ТОП 10:

ХРОНИКА БАРТОШЕКА ИЗ ДРАГОНИЦ (1419—1443)



Завоевания таборитов

В том же 1427 г., в четверг после рождества пресвятой девы Марии (22. IX), пресвитер Прокоп и табориты с сиротами1 и их единомышленниками, всего по крайней мере до 10000 пехотинцев и 800 всадников, пришли в Прагу по своей воле и привезли с собой большую пиксиду «Хмелик», а также свои подводы и все к ним принадлежащее.

Затем поскольку г. Колин отделился от пражан и принял к себе в гетманы г-на Гашека из Дитенице, который был очень предан г-ну королю и герцогу австрийскому, взявшему себе в жены дочь г-на короля, то названные выше пресвитер Прокоп, табориты, сироты и пражане обложили осадой сам г. Колин и в течение 13 недель старались взять его при помощи больших пушек и пиксид, и разных других многочисленных хитростей; однако они не смогли взять его силой, но, согласно дружественному договору, по доброй воле горожан Дивиш Боржек с сотней своих людей и людей господ Иоанна Местецкого и Путы из Частоловице выехали из города со всем своим имуществом; а воины, стоявшие перед городом, вступили в него.

В том же году, в субботу перед днем св. Варфоломея (16. XII), рыцари Болоховец, Сигизмунд и Божек, пребывавшие тогда в замке Карлштайн, убили при помощи челяди этого замка одного грабителя из секты таборитов, по имени Ян из Остромец, занимавшегося грабежом близ г. Миншека, но шестеро из семи человек улизнули, хотя трое из них были тяжело ранены.

В том же году гетман секты таборитов, названный пресвитером Прокопом, по прозвищу Голый2, и другой пресвитер Прокоп, гетман секты, оставшейся после Жижки, называвшей себя сиротами, отправились с этими своими сектами и с пражанами в поход в Венгрию и захватили там много городов, например Венгерский Брод и другие, и много крепостей. Мало того, они сожгли пригород Пресбурга1, затем пошли на Вену, но там не могли переправиться через Дунай и причинили много вреда в Австрии на этой стороне реки.

Затем уже в лето господа 1428-е они повернули в Силезию и разбили лагерь перед г. Ниссой; господин же Пута из Частоловице находился в этом городе с людьми епископа Конрада, и некоторые жители пригорода и собравшиеся туда крестьяне выступили против них. Люди же из сект со своими возами, оружием и пиксидами вступили с ними в сражение, наконец, и люди, вышедшие из города, тоже пришли в пригород, и там табориты перебили несколько тысяч человек того и другого пола и сожгли предместье города, и, если бы Пута из Частоловице со своими приверженцами не защищался так мужественно, они захватили бы и весь город.

Затем в том же году они продвинулись к городу герцога Людвига, называемому Бржихом, и по дороге обложили осадой много городов, укреплений и даже замок, называемый Соботкой, и оставили там своих людей, именно, г-на Плихту [младшего] из Жиротина и др. Придя же к г. Бржиху, вошли в него, так как там было мало защитников, и, разграбив его, сожгли; мало того, они разрушили подобным же образом и г. Остригом и много других городов, укреплений и крепостей... и пригнали оттуда много тысяч голов крупного и мелкого скота в Богемию.

На обратном пути они разделились, и секта сирот с пражанами прошла в Баварию и, придя туда около дня св. Урбана, захватила города Пернов, Мнихов2 и другие укрепленные места, потому что их никто не защищал, и, подойдя к большому пруду ландграфства, срыли плотину, спустили пруд и учинили много разорения в стране. Затем они вернулись в Прагу. Табориты же на той же неделе... осадили город и замок, именуемые Бехине, и обложили их с четырех сторон; среди них был и гетман пресвитер Прокоп. Там они разбили лагерь, стояли 15 недель и пытались разрушить город и замок при помощи пушек и больших и малых пиксид. Наконец Генч из Лазан с управителем замка, и какой-то командир Кокот, и с ними других больше ста человек (причем, много было среди них раненых), не имея сил дольше сопротивляться, на той же неделе, что и день св. Галла, вышли к ним из города и из замка на том условии, что они только их одних отпустят на свободу.

 

Примечания: 1. Последователи Жижки после его смерти в 1424 г. стали называть себя «сиротами». 2. Голый, или Бритый, от глагола «голити», что значит брить. 3. Немецкое название г. Братиславы. 4. г. Мюнхен.

Великое столкновение

 

В том же самом году, именно в 1434-м, в самый день св. Криспина, что приходится на 30-й день мая месяца... в 4-й год понтификата святейшего во Христе отца и государя господина нашего папы Евгения IV и во 2-й год империи пресветлого князя-государя г-на Сигизмунда, божьей милостью императора Римского, вечно благословенного короля Венгрии, Богемии, Далмации, Кроации и пр., между городами Коуржим и Чески-Брод, близ селения [Гржибы], в час вечерни произошло великое столкновение. А солнце стояло в тот день в созвездии Близнецов, а луна - в конце хвоста Рыб.

Благородные господа и бароны1... а также и некоторые горожане из всех мест Праги и горожане из Мельника в числе, как говорили, 1000 всадников и 10000 пехоты и с 720 подводами с броней на них и пиксидами, Чернин, г-н Петр из Хлумец, г-н Бенеш из Дуба, проживающий в Козло, Якубок из Божейков, бургграф г-жи Перты, вдовы Конопишта, с людьми этой госпожи с одной стороны, вступили в столкновение с другой стороной, в составе которой были: пресвитер Прокоп Бритый, тогда гетман секты таборитов, с самыми воинствующими таборитами и Иоанн, прозванный Чапеком из Шана, тогда гетман секты сирот Жижки, тоже непрерывно воюющей 12 лет, и пресвитер Прокопек, или Прокоп Младший, и Андрей, по прозвищу Керский, также гетман таборитов в Таборе, с горожанами оттуда, а также из Бероуна, Сланы, Жатца, Лоуны, Коуржима, Колина, Кутных Гор, Чески-Брода, Часлава, Нимбурга, Граца Кралове, Яромержа, Трутнова, Двора, Альтамуты, Клатова, Прахатице, Домажлице, Писка, Литомержище, а также Рогач из Дубы, Заимач из Евишовиц с другими своими единомышленниками - всего, как говорили, 93 всадника и около 9000 пехотинцев, 360 боевых подвод с броней на них и с 40 и больше пиксидами, называемыми гоуфницами.

И вышеназванные господа и бароны, умышленно показывая, будто они бегут, поставили в хвосте своих подвод лучших воинов г-на Ульриха из Розенберга и г-на Менгарда Прахинского из округа Пльзня и из Карлштайна со знаменем г-на Розенберга и приказали им тайно приготовить пушки, но нагнуть их к земле и направить как бы на свой тыловой отряд, будто они самовольно пытаются бежать от таборитов и сирот. В это время те преследовали врагов с тыла на своих подводах, и сильно обстреливали из пиксид хвост обоза господ рыцарей, и кричали при этом: «Бегут, бегут, обращаются бегство!»2. Приблизившись к подводам господ примерно на полмили, они сошли со своих возов, собираясь броситься на подводы господ. Но тогда люди господ и они сами, подняв свой стяг, знамя господина Розенберга, сошли со своих подвод и выступили против врагов, подошедших уже близко, и мужественно стали с ними биться, и так жестоко их разбили, что им осталось только петь псалом: «Помилуй мя, боже!»3 Табориты и сироты повернули тогда в тыл, обратились в бегство и хотели вернуться к своим возам, чтобы укрыться за ними, но господа со своими людьми так ловко и быстро их гнали и избивали, что подошли к их возам одновременно с ними и там убили обоих пресвитеров Прокопов и еще многих других пресвитеров из их злостной секты, и многих побили на подводах, и, преследуя бежавших, как конных, так и пеших, младших гетманов Гиру Ушати и Мареша Кршняк захватили в плен. И те, которые при этом были, все согласно утверждали, что первоначально их было 10 тысяч и 250 человек; те же люди говорили потом, что из них спаслась бегством едва 97 человек: всех остальных убили на этом месте и во время бегства к Чески-Броду, там же и сожгли отнятые у них подводы с броней, пиксиды и другое оружие. Названные же выше гетманы Чапек и Андрей Керский бежали в Колин на конях вместе с некоторыми пешими своими единомышленниками. На другой день все названные господа со своими людьми преследовали их до самого Колина, но там пришли к некоторому соглашению, именно, чтобы тот же Чапек и Керский, а также колинцы со своими приверженцами явились в Прагу на великий съезд всех господ и коренных богемских городов, с тем чтобы им там было объявлено в день св. Иоанна Крестителя то, что решат коренные богемские (чешские) господа и города, на чем стоять и чем удовлетвориться.

Порешив так, господа и другие рыцари распустили лагерь и возвратились по домам, объявив съезд в Праге в день св. Иоанна Крестителя. Господин же Алеш из Штернберка с г-ном Иоанном из Швамберга, с названными людьми из округа Пльзня, с Вильгельмом из Ярославиц, суббурграфом замка Карлштайн, с их конным и пешим войском и с обозом направились в округ Слани и расположились лагерем перед крепостью Ржишуты, пытаясь взять ее силой. Однако не могли сделать этого за один день и ночь и потому в среду, в 9-й день июня месяца, стали разъезжаться по домам.

 

Примечания: 1. Идет перечисление имен. 2. Чешский возглас здесь приведен грубый, как бы «дают дралка!». 3. Эта битва известна в истории как поражение гуситов при Липанах.

Хрестоматия по истории средних веков. Под редакцией С.Д. Сказкина. Т. П. М., 1963. С. 622 - 625.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.30 (0.004 с.)