Поражение немецких крестоносцев у Жатца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поражение немецких крестоносцев у Жатца



И еще вышеупомянутые мейссенские тевтонцы вместе с некоторыми примкнувшими к ним богемцами захватили города Хомутов и Кадань, окружили кольцом осады г. Билину…, опустошая при этом замки и села, менее всего щадя крестьян и женщин… Когда до пражан дошли слухи об этих бедствиях...из Праги вышли два отряда общины с наемниками... с целью выбить тевтонское войско из занимаемого им лагеря. Тевтонцы же, узнав о приближении пражан, сняли осаду с крепости Билины. Точно так же и Сигизмунд Дечинский 1... обратился в бегство со своими людьми, не дожидаясь прихода пражан. Но так как в Богемию в то время вторглись через Эгер 2 по направлению к Жатцу множество тевтонцев 3 с курфюрстами 4, то пражане... направили своих послов к баронам, с которыми они были заодно, к Жижке и к остальным таборитам, чтобы они не отказали прийти с возможно большей военной силой в Сланы, чтобы выступить против тевтонцев и изгнать их, ибо, как уже было сказано, курфюрсты, как духовные, так и светские, с баварскими и рейнскими князьями, герцогами, графами, господами, рыцарями и с большой толпой вооруженных людей вторглись в Богемию, побуждаемые к этому объявленным папой крестовым походом. Когда они прибыли к границам Богемии, архиепископы с многочисленной своей свитой, сойдя с коней и притворно показывая всем другим свое смирение, переступили границу пешими, чтобы бог даровал им успех в их борьбе с еретиками-богемцами... Когда они осадили город Жатец и в 6-й день перед днем св. Матфея 5 совершили по крайней мере шесть атак на город, они были с помощью Господа Бога, за дело которого люди здесь бились, отражены с великим для себя позором и уроном. Как говорили жители этого города, найдено было впоследствии около 60 убитых из их числа, многие были увезены неприятелем полуживыми и 60 были приведены пленными в город…

Так как к войску тевтонцев стекались из отдаленных стран всего почти христианского мира народы разных языков, чтобы оказаться причастными к объявленной папой милости прощения грехов и освобождения от наказаний, видевшие все это войско целиком утверждают, что никогда раньше не видели такого большого числа людей, столь хорошо вооруженных и размещенных в бесчисленных палатках. По общему мнению, их насчитывалось около 200 тысяч 6 воинов. И когда они день за днем сжигали города, села, замки и, чтобы заслужить индульгенцию, с большей жестокостью, чем язычники, убивали людей того и другого пола, как старых, так и молодых, и сжигали их в пучине огня, страх и трепет охватил сердца многих в Жатецком крае. Поэтому некоторые, покидая хорошо защищенные укрепления, бежали в города, а если сдавались и были ими приняты на милость, то те их не щадилии сжигали так же, как и остальных. А чтобы еще увеличилась их сила, они отправили посольство к королю Сигизмунду, напоминая ему о клятве, данной им в Констанце, чтобы он пришел для борьбы с еретиками с возможно большей военной силой, угрожая, что в противном случае, если он не придет, князья-курфюрсты позаботятся об избрании другого римского короля. Но прежде еще, нежели король Сигизмунд поспешил к их войску из Венгрии, где он тогда находился, плач, крики, стоны женщин, девиц и вдов дошли до слуха господа Иисуса, и гнев Божий и справедливое отмщение пали на все неприятельское войско. Ибо всемогущий господь удивительным образом обратил в бегство все эти бесчисленные полчища, хотя никто на них не нападал, потому что во 2-ой день октября месяца, по Божьему провидению, во многих местах зажглись палатки их лагеря. Появился как бы какой-то ярко-желтый столб над палатками, переходивший от одной палатки к другой, и где стоял этот столб, там огонь пожирал палатку. Побросав все свои вещи и обратившись в бегство, они едва могли спасти себе жизнь. Жители Жатца, увидя это, преследовали их на протяжении нескольких миль и уложили несколько сотен. Кроме того, захватив многих живыми, увели их в плен, воздавая благодарность и хвалу Господу Богу за то, что рассеял врагов их, гонителей истины… (С. 247 -249).

 

Примечания: 1. Сигизмунд Дечинский – Сигизмунд из Вартемберка и на Дечине. В период гуситского движения колебался между католиками и чашниками. В 1438 г. был обвинен в заговоре против короля и казнен. 2. Эгер – Хеб, город в северо-западной Чехии. 3. Это был второй крестовый поход на Чехию. Папа Мартин V (1417-1431) поручил его организацию кардиналу Альфонсу Бранду Кастильоне (1350-1443); к нему примкнули немецкие феодалы, собравшиеся во множестве в Хебе. Во главе войска был поставлен пфальцграф Людвик, трирский архиепископ Отто и кельнский архиепископ Детрих. 4. Курфюрстами были имперские князья, имевшие право выбирать короля. Их было семь: архиепископы Майнцский, Трирский и Кельнский (на Рейне), чешский король, пфальцграф Рейнский, герцог Саксонский и маркграф Бранденбургский. 5. 19 сентября 1421 г. 6. Здесь, вероятно, цифровые данные сильно преувеличены.

 

Выступление войска Жижки против Сигизмунда к Кутной Горе

...Когда в [Кутных] Горах стало известно о приходе короля в Ледеч... брат Жижка с таборитами стал готовиться к бою и поместился со своими людьми над Горами около вновь отстроенного … укрепления Табора 1 и стал дожидаться прибытия короля... Когда же [к ним] прибыли также из Богемской и Моравской земель Бочек, Гашек и г-н Венцеслав, сын г-на Петра, они... в день св. Фомы... и Жижка с пражанами приказали священникам, отслужив утром обедню, громким голосом объявить с амвонов, а глашатаям разгласить по всем улицам, что все они готовы дать бой при встрече с королем, и что они нерушимо исполнят данное ими богу и пражанам обещание защищать евангельскую истину, и что они не испытывают никакого страха перед приближающимся королем, ибо, сохраняя верность своим капитанам, знатные господа, рыцари и все пражское войско скорее сложат свои головы, нежели покинут их и отступят... Но едва они успели отойти на два стадия 2 от города, как войско короля отдельными отрядами стало приближаться к войску пражан. Хотя в большом отряде короля среди массы вооруженных конных людей находилось несколько сот быков и коров, чтобы внушить их видом страх [неприятелю] и обратить его в бегство, однако бог, который никогда не оставляет своих воинов без помощи, внушил всем, борющимся за истину его, большую твердость духа. Никто среди всего множества вооруженных людей не испытывал никакого страха и готовился к бою, и все пешие, а также все вышедшие вместе с ними из города кутногорцы—некоторые, чтобы помогать братьям, другие, чтобы посмотреть, какое войско возьмет верх, окружив себя со всех сторон возами, расположились внутри со своими цепами и другим оружием и приспособили много пиксид на возах для отражения неприятеля. После того как священники подбодрили их в нескольких словах, все пали на землю и вознесли горячие молитвы к богу, а затем, поднявшись после молитвы, посвятили много воинов в рыцари, чтобы храбрее они бились в защиту истины и приготовились выступить против короля. И когда несколько отрядов короля пытались натиском прорваться сквозь возы 3, они были при помощи пиксид отражены с большим для них уроном. Такие нападения неприятеля как прелюдия большого боя продолжались до самого вечера... Итак, пока, как уже было сказано, на поле боя до самой ночи происходили со стороны того и другого войска такого рода военные действия, войско короля разместилось недалеко от войска пражан, с тем чтобы ему доставлялось продовольствие из [Кутных] Гор; табориты с пражанами имели лишь умеренное количество пищи и питья и в холоде постились во славу божью. И, снявшись со своего лагеря, они подошли к месту, которое занимал король со своими людьми, и, сбив его пушки, выбили самого короля со всем его войском с занятого им места. И когда наступило утро…4 (С. 276 - 278).

Примечания: 1. Это было укрепление перед городскими стенами. 2. Стадий - чешский гон, мера длины, равная 125 шагам. 3. Табориты здесь снова применили возовое ограждение, представлявшее собой непреодолимое для рыцарей сооружение. 4. В этом месте хроника неожиданно прерывается. Бой у Кутной Горы окончились грандиозной победой гуситов: сначала Ян Жижка отступил, но потом, 6 января 1422 г., вновь направил удар на войско Сигизмунда, разбил его и непрерывно гнал до самого Немецкого Брода. По дороге Сигизмунд несколько раз пытался дать отпор, но каждый раз терпел поражение.

Лаврентий из Бржезовой. «Гуситская хроника». М., 1962.

6. ИЗ СОВРЕМЕННОЙ ХРОНИКИ

Начало гуситских войн

Истории осталось неизвестным имя автора этой хроники. Судя по содержанию,он был верным католиком и выступал против таборитов. Приводимый отрывок содержит фактический материал, в этом и заключается его ценность.

...В воскресенье, 30 июля, некий Ян, бывший монах Цистерцианского ордена 1, говорил проповедь в этот день в одном пражском храме и этой проповедью возбудил слушавший его народ к мятежному выступлению против городских советников и всех их ревностных сторонников... По окончании этой злосчастной проповеди, так часу в третьем, этот Ян устроил процессию к церкви св. Стефана, что в Новом Городе Праги, неся с собой в ковчеге тело Христово в сопровождении многочисленной толпы, вооруженной мечами и палками...2

Толпа осадила ратушу Нового Города, выломав двери, поднялась наверх в ратушу и выбросила из окон сверху на землю бургомистра Николая Подвинского с тремя советниками, судьей, тоже по имени Николай, и несколькими горожанами, причем некоторых из выброшенных предварительно рассекали мечами и пронзали копьями.

После того как это дьявольское и злосчастное избиение стало известно королю, последний пришел в сильное замешательство; что же касается города Праги, то не весь он был смущен этим событием вместе с королем. Ведь очень многие радовались этому печальному кровопролитию и ликовали от этого весьма дурного дела, в особенности городские советники Старого Города Праги, за исключением пятерых из них... Что же касается советников Малой стороны города Праги, то как будто все они без исключения, а также многие другие обитатели и окрестные жители всех трех городов 3, и большая часть придворных короля и королевы явились соучастниками этого достойного проклятья человекоубийства, так как они и подавали советы и оказывали помощь убийцам.

По этой причине непосредственным исполнителям убийства было позволено остаться безнаказанными и гулять на свободе, в то время как, согласно требованиям правосудия, они за совершение этих злодеяний должны были без всякого промедления понести заслуженное суровое наказание. И наконец, народ в Новом Городе, опираясь на поддержку таборитов, самочинно выбрал в городской совет новых советников, или скабинов 4, а во главе их поставил в качестве бургомистра некоего известного еретика из мирян, по имени Петр и по прозвищу Гус.

Примечания: 1. Этот Ян известен в истории под именем Яна Желивского, так как монастырь, в котором он раньше был монахом, находился в городе Желиве. 2. Момент вспышки восстания автор хроники замалчивает. 3. В XV в. термин «город Прага» был собирательным именем для обозначения трех самостоятельных городских общин (Старый Город, Новый Город и Малая сторона), в разное время возникших и пользовавшихся каждая специальными правами и некоторыми вольностями. 4. Собственно, это заседатели городского суда; в данном случае, видимо, было соединение в одном лице двух должностей.

Хрестоматия по истории средних веков (Под ред. Н. П. Грацианского, С. Д. Сказкина). М., 1950.Т. II. С. 152-153.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.007 с.)