Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникация (распространение сведений о) ценностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
NO Рис. 14.5. Система распространения ценности Котлер полагает, что PR или по крайней мере его часть, называемая MPR, управляет разнообразными технологиями коммуникаций и продвижения, которые обычно игнорируют специалисты по маркетингу или не имеют достаточно опыта и навыков управления ими. Он называет эти виды деятельности «карандашами» (pensils — по первым буквам) PR: Publications (публикации) Events (мероприятия) News (новости) Community relations (взаимоотношения с общиной) Identity media (тождественность медиа) Lobbying (лоббирование) Social investments (социальные инвестиции) Каждый из этих видов деятельности создает ценность и распространяет знания о ней и тем самым способствует процессам создания клиентов и удовлетворения их потребностей. Более того, по его мнению, PR осуществляет маркетинговую функцию и тем самым служит "инструментом маркетинга, хотя он утверждает, что только часть PR-деятельности напрямую служит маркетинговой функции. Это мнение подкрепляет один из пяти возможных взглядов на взаимоотношения между маркетингом и PR, как показано на рис. 14.6 (Kotler and Mindak, 1978). А В С D E Рис. 14.6. Модели возможных взаимоотношений между маркетингом (MKTG - MarKeTinG) и PR Нынешнее мнение Котлера отражено на рис. 14.8, который показывает, что практики маркетинга и PR управляют различными видами деятельности, которые, несмотря на свою относительную независимость выполнения, все же имеют некоторое взаимодействие. Схему взаимоотношений между маркетингом и PR иллюстрирует рис. 14.6. Предложенные пять моделей взглядов на организационные взаимоотношения между маркетингом и PR показаны на рис. 14.7.
Модель 1 Отдельные, но равные по значению и положению функции. Традиционный взгляд, что маркетинг и PR различны по взглядам, перспективам, возможностям, типу управления и функциям Модель 2 Эквивалентные, но частично взаимоперекрывающиеся функции. Мнение, что и PR, и маркетинг — важные отдельные функции, имеющие некоторую общую область. Это мнение (Kotier, 1989) исключает все альтернативные взгляды, что PR и маркетинг—никак не связаны между собой, что одна дисциплина подчинена другой или что обе они эквивалентны, просто существуют под разными названиями Модель 3 Маркетинг как доминирующая функция. Мнение, что PR должен быть введен под контроль маркетинга Модель 4 PR занимает доминирующее положение по сравнению с маркетингом. Согласно этому мнению PR должен установить контроль над маркетингом Модель 5 Маркетинг и PR — это одно и то же. Это мнение предполагает, что функции PR и маркетинга конвергируют концептуально, методологически и в рамках операционных условий Рис. 14.7. Модели Котлера/Миндэка Рис. 14.8. Сферы ответственности маркетинга и PR 374 Рис. 14.8 также показывает эволюцию в представлениях Кот-лера, произошедшую за период 1978—1989 гг., и поддерживает мнение об относительной независимости PR и маркетинга. Например, PR несет ответственность за управление новостями и несмотря на тот факт, что маркетинг мог бы дать совет относительно стратегии новостей, PR-специалисты остаются непосредственно ответственными в этой области. Также и в обязанностях, которые возлагаются на специалистов по маркетингу, скажем, в области ценообразования или политики распространения, PR-специалисты могли бы дать свои предложения. Однако полную ответственность в этих вопросах несут практики маркетинга. Следовательно, отмеченное разделение обязанностей слишком упрощает взаимоотношения между маркетингом и PR, оно оправдывается только напряженными и иногда даже враждебными взаимоотношениями между двумя дисциплинами в реальной жизни организаций. В частности, PR-профессионалы выдвигают по крайней мере три недостатка маркетинга: 1. Маркетинг, как правило, предпринимает краткосрочные (не 2. Маркетинг отрицает использование полного потенциала PR. 3. Специалисты по маркетингу пренебрежительно относятся к Без всяких сомнений подобное отношение к PR со стороны практиков маркетинга может вызвать только неприязнь и враждебность, а никак не дух сотрудничества. Аналогично, при рассмотрении проблемы с точки зрения специалистов маркетинга можно выявить следующее отношение: 1. PR — это предложения типа «пан — или пропал». 2. Влияние PR на объем продаж трудно оценить, за исключе 3. PR-профессионалы заботятся о таких иллюзорных вещах, как общественное мнение, а между тем они должны больше думать о бизнесе и его работниках, которые стремятся продвинуть товар (Kotler, 1989). Иногда напряженные взаимоотношения между маркетингом и PR берут свое начато как в логическом, так и в эмоциональном источниках. Практики и маркетинга, и PR могут не до конца понимать друг друга, но для достижения взаимопонимания следует признать за обеими функциями право на независимость, а также взаимозависимость. Несмотря на то, что обе функции осуществляют конкретные виды деятельности, они направлены на идентичные цели: обеспечение организационного выживания и достижение организационного успеха. То, что Котлер описывает на рис. 14.8, показывает, что даже несмотря на то, что обе дисциплины выполняют конкретные виды деятельности, у них много общего, и это общее осуществляется в рамках функции MPR. По Котлеру, MPR управляет разнообразными технологиями коммуникационной и продвигающей деятельности, которые игнорируют практики маркетинга или для управления которой они не имеют навыков. Это мнение разделяет и Харрис (Harris, 1993), который полагает, что практика MPR отделена от общей практики корпоративного PR (CPR). MPR может продвинуться к маркетингу, a CPR может остаться функцией управления взаимоотношениями компании с ее группами общественности. Несмотря на подобное разделение, MPR и CPR сохранят свои отношения близких союзников. «Союз» этот может привести к сотрудничеству и интеграции между маркетингом и PR. Однако мнение, что MPR должен стать частью функции CPR, в некоторой степени может рассматриваться как взгляд, продвигаемый практиками и консультантами PR, которые зорко подстерегают любую возможность перенаправить маркетинговый поток организационных бюджетных средств (Kitchen and Moss, 1995). Таким образом, 1. С точки зрения маркетинга, MPR — это новый подход к 2. С точки зрения PR-практиков понятие MPR выражает со Понятно, что интеграции дисциплин маркетинга и PR никогда не удастся достигнуть, если сохранится враждебность между практиками обеих дисциплин по ряду позиций, в частности, по вопросу MPR. Однако многие организации на практике уже давно достигли успешной интеграции двух дисциплин в пределах своих управленческих структур. На рис. 14.9 показана идеальная модель, которую мог бы принять бизнес. Рисунок предполагает, что хотя маркетинг и PR независимы, — это взаимодействующие дисциплины. Как предполагает Котлер, каждая дисциплина включает в себя конкретный набор независимых видов деятельности, в частности, маркетинг несет ответственность за оценку рынка, a PR — за отношения с местной общиной. В то же время некоторые виды деятельности в рамках PR, как отмечено Котлером или четко определено, например Харрисом, осуществляются в рамках обеих дисциплин. Эти виды деятельности подразумевают, что маркетинг и PR — взаимосвязанные дисциплины. Если продолжающиеся дебаты между маркетингом и PR не оказывают негативного влияния на жизнеспособность функции MPR и если практики и теоретики маркетинга и PR не распространяют свои споры на проблему MPR, то безусловно обе дисциплины, так же, как и MPR, будут способствовать достижению организационных и маркетинговых целей. Рис. 14.9. Описательная модель взаимоотношений между маркетингом и PR Итак, в этой главе мы рассмотрели аргументы, касающиеся взаимоотношений между двумя дисциплинами — маркетингом и PR. PR рассматривается многими практиками и теоретиками маркетинга как его составная часть, в то время как мнение о независимом статусе PR как управленческой функции поддерживается большинством теоретиков и практиков PR. Более того, некоторые теоретики PR полагают, что PR — это дополнение и корректирующий инструмент в составе маркетинга. Эти мнения создали нечто вроде среды взаимной враждебности между практиками PR и маркетинга, но несмотря на конфликт, многие сходятся во мнении, что от взаимного сотрудничества обе дисциплины могут только выиграть. Однако появление понятия «маркетинговый паблик ри-лейшнз» угрожает вызвать новый «взрыв» враждебности и противоречий между двумя враждебными дисциплинами. В следующем разделе при описании процесса возникновения MPR и краткого их обзора мы в основном будем обращаться к работе Харриса (1993). Маркетинговый паблик рилейшнз (MPR) MPR — это отпрыск двух родителей — маркетинга и PR, теоретики и практики которых вовлечены, как уже отмечалось, в непрекращающуюся «войну» по поводу важности, независимости и взаимоотношений «двух семейств». Может ли MPR претендовать на статус отдельной новой способствующей продвижению дисциплины, как провозглашает Харрис? Представляет ли MPR новый важный подход к практике PR? Уже очевидно, что практики как маркетинга, так и PR имеют разные точки зрения на их возникновение, определение и значимость. Мы рассмотрим все эти вопросы, представив как можно больше информации, касающейся понятия MPR, обсудим их преимущества и вьщелим логическое обоснование того факта, что MPR может стать быстро растущим сегментом в сфере PR. Мы проанализируем попытки дать определение MPR и рассмотрим их место в комплексе инструментов продвижения. Взгляд на MPR, выдвинутый и защищаемый Харрисом, как на отдельную дисциплину, способствующую продвижению, также подвергнется нашему критическому анализу. Мы приведем ряд ситуационных примеров, в которых наглядно показаны различные способы применения MPR, а затем перейдем к обобщениям и выводам. Как уже отмечалось, высшее руководство компаний и руководители и специалисты по маркетингу имеют тенденцию поднимать маркетинговую деятельность до доминирующего положения и рассматривать маркетинг как наиболее важную сферу ответственности в пределах организации. Многочисленные примеры из практики свидетельствуют, что существует полнейшая неразбериха в определении различий между маркетингом и PR в научной и учебной литературе. Масла в огонь подливают многочисленные статьи, в которых PR и маркетинговые коммуникации признаются все более интегрирующимися и конвергирующими понятиями (Goldman, 1988; Merims, 1972; Novelli, 1988). Невзирая на тот факт, что все эти статьи изначально были предназначены, чтобы подчеркнуть возникновение понятия PR в контексте поддержки маркетинга, они все же отражают растущую тенденцию к рассмотрению PR и маркетинга как все более конвергирующих дисциплин и на практическом, и на научном уровнях. Эта тенденция подпи-тывается и понятием MPR, который практически одновременно появился в словарях по маркетингу и PR в 80-х годах. Так, Котлер (1982) дает MPR такое определение: жизнеспособный отпрыск двух родителей: маркетинга и паблик ри-лейшнз. MPR представляет возможность для компаний заполучить свою долю голосов в пресыщенном различными обращениями обществе. MPR не только предоставляет мощный рупор, чтобы заполучить свою долю умов и сердец, это также во многих случаях самый лучший, самый эффективный рупор. Рост PR и его восприятие как ценного или по крайней мере существенного маркетингового инструмента распространяется все больше. Компании привлекают в штат PR-специалистов, включая их в свои маркетинговые команды, и приглашают профессиональные PR-агентства для помощи в повышении эффективности представления продуктов на рынок, в поддержании на должном уровне бренда в течение всего жизненного цикла продукта, а также для защиты от риска (Harris, 1993). Исследуя появление MPR, Харрис утверждает, что в 80-е годы MPR возник как новая четко выраженная дисциплина, способствующая продвижению, которая охватывает специализированное применение технологий поддержки маркетинговой деятельности. Филип Котлер, профессор маркетинга в Бизнес-школе Келлога и автор маркетингового менеджмента, отмечает: «В будущем MPR может пойти только по одному пути: вверх». Затем замечает: «PR движется в сторону стадии взрывного роста, потому что компании начинают осознавать, что массовая реклама не является больше ответом на их сокровенную мечту»; организации затаскивают PR в сферу маркетинга, завершая эти длительные взаимоотношения любви и ненависти. С целью выяснения степени осведомленности бизнеса о MPR и определения общего отношения к этому понятию был проведен целый ряд исследований. Один из подобных обзоров, который документально отражает все возрастающую осведомленность и использование MPR, был подготовлен Томом Дунканом, профессором маркетинга Ball State University, для компании Golin/Harris Communications. Этот обзор основывался на обследовании выборки из 286 подписчиков на Advertising Age, которые поддерживают маркетинговые и рекламные контакты со своими организациями-клиентами (Duncan, 1985). Среди основных результатов обследования можно выделить следующие: 1. MPR воспринимался как эффективное средство в ряде об 2. MPR считался особенно эффективным при создании осве 3. Не было ни одной области, о которой большинство клиен 4. Важность MPR возросла в последние пять лет и, как ожида
• более экономичным с точки зрения затрат вследствие неу • может пробиться через хаос и неразбериху и попасть по на • дополняет рекламу (увеличивая степень убедительности рек • зарекомендовал себя (Harris, 1993). За пределами общего выявленного использования MPR он также имеет преимущества, воспринимаемые организациями как дополнение к маркетинговым программам. Среди них Харрис называет следующие: • позиционирование компаний как лидеров и экспертов в своем • представление общественности новых продуктов; • «возделывание» новых рынков; • расширение охвата рекламы; • прорыв сквозь коммерческий хаос; • такое освещение продукта, которое никак нельзя обеспе • воздействие на лидеров общественного мнения. Гейдж (Gage, 1981) утверждал, что независимо от ряда причин MPR может стать одним из наиболее быстро растущих сегментов сферы PR. Несомненно, имеется множество свидетельств того, что MPR достиг зрелости. PR стал большим и прибыльным бизнесом. В 1980 г. в статье в журнале PR News Гейдж утверждал: Уже зарекомендовавшая себя мощь PR в сочетании с ее выгодностью по контрасту с рекламой мотивировала рекламную индустрию создать у себя отделы паблик рилейшнз, чтобы помочь залечить их финансовые раны. Компания Shandwick PLC, первая акционерная глобальная PR-компания, стала самой крупной их всех PR-компаний с ежегодной выручкой от гонораров в размере 180 млн долл. США (Shandwick pic, 1989). Даже несмотря на то, что Shandwick в 1991 г. сохранила свое лидерство среди британских собратьев по PR, ее доходы сократились на 18%, составив 26,6 млн ф. ст. — сокращение, указывавшее на падение уровня доходов в некоторых отраслях PR-индустрии Великобритании, в сфере маркетинга бизнес-бизнес (UK Top 150 PR Consultancies, 1992 in PR Week). В 1993 г. журнал «150 ведущих PR-консультантов Великобритании» показал, что компания Shandwick до сих пор удерживает первые позиции в британском «хит-параде» PR за шесть лет успеха. Однако доходы компании снова несколько упали. В следующем, 1994 г., PR Week снова поместил компанию Shandwick на первое место. 3%-ное падение уровня доходов компании отражало тот факт, что компания увеличила свои прибыли в каждом квартале 1993 г. с 12% в начале года до резкого скачка вверх — 20% в конце года. В целом каждый из руководителей департаментов в течение года имел прибыль 9 тыс. ф. ст., что обеспечивалось 10%-ным ростом доходов в третьем квартале, в итоге общий доход компании в 1993 г. составил 22,812 млн ф. ст. MPR — самый крупный и быстрорастущий сегмент быстро растущей индустрии. Изучение мирового рынка PR-услуг, проведенное компанией Shandwick в 1989 г., показало, что 20% дохода PR-компаний во всем мире создается PR, осуществляемым в интересах потребительских товаров. Фактически 70% всего бизнеса, осуществляемого PR-компаниями, можно считать имеющим от-
ношение к маркетингу, а остальные 30% распределяются между выручкой от корпоративной, природоохранной, финансовой деятельности и выручкой от решения проблем, связанных со взаимодействием с властными структурами. Увеличившиеся бюджеты PR и возросший уровень оплаты PR-специалистов способствовали признанию компаниями возрастающей роли MPR. Мастерство MPR сейчас пользуется большим спросом, чем когда-либо ранее, как сообщается в обозрении, проведенном Cantor Concern (1989), ведущей фирмой по набору кадров в области PR. Президент и высший руководитель Hill and Knowlton, одного из крупнейших в мире PR-агентств, Роберт Ди-леншнейдер (Robert Dilenschneider, 1988) отмечал: «сейчас все более распространенными становятся программы мирового масштаба стоимостью в один миллион долларов, — программы, о которых раньше и мыслить было невозможно». Кроме того, PR все более привлекает внимание и интерес маркетинговых и бизнес-средств. 13 марта 1989 г. в Advertising Age был проведен форум под названием «PR в наступлении», которым руководил Роберт Диленшнейдер. В 1989 г. в Marketing Week на первой странице появился сюжет о новом PR, провозгласивший, что «новый PR используется практически повсеместно» и посоветовавший своим читателям «добавить немного PR в свой комплекс инструментов продвижения». Наконец, научная общественность также проявила повышенный интерес к PR. Университеты адекватно отреагировали на повысившийся спрос на бизнес-руководителей, имеющих навыки PR, и на PR-практиков, имеющих навыки в бизнесе (см. гл. 16). В сторону определения MPR Что есть MPR? Определения и интерпретации этого понятия очень разнообразны. В то время как PR-эксперты не могут прийти к согласию по поводу того, что представляет собой MPR, они однозначно соглашаются с тем, чем MPR не является, а именно: MPR — это не свободная реклама. «Мы прикладываем все усилия, чтобы исключить это неверное определение», — заявила Карен Коннит, вице-президент компании Carl Byoir and Associates, Chicago (Gage, 1981). По мнению Харриса, обозначение MPR возникло в 80-е годы вследствие необходимости различать специализированное применение PR-технологий, которое поддерживает маркетинг отдельно от общей практики PR. По мнению Харриса, MPR быс- тро растет, прагматически используя возможности меняющегося рынка. В этом процессе MPR позаимствовал и вобрал в себя характер мышления PR, маркетинга, рекламы, рыночных исследований. Проблема определения MPR осложняется фактом наличия множества определений и дефиниций «родителей» MPR — PR и маркетинга. Разнообразие существующих определений PR свидетельствует о глубоких разногласиях в профессиональной и научной среде PR. Маркетинг также имеет множество различных определений. Вероятно, эти факторы и могли бы быть основным источником разногласий в дефинициях недавно появившегося термина MPR и отсутствия единого принятого всеми определения. Однако некоторые авторы из числа специалистов по PR и маркетингу предприняли попытку дать точное определение MPR. Так, Харрис полагает, что MPR можно определить точнее, чем более обширную концепцию PR вследствие его приемлемости для использования в маркетинге, в частности, при оказании помощи организации в решении маркетинговых задач. Харрис предлагает следующее определение MPR: Маркетинговый паблик рилейшнз — это процесс планирования, осуществления и оценки программ, которые стимулируют покупки и удовлетворение потребителей посредством передачи информации в заслуживающей доверия манере и распространения такого представления о компании, которое указывает на соответствие компании и ее продукции нуждам, потребностям, пожеланиям и интересам потребителей. Шимп (Slump, 1993), предлагает свое определение MPR: MPR — это более узкий аспект PR, относящийся к взаимодействию организации с потребителями или другими общественными группами (например, властными структурами) в вопросах маркетинга (например, по вопросу безопасности). Кратко говоря, MPR — это ориентированный на маркетинг аспект паблик рилейшнз. Даже несмотря на то, что старое название для MPR — это паблисити, которое рассматривалось как задача: «обеспечения редакционной площади, в отличие от платных рекламных площадей, во всех средствах информации, которые видят и слышат клиенты и потенциальные потребители, специально в интересах оказания помощи в решении задачи сбыта». Правда, MPR вышел далеко за пределы этой задачи. По мнению Котлера, MPR может внести вклад в решение целого ряда задач. Поскольку могущество рекламы несколько ослабевает, частично вследствие роста затрат на ее разме-
щение в СМИ, вследствие все увеличивающейся неразберихи и хаоса, а также уменьшения объема целевых аудиторий, многие менеджеры маркетинга обращаются к MPR. В обследовании 286 компаний — подписчиков Advertising Age, которые имеют маркетинговые позиции в США, три четверти, по их сообщению, используют MPR. Они полагают, что это особенно эффективный способ распространения осведомленности и знаний о брендах как новых продуктов, так и уже существующих. В некоторых случаях MPR оказался более рентабельным, чем реклама (Duncan, 1985). Здесь мы приводим свидетельства возникновения потенциально нового понятия. Однако существующие разногласия между практиками маркетинга и PR относительно универсального их определения негативно сказываются на проблеме поисков универсального всеми принятого определения MPR. Несмотря на разногласия по вопросу дефиниции MPR, считается, что роль этого нового понятия может быть весьма существенной. Преимущества MPR потенциально могли бы сыграть роль фундамента, на котором можно было бы разработать единое универсальное определение, приемлемое для всех сторон. MPR в комплексе маркетинга По мнению Харриса, MPR — это часть комплекса маркетинга, которая вносит дополнительный вклад в рекламные кампании. MPR не может быть заменен рекламой, но он может способствовать большей эффективности рекламной деятельности. В большинстве случаев MPR запускается совместно с рекламной и маркетинговой кампаниями. MPR также дополняет прочие маркетинговые усилия, но при этом служит уникальной и особой цели, зачастую добавляя продукту, услуге или всей компании большую убедительность, информационную освещенность и придавая им большую привлекательность в качестве объекта новостного освещения. В частности, в некоторых случаях одной из задач MPR может быть укрепление доверия к продукту и позиционирование его производителя не только как достойного представителя бизнеса, но и как компанию, которая особенно заботится о людях — использует все свои ресурсы и ноу-хау для улучшения жизни людей (Gage, 1981). В 1991 г. Китчен и Проктор (Proctor) провели исследование британских компаний, специализирующихся на производстве потребительских товаров постоянного спроса (fast moving consumer goods — FMCGs), на предмет их мнения о «важности PR». Наиболее важным результатом этого исследования стало выявление факта интеграции MPR с другими более общепринятыми элементами средств коммуникаций. Из четырех опрошенных компаний все ответили, что использование MPR помогает в достижении маркетинговых целей, хотя отмечалась некоторая неоднозначность в вопросе наличия достоверных показателей вклада MPR. Гамм (Gumm, 1978) в своей статье «PR — первостепенный элемент маркетинговой программы Beech-Nut Food» утверждает: «MPR может зарекомендовать себя как ценное дополнение к комплексу маркетинговых инструментов». В 1993 г. Китчен также заявляет: В последнее время реклама, продвижение продаж и личные прямые продажи претерпевают трудности в области рентабельного достижения коммуникационных целей... возникновение и применение MPR в комплексе с другими коммуникационными инструментами может сыграть важную вспомогательную роль в бизнесе организации, столкнувшейся с более сверхдинамичной конкурентной средой. По-видимому по мере снижения действенности рекламы в результате роста затрат, хаоса и снижения восприимчивости аудитории, по мере сосредоточения критики на уровне продвижения продаж с точки зрения эффекта сбыта и прибыли, а также по мере сокращения численности персонала по сбыту вследствие концентрации в сфере розничной торговли и увеличения объема продаж по основным счетам, компании могут (и принуждены) рассматривать MPR в одном ряду с другими инструментами продвижения (Kitchen, 1993). По мнению Кушмана (Cushman, 1988), основным логическим обоснованием для возникновения и развития MPR является их способность вызывать доверие и влиять на эффективность издержек. Для PR способность вызывать доверие может достигаться одним путем: используя в качестве источников информации и средств ее распространения представителей третьих незаинтересованных сторон и оставляя за собой только ответственность перед потребителем и торговую мотивацию по повышению уровня реализации (Gage, 1981). Эффективность издержек представляется достижимой задачей, поскольку деньги не используются непосредственно на рекламу или оплату услуг рекламных агентств; предлагаются различные механизмы и способы измерения вклада PR по отношению к такой же величине расходов на рекламу в СМИ (Merims, 1972; Kotler, 1982). Приведенные примеры иллюстрируют возможность использования MPR в интересах достижения рекламных целей или отдель- но, или в сочетании с другими инструментами комплекса коммуникаций. По существу некоторые компании уже используют PR применительно к маркетингу, в основном работая совместно или параллельно с наиболее опытными PR-агентствами. Основное рациональное зерно, которое мы можем извлечь из этого факта: MPR в некоторых компаниях функционирует совместно или в качестве дополнения к другим элементам комплекса коммуникационных инструментов. Следует заметить также достаточно частое взаимодействие с влиятельным «родственником» MPR — корпоративным PR (CPR). Обзор специальной литературы показывает, что новое понятие MPR рассматривается в ней или как часть CPR или как независимый подход к более широкой области PR, в частности, как один из видов маркетинговой деятельности, имеющий вспомогательный характер. Эта неоднозначность во мнениях предполагает, что определить MPR достаточно трудно, как и трудно дать определенный ответ на вопрос об их праве на существование. MPR — отдельная дисциплина? Харрис (1993) утверждает, что термин MPR используется для отмежевания сферы его деятельности от более обширной сферы деятельности PR. Однако это мнение, как нам кажется, предполагает возможность дальнейшего отделение PR, поддерживающего маркетинг, от прочих видов деятельности в пределах PR, определяющего взаимоотношения корпорации с ее неклиентскими группами общественности. Функция CPR вполне может сохранить свой статус корпоративной управленческой функции, в то время как MPR может превратиться в функцию, управляемую маркетингом. В рамках этой схемы миссия CPR может заключаться в поддержании корпоративных задач, а миссия MPR — в поддержании маркетинговых задач. Практики MPR могут стать сотрудниками маркетинга, и продолжением их карьеры может стать руководство маркетингом. Специалисты же CPR сохранят подотчетность высшему руководству корпорации. Харрис также признает необходимость установления тесного сотрудничества между CPR и MPR не только вследствие аналогичности их умений и навыков, но и необходимости интегрирования задач маркетинга с корпоративными задачами. Например, поддержание взаимоотношений с властными структурами всех уровней может помочь оказать влияние на деловую среду, в которой компания осуществляет маркетинг своей продукции, так же, как и на общественное положение компании в контексте существующих и возникающих проблем, которые влияют на мнение о компании ее общественных групп или клиентуры. В настоящее время необходимость сотрудничества CPR и MPR представляется жизненно важной, и его значение может еще возрасти. Несомненно, с обеих сторон потребуются и вклад, и уступки. PR мог бы отказаться от своих интеллектуальных претензий и пренебрежения по отношению к маркетинговой функции, а представители маркетинга могли бы больше признавать влияние социальной, политической и экономической среды на потребителей и лиц, формирующих общественное мнение. Этого невозможно достигнуть, если PR и маркетинг будут оставаться соперниками. Харрис считает странным, что многие практики и теоретики PR отклоняют это мнение и рассматривают его как попытку профессионалов маркетинга «ограбить» PR, отнять у него важную часть функций и поставить их под контроль маркетинга. Тогда как очевидность все возрастающей важности роли PR в поддержке маркетинговых планов несомненна, логика любых попыток расчленить функцию PR может вызвать большие сомнения. Несмотря на очевидность движения в сторону более тесной интеграции корпоративных и маркетинговых посланий и вытекающей отсюда необходимости более плотного сотрудничества между практиками PR и маркетинга, сама по себе эта тенденция не подкрепляет аргумента в пользу дальнейшего разделения функции PR, поддерживаемого Харрисом. Подобное разделение ответственности могло бы породить дальнейшие непонимание и возможные конфликты между посланиями, адресованным различным группам акционеров организации, не приносящими обязательных зримых коммуникационных преимуществ. Однако Катлип (1985) признает, что «на практике PR-специалисты много раз привлекались для оказания помощи маркетинговым усилиям путем написания специальных историй для завоевания паблисити и обеспечения информационной освещенности новых видов продукции», но он полагает, что поскольку некоторые отождествляют паблисити с PR, паблисити продукта может стать источником путаницы между функциями маркетинга и PR. Это мнение, считает Харрис, не может отразить необходимое различие между MPR и CPR. Оно, в частности, приписывает PR ограниченную роль в подготовке пресс-релизов о новой продукции и в то же время не признает все возрастающую роль MPR в удержании рынков зрелых продуктов и завоевании доверия потребителей к компании и ее продукции через спонсорство и участие в обществен-
ных мероприятиях и начинаниях, которые привлекают внимание потребителей, продавцов и тех, кто оказывает влияние на рынок. Несмотря на разнообразие мнений по поводу «законности» MPR, очевидно, что эта концепция имеет широкий спектр применения, из которого многие могут извлечь пользу, что оправдывает вклад MPR в успешное применение организацией инструментов продвижения. Использование маркетингового PR Обсудим различные способы использования MPR на примере ряда ситуационных историй, в которых эффективный MPR позволил организации достигнуть своих корпоративных целей. Сначала мы обсудим использование MPR для представления на рынок новой продукции. По мнению Харриса, MPR можно эффективно использовать на протяжении всего жизненного цикла продукта, но больше всего известны случаи прошлого и нынешнего применения MPR для представления новой продукции. Ситуационный пример: MPR представляет новый вид продукции — бытовую электротехнику В 1980-е годы MPR сыграл основную роль в введении на рынок бытовых электротехнических приборов. Всемирно известный успешный опыт MPR — аудиоплеер Sony Walkman. Этот продукт был представлен как высокоэффективный легко транспортируемый мощный высококачественный звуковоспроизводящий индивидуальный развлекательный прибор. Сначала компания Sony вызвала всеобщий интерес, раздав Walkman ведущим японским музыкантам, идолам тинейджеров и редакторам журналов. В США название Walkman по времени удачно совпало с массовым бумом оздоровительного бега, прогулок, бега трусцой, для которых индивидуальный аудиоплеер стал непременным развлекательным атрибутом. В результате массовое паблисити этого продукта быстро распространилось по всему миру, и продукт завоевал бешеный успех даже несмотря на примененную при ценообразовании стратегию «снятия сливок» (Harris, 1993). Использование ориентированных на маркетинг PR, или MPR, внесло эффективный вклад в продвижение нового продукта на относительно знакомом или незнакомом рынке. Роль MPR в представлении новых продуктов повсеместно признается профессионалами маркетинга, и MPR почти всегда составляет неотъемлемую часть совокупных усилий по представлению на рынок нового продукта. Как уже отмечалось, компании используют концепцию MPR в различных ситуациях, тем самым признавая их выгодность. На рис. 14.10 в обобщенной форме представлены ситуационные примеры, иллюстрирующие многоцелевое использование MPR и дальнейшие выгоды, которые организации могут извлечь из его использования.
Познавательные статьи:
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.013 с.) |