Черноризец храбр. «сказание о буквах». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Черноризец храбр. «сказание о буквах».



Трактат по истории славянской письменности монаха (черноризца) Храбра направлен против тех, кто отказывал славянским буквам в равноправии с греческими и латинскими. Личность автора, скрывшегося за псевдонимом «Храбр» и жившего в X в., вызывает споры среди ученых.

Ведь сперва славяне не имели букв, но читали и гадали с помощью черт и зарубок 1, будучи язычниками. Когда же крестились, то попытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами без правил. Но как можно верно написать греческими буквами «Бог» или «живот», или «зело», или «церковь», или «чаяние», или «широта», или «яд», или «юность», или «язык» и другие подобные слова? И так было многие годы.

Потом же человеколюбец Бог, который устраивает все, не оставляет и человеческий род без разума, но всех приводит к познанию и спасению, помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, названного в монашестве Кириллом, мужа праведного и истинного. И создал его посредством тридцать восемь букв, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью.

С первой буквы начал он, как греки: они ведь начинали с «альфы», а он с «аз», и так с «аз» начинаются обе азбуки. И как греки создали азбуку, подражая еврейским письменам, так и он следовал греческим. У евреев же первая буква «алеф», что значит «тот, кто учится». И когда они говорят ребенку: «Учись» - это звучит как «алеф». И греки, подражая им, сказали «альфа», уподобив оборот еврейской речи греческому языку, так что ребенку вместо «учись» говорят: «Ищи!» Ведь «альфа» по-гречески «ищи». И, следуя им, святой Кирилл создал первую букву «аз». Ибо «аз» был первой буквой, от Бога данной роду славянскому, чтобы открыть уста учащихся для обучения буквам. Возглашается он широко открытым ртом, а другие буквы возглашаются и произносятся малым раздвиганием губ.

Вот каковы буквы славянские, и так их надлежит писать и выговаривать: а, б, в, г и так далее. Из них двадцать четыре подобны греческим письменам... а четырнадцать соответствуют славянской речи...

Некоторые же говорят: «Зачем он создал тридцать восемь букв, можно и меньшим числом писать, как греки пишут двадцатью четырьмя», а не знают они, сколькими знаками пишут греки. Есть ведь у них двадцать четыре буквы, но их не хватает для книг, и добавили они еще одиннадцать двоегласных 2 и три цифры - шесть, девяносто и девятьсот 3, и собирается всех знаков тридцать восемь. Подобно тому и так же сотворил святой Кирилл тридцать восемь букв.

Другие же говорят: «Зачем нужны славянские книги? Ведь не создали их ни Бог, ни апостолы, и не являются они исконными, как еврейские, римские и греческие, что существуют изначально и угодны Богу». А иные считают, что письмена сотворил сам Бог, и сами не знают, что говорят, окаянные, якобы Бог повелел, чтобы книги были лишь на трех языках, как сказано в Евангелии: «И была над Ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими», а славянских там не было, потому и славянские письмена не от Бога.

Что ответим или что скажем этим безумцам? Скажем то, что узнали мы из Священного писания. Все по порядку исходит от Бога, а не за один раз. Вначале не создал Бог ни еврейский, ни римский, ни греческий языки, но сирийский, которым говорили Адам и люди от Адама до потопа и от потопа до тех пор, пока Бог не разделил языки при столпотворении Вавилонском, как говорит Писание. И когда разделены были языки, вместе с языками разделены были между народами нравы и обычаи, уставы, законы и знания. Египтянам — земледелие, персам же, халдеям 4 и ассирийцам - звездочетство, волхвование, врачевание, колдовство и все искусства человеческие, а евреям - святые книги, в которых написано, как Бог сотворил небо и землю и все, что на ней, и человека, и но порядку, как сказано в Писании, грекам же - грамматику, риторику, философию.

Но до этого не было у греков букв для своего языка, однако записывали они свою речь финикийскими письменами 5, и так было много лет. Потом же пришел Паламед 6 и, начиная с «альфы» и «беты», нашел для греков лишь шестнадцать букв. Кадм Милетский 7 прибавил к ним еще три буквы. И так в течение многих лет они писали девятнадцатью буквами. И потом Симонид 8 нашел и добавил две буквы, а Эпихарм-сказитель 9 нашел еще три буквы, и собралось их двадцать четыре. Через много лет Дионисий Грамматик 10 нашел шесть двоегласных, а потом другой - пять и третий - еще три цифры.

И так многие люди за многие годы едва собрали тридцать восемь знаков. Потом же, по прошествии многих лет, Божьим повелением нашлось семьдесят мужей 11, которые перевели Писание с еврейского языка на греческий. Для славян один Константин, называемый Кириллом, и буквы создал, и книги перевел за немногие годы: а они - большим числом людей и за много лет. Семеро их создали буквы, а семьдесят — перевод. И потому еще славянские письмена святы и более достойны почитания, что создал их святой муж, а греческие - язычники эллины.

Ежели скажет некто, что дело Кирилла несовершенно, ибо и поныне еще не завершено, то и на эти речи есть ответ: и греческие буквы много раз доделывали Аквила и Симмах 12 и потом многие иные. Ибо легче исправлять, чем заново создавать.

Если спросишь книжников греческих: «Кто создал ваши буквы или книги перевел, и в какое время?» - то редкие из них это знают. Если же спросишь славянских книжников: «Кто ваши буквы создал и книги перевел?» — то все знают и, отвечая, говорят: «Святой Константин Философ, названный Кириллом, он и буквы нам создал, и книги перевел; и Мефодий, брат его. Ведь еще живы те, кто их видел 13». И если спросишь, в какое время, то и это знают и скажут, что во времена Михаила, царя греческого, и Бориса, князя болгарского, и Растицы, князя моравского, и Коцела, князя блатенского, в лето же от создания сего мира 6363-е [855]14.

Есть же и другие ответы, как скажем мы в ином месте, а ныне времени мало. Так, братия, дал Бог славянам разум. Слава Ему и честь, и власть, и поклонение — ныне и присно, и во веки веков! Аминь.

 

Примечания: 1.... с помощью черт и зарубок...— По мнению многих ученых, речь идет о докириллической славянской письменности. В первообразном списке сочинения Храбра, видимо написанном глаголицей, далее следовал глаголический алфавит из 38 знаков. 2.... одиннадцать двоегласных...— т.е. дифтонгов, сочетаний двух букв. 3.... три цифры...— В греческом языке 6, 90 и 900 обозначались специальными знаками «стигма», «коппа» и «сампи». 4. Халдеи — жители древнего Вавилона. 5. Финикийские письмена — от письменности финикийцев — древнего народа, жившего на восточном побережье Средиземного моря,— произошли почти все существующие сейчас системы неиероглифической письменности. 6. Паламед — герой эпоса о Троянской войне, которому предание приписывает изобретение некоторых букв греческой азбуки. 7. Кадм Милетский — по преданию, основатель знаменитого греческого города Фивы и изобретатель греческой письменности. 8. Симонид Кеосский (556—469 гг. до н. э.) — древнегреческий поэт, ввел в употребление греческие буквы «пси», «эта» и «омега». 9. Эпихарм Сиракузский (V в. до н. э.) — древнегреческий драматург. 10. Дионисий Грамматик — автор первой древнегреческой грамматики (II в. до н. э.), из которой Черноризец Храбр заимствовал материал об изобретении греческой письменности. 11.... семьдесят мужей...— Египетский царь Птолемей II Филадельф (285—247 гг. до н. э.) приказал перевести с древнееврейского языка на древнегреческий Библию, для знаменитой Александрийской библиотеки. Над этим перево дом работали 72 человека (в некоторых источниках говорится о 70-ти). 12. Аквила и Симмах—переводчики Библии с древнееврейского языка на греческий во II —Ш вв. н. э. 13.... еще живы те, кто их видел.— Т.е. те, кто видел учеников Кирилла и Мефодия — Наума, Климента Охридского и Константина Преславского. 14. 6363 г.—т.е. 885 г. Как известно, славянская письменность была изобретена Кириллом и Мефодием к началу моравской миссии (863 г.). Либо Храбр не знал точной даты и вычислял ее по доступным ему источникам, либо он пользовался т. н. александрийской системой счета времени, согласно которой Рождество Христово приходится не на 5508-й, а на 5500 г. «от сотворения мира».

 

«Родник златоструйный». М., 1990. С. 145 - 148.


ТЕМА II. РЕФОРМАЦИЯ В ЧЕХИИ

 

ПЛАН

1. Социально-экономическое и политическое развитие Чехии во второй половине ХIV в.

2. Предпосылки и начало реформационного движения.

3. Деятельность Яна Гуса и Иеронима Пражского.

4. Социальный состав и программа гуситов. Чашники и табориты.

5. Гуситские войны. Ход, этапы и значение.

6. Место реформации в чешской и европейской истории.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

Лаптева Л.П. Гуситское движение в освещении современников. Источники и материалы для практических занятий. М., 1992.

Козьма Пражский. Чешская хроника. М., 1962.

Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I. Минск, 1987. С.183-193.

 

Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981. С.146 – 167.

Гусакова Н.А. Из истории борьбы плебейской оппозиции против феодально-ка­толической реакции в начале гуситского движения (1419 – 1422). Минск, 1963.

Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.

История Чехословакии. М., 1956, гл. IV.

Лившиц Г.М. Реформационное движение в Чехии и Германии. Минск, 1978.

Липатникова Г.И. Ян Гус // Вопросы истории славян. Воронеж, 1966.

Мацек И. Табор в гуситском революционном движении. М., 1956. Т.I.

Озолин А.И. Из истории гуситского революционного движения. Саратов, 1962.

Озолин А.И. Бюргерская оппозиция в гуситском движении. Саратов, 1973.

Руколь Б.М. Гуситское движение. М., 1964.

Руколь Б.М. Источники об Иерониме Пражском. // Славяне в эпоху феодализма. М., 1978.

Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии ХV в. М., 1990.

 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

1. ИЗ ХРОНИКИ ПРАЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В апреле 1348 г. чешский король Карл I (он же император Священной Римской империи Карл IV (1347-1378) издал учредительную грамоту о создании университета в Праге. Это был первый университет в Центральной Европе, в котором изучали науки студенты из ряда соседних европейских стран (поляки, литовцы, венгры, немцы и др.). В университете было четыре факультета: юридический, богословский, медицинский и факультет свободных искусств. Лекции, как и в других университетах средневековой Европы, читались на латинском языке.

Основание Пражского университета и его

Первоначальная история.

В лето господа 1348-е император Карл основал в Праге всеобщее обучение теологии, каноническому праву, медицине и [свободным] искусствам. Место обучения было сначала в доме по соседству с кладбищем св. Франциска, потом в доме Лазаря в иудейском квартале. А теперь в доме Ротлеба на площади св. Галла. Итак, этот университет был разделен на четыре национальности: чешскую (богемскую), баварскую, польскую и саксонскую. Со дня на день он удивительным образом разрастался при едином, однако, ректоре университета...

В лето господа 1372-е, когда, согласно уставу университета, в день св. Георгия были произведены выборы нового ректора, прежний ректор, именно Николай Кольперк, не признал [этих выборов]1. Но на третий день, объединившись с юристами, [они] избрали себе другого ректора, именно некоего графа Пернштейна. С тех пор юристы отделились от других факультетов и от факультета свободных искусств, не признавая их устава, и с упорством пребывают в таком положении до сего времени.

В лето господа 1384-е, в день св. Павла, ректором университета был избран Салтов. Во время его ректорства возникла великая распря между богемской (чешской) национальностью и тремя остальными из-за постоянных мест в коллегии [Карла], которые занимали не чехи, а другие национальности. Из-за этого вышеназванный ректор отменил все занятия под страхом строжайших наказаний. Однако чешская национальность, не обращая внимания на это распоряжение ректора, публично и с оружием в руках читала лекции посещавшим их школярам, проводила диспуты и осуществляла на положенных местах в коллегии прочие учебные занятия. И при таком раздоре ректор с некоторыми другими [профессорами] по причине распри с остальными чехами были избиты чехами, переодетыми в другие одежды, но без кровопролития, и тевтоны после многократных обращений с просьбами к королю Венцеславу, к архиепископу и к королевским советникам, увидав, что они не могут рассчитывать на успех, приняли в состав коллегии Карла пятерых чехов и шестого нейтрального члена. И в соответствии с этим было единогласно объявлено еще такое же число советников в коллегии короля Венцеслава. Да будут чехи за это благословенны на века!..

И еще в том же году в ректорство магистра Генинга Бальтегагена произошло разногласие между чешским землячеством и остальными тремя землячествами, именно Баварским, Польским и Саксонским, по поводу желания короля, чтобы университет поддержал его и кардиналов в желании сложить с себя подчиненность папе. Итак, чехи выразили свое согласие на это, а другие национальности были с этим не согласны, итак как у них было большинство голосов, то ректор не решился вынести заключение против их желания.

И еще в том же году, когда от короля [Франции] и от Парижского университета явилось торжественное посольство к нашему королю Венцеславу, пребывавшему в то время в Горах Кутных, он вызвал к себе ректора университета с докторами и магистрами, в числе которых были доктор теологии Ян, сын Ильи из Брода, а также Ян Гус, тогда уже магистр свободных искусств. Выслушав посольство по вопросу о сложении с себя подчиненности обоим тогдашним папам, с чем чехи согласились, а остальные национальности были не согласны, непобедимый король римлян и Чехии Венцеслав в тот же день щедро даровал чехам три голоса, руководствуясь примером Парижского университета, по образцу которого был основан и Пражский университет. Этим его дарованием были смущены другие национальности, не хотевшие ни в каком случае с этим примириться; они составили между собой дьявольский заговор и поклялись лучше уйти и никогда больше не возвращаться в Прагу, чем признать за чехами, этими мужиками короля, три голоса в предосуждение, как они выразились, и в отягощение других национальностей.

В лето господа 1409-е, около праздника св. Георгия, когда по настоянию короля Венцеслава чехи избрали в ректоры магистра Зденека, на это остальные национальности своего согласия не дали, и произошел великий раздор между землячествами. Итак, во исполнение своей клятвы чужие национальности удалились из Праги кто пешком, кто верхом, кто в повозках.

Примечание: 1. т. е. хотел остаться ректором.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.157.133 (0.038 с.)