Доходы архиепископии. Из буллы иннокентия II гнезненской архиепископии (1136) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доходы архиепископии. Из буллы иннокентия II гнезненской архиепископии (1136)



 

Булла папы Иннокентия II подтверждала пожалования польских князей, возможно письменно не оформленные, главной из польских епископий - гнезненской, за время от ее основания в 1000 г. до да­ты выдачи буллы.

 

Гнезненской церкви... [жалуем грамоту] апостольского престола, постановляя, чтобы все владения, все имущество, которым эта церковь справедливо и в согласии с каноническим правом обладает... служило постоянно и нерушимо тебе и твоим преемникам.

Из них мы привели здесь следующие, обозначив их собствен­ными названиями. С Гнезна, с Острова, с Лекна, с Накла, вплоть до реки Плытвицы, с Ленды, с Калиша, с Честрамя, с Руды1 [пусть поступают в пользу архиепископии] полные десятины [от] зерна, меда и железа, [с] корчем, с плат куньими и лисьими шкура­ми, [от] свиней, от проезжих пошлин, [которые собирают] как в са­мом городе, так и на всех переправах, прилегающих к городу или к упомянутым градам2. Также [подтверждаем право на] округ Жнин3 с десятинами, торгом, озерами и всей светской юрисдик­цией... [Далее следует перечень входящих в состав округа деревень с живущими в них людьми - 24 деревни и 237 человек.] Также с града Милича4, который лежит во Вроцлавском епископстве, [следуют] полные десятины со всего по этой стороне Барыча.

Также с градов Серадза, Спицимера, Малогощи, Розпшы, Ленчицы, Войбожа, Жарнова, Скшина5 [пусть поступают] полные де­сятины [от] зерна, меда, железа, [от] шкурок лисьих и куньих, с уплат, с корчем, с торгов, с проезжей пошлины, [которую собирают] как в самих градах, так и в прилегающих к ним местностях, на всех [переправах], сколько их есть от Хжостова и вплоть до Вис­лы... Также Лович6 с десятинами, с деревнями и их жителями, с охотой, бобрами и всей юрисдикцией светской никому кроме епи­скопа не должен служить.

Примечания: 1.Перечень градов – центров административных округов Великой Польши, лежавших в пределах гнезненского диоцеза. 2. Разнообразный состав «полных десятин» свидетельствует о том, что перед нами не обычная десятина в пользу католической церкви – 0,1 урожая зерновых, а десятина с поступавших в грады княжеских доходов. 3. Жнин - владение гнезненских архиепископов в Великой Польше. 4. Милич - центр административного округа в Силезии. 5. Перечень административных центров Серадзской и Ленчицкой земель, лежавших на территории гнезненского диоцеза. 6. Позднейший Ловичский «ключ» - владение гнезненских архиепископов.

 

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Минск, 1987. Т. I. С. 211 – 212.

ИММУНИТЕТ КРУПНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ВОТЧИНЫ. ИЗ ЖАЛОВАННОЙ ГРАМОТЫ КНЯЗЯ КАЗИМИРА КУЯВСКОГО ВЛОЦЛАВСКОЙ ЕПИСКОПСКОЙ КАФЕДРЕ (1250)

 

Одна из серии грамот, выданных польскими удельными князьями в первой половине XIII в. епископским кафедрам,— первых доку­ментов, письменно оформлявших широкий судебный и податной им­мунитет.

…Когда возникли споры между нами, с одной стороны, и досточтимым отцом Михаилом... епископом влоцлавским, с дру­гой... [мы] с упомянутым епископом заключили договор... За ста­рыми [же] деревнями этого епископа и вышеупомянутой церкви влоцлавской... то есть полученными до нашего вступления на кня­жеский трон... и их жителями признаем такую свободу, что все при­писные1 предназначены для службы только епископу и должны подчиняться его суду, так что не обязаны принимать во внимание нас, наши службы и уплаты, как бы они ни назывались, с тем един­ственным исключением, что в делах о наследстве будут отвечать только перед князем.

Свободные же, живущие в этих старых деревнях, должны быть освобождены от повоза, нажаза, подымного, подворового, стражи2, ухода за конями, забот о сокольниках и соколах, от варки и вывоза наших напитков и от всех других служб, как бы они ни назывались, за исключением того, что обеспечат пшевод по обычаю рыцарей3 и нашим ловцам, которые называются isztare, и по обы­чаю рыцарей4 должны принимать тех, кто ловят бобров; но если бы случилось, что эти ловцы заехали бы до какой-нибудь из таких деревень на ночлег, удовлетворятся только сеном, а принимать их будут раз в году. Также [должны] принимать пекарей во время на­шего переезда и выпеченный ими хлеб перевозить до княжеского стана или до ближайшей к нему деревни, как будут считать для себя удобным.

Свободных жителей этих деревень не будет также никто судить кроме самих господ и самого князя, который будет в то время, а также каштелянов5 их повета, в собственной особе, так что даже вызванные в суд их судьями не будут перед ними отвечать; а если бы кто другой осмелился судить их, мы провозглашаем его приго­вор недействительным.

В иных же деревнях, которыми этот епископ или упомянутые церкви в настоящее время владеют, или получат в будущем, сохра­няем полностью княжеские права, которые нам здесь принадле­жали.

Примечания: 1. Приписные — в лат. ориги­нале «adscripticii» или ряд групп зависимого населения, которые были «припи­саны» государственной властью к церковному учреждению и не имели права покидать церковную землю. 2. Повоз - обязанности по перевозу княжеского имущества; нажаз - налог, взимавшийся живыми свиньями или солеными ту­шами свиней, как плата за право выпаса свиней в лесу; подымное - основной государственный налог, взимавшийся с отдельного хозяйства - «дыма» деньга­ми или зерном; подворовое - налог, взимавшийся с каждого двора рогатым скотом или овцами; стража - оплата за освобождение от службы по охране града. 3. Пшевод - обязанности по сопровождению возов с имуществом кня­зя или княжеских людей. 4. «По обычаю рыцарей» (more militari) — на льгот­ных условиях. 5. Каштелян - наместник князя в административном округе, по­вете.

 

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Минск, 1987. Т.I. С. 212 – 213.


 

ТЕМА II. КРЕВО И ГРЮНВАЛЬД

ПЛАН

1. Утверждение Тевтонского ордена на Балтике.

а) военно-политическая и экономическая организация Ордена;

б) «Дранг нах Остен».

2. Внешнее и внутреннее положение Польского королевства во времена Вла­дислава Локетка и Казимира Великого.

3. Кревская уния. Внешнеполитические предпосылки и значение.

4. «Великая война» 1409 - 1411 гг.

а) Грюнвальдская битва;

б) Торуньский мир 1411 г.

5. Взаимоотношения Польши и Ордена в первой пол. ХV в.

6. Тринадцатилетняя война 1454 - 1466 гг. Второй Торуньский мир.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Длугош Ян. Грюнвальдская битва. М., 1962.

Хроника Быховца. М., 1966.

 

Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980.

Бискуп М. Великая война Польши и Литвы с Тевтонским орденом (1409 – 1411) // Вопросы истории. 12. 1991.

Восточная Пруссия. С древнейших времен до конца второй мировой войны. Калининград, 1996.

История Польши. Т.I. М.,1955.

Карамзин Г.Б. Битва при Грюнвальде. М.,1961.

Краўцэвіч Алесь. Тэўтонскі ордэн ад Ерусаліма да Грунвальда. Мінск, 1993.

Лависс Э. Очерки по истории Пруссии. Калининград, 1990.

Лавринович К.К. Орден крестоносцев в Пруссии. Калининград, 1991.

Ловмяньский Г. Роль рыцарских орденов в Прибалтике (XII - Х1У вв.). // Польша и Русь. М.,1974. С. 67 -. 78.

Лойка П.А. Ад Крэва да Любліна. // Беларуская мінуўшчына. 1997. № 4.

Міхайлоўская Л. Тэўтонскі ордэн у еўрапейскіх палітычных адносінах канца ХIV - першай трэці ХV ст. //.Беларускі гістарычны часопіс. 1993, № 3.

Мыслиньский К. Бранденбург, крестоносцы и потеря Польшей Западного Помо­рья. // Польша и Русь. М., 1974. С. 114 - 140.

Печников Б.А. «Рыцари церкви». Очерки об истории и деятельности католических орденов. М., 1991.

Сагановіч Г. Беларусь і Нямецкі Ордэн (да Крэўскай уніі). // 3 глыбі вякоў. Наш край. 2. Мінск, 1997. С. 116 133.

Сагановіч Г. Ад Крэва да «Вялікае вайны». // Спадчына. № 1. Мінск, 2000.

 

 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

1. КАК ГОСПИТАЛЬЕРЫ св. МАРИИ ИЗ ТЕВТОНСКОГО ДОМА1 ПРОНИКЛИ В ХЕЛМИНСКУЮ ЗЕМЛЮ

Конрад2, вышеупомянутый князь Мазовии, который на Хелминской земле выдерживал многочисленные нападния пруссов и полешан, по совету епископа Гюнтера3 уступил бородатым обозначенным черным крестом госпитальерам св. Марии Иерусалимской из тевтонского дома Хелминскую землю на 20 лет с той целью, чтобы они с его помощью оказали сопротивление пруссам и полешанам4. В течение этих лет, поскольку пруссы и другие языческие народы приносили огромный вред землям мазовецкого князя Конрада, вышеупомянутый Конрад вызвал к себе на помощь свонго племянника, силезского князя Генриха Бородатого. Опираясь на его помощь и на помощь упомянутых крестоносцев, сокрушил он и пруссов и другие языческие народы, смело на них обрушившись5. После славного триумфа этой победы часто упоминавшийся Генрих попросил своего дядю Конрада, чтобы он соблаговолил навсегда приписать крестоносцам Хелминскую землю. В ответ на его просьбы этот же самый Конрад навечно милостивым дарением приписал земли между реками Оссой, Вислой и Дрвенцей вышеуказанным крестоносцам.

 

Примечания: 1. Тевтонский орден был основан немцами-крестоносцами в 90-х годах XII в. в Палестине. 2. Конрад (1191-1247) – польский удельный князь, владетель Мазовии и Куявии. При активной поддержке католической церкви вел длительную борьбу за подчинение земель пруссов. 3. Гюнтер, епископ плоцкий (1227-1232). 4. Столкновения пруссов с Польшей относятся ко времени Болеслава Храброго. В XII в. пруссы поддерживали отдельных польских и русских князей. В XIII в. вследствие феодальной раздробленности и ослабления Польши и Руси нападения прусских войск на их территории участились. Из польских земель особенно страдали земли Мазовии, Куявии и Поморское княжество. Поэтому вторжение ордена в прусские земли вначале встретило поддержку у польских князей. 5. Поход датируется 1239 г. В нем участвовали поморские князья Вратислав и Святополк. Поход, однако, не имел особенного успеха, что укрепило куявско-мазовецких князей в мысли о перемещении в Польшу Тевтонского ордена.

 

«Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI – XIII вв. М., 1987. С. 151 – 152.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.014 с.)