ТОП 10:

Статей, предложенных таборитами пражанам



…Мы, община таборитов и вся община пришельцев, предлагаем вам, общине пражской, нижеследующие статьи:

Во-первых, чтобы принятые взаимно между нами положения и предписания соблюдались и выполнялись с той и другой стороны во всей своей неприкосновенной чистоте.

И еще, чтобы статьи, на которые согласились капитаны, консулы и община, ввиду того что они уже давно оглашены проповедниками, сохранялись и сообщались под страхом объявленных наказаний.

И еще, чтобы не терпеть и не оставлять без наказания ни одного явного грешника, как-то: прелюбодеев и прелюбодеек, распутников и распутниц, соблазнителей и соблазнительниц, блудников и блудниц, как явных, так и тайных, бездельников и бездельниц, разбойников и всех противников бога, богохульников и умалителей, какого бы они ни были общественного положения и сословия.

И еще, чтобы не допускалось под страхом установленных наказаний распитии в корчмах каких бы то ни было напитков, а также внесение их, как только согласно объявлениям 1.

И еще, чтобы не носили роскошных одежд и не допускали бы ношение другими слишком против господа бога драгоценных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненных, вырезных, серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости.

И еще, чтобы заботились о том, чтобы под страхом соответствующих наказаний ни в ремеслах, ни на рынке не было обманов, утайки [материалов], чрезмерной наживы, божбы, [производства] всяких бесполезных и суетных вещей, хитрости, надувательств.

И еще, чтобы устранены были не согласные с законом божьим права народов неверных 2 и тевтонские 3 и чтобы все управление, суд и все распоряжения производились сообразно с божественным правом.

И еще, чтобы священники, которые должны служить примером, соблюдали порядок, установленный богом, и подражали апостолам и пророкам.

И еще, чтобы начальники (magistri) соблюдали божественное право наряду с другими верующими христианами и свои распоряжения согласовывали с волей божьей и представляли в ратушу для проверки на основе закона божьего.

И еще, чтобы все платежи священникам были обращены на общее благо и чтобы уничтожены были ростовщические сделки на дома 4, на лавки и на что-либо другое, где бы это ни оказалось, и чтобы упразднены были всякие лихоимные записи 5, чтобы священники содержались по усердию верующих (fide).

И еще, чтобы изгнали от себя всех противников истины божьей и беглецов и изгнанников к себе не принимали, потому как они сами не соблюли верности ни перед собой, ни перед богом, так и им не должно быть оказано доверие ни по какой милости.

И еще, чтобы упразднили и разрушили все еретические монастыри ненужные церкви и алтари, иконы, сохраненные явно и тайно, драгоценные украшения и золотые, и серебряные чаши, и все антихристово насаждение, идолопоклонство и симонические заблуждения, не исходящие от господа нашего, отца небесного.

Поэтому, дорогие братья, выставляем мы для себя такие правила, что хотим всем своим имуществом, душой и телом исполнить волю господню, так как уже многие братья наши на изложенную здесь истину пролили свою кровь и отдали свою жизнь. И мы с божьей помощью ни за что ее не забудем,и вам всем того же желаем, и помогаем в этом, и, поскольку будем жить и иметь силу, будем помогать и в будущем, если вы сами не будете пренебрегать предписаниями (С. 103 - 105).

 

Примечания: 1. Т. е. согласно разрешению. 2.Вероятно, подразумевается римское право. 3. Под этим, вероятно, подразумевается городское право, составленное по образцу Нюрнбергского и Магдебургского городского права. 4. Имеются ввиду долги, записанные на владельцев домов и носившие название ренты. 5. Не совсем ясный латинский текст дополняем выражениями из параллельного старочешского перевода, именно используем выражение: lichv Bzkazeny lichnevy zapisove; под сокровищницами следует понимать накопление ценностей в руках ростовщиков и духовенства.

О таборах

Так как мы очень часто употреляем название таборитов 1, то полезно будет для потомства описать их обычаи, происхождение и нравы, особенно ввиду того, что хотя они и называют себя ревнителями закона божия, но некоторые из них впали во многие заблуждения. Итак, зародилось это течение в окрестностях Бехини, и первоначальной причиной их объединения было причащение под обоими видами. Когда верными господу пресвитерами было объявлено подобное причащение во многих местах Богемии и Моравии, то, несмотря на упорство враждебного этому клира, объявлявшего всех совершавших такое причащение еретиками, день ото дня удивительным образом все больше распространялось в народе святейшее причащение телом и кровью, так как люди познали, что в этом есть евангельская истина... Таким образом, в лето господне 1419-е случилось так, что пресвитеры со своими викариями слишком грубо стали нападать в окрестностях замка Бехини на тех, кто совершал такое причащение, и с оружием в руках прогоняли их из храмов, как лиц заблуждавшихся и еретиков. Поэтому [верные господу] пресвитеры с примкнувшим к ним народом взошли на большую гору 2, на вершине которой имеется большое плоскогорье, и на самой этой вершине соорудили из льняных полотен большой шатер наподобие часовни. В этой часовне, совершая богослужение и не встречая помехи в совершении причащения под обоими видами, они усерднейше приобщали святых тайн евхаристии стекавшийся к ним народ. После чего, сложив полотно своего шатра, они возвратились по домам и дали горе той название Табор, почему и приходившие туда были названы таборитами. Когда весть об этом дошла до слуха близлежащих городов, местечек и селений, братья-пресвитеры со всей округи в определенный установленный день привели примкнувший к ним народ... на гору Табор, как они говорили, для укрепления в истине, а также для поддержания утешения пребывающих там братьев и сестер. И когда они подходили туда, им навстречу вышли с горы Табор... братья и сестры, торопясь оказать им братскую встречу. И пришедшие на гору провели там целый день не в праздности и веселье, а в занятиях, способствующих спасению души... Все называли там себя братьями и сестрами; богач разделял там заранее приготовленную пищу с бедняками... Ни для каких гульбищ и игр ни в кости, ни в мяч, ни во что-либо другое не находилось там охотников не только среди взрослых, но даже и среди детей. Наконец, не было там ни споров, ни воровства, не раздавались там звуки свирелей, ни мелодии на кифаре... По окончании крестного хода все взаимно пожелали друг другу доброго здоровья и разошлись, откуда пришли..., не уклоняясь в пути ни вправо, ни влево, чтобы не потоптать посевы хлеба. Когда слух обо всем указанном выше стал распространяться и по более отдаленным краям, то число приходящих со дня на день стало заметно увеличиваться... Поэтому, когда стали со всех сторон туда стекаться, король Венцеслав с несколькими баронами, противниками истины, начали очень этим тяготиться, опасаясь, как бы такое множество народа не избрало... нового короля и архиепископа для защиты закона Божия и не вторглось бы в их поместья, и не стало предавать их разорению, как владения своих противников... По этой причине некоторые из знати, угрожая своим подданным потерей жизни и имущества, строжайше запретили им в дальнейшем ходить на сборища на гору Табор. Но крестьяне и жены их придали мало значения этому запрещению или совсем никакого и, предпочитая скорее потерять все, что они имели, не пропускали случая приходить в определенные праздничные дни на гору Табор… (С. 107-110).

Примечания: 1. Лаврентий из Бржезовой снова возвращается к истории возникновения Табора. Весь этот рассказ представляет большую самостоятельную вставку в хронике. 2. Гора Бурковак у Немеищ (см. Й. Мацек. Табор. Т.1. С.313.)

Поход пражан и таборитов против мейссенцев...

И еще, в то же самое время... отряды трех сторон г. Праги вышли по направлению Моста, чтобы, собрав воедино всех братьев, рассеявшихся по разным городам, изгнать войско мейссенцев из своего королевства. С ними отправился верхом на лошади, чтобы навести страх на тевтонцев, и капитан таборитов Жижка, находившийся в то время в городе для лечения своих глаз 1, хотя лекари и не подавали ему никакой надежды на восстановление его зрения … Услыхав, что пражане собрались вторично, мейссенцы вернулись из Богемии в свои владения.

И еще, в том же году бароны Богемского королевства и другие господа и рыцари, а также и вассалы, прежде бывшие заодно с пражанами, решили и высказали желание собраться в ближайшее воскресенье... в Чешском Броде вместе с пражанами и другими горожанами, сторонниками истины Господней, чтобы обсудить вопросы о благополучии королевства, о порядке его и управлении, а также об единодушной защите святой истины. Для того чтобы вынесенное решение имело полную силу, эти господа хотели, чтобы община г. Праги 2 направила туда своих известных горожан, пользующихся влиянием и обладающих всей полнотой власти. И хотя пражская община дала на это свое согласие и подтвердила письменно, что в назначенный день пражане прибудут в Чешский Брод, однако господин и пресвитер Иоанн [Желивский], находившийся в то время при войске у Моста, отсоветовал пражанам сначала письменно, а потом, вернувшись, живым словом собираться вместе с баронами, утверждая, что эти вышеназванные господа—предатели и неверные, и неискренне преданные истине. По случаю этого в г. Праге произошло глубокое разделение... При таких взаимных разногласиях было принято окончательное решение послать всего двух консулов и двух представителей от общины и не с полнотой власти, а только чтобы выслушать предложения баронов, и собраться не в Броде, а в Колине; баронам же было указано место в Горах Кутных. …Все произошло так, как только что было сказано. И когда пражане съехались с баронами в Горах, не имея полноты полномочий от общины, бароны не вступили с ними ни в какие переговоры, но направили в г. Прагу г-на Ульриха из Нового Дома... убедить пражан, чтобы они прислали кого-нибудь облеченного всей полнотой полномочий, чтобы не распалось объединение баронов с рыцарями... После многократного обсуждения совместно этого вопроса они пришли лишь к такому решению: 1) чтобы бароны послали свое посольство к великому князю Витольду 3 с извещением его о том, что они принимают его своим господином и королем в их королевстве и просят не отказать прибыть в королевство Богемское; 2) чтобы как бароны, рыцари и вассалы, так и пражане с другими городами, примкнувшими к ним, двинули свое войско 18 сентября к Чешскому Броду, а оттуда, куда найдут нужным господа из Праги; 3) чтобы назначить г-на Ульриха, по прозвищу Вавак, начальником монетного двора, чтобы, собирая там деньги, получаемые из горных рудников, он расходовал их на общее благо всей земли. Покончив с этим, они вернулись в свои владения… (С. 244 - 246).

Примечания:1. Иоанн (Ян) Жижка потерял правый глаз еще в молодости, и уже в 1419 г его называли «одноглазый»; другой глаз был поврежден стрелой, когда Жижка осаждал замок Раби. Врачам не удалось сохранить ему глаз; итак, начиная с 1421 г. Ян Жижка воевал, будучи слепым на оба глаза. 2. Пражская община – объединение полноправных граждан Праги. 3. По вопросу о посольстве к великому князю Литовскому Витольду (Витовту) было, наконец, достигнуто соглашение в Кутной горе. В этом посольстве, состоявшем из четырех шляхтичей, совсем не были представлены паны. Главой посольства был Зденек Костка из Поступиц. Оно отправилось из Чехии в сентябре 1421 г., но в Ратиборжи (в Силезии) было схвачено князем Ганушем Ратиборжским. Послы вскоре попали в руки Сигизмунда, который заключил их в тюрьму в Брно, а позже в Тренчине и, наконец, обменял на своих сторонников, которые были заключены в тюрьму гуситами в Чехии.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.30 (0.012 с.)