Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словаки. Из трактата Я. Коллара «о литературной взаимности между племенами и наречиями славянского народа».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С именем Я. Коллара (1793—1852)—одного из крупных деятелей словацкого и чешского национального возрождения - связана разработка концепции духовного единства и программы культурного сближения славянских народов. Трактат «О литературной взаимности...» был напечатан в 1836 г. в чешском и хорватском журналах, а в 1837 г. вышел отдельной брошюрой на немецком языке. Впервые на русском языке сочинение Я. Коллара было опубликовано в 1840 г. в журнале «Отечественные записки». § 1. Вступление. Литературная взаимность - вот один из самых прекрасных и самых примечательных цветов, который в новейшее время возник и распустился на почве многоплеменного славянского народа. В первый раз после многих столетий рассеянные славянские племена смотрят на себя опять как па один великий народ и на различные наречия как на один язык; чувство национальности пробуждается повсюду, и они усердно желают знакомиться короче друг с другом... Славяне не только способны к такому литературно-духовному союзу, но он сделался даже для их большинства необходимою потребностью. Это понятие и явление в Европе совершенно новое и не имеет сходства ни с каким другим... § 2. Что такое взаимность. Литературная взаимность есть общее участие всех племен в умственных произведениях их народа; она предполагает чтение славянами книг, издаваемых на всех славянских наречиях. Всякое наречие должно черпать оттуда новую жизненную силу для собственного освежения, обогащения и образования; оно не должно вступать в чужие границы точно так же, как не пускать в свои, а сохранять собственную, свободную область наряду со всеми прочими. При взаимности все племена и наречия остаются без всякой перемены на своих прежних местах, но взаимным действием и соревнованием содействуют развитию общей народной литературы. § 3. Что не может называться взаимностью. С другой стороны, взаимность не состоит в политическом соединении всех славян, в каких-либо демагогических происках пли революционных возмущениях против правительств и государей... Литературная взаимность может быть и там, где народ находится под разными скипетрами, разделенный на многие государства, королевства, княжества или республики. Взаимность возможна и там, где в пароде есть разные религии, церкви и исповедания. …Итак, любовь к нашему народу и языку, но вместе и верность, покорность государям, хотя б они были и из другого народа. …Если немцы верно преданы одной национальной литературе и разным немецким и ненемецким правительствам, то точно так же могут и славяне, тем более, что сии последние от природы спокойнее и почтительнее к начальству... Не должны бранить и называть мечтателями, фанатиками, возмутителями или врагами других народов тех, которые любят свой народ и желают ему истинного счастья, не думая расстраивать настоящего порядка вещей. Эта взаимность не состоит также в обобщении или насильственном смешении всех славянских наречий в один главный язык или одно литературное наречие, как о том начинают мечтать некоторые славянисты. § 4. Сколько и какие славянские наречия принадлежат ко взаимности. Славянин, невысоко ученый, по крайней мере стоящий на первой ступени образования и просвещения, должен знать четыре нынешних образованнейших наречия, на коих пишутся и печатаются книги; русское, иллирийское, польское и чехословацкое. Ученейший и образованнейший славянин второго класса познакомится и с меньшими наречиями или поднаречиями, например, с малороссийским - в русском, кроатским, виндским, булгарским - в илли-рийском, лузацким - в польском. Славянин третьего класса, или ученый, филолог и историк по званию, должен знать все славянские наречия без исключения, живые и умершие.
Л. ШТУР О ПРОГРАММЕ ГАЗЕТЫ «СЛОВЕНСКЕ НАРОДНИ НОВИНЫ»
К изданию первой словацкой газеты «Словенске народни новины» («Словацкая национальная газета») с литературным приложенном «Татрански орол» («Татранский орел») известный деятель словацкого возрождения, представитель - младшего поколения его идеологов Л. Штур (1815-1856) приступил в июне 1845 г. после того как в течение трех лет получал от правительства отказы на подобное издание. Осознавая особое место политических органов печати в процессе формирования национального самосознания словацкого народа, Л. Штур, обращаясь к народу, сформулировал цели и задачи своего издания. …Пламенными просьбами и объединенными голосами мы вытребовали от нашего милостивейшего правительства газету на родном языке. Но чем является газета для народа? Через газету народ принимает участие в общественных делах своего края, страны, через нее же узнает обо всем том, что достопримечательного происходит в мире. Таким же образом проявили себя и вы, заявив, что тоже хотите принимать участие в общественных делах своей страны и знать обо всем, что касается человечества; тем самым вы показали, что после долгой нерадивости и вы хотите встать в высший ряд народов. Это ваше желание благородно, и наше милостивейшее правительство признало его хорошим делом... Итак, газета у нас есть, но сколько трудностей встает на ее пути! Эти преграды различны, они заключены в нас самих и исходят извне. В нашей стране, где в новейшее время чувствовалась потребность перемен... были образованы две главные партии 1; одна, которая не признает необходимости перемен... и другая, которая хочет... заменить все старое новым. Главной обязанностью газеты является разъяснять общественные дела в стране... причем нам кажется, что газета должна склоняться к одной или другой партии, разъяснять общественные дела, исходя из их значения и убеждения, что старое, то, что уже утратило свою жизнеспособность и людям только в тягость, не надо поддерживать никакими усилиями. Но, с другой стороны, хорошо зная, что только на старом, существующем можно в дальнейшем возводить и строить новое, что... нельзя вырывать старое и разрушать мир, и полагая, что жизнь народов нельзя ускорить... к лучшему можно идти лишь медленными шагами, в нашей газете мы избежим этих обеих крайностей и, придерживаясь хорошего старого, будем с радостью приветствовать действительные перемены там, где они крайне необходимы. Для нас будет иметь значение главным образом личная безопасность, безопасность имущества, а также и значительное развитие отечественной экономики, строгое служение справедливости, сильная исполнительная власть, необходимая для всего этого, расцвет благополучия в стране, улучшение обучения народа, повышение уровня его нравственности - все то, что укрепляет отечество, способствует его расцвету. Примечание: 1. В условиях развития капитализма под влиянием волны крестьянских восстаний, в первую очередь восстания словацких, украинских и венгерских крестьян в 1831 г., происходил раскол венгерского дворянства на две группы - либеральную оппозицию во главе с Лайошем Кошутом (1802—1894), боровшуюся за реформы, и консервативное крыло, отстаивавшее свои привилегии. Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т.П. Минск, 1989. С. 32 - 44.
ТЕМА IV. 1848 ГОД В ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ
ПЛАН
1. Положение Чехии в составе Австрийской империи. 2. Социальный состав чешского общества. 3. Начало революционных событий. Образование Национального комитета. 4. Австрославизм. Политика и идеология. 5. Деятельность «Славянской Липы». 6. Славянский съезд в Праге. Его деятельность и результаты. 7. Восстание в Праге. 8. Мартовская конституция. 9. Аграрная реформа. 10. Место революции в чешской истории. II. Деятели революции. Вожди и солдаты.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Конституции и законодательные акты буржуазных государств ХVIII - XIX вв. М., 1957. Конституции буржуазных стран. Т.2. Средние и малые европейские страны. М-Л., 1936. Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. 2. Минск, 1989. С. 45-56.
Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981. С.325- 338. История Чехословакии. М., 1956. Т. I. Европейские революции 1848 года: «Принцип национальности» в политике и идеологии. М., 2001. Миллер И.С. Исследования по истории народов Центральной и Юго-Восточной Европы в XIX в. М., 1980. Полтавский М.А. История Австрии. Пути государственного и национального развития. Ч. М., 1974. Революция 1948 - 1949 гг. М., 1952. Т.2. Славянские съезды XIX – XX веков. М., 1994. Социальная структура общества в XIX веке: страны Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1982. Удальцов И.И. Очерки по истории национально-политической борьбы в Чехии в 1948 г. М., 1951. Чешская нация на заключительном этапе формирования. 1850 - начало 70-х годов XIX в. М., 1969. Энгельс Ф. Пражское восстание. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., Т. VII.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ЛИСТОВКА ПРАЖСКИХ ПАТРИОТОВ Листовка, изданная, вероятно, в конце марта 1848 г., хорошо отражает настроения широких народных масс Чехии в самом начале революции 1848—1849 гг.
Дорогие поселяне и братья! Вам уже, без сомнения, известно, что нам, чехам, пожалована нашим королем конституция, по которой весь народ имеет право решать свои дела на земском сейме через своих посланников или депутатов совместно с правительством, и что само правительство по конституции не может ничего предпринимать без ведома и согласия народа. Но эта конституция или земское устройство, которое нам привезли на днях из Вены, не удовлетворяют пражан, так как они хотят, чтобы крестьянин был раскрепощенным, свободным гражданином и чтобы на земском сейме крестьянское сословие было в достаточной мере представлено собственными депутатами, могло добиваться для себя блага и защищаться от несправедливостей. Кроме того, Прага хочет, чтобы в земском сейме принимал равное участие весь народ, а вовсе не одни господа и только некоторые королевские города, как это было до сих пор; господа, бароны, графы и князья да и королевские города из-за своего слишком незначительного представительства в сейме до сих пор для простого народа буквально ничего не сделали, а только давали королю ежегодно согласие на взимание налогов. Согласно присланной из Вены конституции, на сейм должны съехаться дворяне, представители королевских городов, чтобы толковать о новом земском устройстве. Но Прага намерена изъять сейм из рук господ и передать самому народу, она хочет, чтобы сам народ организовал земский строй для своего блага и чтобы король сообразовался с сеймом. Поэтому Прага посылает в Вену новое прошение, чтобы правительство вверило устройство нового порядка не дворянам, а всему народу. Дорогие поселяне и братья наши! Время для облегчения вашего бремени наступило. Однако, чтобы в это величайшее время не возникло никаких мятежей и беспорядков против нашего милого отечества и чтобы всякие враги не могли нам вредить, просим вас во имя бога и любви к родине: Научитесь быстро владеть оружием, чтобы вы могли защищаться от всех врагов, откуда бы они на нас ни шли, и могли обеспечить у себя порядок. Проявите к бедным участие и внимание и уверьте их, что и по отношению к ним будет проявлена забота, как только мы устроимся, и скажите им от имени Праги, чтобы они в повиновении богу и в мире ожидали нас и молились богу, чтобы он вел нас по пути к полному достижению свободы для нашего дорогого народа. Дорогие земляки, собирайте свои силы подобно тому, как мы собираем наши, не верьте козням, которые враги свободы затевают против конституции, берегитесь всякой междоусобной распри, чтобы ин одна капля крови не пролилась напрасно, но не жалейте ее, если родина ее от вас потребует. Во всем остальном следуйте примеру Праги и питайте к нам братскую любовь. Мы поручаем вас богу, дорогие земляки и братья. Каждый, кому этот лист попадет в руки, пусть без колебаний поделится его содержанием со своими соседями ради блага родины. От патриотов города Праги.
Хрестоматия по новой истории. Т. II. М., 1965. С. 178 – 179.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.01 с.) |