствовавшей своему времени. В результате возникает оппозиция, в которой важную роль играют его младший брат Болеслав и мать Драгомира. В сентябре 935 г. у ворот костела, куда Болеслав пригласил брата на крестины сына, Вацлав был убит и позднее канонизирован как мученик за христианскую веру. Св. Вацлав вскоре провозглашается покровителем чешской короны. Так появляется культ святого патрона государства.

Внешняя и внутренняя политика Болеслава I Грозного. Изменения в системе управления государством. Болеслав I (935-972) отказался платить дань германскому королю и успешно отражает его натиски, но после военного поражения в 950 г. был вынужден признать себя его вассалом. Затем уже в качестве союзника принимал участие в военных походах империи. В 955 г. Болеслав помогает Оттону I разбить в битве на р. Лехе под Аугсбургом венгров-кочевников, опустошавших своими набегами Центральную и даже Западную Европу. После этого поражения они прекратили свои налеты и прочно осели на Венгерской низменности. Существует мнение, что Болеслав I у разгромленных венгров отнял Моравию и часть Словакии и присоединил к Чехии. Позднее он присоединил Силезию и княжество вислян с Краковом, т.е. территорию, граничащую с возникшей тогда Польшей. С польским князем Мешко I (960-992) он поддерживает дружеские отношения, закрепляя их в 995 году браком дочери Дубровки (Дубровка внесла большой вклад в обращение Польши в христианство).

Внутренняя политика Болеслава I была также решительна и энергична, как и внешняя. Племенные вожди и старейшины родов, не подчинявшиеся князю, были истреблены. Изменяется система управления государством, оно разделяется по жупам (областям), их центром управления становится княжеский замок, который в свою очередь подчиняется центральным учреждениям в Праге. Был установлен первый государственный налог – «дань с мира» и земские повинности. Болеслав вводит новую монету, серебряный денарий, которая остается в силе в качестве платежного средства вплоть до 1300 г., когда ей на смену приходят знаменитые пражские гроши. Прага становится значительным торговым центром, куда приезжают купцы со всех концов мира. Они бывают здесь охотно, отмечая при этом, что дороги в этих краях безопасные, содержатся в хорошем состоянии, а пошлины и дорожные сборы сносные (как и годовые налоги и десятины). Поэтому в этот период растет число крепостей, замков, поселений, процветает торговля мехами, воском, полотном, серебряными украшениями и т.д.

Образование Пражского архиепископства. Болеслав I настойчиво добивается в Риме создания епископства в Праге, которое было основано при Болеславе П в 973 г. Национальная церковь становится верным союзником Пржемысловцев. Хотя новое епископство организационно было подчинено Майнцскому архиепископству вплоть до ХIV в., но в целом это был успех в политике Болеслава I и Болеслава П, поскольку чешский князь теперь являлся верховным собственником всех церковных земельных владений и монастырей. Он назначал и отстранял от должности священников в отдельных храмах и даже собирал десятинные налоги, которые платили церкви верующие. А пражский епископ был, собственно, княжеским капелланом, который выполнял целый ряд светских задач, например, вел дела с зарубежными монархами и т.д. Под влиянием соседей-немцев в Чехии побеждает латинский обряд. «Славянское» архиепископство в Моравии с подчиненными ему епископствами исчезает.

Пражский и Зличанский центры чешской государственности. Главным соперником пражских князей являлись зличанские князья, владевшие землями восточной Чехии, местом пребывания которых был г. Либице. В Х в. борьбу Либице против Праги возглавил князь Славник. Владения зличанского князя были обширны и богаты и почти не уступали по своим размерам владениям пражского князя. Славник считал себя равными по знатности Пржемысловцам, жил в замке, где у него был большой княжеский двор, собственный капеллан, он чеканил свою монету и вел самостоятельную внешнюю политику. Напряженность между этими династиями не ослабела даже после того, как сын Славника стал в 982 г. вторым пражским епископом. В союзе с немцами, польским королем Болеславом Храбрым Славниковцы вели упорную борьбу против Пржемысловцев. Либице в Х в. фактически являлась вторым центром объединения чешских земель. В жестокой борьбе этих двух центров и возникло единое Древнечешское государство.

Болеслав П Благочестивый. Болеслав П Благочестивый (972-999) укрепляет национальную церковь, строит 20 храмов, основывает три монастыря, щедро наделяет их землями и скотом. Это не помешало ему варварски уничтожить владения и род Славниковцев. 28 сентября 995 г., когда четверо сыновей Славника находились с семьями и дворовыми людьми в молельне, дружина Болеслава П подошла к Либице, захватила замок и перебила всех, в том числе женщин и детей. Замок Либице был разрушен дотла. Такая же участь была уготована и остальным замкам и крепостям Славниковцев. Пржемысловцы стали единственной правящей династией в Чехии.

Обширная держава, созданная Болеславом I, была непрочной по составу. Это обнаружилось, когда экспансия чешских князей столкнулась с экспансией политического центра, возникшего на землях племенного княжества полян и сумевшего к середине Х в. подчинить себе ряд соседних территорий. В последние десятилетия Х в. развернулась острая борьба между князем полян Мешко I и чешским князем Болеславом П, в результате которой чешские князья утратили власть над землями в бассейне верхней Одры, а в 90-е гг. сын Мешко I Болеслав Храбрый (992-1025) овладел и землями вислян и лендзян. В дальнейшем все эти земли прочно закрепились в составе нового государственного образования полян.

Чехия в первой половине ХI в. Упорную борьбу с князьями и знатью отдельных племен пришлось вести Болеславу Ш, прозванного Рыжим (999-1003). Восстание, возглавляемое родом Вршовичей, приняло настолько ожесточенный и угрожающий характер, что Болеславу Ш пришлось бежать в Германию. Внутренней смутой, наступившей в Чехии, попытался воспользоваться польский князь Болеслав Храбрый (992-1025). Он посадил на чешский престол своего брата Владивоя и захватил Моравию и Силезию.

Сыну чешского князя Ольдржика Бжетиславу I (1035-1055) удалось навсегда воссоединить Моравию с Чехией. Он окончательно ликвидировал последние остатки родового строя в Чехии, превратив племенных князей и родовую знать в служилую аристократию. Постепенно были уничтожены и остатки народовластия. Хотя областные веча еще продолжали собираться, круг их ведения был ограничен местными делами, а решающая роль на них принадлежала знати и княжеским чиновникам.

Чехия, Империя и Польша. Попытка создания единого западнославянского государства. Укрепив свои позиции внутри страны, Бжетислав I попытался ослабить зависимость от империи. Он мечтает о создании в противовес Германии, не менее мощного славянского государства. В 1038-1039 гг. Бжетислав организовал поход Польшу. Перспектива захвата богатой добычи сделала этот поход популярным среди чешских феодалов. Бжетислав I со своим войском овладел богатейшим г. Краковом, вошел в Гнезно, разграбил его храмы и задумал создать крупное государство в составе Чехии, Моравии и Польши. Он явился, таким образом, как бы продолжателем дела польского короля Болеслава Храброго, стремившегося создать единое западнославянское государство, способное приостановить германскую агрессию. Но эти планы встречают решительное сопротивление со стороны объединенных сил римского папы и германского императора Генриха Ш. Последний предпринимает в 1040 г. поход против Чехии, закончившийся поражением немецкой армии при Домажлице, но в следующем же году император возобновляет свои военные действия против Бжетислава I и вынуждает его признать зависимость Чешского княжества от Германии. С 1041 г. Чехия входит в состав Священной Римской империи, поэтому политическое развитие Германии начинает оказывать глубокое воздействие на национальную жизнь Чехии.

«Закон сеньората Бжетислава I» (1055 г.). Начало феодальной раздробленности. Бжетислав I проводит реорганизацию системы престолонаследия, которая была расcчитана, прежде всего, на упорядочение внутридинастических отношений в роде Пржемысловцев, но фактически уже в самом начале ХП в. дала обратные результаты. В силу этой реорганизации системы престолонаследия пражский княжеский стол закреплялся в порядке наследования за старшим в роде Пржемысловцев и превращался в великокняжеский стол, возглавлявший все Чешское княжество. Младшие представители того же правящего рода получали в свое ведение уделы. Чешское княжество превращается в Чешское удельное великое княжество. Феодальная раздробленность в Чехии получила юридическое оформление в так наз. «Законе сеньората Бжетислава I» (1055 г.). («Сеньорат» – замещение трона старшим представителем рода. «Примогенитура» – замещение трона по праву первородного сына).

Преодоление феодальной раздробленности. История Чехии периода феодальной раздробленности драматична, она полна феодальных мятежей, предательств, войн. Внутренняя борьба в Чехии особенно усилилась в правление князя Конрада Оты (1188-1191). Фридрих Барбаросса попытался оторвать от Чехии Моравию и сделал Конрада Оту моравским маркграфом, а уже в 1189 г. он был избран и на чешский престол и управлял обеими землями. Конрад Ота оставил законодательный документ «Право Конрада» (1189), подтверждавший наследственное право на приобретение земли шляхты, ограничивавший верховное право на нее князя, «Право Конрада» свидетельствовало о том, что княжеская власть шла на дальнейшие уступки крупным феодалам – носителям центробежных тенденций в стране.

Период феодальной раз­дробленности продолжался до конца XII в. Экономические интересы и сравнительно небольшая территория страны позво­ляли пражскому князю быстро справляться с со­перниками. Внешним фактором, способствовавшим укреплению единой феодальной монархии в Чехии, стали феодальные усобицы в Германской империи, благодаря которым было ослаблено вмешательство немецких феодалов во внутренние дела Чехии. Кня­зю Владиславу II в 1158 г. удалось получить на­следственный королевский титул. С этого времени Чехия стала именоваться королевством. В XIII в. Че­хия была уже одним из сильных государств Центральной Европы.

Начало формирования чешского сейма. Уже во второй половине ХП в. в Чехии начал формироваться сейм, который становится самостоятельным сословным институтом в ХШ в. Своей исторической основой он имеет дворцовый суд, королевский совет, старые пржемысловцевские дворцовые съезды. Долгое время на сеймах преобладал голос вельмож (панов), к которым очень медленно начинают присоединяться голоса владык (рыцарей), а вслед за ними – и голос мещанства королевских городов. Вначале сейм только выслушивал князя и высказывал свои соображения. Затем он получил законодательные функции, от него зависели такие вопросы, как война за границей и сбор дани (при князе Владиславе П, 1140-1173); избрание пражского епископа (с 1198); сейм, наконец, стал принимать и утверждать законы («Право Конрада», 1189). Рост юрисдикции отдельных феодалов привел к выработке норм т. н. земского права, а позже - к организации земского суда.

Начало объединения чешских земель и восстановление государственного единства во время правления Пржемысла I Отакара. Уже в начале ХШ в. королевская власть в Чехии повела политику, направленную на консолидацию государства. Пржемысл I Отакар (1197-1230) сумел воспользоваться борьбой за германский трон после смерти Генриха VI Штауфена во благо страны и своей династии. Ослабление королевской власти в Германии усилило позиции чешского князя среди немецких владетелей. Пржемыслав I успешно управлял обширным государством, территориально превосходившим любое из княжеств Германии. Сознавая, что страна является частью империи, он стремился извлечь максимальные выгоды из сложившейся после смерти Генриха ситуации.

Характер зависимости Чехии от империи. Поддержка Пржемысла помогла победить Фридриху П и молодой император признал эту услугу, подтвердив 26 сентября 1212 г. в «…благородном городе Базеле» все привилегии, данные до этого чешскому королю. Привилегии были подтверждены специальной папской буллой, которая признавала неделимость чешского королевства, право чешских феодалов выбирать короля, право инвеституры чешским королем чешских епископов. Обязанности же были минимальными. Например, Чешский король и его преемники были освобождены от обязанности присутствовать на рейхстагах, кроме тех, которые проходили вблизи Чехии в Бамберге, Нюрнберге и Мерзебурге. Чешскому королю предлагалось поставлять триста рыцарей для церемонии коронации императора в Италии или, вместо того, на выбор, выплачивать триста марок серебром. Булла, открывшая новый этап в истории Чехии, была запечатана золотой печатью Сицилийского королевства, поэтому она вошла в историю Чехии как Золотая Сицилийская булла.

Положение церкви. В правление Пржемысла I происходит еще одно важное событие. В течение первых трех столетий своего существования на территории Чехии церковь находилась в зависимости от князя (короля) и вельмож. В ХШ-ХIV вв. светское влияние на церковь падает. Юридической базой для новой ситуации послужил договор (конкордат), подписанный Пржемыслом I с римской курией, по которому подданные церкви были изъяты из сферы юрисдикции светских феодалов, церковное управление стало независимым от них. Постепенно церковь увеличивает свои земельные владения, уже к концу ХШ в. она владеет третью всех земель Чехии и Моравии, со второй половины ХIV в. церковь становится самым крупным феодалом в чешском государстве. Но как единое целое церковь с ее имуществом оставалась под властью короля, ему принадлежало решающее слово в замещении должности епископа, он же взимал налог с церковного имущества.

Реорганизация системы престолонаследия. Чтобы предотвратить возможную опасность престолонаследию, Пржемысл I представил знати своего сына Вацлава для избрания в качестве своего преемника с последующим подтверждением императором. Таким образом, в доме Пржемыслевцев, наконец было твердо установлено право первородства («примогенитуры», вопреки установленному в 1055 г. «Законом сеньората Бжетислава» «сеньорату», т.е. замещению трона старшим представителем рода.).

Колонизация и ее особенности в Чехии. Колонизация – комплекс явлений, имевший несколько фаз. Со второй половины ХП до начала ХШ в. в Чехии происходит колонизация внутренняя, вызванная ростом народонаселения и заинтересованностью шляхты в повышении феодальной ренты. Главными ее проводниками были могущественные светские землевладельцы и монастыри. К концу ХП в. оставались незаселенными лишь горные пограничные районы и отдельные полосы леса внутри страны. Внутренняя колонизация осуществлялась местным, чешским населением за счет распашки лесов, в меньшей мере осушения болот и освоения менее пригодных для земледелия земель.

Главная форма колонизации ХШ в. – локаторство. Локатором называлось лицо, способное вложить собственные средства в основание новой деревни. Он приглашал колонистов, отмерял им участки и договаривался с владельцем земли об условиях поселения. Структура территории заселения была уже полностью приспособлена к потребностям трехпольной и многопольной систем. Вся обрабатываемая земля делилась на три части, поселенец имел участки на каждой из них. Одна часть предназначалась для яровых, вторая для озимых, третья оставалась под паром. Эта система обеспечивала рост продуктивности земледелия вдвое. Соху сменил плуг, что увеличивало производительность труда. Колонизация создала новую земледельческую деревню, включенную в хозяйственную жизнь страны через густую сеть торгов в городах.

К середине ХШ в. колонизация захватила и горные области с залежами серебра. Это была уже городская колонизация. Она шла на основе эмфитевтического права (Эмфитевзис – в римском праве и в праве ряда государств – особый вид наследственного долгосрочного пользования чужой землей). Новой чертой был прилив иностранных колонистов, прежде всего из Германии. Колонисты – горнорудные рабочие, ремесленники и крестьяне – приходили преимущественно с севера Германии, из Тюрингии, Бранденбурга, Швабии и Саксонии. Добыча серебра особенно усилилась в период 1235-1260 гг. в области Иглавы и Гавличкова Брода, а в 1280-1310 гг. – в Кутногорском районе. Сельская колонизация ритмично развивалась до конца ХШ в., а городская резко возросла со второй половины ХШ в. также под влиянием политики государя Вацлава I.

Вацлав I .Именно в период правления Вацлава I (1230-1253) Чехия оказалась перед опасностью татаро-монгольского завоевания. Хроника Далимила об этом сообщает следующее: «…татары вступили тремя потоками и всюду шли как по своей земле, их вели хорошие разведчики… подступив к Вроцлаву, они разоряли все окрестные земли. Под угрозой вторжения татар, чехи положили много труда на устройство укреплений… Король приступил к укреплению Праги». В 1241 г., опустошив Силезию, татары двинулись в Моравию. Там они разорили города Опаву, Бенешов, Пржеров, Литовец и др., а также Градищенский и Оломоуцкий монастыри. Все, кто не успел спрятаться в горах и лесах, были уничтожены. Чешское войско, подкрепленное частями Фридриха Австрийского, настигло татар в Моравии в июле 1241 г. Татары были разбиты, обратились в бегство и ушли в Венгрию. Оправившись, войска Батыя попытались пойти на Австрию, но встретили на пути объединенные войска чешского короля, австрийского и хорутанского герцогов. Не имея возможности пополнить свои силы, истощенные в борьбе с Русью, татары отказались от плана завоевания Центральной Европы. Через Хорватию и Боснию войско Батыя в 1242 г. вышло к Далматинскому побережью, а затем через Сербию и Болгарию вынуждено было уйти на восток.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.130 (0.015 с.)