ТОП 10:

СЛОВАКИ. ИЗ ТРАКТАТА Я. КОЛЛАРА «О ЛИТЕРАТУРНОЙ ВЗАИМНОСТИ МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ И НАРЕЧИЯМИ СЛАВЯНСКОГО НАРОДА».



С именем Я. Коллара (1793—1852)—одного из крупных деятелей словацкого и чешского национального возрождения - связана разработка концепции духовного единства и программы культурного сближения славянских народов. Трактат «О литературной взаимности...» был напечатан в 1836 г. в чешском и хорватском журналах, а в 1837 г. вышел отдельной брошюрой на немецком языке. Впервые на русском языке сочинение Я. Коллара было опубликовано в 1840 г. в журнале «Отечественные записки».

§ 1. Вступление. Литературная взаимность - вот один из самых прекрасных и самых примечательных цветов, который в новейшее время возник и распустился на почве многоплеменного славянского народа. В первый раз после многих столетий рассеянные славянские племена смотрят на себя опять как па один великий народ и на различные наречия как на один язык; чувство национальности пробуждается повсюду, и они усердно желают знакомиться короче друг с другом... Славяне не только способны к такому литературно-духовному союзу, но он сделался даже для их большинства необходимою потребностью. Это понятие и явление в Европе совершенно новое и не имеет сходства ни с каким другим...

§ 2. Что такое взаимность. Литературная взаимность есть общее участие всех племен в умственных произведениях их народа; она предполагает чтение славянами книг, издаваемых на всех славянских наречиях. Всякое наречие должно черпать оттуда новую жизненную силу для собственного освежения, обогащения и образования; оно не должно вступать в чужие границы точно так же, как не пускать в свои, а сохранять собственную, свободную область наряду со всеми прочими. При взаимности все племена и наречия остаются без всякой перемены на своих прежних местах, но взаимным действием и соревнованием содействуют развитию общей народной литературы.

§ 3. Что не может называться взаимностью. С другой стороны, взаимность не состоит в политическом соединении всех славян, в каких-либо демагогических происках пли революционных возмущениях против правительств и государей... Литературная взаимность может быть и там, где народ находится под разными скипетрами, разделенный на многие государства, королевства, княжества или республики. Взаимность возможна и там, где в пароде есть разные религии, церкви и исповедания. …Итак, любовь к нашему народу и языку, но вместе и верность, покорность государям, хотя б они были и из другого народа. …Если немцы верно преданы одной национальной литературе и разным немецким и ненемецким правительствам, то точно так же могут и славяне, тем более, что сии последние от природы спокойнее и почтительнее к начальству... Не должны бранить и называть мечтателями, фанатиками, возмутителями или врагами других народов тех, которые любят свой народ и желают ему истинного счастья, не думая расстраивать настоящего порядка вещей.

Эта взаимность не состоит также в обобщении или насильственном смешении всех славянских наречий в один главный язык или одно литературное наречие, как о том начинают мечтать некоторые славянисты.

§ 4. Сколько и какие славянские наречия принадлежат ко взаимности. Славянин, невысоко ученый, по крайней мере стоящий на первой ступени образования и просвещения, должен знать четыре нынешних образованнейших наречия, на коих пишутся и печатаются книги; русское, иллирийское, польское и чехословацкое. Ученейший и образованнейший славянин второго класса познакомится и с меньшими наречиями или поднаречиями, например, с малороссийским - в русском, кроатским, виндским, булгарским - в илли-рийском, лузацким - в польском. Славянин третьего класса, или ученый, филолог и историк по званию, должен знать все славянские наречия без исключения, живые и умершие.

 

Л. ШТУР О ПРОГРАММЕ ГАЗЕТЫ

«СЛОВЕНСКЕ НАРОДНИ НОВИНЫ»

 

К изданию первой словацкой газеты «Словенске народни новины» («Словацкая национальная газета») с литературным приложенном «Татрански орол» («Татранский орел») известный деятель словацкого возрождения, представитель - младшего поколения его идеологов Л. Штур (1815-1856) приступил в июне 1845 г. после того как в течение трех лет получал от правительства отказы на подобное издание. Осознавая особое место политических органов печати в процессе формирования национального самосознания словацкого народа, Л. Штур, обращаясь к народу, сформулировал цели и задачи своего издания.

…Пламенными просьбами и объединенными голосами мы вытребовали от нашего милостивейшего правительства газету на родном языке. Но чем является газета для народа? Через газету народ принимает участие в общественных делах своего края, страны, через нее же узнает обо всем том, что достопримечательного происходит в мире. Таким же образом проявили себя и вы, заявив, что тоже хотите принимать участие в общественных делах своей страны и знать обо всем, что касается человечества; тем самым вы показали, что после долгой нерадивости и вы хотите встать в высший ряд народов. Это ваше желание благородно, и наше милостивейшее правительство признало его хорошим делом...

Итак, газета у нас есть, но сколько трудностей встает на ее пути! Эти преграды различны, они заключены в нас самих и исходят извне. В нашей стране, где в новейшее время чувствовалась потребность перемен... были образованы две главные партии 1; одна, которая не признает необходимости перемен... и другая, которая хочет... заменить все старое новым.

Главной обязанностью газеты является разъяснять общественные дела в стране... причем нам кажется, что газета должна склоняться к одной или другой партии, разъяснять общественные дела, исходя из их значения и убеждения, что старое, то, что уже утратило свою жизнеспособность и людям только в тягость, не надо поддерживать никакими усилиями. Но, с другой стороны, хорошо зная, что только на старом, существующем можно в дальнейшем возводить и строить новое, что... нельзя вырывать старое и разрушать мир, и полагая, что жизнь народов нельзя ускорить... к лучшему можно идти лишь медленными шагами, в нашей газете мы избежим этих обеих крайностей и, придерживаясь хорошего старого, будем с радостью приветствовать действительные перемены там, где они крайне необходимы. Для нас будет иметь значение главным образом личная безопасность, безопасность имущества, а также и значительное развитие отечественной экономики, строгое служение справедливости, сильная исполнительная власть, необходимая для всего этого, расцвет благополучия в стране, улучшение обучения народа, повышение уровня его нравственности - все то, что укрепляет отечество, способствует его расцвету.

Примечание: 1. В условиях развития капитализма под влиянием волны крестьянских восстаний, в первую очередь восстания словацких, украинских и венгерских крестьян в 1831 г., происходил раскол венгерского дворянства на две группы - либеральную оппозицию во главе с Лайошем Кошутом (1802—1894), боровшуюся за реформы, и консервативное крыло, отстаивавшее свои привилегии.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т.П. Минск, 1989. С. 32 - 44.

 

ТЕМА IV. 1848 ГОД В ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ

 

ПЛАН

 

1. Положение Чехии в составе Австрийской империи.

2. Социальный состав чешского общества.

3. Начало революционных событий. Образование Национального комитета.

4. Австрославизм. Политика и идеология.

5. Деятельность «Славянской Липы».

6. Славянский съезд в Праге. Его деятельность и результаты.

7. Восстание в Праге.

8. Мартовская конституция.

9. Аграрная реформа.

10. Место революции в чешской истории.

II. Деятели революции. Вожди и солдаты.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Конституции и законодательные акты буржуазных государств ХVIII - XIX вв. М., 1957.

Конституции буржуазных стран. Т .2. Средние и малые европейские страны. М-Л., 1936.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. 2. Минск, 1989. С. 45-56.

 

Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981. С .325- 338.

История Чехословакии. М., 1956. Т. I.

Европейские революции 1848 года: «Принцип национальности» в политике и идеологии. М., 2001.

Миллер И.С. Исследования по истории народов Центральной и Юго-Восточной Европы в XIX в. М., 1980.

Полтавский М.А. История Австрии. Пути государственного и национального развития. Ч. М., 1974.

Революция 1948 - 1949 гг. М., 1952. Т.2.

Славянские съезды XIX – XX веков. М., 1994.

Социальная структура общества в XIX веке: страны Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1982.

Удальцов И.И. Очерки по истории национально-политической борьбы в Чехии в 1948 г. М., 1951.

Чешская нация на заключительном этапе формирования. 1850 - начало 70-х го­дов XIX в. М., 1969.

Энгельс Ф. Пражское восстание. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., Т. VII.

 

 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЛИСТОВКА ПРАЖСКИХ ПАТРИОТОВ

Листовка, изданная, вероятно, в конце марта 1848 г., хорошо отражает настроения широких народных масс Чехии в самом начале революции 1848—1849 гг.

 

Дорогие поселяне и братья!

Вам уже, без сомнения, известно, что нам, чехам, пожа­лована нашим королем конституция, по которой весь народ имеет право решать свои дела на земском сейме через своих посланников или депутатов совместно с правительством, и что само правительство по конституции не может ничего предпринимать без ведома и согласия народа. Но эта кон­ституция или земское устройство, которое нам привезли на днях из Вены, не удовлетворяют пражан, так как они хотят, чтобы крестьянин был раскрепощенным, свободным гражда­нином и чтобы на земском сейме крестьянское сословие было в достаточной мере представлено собственными депутатами, могло добиваться для себя блага и защищаться от неспра­ведливостей. Кроме того, Прага хочет, чтобы в земском сейме принимал равное участие весь народ, а вовсе не одни господа и только некоторые королевские города, как это было до сих пор; господа, бароны, графы и князья да и королевские го­рода из-за своего слишком незначительного представитель­ства в сейме до сих пор для простого народа буквально ни­чего не сделали, а только давали королю ежегодно согласие на взимание налогов.

Согласно присланной из Вены конституции, на сейм дол­жны съехаться дворяне, представители королевских городов, чтобы толковать о новом земском устройстве.

Но Прага намерена изъять сейм из рук господ и передать самому народу, она хочет, чтобы сам народ организовал земский строй для своего блага и чтобы король сообразовал­ся с сеймом.

Поэтому Прага посылает в Вену новое прошение, чтобы правительство вверило устройство нового порядка не дво­рянам, а всему народу.

Дорогие поселяне и братья наши! Время для облегчения вашего бремени наступило. Однако, чтобы в это величайшее время не возникло никаких мятежей и беспорядков против нашего милого отечества и чтобы всякие враги не могли нам вредить, просим вас во имя бога и любви к родине: Научи­тесь быстро владеть оружием, чтобы вы могли защищаться от всех врагов, откуда бы они на нас ни шли, и могли обес­печить у себя порядок.

Проявите к бедным участие и внимание и уверьте их, что и по отношению к ним будет проявлена забота, как только мы устроимся, и скажите им от имени Праги, чтобы они в повиновении богу и в мире ожидали нас и молились богу, чтобы он вел нас по пути к полному достижению свободы для нашего дорогого народа.

Дорогие земляки, собирайте свои силы подобно тому, как мы собираем наши, не верьте козням, которые враги сво­боды затевают против конституции, берегитесь всякой междо­усобной распри, чтобы ин одна капля крови не пролилась напрасно, но не жалейте ее, если родина ее от вас потребует. Во всем остальном следуйте примеру Праги и питайте к нам братскую любовь. Мы поручаем вас богу, дорогие земляки и братья.

Каждый, кому этот лист попадет в руки, пусть без коле­баний поделится его содержанием со своими соседями ради блага родины.

От патриотов города Праги.

 

Хрестоматия по новой истории. Т. II. М., 1965. С. 178 – 179.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.72 (0.008 с.)