Защита яном гусом кутногорского декрета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита яном гусом кутногорского декрета



Пражский университет, подобно другим европейским университетам, пользовался правом самоуправления. Все его студенты и профессора, принадлежавшие к одной национальности, объединялись в так называемые «нации». Каждая такая «нация»при выборах административных органов, в том числе и ректора университета, при создании экзаменационных комиссий и т. д. имела по одному голосу. Но так как из четырех «наций» Пражского университета три было немецких' (саксонская,баварская и так называемая «польская», где большинство принадлежало также немцам-тевтонам) и лишь одна чешская, то вполне понятно, что самоуправление в университете осуществлялось немцами. Это привело к решительному протесту чешской интеллигенции, потребовавшей от чешского короля Вацлава IV покончить с засильем немцев в Пражском университете. В итоге долгой и упорной борьбы чешской оппозиции в университете был издан Кутногорский декрет (1409 г.),твердо установивший, чтобы впредь во всех университетских делах - при выборах общеуниверситетских органов и решении важных университетских вопросов - чехи имели три голоса, а немцы — один. Это вызвало недовольство немецких профессоров,и они оставили Пражский университет. Ректором его стал Ян Гус.

... Во-первых, то, что король Вацлав имеет правительственную власть в Чешском королевстве и Пражском университете, прежде всего и главным образом в установлении порядков, а для сохранения лучшего порядка в университете имеет власть принимать и увольнять как чехов, так и иностранцев, но непременно с условием заботиться более всего о чехах. Во-вторых, король Вацлав имел полное право даровать и действительно даровал обывателям своего королевства в Пражском университете три голоса, чем оказал им предпочтение перед чуждыми народностями, которых в эдикте он называет общим именем тевтонов, потому что иностранцы твердо объединились между собой (под тевтонским знаменем). В-третьих, совершенно неосновательно чужеземцы ропщут против вышеозначенного королевского эдикта, не желая в то же время повиноваться его королевскому величеству господину королю, наивысшему лицу в Чешском королевстве...В-четвертых, обыватели Чешского королевства настоящие чехи - как светские, так и духовные лица - в силу королевского дара (эдикта) должны принять, владеть и пользоваться особыми привилегиями в совещаниях и управлении, в занятии первых мест и должностей для успеха и чести самого короля и его королевства... В-пятых, король Вацлав имел полное право дать магистрам и студентам из своего чешского народа преимущество перед магистрами и студентами чужих народностей в советах, судах, экзаменах и во всевозможных суждениях и распоряжениях университета... В-седьмых, чешский народ должен быть первым хозяином в Пражском университете по отношению к чужим народностям...

...Король чешский может и даже должен поставить свой чешский народ во главу, а не в хвост, так, чтобы он всегда был выше и никогда не был ниже. Отсюда следует, что чешский народ... должен быть в чешской земле превознесенным над всеми другими народностями...

...В-восьмых, тевтонский народ, стремясь удержать за собою первенство и свое управление в Пражском университете при помощи права трех голосов против одного голоса, желает стать выше чешского народа, хочет быть вверху, а не внизу, а своим неповиновением повелению короля противится как евангельскому примеру, так и эдикту короля, и потому никоим образом это желание тевтонского народа не может быть уважено...

...Таким образом, если тевтоны хотят, чтобы чехи, живущие в тевтонской земле, не нарушали тевтонского порядка, не присваивали их голосов и привилегий и не стремились стать вверху и во главе, то пусть и они так же относятся к чехам в чешской земле...

Чешское колено в своей чешской земле должно спокойно управляться своими законами без помехи со стороны тевтонов, как некогда оно и управлялось...

Хрестоматия по истории средних веков (Под ред.Н. П. Грацианского, С. Д. Сказкина). М., 1950. Т. II. С. 134 - 139.

3. ЯН ГУС НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ1

Приводимый исторический документ представляет собой не последовательную и строгую запись хрониста, а второпях написанные письма другу. Автор писем - Поджо Браччолини (1380—1459) - известный итальянский гуманист, один из первых собирателей древних рукописей. Получив должность секретаря при папе Бонифации IХ (1389 -1404), он сохранял ее при следующих папах. И в этом качестве в 1414 г. сопровождал Иоанна ХХШ (1410-1415) на Констанцский собор. Он едет из Констанца в Прагу с поручением вручить Яну Гусу приглашение прибыть на собор и вместе с ним возвращается в Констанц. П. Браччолини был не только очевидцем, но и участником бурных заседаний Констанцского собора по делу Яна Гуса. Его выступление на соборе говорит о том, что Браччолини вначале осуждал Яна Гуса, а узнав его ближе, встал на его защиту. Письма Поджио об осуждении Яна Гуса и Иеронима Пражского и откровенность, с которой он говорил о несправедливости собора, были причиной его опалы.

Сильно билось мое сердце…, когда я встал из-за обеденного стола и собирался снова идти в храм. Я уже предчувствовал осуждение этого чешского священника. Я согласился бы, кажется, тогда потерять глаз, руку, - а... то и самую жизнь, лишь бы предотвратить свое участие в прибытии Гуса на собор... я... сильно почитаю и люблю Гуса...

Мы отправились в храм... Поднялся [со своего места] председатель собора, несколько раз поклонился королю и собравшимся отцам и прочел имена всех, имевших право голосовать... Кроме короля, их оказалось 88 лиц...

Врагам Чеха [Гуса] хотелось сегодня же непременно [без помехи] достигнуть своей цели, потому что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой...

В строгом порядке по старшинству [сана и] лет, месяцев и даже дней возраста голосовали ответами «да» или «нет» на следующие три пункта:

1.Еретик или не еретик Иоанн Гус из Гусинца в своих учениях и новшествах? 2. Имеют ли право собравшиеся во имя папы и короля отцы собора присудить Гусу наказание? 3. Какого именно наказания заслуживает Гус оскорблением папы и святейшего таинства (евхаристии)2?

На первый вопрос отозвался 51 голос в положительном смысле, т. е. что Гус - еретик. На второй вопрос столько же. На третий вопрос: 30 голосов отозвались в том смысле, что Гус не заслуживает никакого наказания; 10 голосов - за наказание церковным покаянием и 45 отцов подало свой голос за осуждение Гуса на смерть, если он не отречется от всего, что говорил в течение многих лет и открыто учил против церковных установлений.

После этого председатель собора предложил Гусу отречься от всего этого; но тот Чех [Гус], поднявшись, громко возгласил:

«Я не намерен отступать от своего учения и веры...»

Также и Сигизмунд [император] настоятельно и строго предложил Чеху отречься от своего учения. Тогда Гус стал на колена...

Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее:

«Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга - их - основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды - знает бог

После того поднялся страшный крик: посыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосований...

Голосование происходило следующим порядком: сначала голосовали курфюрсты и их представители; затем князья, архиепископы, епископы. Далее представители краев и городов...

Сигизмунд, выслушав окончательный результат, побледнел и затрясся, как будто бы должен был произнести приговор над самим собою: он знал, что от него зависели свобода и жизнь Гуса. Гробовое молчание воцарилось под сенью храма, когда отзвучала последняя речь, и Сигизмунда спросили: «Ваше величество император! Каково будет ваше окончательное решение: за учение Гуса или против? Признаете ли вы его еретиком, заслуживающим смерти?..»

Вопрошаемый взволнованным голосом ответил так: «Продолжаю утверждать, что Гус - еретик и по праву вполне заслуживает смерти сожжением, если не отречется...».

Тогда Гус мужественно спросил: «Ваше императорское величество, ужель вы можете так поступить в унижение своей короны и немецкой чести? Ужель сами уничтожаете свою охранную грамоту, утвержденную вашей печатью и подписью, беря на свою голову преступление и вероломство? Не о моей жизни речь, но о вашем честном имени...»

«Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд, но только сюда, а это ты получил. Обратного же пути я не обещал... Твое требование неосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов». Так ответил Сигизмунд.

Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.

 

Примечания: 1. Констанцский собор – вселенский собор католической церкви, заседавший в г. Констанце (южная Германия) с 5 ноября 1414 г. по 22 апреля 1418 г. Был созван в эпоху "Великого раскола" папой Иоанном ХХШ для борьбы с гуситским движением в Чехии, ликвидации "Великого раскола" и проведения реформы церкви. Наряду с духовенством в нем приняли участие светские феодалы, в том числе император Сигизмунд Люксембургский. Констанцский собор осудил учения Джона Виклефа и Яна Гуса как еретические. 6 июля 1415 г. Гус был сожжен, вопреки охранной грамоте императора Сигизмунда, а 30 мая 1416 г. был сожжен и Иероним Пражский. Констанцский собор ликвидировал "Великий раскол", устранив трех пап – Иоанна ХХШ, Григория ХП и Бенедикта ХШ и избрав нового папу Мартина V (1417-1431). Однако вопрос о реформе церкви не был разрешен. 2. Таинство причащения.

 

«Послания магистра Иоанна Гуса, сожженного римской курией в Констанце 6-го июля 1415-го года». М., 1903. С. 254 - 272, 282 - 284.

 

4. ЗАЯВЛЕНИЕ ЯНА ГУСА В СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ (6 ИЮЛЯ 1415)

[Обращаясь к толпившемуся народу, Гус громко сказал]: Эти епископы уговаривают меня всенародно отречься - нет! Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если отрекусь от истины, то какими глазами воззрю на небо? Как дерзну посмотреть в глаза народу, если по моей вине поколеблются вековые его убеждения? Никогда! Спасение стольких душ народа для меня дороже моего бренного тела.

Бильбасов В. А. Чех Ян Гус из Гусинца. Спб. 1869. С. LXXVIII.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.011 с.)