Corona regni bohemiae» в XIV В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Corona regni bohemiae» в XIV В.



 

Люксембурги на чешском троне. Принимая присягу на верность чешских панов, Ян Люксембургский (1310-1346), в свою очередь, выдал им грамоту, гарантирующую их права и вольности. Отныне король не мог принуждать панов идти в военный поход за пределы королевства. Общий государственный налог – «генеральная берна», - собираемый во владениях феодалов, был значительно сокращен. Утверждались новые, более выгодные для панов права наследования. Король обязывался не назначать на государственные должности иностранцев и не жаловать им имущества. Грамота 1310 г. имела огромное значение в истории государственного развития Чехии. И прежде власть короля в Чехии была фактически ограничена. Но в 1310 г. это ограничение впервые было установлено и точно определено писаным законом, т.е. власть короля была ограничена юридически.

Нового короля в Чехию сопровождало большое немецкое войско, в его составе были не только графы и рыцари, но и несколько курфюрстов, а в их числе – архиепископ майнцский Петр Аспельт, ставший фактическим правителем при молодом короле. Петр Аспельт, бывший канцлер Вацлава П, стал затем архиепископом майнцским. Петр и чешские монахи цистерцианцы, имевшие огромное влияние на Вацлава П, добились поддержки чешской знатью своего кандидата – Иоганна Люксембургского - и устроили его брак с Елишкой.

Неудачи во внутренней политике Иоганна Люксембургского. Сильная власть Иоганна прямо опиралась на поддержку его отца Генриха VП, направлявшегося в это время в Италию для получения имперской короны и в связи с этим назначившим своего сына Иоганна имперским «викарием», который должен был решать все императорские дела в Германии в его отсутствие. Такое положение давало Иоганну возможность для успешной борьбы за имперскую корону после смерти отца. Немецкие феодалы, поддерживающие короля – «викария», приобрели немалую власть в Чехии и стали обогащаться за счет чешской казны. Это вызвало глубокое недовольство в стране, прежде всего среди чешских феодалов, чья монополия на власть была ущемлена, а данные Иоганном письменные обязательства нарушены. Когда скончался Генрих VП, а на происшедших выборах его сын не смог добиться успеха, чешские паны выступили против короля-иноземца и его немецких советников.

Наметившийся кризис отношений между королевской властью и чешским дворянством (1315-1318) был обострен действиями молодого правителя. Он набрал на Рейне войско и в 1317 г. явился с ним Чехию для подавления силой чешских феодалов. Петр Збраславский в своей «Хронике» с иронией пишет: «Он думал, что …с помощью своих мужей с Рейна может победить любого неприятеля». Но Иоганн проиграл и вынужден был в 1318 г. в Домажлицах заключить мир, по которому должен был распустить иностранное войско, амнистировать всех своих противников, передать все государственные должности чешским вельможам, что привело к дальнейшему усилению сословий в ущерб королевской власти. По словам хрониста, Иоганн «выдал себя на милость панам-победителям».

После этой неудачи, Иоганн Люксембургский предоставил дела управления Йиндржику из Липы и другим панам, отдалился от Елишки, которая пыталась внушить мужу унаследованные от отца взгляды на управление страной и королевскую власть. Теперь он предпочитал подолгу находиться в Люксембурге и при французском дворе. Надо сказать, что с самого начала у экспансивного Яна сложились напряженные отношения с властолюбивой Элишкой. Более всего он опасался, что Элишка вместе со своими сторонниками, недовольными его политикой, воспользуются его частыми отсутствиями в стране и провозгласят малолетнего Вацлава королем, а его, Люксембурга, низложат, что вполне соответствовало обычаям средневековья. В феврале 1319 года король Ян решительным маневром захватил замок Локет, где в то время жила Элишка с сыном, и отнял у нее трехлетнего мальчика, несколько позже, семилетним ребенком, Вацлава увезли в Париж ко двору французского короля Карла 1У, за которого в 1322 г. вышла замуж сестра Иоганна Мария.

Ослабление власти короля. Усиление роли чешского сейма. В результате Иоганн никогда не ощущал себя в Чехии дома и наезжал туда, только для того, чтобы добыть денег для своих зарубежных походов. Иоганн Люксембург был король-вояка, искатель приключений, насквозь проникнутый идеалами средневекового рыцарства, непоседа, вечно стремившийся на новые битвы и турниры. Про него сложилась даже поговорка, что «ни одна крупная драка в Европе не обходилась без чешского короля Яна» Иоганн рассматривал Чехию лишь как бесконечный источник для поборов и субсидий его военных авантюр. Хронист говорит об Иоганне, что «в его отсутствие королевство чешское пользуется большим миром, чем в его присутствии». Из-за такой политики и вечного отсутствия в Чехии, хозяйство страны очень скоро пришло в упадок. Нуждаясь постоянно в деньгах для своих военных предприятий, король не ограничивался «берном» (данью), которую определил ему сейм, но прибегал к произвольным поборам с горожан, духовенства, евреев, к порче монеты, отдавал панам на откуп доходы с королевских имений или закладывал их. «Бароны страны – напишет впоследствии в своей «Автобиографии» его сын Карл, - сделались по большей части необузданными тиранами, которые, не страшась короля, делились его властью и имениями».

При Иоганне Люксембургском усилилась роль чешского сейма, который до этого носил характер экстренного собрания, хотя и имел совещательный голос при решении общегосударственных вопросов, таких, например, как вопрос о заграничном походе или вопрос об утверждении нового короля. Тем не менее, были случаи, когда сейм отклонял важные решения или предложения короля. Чешский сейм состоял из прелатов, панов, владык и мещан—представителей отдельных привилегированных городов. Впрочем, до самых гуситских войн мещане не имели постоянного места в сейме. И участвовали в его заседаниях лишь временами. В условиях ослабления королевской власти при Иоганне Люксембургском сейм оказался орудием панской олигархии, фактически правившей в это время в Чехии.

Внешняя политика Иоганна Люксембургского. Иоганн выступил претендентом на польский престол, соперничая с Казимиром Ш, но вскоре отступил от своих притязаний. За отказ от прав на польскую корону Иоганн получил от Казимира денежное вознаграждение и формальное признание суверенитета Силезии, которая надолго вошла в состав чешской короны. Тогда Иоганн стал добиваться получения императорского титула, захватив в этой связи Тироль. Политика Иоганна восстановила против него императора, Австрию, Венгрию и Польшу. Вслед за этим он принял участие в Столетней войне на стороне французов. Иоганн Люксембургский умер как настоящий рыцарь. 26 августа 1346 года произошла битва при Креси, в которой уже слепой король Ян, узнав, что его союзники-французы бегут, приказал привязать своего коня к коням двух верных оруженосцев и велел скакать в самую гущу сечи, где и нашел смерть. (Карл, его сын, тоже принимал участие в битве при Креси и был там ранен).

Расцвет Чехии при Карле I (IV) Великом. Особенного расцвета Чехия достигла при короле Карле I (IV) Люксембургском (1346 — 1378), который являлся одновременно и им­ператором Священной Римской империи. Карл родился в Пражском граде 14 мая 1316 года, он был первенцем короля Иоганна (Яна) и Елишки и получил при рождении чешское имя Вацлав. В трехлетнем возрасте мальчика навсегда отняли у матери и отвезли позднее в Париж. Пребывание Вацлава, названного при конфирмации Карлом, во Франции оказалось очень полезным. Он получил прекрасное образование, посещал лекции в Сорбонне, овладел латынью, французским, итальянским и немецким языками, но родной, чешский, забыл и по возвращении в Чехию вынужден был учить его вновь. Сына своего Иоганн Люксембургский женил на сводной сестре будущего французского короля Филиппа VI. И Вацлав, и его супруга Бланка Валуа были тогда еще семилетними детьми, но такие браки были обычным делом в среде средневековых государей.

От наблюдательного, восприимчивого Карла не могли ускользнуть сложные взаимоотношения между королем Франции и «авиньонскими узниками», папами римскими, чья резиденция с 1309 по 1377 гг. находилась во французском Авиньоне. Карл уже в юности понял, что силу и влияние церкви можно с успехом использовать для нужд светского правления. Этому же его учил аббат Пьер де Розьер, советник французского короля и будущий папа Климент VI. Его советы падали на хорошую почву: став впоследствии королем чешским и императором Священной Римской империи, Карл IV всеми силами стремился превратить церковь в инструмент укрепления и освящения своей верховной власти и делал это с такой целеустремленностью, какой не знал ни один правитель средневековья.

Важнейшим периодом в жизни королевича стало его пребывание в Северной Италии, где отец, король Иоганн, поручил ему управление Люксембургом на два года. Пятнадцатилетнего принца ожидали труднейшие испытания, он оказался в бурном водовороте политических страстей. В этих условиях формировался характер Карла. Главными чертами его натуры стали отвага, выдержка, широта взглядов, целеустремленность. В Италии развились дипломатические способности Карла, позволявшие ему решать любые споры, как бы они не были остры, мирным путем, взаимоприемлемым компромиссом. Здесь же в Италии Карл научился ценить духовные блага античной культуры, гражданский порядок, регулируемый римским правом, городскую автономию и материальное благосостояние населения, воспитал свой эстетический вкус. Судьба как бы готовила его к главному делу его жизни, осуществленному на родной чешской земле.

Карл - маркграф Моравский. Ему было 17 лет (1333), когда он вступил в управление Чехией в качестве маркграфа Моравского. Будучи наместником отца, он прежде всего, постарался выкупить коронные имения, находившиеся в залоге у частных лиц. Созванный им сейм в Праге ассигновал ему для этой цели субсидию и Карл выкупил 10 замков в Чехии и Моравии. Он посадил в них бургграфов с гарнизонами, восстановил в них жупные суды, все это для того, чтобы обеспечить общественную безопасность. Затем он начал восстанавливать королевский замок, который находился в таком запустении, что Карл первое время вынужден был жить в доме одного из горожан. Отстроив дворец, Карл вызвал в Прагу свою жену французскую принцессу Бланку. Но наместничество продолжалось недолго. Чешские паны, недовольные тем, что пришел конец их своеволию, оговорили сына перед отцом и внушили королю Яну подозрение, что сын намеревается низвергнуть его с престола. Ян отнял у Карла наместничество. Но через два года вернул его снова Карлу. Во время второго наместничества Карл добился освобождения чешской церкви от подчинения архиепископу Майнцскому. Но свою деятельность по благоустройству чешского государства развернул лишь тогда, когда сам стал королем.

Вступление на чешский престол. Избрание императором Священной Римской империи. Вскоре после восшествия на чешский престол, в 1346 г., после смерти Людовика Баварского, его избрали императором Священной Римской империи. Своим новым положением и возможностями Карл воспользовался для укрепления Чешского королевства. На сейме в Праге в 1348 году, Карл своей императорской властью подтвердил все грамоты, которые выданы были Чехии предшествующими императорами. Кроме того, он выдал от себя две грамоты Чехии. В одной из грамот определялся порядок престолонаследия в Чешском государстве (она затем вошла в состав Золотой буллы 1356 г.), в другой признавались ленами Чешской короны Моравия, Силезия, верхние Лужицы (Будишин и Згорелицы). Король чешский признавался полным государем в своей стране, от власти которого не может быть никаких «изъятий и апелляций». Король чешский получал место в коллегии курфюрстов, где ему отводилось первое место среди светских князей.

Экономическая политика Карла IV. Карл IV проводил разумную и эффективную экономическую политику, результатом которой стало экономическое оживление в стране. Успешно развивается земледелие, скотоводство, хмелеводство, насаждается садоводство, устраиваются пруды для искусственного разведения рыбы, разбиваются виноградники. Растут города и развиваются ремесла. В стране возрастает добыча железа и драгоценных металлов, особенно серебра, раз­вивается сукноделие и ткачество. Интенсивно развивается торговля, была создана речная флотилия. Карл прилагает немало усилий, чтобы через Чехию проходили торговые пути между Западной и Восточной Европой, а также севером и югом континента. В целях обороны по всей стране воздвигались новые замки, ремонтировались старые. Прага становится одним из самых круп­ных городов Европы, население ее выросло до 40 тыс. человек. В правление Карла сложилась просу­ществовавшая до XVII в. территория «Чешской коро­ны», включавшая Чехию, Моравию, Верхнюю и Ниж­нюю Лужицы и Силезию.

Взаимоотношения короля и церкви. Карл был глубоко религиозным человеком, укрепляя свою власть, он опирался, прежде всего, на крупных церковных феодалов, выбирая советников из числа наиболее образованных и одаренных священников. Когда папой стал его бывший воспитатель Пьер де Розьер, Карл добился у него буллы об учреждения самостоятельного Пражского архиепископства, которое подчинялось непосредственно римской курии. Той же буллой Пражскому архиепископству было подчинено епископство Оломоуцкое и учреждено епископство Литомышльское. Таким образом, чешская церковь, подчинявшаяся с 973 г. архиепископу Мангеймскому, с 1344 г. стала самостоятельной. В 1346 г., при посещении папы Климента ХП в Авиньоне, Карл выхлопотал у него право устроить монастырь с богослужением на древнеславянском языке. Он заложил этот монастырь в Праге и выписал для проведения богослужения монахов из Хорватии. Так возник знаменитый Эммаусский славянский монастырь, которому суждено было сыграть немаловажную роль в духовном подъеме чешского общества. В годы его правления в Чехии было возведено немало новых монастырей и церквей, а его тесные контакты с церковным клиром дали даже основание его противникам называть его «поповским королем». В то же время Карл был противником теократических притязаний, направленных на умаление государственной власти и поддерживал деятельность пражского архиепископа Арношта из Пардубиц, праповедников Яна Милича и Конрада Вальзгаузера – предшественников Яна Гуса в критике католической церкви.

Политическое положение Чешского королевства в составе империи. «Золотая булла»«. Священная Римская империя, которой Карл управлял с 1346 г., представляла собой совокупность разнородных территорий. Карл решил превратить Чехию в центр империи. Была предпринята кодификация основных имперских государственных норм. Законник был принят имперским сеймом в 1356 г., а с 1400 г. стал называться «Золотой буллой Карла IV от 1356 года» (по привязанной к свитку золотой печати). Он действовал до конца существования Священной Римской империи германской нации (1806г.) Булла ставила Чешское королевство в особое привилегированное положение. Чешский король признавался первым курфюрстом и должен был занимать первое место как на выборах императора, так и на имперском сейме. Престол чешский, в случае прекращения династии, должен замещается чешским сеймом, тогда как в случае выморочности какого-либо другого курфюршества замещение производится волею императора. Подданные чешского государства не имеют права ни обращаться к суду императора помимо короля, ни апеллировать к суду императора на приговор короля. Чужеземцы не могут приобретать имений в Чехии, но чешский король волен приобретать их в Германии. Во время междуцарствия империи на Чехию не распространяется власть опекунов империи. Но при всем том, говорилось в булле, Чехия остается членом Священной Римской империи, и притом более благородным, чем другие.

Законник «Codex Carolinus». При Карле был создан новый свод законов «Маестас Каролина», (хотя это название он получил лишь в 1617 г., при первом издании). Этот свод правовых обычаев и норм был сформулирован в 109 пунктах, отражая экономические и правовые основы государственной власти короля, его стремление к централизации власти и направленность против панской олигархии. Однако на генеральном сейме 1355 г. шляхта провалила принятие законника. Ей выгодно было право неписаное.

Культурная политика Карла IV. Карлу IV обязан своим возникновением и Пражский университет, - единственный в то время в Центральной Европе, по образцу которого создавались потом университеты в Кракове, Вене, Гейдельберге. Он выхлопотал папское разрешение, а затем на сейме 1348 г. уговорил чешские сословия учредить университет в Праге и выдал новому учебному заведению все права и льготы, которыми пользовались знаменитейшие университеты того времени – Парижский и Болонский. Затем Карл привлек лучших ученых Европы к преподаванию в университете, назначив им высокое жалование и поземельные владения. Пражский университет должен был служить сынам чешского королевства, «чтобы им не приходилось побираться у чужих столов». Но питая своих, университет открыл свои двери и для соседей и вскоре сделался одним из видных центров просвещения для всей Европы. Здесь учились немцы, венгры, поляки и даже литовцы. Университет содействовал просвещению чешского общества. С помощью выпускников университета повысился и уровень школьного образования. Только в Праге насчитывалось 25 школ, имелись они и в каждом королевском городе.

Карл задумал сделать Прагу столицей империи и много сделал для изменения архитектурного облика города, который стал одним из красивейших городов Европы. Он стал основателем слившегося с Прагой огромного района Новый Город (Нове Место Пражске), территория которого полностью была застроена только в Х1Х в. Он сам определил планировку будущих кварталов города, и она оказалась настолько совершенной, что за пять минувших столетий практически не изменилась. Для хранения коронных регалий и архива Карл заложил в Праге особый форт, который был назван в его честь - Карлштейн, который был роскошно украшен лучшими художниками Чехии и Европы. В стиле поздней готики был перестроен кафедральный пражский костел св. Витта. Один из красивейших мостов через Влтаву - Карлов мост - тоже обязан был своим появлением Карлу.

Авторитет Карла как государственного деятеля был очень высок в Европе. Не случайно великий итальянский поэт Франческо Петрарка искал дружбы с Карлом и вел деятельную переписку, хотя взгляды Петрарки на власть были совершенно иными. Политический деятель Кола ди Риенци вел с Карлом длительные беседы и переписку. Карл даже недолго укрывал Кола да Риенци, хотя знал, что этот человек объявлен ересиархом. Карл был незаурядной личностью, одаренный разнообразными талантами, в том числе и литературным. Об этом свидетельствует написанная им «Автобиография», которая стала известным памятником европейской литературы. В период правления Карла IV Чехия достигла вершины своего могущества, а феодализм – зрелости. Чешский народ называет эти годы «золотым веком» чешской истории.

Усиление Люксембургов при Вацлаве IV и Сигизмунде I. Чехия и Империя. По смерти Карла IV (1378) могущество дома Люксембургов увеличилось. Чешский король и император Священной Римской империи Вацлав IV помог своему брату Сигизмунду утвердиться на Венгерском престоле (Сигизмунд женился на дочери последнего короля Анжуйской династии Людовика – Марии). Таким образом, в руках Люксембургов были Чехия с ее землями, Венгрия и Империя. Но скоро между ними возникли нелады и усобица. Сигизмунд отплатил брату черной неблагодарностью, он поддержал чешских панов, поднявших восстание против Вацлава. Немецкие князья воспользовались этим междоусобием, чтобы освободиться от засилья дома Люксембургов. Они объявили Вацлава лишенным имперской короны (1400) и избрали императором Рупрехта Рейнского, который поспешил овладеть множеством замков в Верхнем Пфальце, принадлежавших чешскому королю, а затем в союзе с Сигизмундом вторгся в Чехию, заставив Вацлава ограничить свою власть в королевстве. Не помня зла, Вацлав в 1401 г. при помощи войска и денег освободил своего брата Сигизмунда, захваченного в плен венгерскими панами. За это Сигизмунд снова отблагодарил его тем, что в следующем году, сговорившись с чешскими панами, захватил Вацлава и посадил его в заключение (в Вене) и взял правление Чехией в свои руки. Вацлаву удалось бежать, он возвратился в Чехию, где его приняли с радостью, так как Сигизмунд управлял Чехией жестко и грабительски. Братья помирились лишь тогда, когда Сигизмунд, после смерти Рупрехта был избран императором (1411), чему активно способствовал Вацлав. Хотя таким образом империя и Чехия снова оказались в руках одного царствующего дома, но правители были разные: король Чешский не соединял уже со своим званием звание императора. Этот разрыв Чехии с империей еще больше увеличился благодаря гуситскому движению, порвавшему не только политические, но и религиозные связи Чехии с Германией и возбудившему национальную вражду между чехами и немцами.

 

 

Чешская реформация.

 

Характер и этапы чешской реформации. Гуситское движение, благодаря которому чешский народ еще в период средневековья вошел в мировую историю как провозвестник новой эпохи в истории человечества, многоплановое общественное движение. На первых порах движение носило национально-религиозный характер: чехи стремились к искоренению различных непорядков и злоупотреблений в церкви, в частности к введению причащения под обоими видами, богослужения и проповеди на национальном языке, выступали против засилья немцев в стране. Национально-религиозный характер после смерти Гуса осложнился социальным: некоторые слои чешского общества стали требовать переустройства согласно слову Божию не только церковных порядков, но и общественных отношений. Наконец, движение приобрело национально-политический характер, когда чехи стали стремиться к разрыву уз, соединявших их с Германией, полному обособлению от Империи.

Прологом к гуситскому движению стала деятельность магистра Яна Гуса, в результате которой сформировались два основных лагеря в гуситском движении. Этот первый период датируется 1400-1419 гг. Второй период, собственно гуситская революция, - 1419-1471 гг. В ней выделяются три фазы: 1). 1419-1421 гг. – фаза наивысшего размаха революции и инициативы радикальных слоев; 2). 1422-1437 гг. фаза борьбы внутри страны и перехода гуситов в наступление против Европы, попытка придать движению международный размах; 3). Середина 30-х – 1471 гг. – путь изменившегося чешского общества к внутренней организации отношений, к компромиссу с окружающим миром, борьба за удержание достигнутых рубежей.

Экономические, социальные и политические причины чешской реформации. Элементы застоя, намечавшиеся в экономике Чехии, начиная с 60-х годов Х1У в., были отражением кризисных явлений, охвативших всю Европу. К концу XIV в. социально-экономическое положение Чехии стало ухудшаться. Увеличилась денежная рента, возросли барщинные повинности крестьян, были ограничены права их свободного переселения. Церковь стала требовать с крестьян десятину деньгами. Это был один из самых тяжелых налогов. Кризис в экономике имели серьезные социальные последствия. Крестьянство мечтало об освобождении от господ. Представители дворянства боролись между собой за землю и власть. Усилились противоречия в городах между объединенными в цеха ремесленниками и патрициатом. Городские законы стояли на страже патрициата и не защищали права ремесленников и горожан. Городская беднота была готова бороться за коренное изменение существующего порядка Поскольку среди патрициата было много немцев, конфликты приобретали национальную окраску. Особенностью назревавшего конфликта была и его антикатолическая направленность. Католическая церковь являлась крупнейшим собственником в стране. Ей принадлежала почти половина всех обрабатываемых земель в Чехии. Архиепископству пражскому принадлежало, например, 900 сел, много городов. Десятками сел владели крупнейшие монастыри. Прелаты занимались ростовщичеством, продавали церковные должности. Разложение духовенства, а также засилье в нем немцев вызывали активный протест народа. Все слои общества выражали недовольство церковью, стремясь освободиться от ее поборов и захватить ее имущество.

Идеологические предпосылки гусизма. Чешская реформация развивалась на фоне глубокого кризиса католической церкви. После окончания авиньонского пленения пап (1309-1377) начался «Великий раскол» (1378-1417), разделивший католический клир сначала на 2, а затем на 3 церкви, возглавляемые соперничавшими за власть папами. Внутрицерковная борьба пап обнажила безнравственность духовенства. Длительный церковный раскол способствовал развитию народных антицерковных движений и ученому еретичеству, что свидетельствовало о кризисе церковной идеологии. Движение началось с критики деятельности духовенства как несоответствующей Священному писанию. Особенно прославились своими гневными обличениями злоупотреблений духовенства монах бенедиктинского монастыря Конрад Вальдгаузер (1320-1369), чешский каноник, член королевской канцелярии Ян Милич из Кромержижа (1320-1374), магистр Пражского университета Матвей из Янова (1350-1394). На формирование взглядов Яна Гуса и его сторонников оказали огромное влияние сочинения Джона Виклефа - замечательного английского мыслителя, многие из идей которого были восприняты и реформаторами ХVI в.

Джон Виклеф (Уиклеф) (ок. 1320-1384) – доктор богословия, профессор Оксфордского университета, создал учение, из которого следовало, что обязанности людей разделены между тремя сословиями: светскими господами, духовенством и простым народом. Король – викарий (лат. «заместитель», помощник епископа по управлению епархией) Бога на земле и все, в том числе и духовенство, должны подчиняться ему. Папа только духовный глава церкви, не имеющий власти над духовенством, которое не должно платить ему взносы. Король должен отобрать церковную собственность для нужд государства, а вместо десятины церковникам разрешить собирать милостыню – добровольные приношения мирян на содержание духовенства. Уиклеф требовал абсолютной бедности церкви, отрицал почитание святых и мощей, целибат, церковную иерархию и объявил Библию единственным источником веры. Хотя папа Григорий Х1 осудил учение и потребовал ареста Уиклефа, он умер мирно в своем приходе в Латтеруорте в 1384 г. Лишь после его смерти 24 статьи, извлеченные из его сочинений, были осуждены лондонским синодом как еретические. (Констанцский собор 1415 г. объявил Виклефа еретиком и по его решению останки Виклефа были сожжены в 1428 г.).

Распространение в Чехии идей Джона Виклефа. Иероним Пражский. Труды Джона Виклефа стали известны в Чехии около 1398 г. Связи между Чехией и Англией были весьма близкими благодаря браку сестры Вацлава IV Анны с английским королем Ричардом П. Очевидно, Иероним Пражский, друг, соратник и единомышленник Яна Гуса, первым привез в Чехию из Англии наиболее смелые богословские трактаты Виклефа. Их увлеченно изучали чешские профессора и распространяли с кафедры Пражского университета. Среди наиболее восторженных последователей учения Уиклефа в Чехии были магистры Ян Гус Станислав из Зноймо, Стефан из Палеча и Якуобек из Стржибра. Во всех сочинениях Яна Гуса содержатся обширные цитаты из трудов Виклефа.

Мировоззрение и деятельность Яна Гуса. Критику церкви продолжил магистр Пражского университета Ян Гус (1371 - 1415). Выходец из крестьянской семьи, он окончил Пражский университет, стал магистром свободных искусств и доктором философии, что дало ему право преподавать в университете. Затем он получил сан священника. Его проповеди в Бетлемской (Вифлиемской) часовне на чешском языке вскоре сделали его имя широко известным. Главную причину всех пороков духовенства Ян Гус видел в том, что церковь владеет громадными богатствами. Он требовал секуляризации церковного имущества, резко выступал против продажи индульгенций. Противопоставляя папу и церковь своего времени Христу и организации первых христиан, Ян Гус доказывал, что папа не является наместником Бога на земле, что это утверждение ложно и богохульно, а католическая церковь отошла в своей деятельности от Священного писания. Деятельность Яна Гуса способствовала созданию широкой оппозиции католической церкви.

Пражский университет и его роль в развитии реформации. Кутногорский декрет. Первое наступление на чешских профессоров, распространителей учения Джона Виклефа, было осуществлено в 1403 г. под руководством немецких профессоров Пражского университета, всегда составлявших подавляющее большинство – три «нации», против одной чешской нации. Такая ситуация возникла следующим образом. С момента основания университета в нем насчитывалось четыре студенческих землячества, различавшихся по территориальному признаку: чешское, польское, баварское и саксонское. К началу ХV в. число польских студентов сильно уменьшилось, и в польском землячестве остались главным образом немцы из Силезии. Поэтому в руках немцев оказались три землячества, голосами которых решались все дела в университете. Они и осудили, тремя голосами против одного 24 статьи из трудов Виклефа, уже осужденных лондонским синодом, добавив к ним еще 21 статью. Был наложен запрет распространение этих статей. В Пражском университете не утихала борьба реформаторов и приверженцев старых порядков. Спорящие партии разделились по национальному признаку – на чехов и немцев.

Король Вацлав IV не оставлял надежды на возвращение утраченной императорской короны. В сложной политической интриге, которую он вел, чтобы одолеть Рупрехта Рейнского, ему необходима была поддержка Пражского университета. Однако здесь он встретил жестокую оппозицию со стороны немецких землячеств. Поэтому он поддержал реформаторов и изменил устав университета. 18 января 1409 г. он подписал Кутногорский декрет, который давал чешской «нации» три голоса, а остальным только один, утвердил назначение чешского ректора и декана. Возмущенные немецкие преподаватели и студенты покинули Прагу. Некоторые из них направились в Лейпциг, где основали новый университет, другие в университеты Вены, Кельна, Эрфурта и Гейдельберга, распространяя везде слухи, что Чехия полна еретиков. Первым ректором после отъезда немцев стал Ян Гус. Пражский университет стал центром деятельности сторонников Реформации. Римский папа вызвал Гуса на собор в Констанце. Ян Гус не отрекся от своих убеждений, за что был осужден собором и сожжен на костре 6 июля 1415 г.

Весть о сожжении Гуса привела в негодование все классы чешского общества. Последователи Гуса, развивая его учение в обрядовых вопросах, начали причащать народ «под обоими видами», то есть не только хлебом, как это требовала церковь, но и вином из чаши. Поскольку прежде «под обоими видами» причащалось только духовенство, этим подчеркивалось равенство всех перед Богом. Чаша стала символом Гуситского движения. Чешское общество раскололось. Подавляющая часть народа называла себя гуситами.

Восстание 1419 г. в Праге. Образование двух лагерей в гуситском движении. 30 июля 1419 г. началось восстание в Праге. Возмущенный народ, руководимый Яном Желивским, выбросил из окна ратуши членов городского магистрата, захватил власть и избрал свое управление. Гуситское движение вступило в период вооруженной борьбы, в ходе которой завершилось размежевание социальных сил внутри гуситов. Большинство примкнувших к движению мелких дворян и бюргеров образовали лагерь так называемых чашников или утраквистов, а городской плебс и крестьянство выделились в революционное крыло, которое по названию своего главного укрепленного центра - горы Табор - получило название таборитов.

Если табориты стремились к коренным социальным преобразованиям на основе свободы и братства, то чашники на первое место выдвигали требования секуляризации церковного имущества и создание «дешевой» церкви. Различие целей делали неизбежным обострение противоречий между ними.

Гуситские войны. В 1420 г. над Чехией нависла внешняя опасность. Папа римский и германский император Сигизмунд Люксембургский, претендовавший на чешскую корону после смерти короля Вацлава IV, объявили крестовый поход против Чехии. Пять крестовых походов - в 1420, 1421, 1426, 1427, 1431 гг. - не имели успеха. Под руководством талантливых полководцев Яна Жижки и Прокопа Великого гуситы отразили вторжения крестоносцев. Несмотря на военные успехи, силы восставшей Чехии ослабевали. Многолетние войны, постоянные вторжения врагов и связанные с этим опустошения подорвали экономику страны. Значительная часть участников стала отходить от гуситского движения. Чашники, добившись уступок в свою пользу у Базельского собора, открыто соединились с силами феодально-католического лагеря и 30 мая 1434 г. в бою под Липанами нанесли сокрушительное поражение войску таборитов.

Битва при Липанах была концом таборитов, несмотря на то, что отдельные таборитские общины продолжали воевать с Сигизмундом. До 1437 г. отряды Яна Рогача продолжали бороться, укрепившись в крепости Сионе. До 1452 г. существовал и сохранял свою самостоятельность Табор, и все же оправиться после поражения у Липан таборитское движение было не в состоянии.

5 июня 1436 г. на городской площаде в Иглаве состоялось торжественное «примирение» между умеренными гуситами и католической церковью. Соглашение с католической церковью было достигнуто на условиях статей Базельских компактатов.

Впервые в истории католическая церковь вынуждена была признать право еретиков исповедывать свою веру. Идеологическая гегемония церкви оказалась нарушенной. 23 августа 1436 г. Сигизмунд Люксембургский занял чешский королевский престол, но в декабре 1437 г. умер.

Историческое значение гуситских войн. Несмотря на поражение, гуситское движение нанесло удар католической церкви: она лишалась былой политической власти, вынуждена была пойти на компромисс с еретиками, согласиться на причащение под обоими видам и богослужение на национальном (чешском) языке. Это ускорило процесс формирования национальных церквей в Европе и дало толчок развитию общеевропейской Рефорормации.

Было секуляризовано церковное имущество, прекратилось взимание десятины; горожане также освободились от церковных поборов, стали самостоятельным сословием и получили представительство в сейме. Восстановить прежнее имущественное положение чешской церкви было уже невозможно. Гуситское движение положило конец засилью в стране немецкого патрициата и духовенства, способствовало расцвету чешского языка.

«Община чешских братьев». После падения Табора крестьяне и плебс основали в 1453 г. Общину чешских братьев, идеологом которой был Петр Хельчицкий - известный чешский мыслитель. Позднее в общину вошли зажиточные горожане, а также представители панского и рыцарского сословий. «Братья» должны были жить по примеру ранних христиан, строго соблюдать правила морали, не занимать никаких высоких должностей, проповедовать непротивление злу насилием. С конца XV в. они сосредоточили свою деятельность на просвещении - основывали школы и типографии. Из среды «чешских братьев» вышли многие знаменитые чешские ученые - Ян Благослав, Я.А. Коменский и др. «Чешские братья» постоянно подвергались преследованиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.52.45 (0.033 с.)