Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правительство и деятельность по лоббированиюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кевин Молони (Kevin Moloney) Цели главы показать политическую основу лоббирования раскрыть теоретические аспекты, лежащие в основе лоббирования описать и проанализировать работу с правительственными структурами и лоббирование с точки зрения политики и PR показать примеры PR-практики с немаркетинговой точки зрения показать место лоббирования в сфере PR и в обществе на примере Великобритании • обеспечить понимание основных элементов лоббирования и измерения его (потенциальной) эффективности с точки зрения последствий Поясняющий пример: Железнодорожное сообщение и тоннель под проливом Ла-Манш Один из примеров лоббирования — проект строительства новой железнодорожной ветки, связывающей Великобританию с континентом — тоннель под Ла-Маншем. Муниципальные власти Восточного Лондона и производитель цемента, компания Blue Circle, владелец отчуждаемых земель в графстве Кент, изо всех сил лоббировали членов правительства, пытаясь повлиять на их выбор в определении маршрута железнодорожной ветки. В этой борьбе за достижение благоприятного для этих групп решения выигрышей было множество: и создание новых рабочих мест, и привлечение фирм для размещения в данных районах, и подряд на строительство железнодорожной станции и/или промышленного парка, и работы по строительству железнодорожной ветки. Как видно, успешное лоббирование приносит множество важнейших выгод. Введение «Правительство» и «лоббирование» — это два термина, которые часто используются вместе, когда речь идет о текущих событиях. Для PR-специалистов следующим шагом в этой логической цепочке обычно являются выражения «правительственные отно- Правительство и деятельность по лоббированию шения», «корпоративные события», «корпоративные коммуникации», «общественные мероприятия». Цель этой главы — описание и анализ взаимоотношений между правительством и лоббированием под таким углом зрения, чтобы они стали понятны с позиций как политики, так и PR. Этот анализ призван обеспечить углубленный взгляд на важный сегмент PR: на ту его часть, которая напрямую не связана с рынком и которую часто обозначают этими терминами и составной частью которой является лоббирование. В конце главы читатели смогут на практике убедиться, какое место занимает лоббирование в британском обществе и как оно соотносится с PR, и понять основные элементы лоббирования. Какие же проблемы являются объектом лоббирования правительства лоббистами и какие процессы при этом действуют? Спектр лоббируемых спорных вопросов, несомненно, очень широк, потому что лоббисты вступают в действие, когда организация, которую они представляют, полагает, что ее интересы могут быть расширены и наоборот сужены неким ожидаемым законодательным актом или постановлением или пробелом в их значении, который можно использовать в своих интересах. Мол они (Moloney, 1994) составил целый список всевозможных лоббируемых интересов, которые в наибольшей степени характерны для Великобритании. В их число, например, входят такие интересы частных групп, как развитие сети супермаркетов в городах или за пределами городской черты, правила строительства, регламентирующие стандарты стали и бетона, различные европейские рабочие комитеты, Национальная лотерея Великобритании, строительство региональных аэропортов, цены на парфюмерию и даже упаковка. Причем список Молони ограничивается лоббируемыми интересами только в бизнесе и не включает лоббирование в социальной сфере, в деятельности профессиональных и самодеятельных организаций. Все объекты лоббирования имеют некоторые черты сходства. Они связаны с организациями (или группами, как мы будем называть их далее); они подвержены влиянию внутренней политики; они воспринимаются либо как потенциальные возможности или как возможная угроза для данной группы; подобные организации полагают, что правительство может расширить возможности или способствовать снижению угрозы. В основе этой уверенности лежит убеждение, что на властные структуры можно оказать воздействие, чтобы заставить их принимать решения, выгодные для определенных групп. В этой главе мы стремимся найти ответы на вопросы, относящиеся к местонахождению «ментальной карты», положению дискурсивной модели и обеспечению теоретической основы для изучения политических связей и PR, которые могут обеспечить полезное объяснение сущности лоббирования. Затем мы предложим определение лоббирования, поясним, что входит в это понятие и на кого возлагаются обязанности по выполнению этой функции. Далее разъясним взаимоотношения между лоббированием и PR и его воспринимаемой эффективностью (с точки зрения автора главы это специализированный вид деятельности в пределах более широкой дисциплины — паблик рилейшнз). Завершит главу ее обзор и обстоятельный ситуационный пример, иллюстрирующий переход компании British Gas из государственного сектора экономики в частный сектор. Конкурирующие политические точки зрения В первом приближении лоббирование можно определить как использование группами людей, которые напрямую не связаны с политическим процессом, механизма убеждения для изменения государственной политики в пользу какой-либо организации. Это определение нуждается в небольшом экскурсе для уточнения его смысла. Во-первых, оно определяет лоббирование как коллективные действия, которые направлены на достижение общей цели, например, строительство дополнительного терминала в аэропорту. Определение исключает из понятия лоббирования деятельность индивидуума (или его/ее лоббиста, если он нанят как таковой), направленную на убеждение властных структур выработать политический курс, благоприятный персонально для этого индивидуума. Примером может служить финансист сэр Джеймс Голдсмит (James Goldsmith), который хотел, чтобы Европейский Союз принял политику протекционизма в торговле. Мы могли бы сказать (например, в беседе), что он лоббирует в пользу Брюсселя. Однако эта попытка использовать механизм убеждения сэром Джеймсом исключается из понятия лоббирования, поскольку он старается для себя. Другим примером исключения может стать баронесса Тэтчер, которая лоббировала премьер-министра Джона Мейджера (John Major) в пользу снижения расходов по программе общественного благосостояния. Лоббирование, как оно определено в профессиональной литературе и как оно осуществляется на практике, относится к группам, к тому, чего они могут хотеть, и, если то,
чего они хотят, находится под контролем одной из структур государственной власти, то к тому, каким образом они будут убеждать представителей госструктур принять их точку зрения. Во-вторых, вышеприведенное определение лоббирования чрезвычайно широко трактует группы. В их число входят — если взять за источник примеров Великобританию — ICI, Гринпис (Greenpeace), Англиканская церковь (Church of England), Британский конгресс тред-юнионов (Trades Union Congress), Outrage (кампания за предоставление равных прав гомосексуалистам). Таким образом, лоббирование осуществляется всеми типами юридических лиц, во всех секторах общественной жизни, группами любого масштаба и репутации. В данной главе термин «группа» мы будем использовать для организации, которая вызывает действие процесса лоббирования. В это понятие включаются всевозможные группы давления и группы, объединенные общим интересом или действующие в интересах определенных кругов, заставляющие группы и секторные группы. Это понятие распространяется также на частные компании и бюджетные организации, такие, как школы, университеты, доверительные госпитальные трасты (hospital trasts). Иногда как синоним используется термин «организация». Практически невозможно отделить лоббирование от политики: например, выражение «ICI осуществляет лоббирование» — это семантическое сокращение более длинного выражения «ICI лоббирует правительство». Группы оперируют в общественной жизни в противовес частной жизни, и правительство (государство) оказывает влияние на общественную жизнь. Это совсем не подразумевает, что государство «контролирует» общественную жизнь или играет в ней лишь незначительную роль. Любое из этих условий могло бы иметь эмпирическое значение для любого конкретного правительства: они скорее доказывают, что в условиях современной экономики свободного рынка конца двадцатого столетия государство не может не принимать некоторого участия в общественной стороне нашей жизни. Ниже приводятся примеры, иллюстрирующие системную природу участия государства. Консервативное правительство Великобритании объявило, что оно намеревается сократить «бюрократизм» (т.е. регулирование), влияющий на бизнес. Но это сокращение не может означать отсутствие всякого государственного регулирования в области международных договоров, и участие Великобритании в Европейском Союзе накладывает определенные ограничения на британское самоволие (в слу- чае неприемлемых решений), что бы ни заявляло и чего бы ни желало при этом британское правительство. И именно по этой причине ICI лоббирует Лондон и Брюссель по поводу выбросов из своих труб, поскольку объем и качество налагаемых извне мер контроля существенно добавляют или отнимают от затрат. Государство может объявить (в должном порядке), что сексуальные пристрастия граждан — это вопрос их личного выбора, но оно не может игнорировать последствия такого личного выбора для общества. Эти последствия могут включать вопросы общественных вкусов и пристойности, дискриминацию при приеме на работу или по стилю жизни или проблему безопасности и прав сексуальных меньшинств. Общественное мнение может оказывать давление на правительство, заставляя его принимать меры законодательного регулирования всех или ряда этих вопросов и устанавливать границы частного выбора. Вот пример на местном уровне. Теннисный клуб Западного Саутборна за 50 лет ни разу не обратился в канцелярию местного члена парламента. Но эта сдержанность моментально испарится, если местные власти запретят парковку на улицах, прилежащих к кортам теннисного клуба. Группы стремятся к достижению целей, которые объединяют их участников, например, это может быть повышение прибыли, способствование общественному благу, например, бесплатному медицинскому обслуживанию, или продвижение какого-либо судебного иска, создание курортной зоны, исправление того, что может быть сочтено неправильным. В нашем обществе правительственные структуры — над-национальные, национальные, региональные и местные — могут способствовать или тормозить достижение этих целей и в некоторых случаях они вмешиваются для создания соответствующего государственного органа для достижения данной цели, например, создания Национальной службы здравоохранения. В зависимости от объединяющей их цели группы могут обладать разной степенью влиятельности и могущества: ICI, например, создает значительный объем материальных благ и обеспечивает множество рабочих мест в Великобритании; местный или региональный теннисный клуб может способствовать не только поддержанию хорошей физической формы служащих, матерей, пенсионеров, но и восстановлению физических сил. Группы осуществляют лоббирование, чтобы гарантировать как минимум нейтральность государства по отношению к их целям, а в лучшем случае — поддержку их. Это определение лоббирова- ния может рассматриваться как описание того, что начинающие политики называют плюрализмом применительно к PR. Эта политическая точка зрения (и различные вытекающие из нее варианты) и является преобладающей парадигмой для объяснения американской и британской политики с начала 1960-х годов. Возможности, заключенные в этой парадигме, — марксистские и кор-поративистские объяснения, и взаимоотношения всех трех точек зрения на выработку политической линии приведены в работе Смита (Smith, 1993). В ней также можно найти их слабые стороны и преимущества с точки зрения описания взаимоотношений и взаимодействий между группой и властными структурами. Труман (Truman, 1951) и Даль (Dahl, 1961) — два американских автора, разработавших фундаментальные черты классического плюрализма власти, широко рассеянной в обществе среди групп, которые изначально имеют неравные статус и ресурсы. Причем Даль подытожил фундаментальный вопрос (интригуя как тех, кто формирует государственную политику, так и лоббистов), который он исследовал, в первом же предложении своей в высшей степени интересной книге «Кто управляет» (Who Governs). Он писал, что «в рамках политической системы, в которой практически все взрослые граждане имеют право голоса, но в котором знания, богатство, социальное положение, доступ к официальным лицам и прочие ресурсы распределены неравномерно, кто же фактически управляет?» Джоунс (Jones, 1991) утверждает плюралистический взгляд, что правительство — «это в большей или меньшей степени рефери» между различными группами. Лоббисты должны поневоле сталкиваться с этим вопросом, когда они берутся оказать влияние на представителей правительственного аппарата, действуя в пользу интересов какой-либо группы. Им требуется «доступ» к тем, кто облечен полномочиями принимать решения, кто может решить вопрос в их пользу или выступить против их интересов, и кто (например, в Великобритании) являются министрами, высшими должностными лицами, специальными советниками при министрах, членами парламента. Нортон и Грэнтем (Norton and Grantham, 1986) концептуализировали понятие «доступ» как нити, соединяющие правительство и интересы, существующие в обществе. Они утверждают, что результатом такого соединения является более благоприятная государственная политика, поскольку нити работают в обоих направлениях, правительство имеет представление о том, как на практике «работает» политика, а группы оказывают влияние на политику. 9 Кйтчен Ф Плюрализм в огромной степени повлиял на состояние PR в США и Великобритании. Большинство американских учебников (вольно или невольно) впитали его идеи о том, что лоббирование (часть PR, касающаяся общественных событий) — гарант плюрализма. Представителями плюралистской школы в США являются такие известные ученые, как Бэскин и Аронофф (Baskin and Aronoff, 1988), Крэбл и Виббер (Crable and Vibbert, 1986), Катлип и др. (Cutlip et al, 1985), Грюниг (Grunig, 1989), Лесли (Lesley, 1991), Пирсон (Pearson, 1992); в Великобритании подобные взгляды разделяет Уайт (White and Lazur, 1994), наиболее влиятельный специалист в области PR. Линдблом (Lindblom, 1977) разработал неошпоралистский вариант классического плюрализма, утверждающий что среди всех общественных групп наиболее влиятельными в либеральной рыночной экономике являются представители бизнеса, и они пользуются привилегиями у правительственных структур по сравнению со всеми прочими интересами. Это вполне приемлемое с точки зрения лоббистов Великобритании развитие теории, поскольку именно в этой стране основной объем лоббирования со стороны PR-специалистов осуществляется в пользу и от имени деловых интересов. Более ранние исследователи плюрализма допускали, что не все группы в среде свободной рыночной экономики одинаково влиятельны и не все обладают неравным могуществом, и по этой причине неравными возможностями «доступа» к правительственным структурам, но они не заходили настолько далеко, чтобы безошибочно определить наиболее могущественные группы. Линдблом утверждает, что выбранное правительство в условиях рыночной экономики нуждается в экономическом процветании, чтобы завоевать победу на выборах, что бизнес является основным генератором процветания и что по этой причине правительство должно удовлетворить многие потребности бизнес-групп для развития процветания среди электората. Это обеспечивает бизнес-группам то, что получило название структурной власти — власти, которая вытекает непосредственно из фундаментальных сторон общества, в данном случае — из способности капитала создавать рынки и удовлетворять их потребности и управлять ресурсами. Линдблом далее отмечает (1977), что группы «остаются чрезвычайно неравными с точки зрения богатства... некоторые из них могут привлечь поддерживающую организацию; некоторые могут воспользоваться услугами консультантов по PR, приобрести вре- I
мя вещания на телевидении или радио, место на страницах периодической печати или на других общественных трибунах, а другие — не могут». В целом же он предлагает объяснение причин, по которым бизнес является основным лоббистом правительства во всех либеральных западных экономиках, а также причин, по которым относительно новый тип лоббистов — те, кого, как правило, привлекают (нанимают) к осуществлению лоббирования и кого называют коммерческими лоббистами, в наибольшей степени используются представителями бизнеса. Линдблом далее приводит обоснование того, что не связанные с бизнесом и направленные против бизнеса группы, как правило, не так хорошо обеспечены возможностями для лоббирования, как бизнес, и почему существует тенденция к неполному удовлетворению интересов этих групп властными структурами. Основные интересы, которые наиболее часто лоббируются в процессе взаимодействий групп и правительственных структур в ходе формирования политики, исследованы Грантом (Grant, 1995). В частности, он подверг пересмотру ставшее традиционным разделение на группы инсайдеров и аутсайдеров (различие состоит в большей или меньшей возможности доступа к тем, кто принимает решения в области политики правительства) и влияние этого различия на все виды лоббирования, осуществляемого группами, а также последствия этого. Примерами являются Институт директоров1 и профсоюз транспортных рабочих и рабочих общего профиля. Другие примеры — владельцы земли и фермеры, которые являются гораздо более влиятельными группами, чем можно предположить исходя из их численности. Правительство, как правило, прислушивается к начальникам полиции, когда они выступают единой группой. В противоположность этим группам безработные или потребители вследствие своей многочисленности и рассеянности по всей территории страны испытывают большие трудности при объединении в группу с целью лоббирования в качестве единого блока. Чернокожие, объединенные в группы, часто толкуют о том, что их исключили из процесса выработки политического курса по причине расизма, а 1 Институт директоров — основанная в 1903 г и получившая Королевскую грамоту неполитическая организация, членом которой может стать любой директор британской компании, ее цель — содействовать свободному предпринимательству и помогать своим членам сохранять лидирующую роль в промышленности и торговле (Прим перев) группы, выступающие за равноправие женщин, обвиняют правительственные структуры в антифеминизме или дискриминации по половому признаку. Линдблом исследует эту проблему асимметричного доступа к властным структурам. Такая асимметричность доступа в высшие эшелоны власти критически важна для лоббистов, потому что это основная детерминанта их шанса на успех: «группы аутсайдеров» обычно не добиваются принятия благоприятных для себя решений в правительстве. Вышеуказанное различие также является первым шагом к критике лоббирования, которая берет начало в марксистском взгляде на деятельность групп в либеральной рыночной среде. Смит (Smith, 1981) утверждал, что PR — это часть «сознательной индустрии», создающей уступки монополистическому капитализму. Гэнди (Gandy, 1982) разработал точную теорию, объясняющую, каким образом достигается эта уступка — концепцию информационной субсидии (information subsidy) — и она втягивает PR-специалистов. Согласно этой теории конечными «внутренними» группами в условиях либерального капиталистического общества являются ведущие бизнесмены, которые делают информацию, благоприятную для их интересов, свободной и легко доступной таким образом, который не требует исследований, затрат энергии и времени со стороны тех, кто ее запрашивает. Это и есть «информационная субсидия», оплаченная деловыми интересами, и «именно современная PR-организация играет центральную роль в формировании и использовании усилий в рамках информационной субсидии основных политических факторов» (Gandy, 1982). Для таких ученых, как Смит и Гэнди, паблик рилейшнз и лоббирование — это технологии, которые поддерживают мощные группы в их положении доминирования над прочими интересами в либеральном капиталистическом обществе. В отличие от них классические плюралисты предполагают, что существует конкуренция между интересами в обществе и что интересы бизнес-групп могут не всегда преобладать. В качестве аргумента эти авторы указывают, в частности, на успех, достигнутый Гринпис в июне 1995 г., когда эта общественная природоохранная организация остановила мощную транснациональную нефтяную корпорацию Shell, запланировавшую глубоководное затопление нефтяной платформы Brent Spar в Северной Атлантике. Это и есть пример исхода конкуренции с непредсказуемым результатом между двумя группами. Промежуточные позиции между двумя направлениями занимают неоплюралисты: они утверждают, что интересы бизнеса имеют привилегии, но оспоримые, иными словами, интересы бизнеса не всегда и не обязательно находят путь во властные структуры. Все авторы определяют место лоббирования в процессе формирования общественной политики. Плюралисты в разной степени приветствуют это, а неомарксисты — предают анафеме лоббирование, считая его частью аппарата капиталистического доминирования. Но есть также один автор, который вовсе не отводит никакого места лоббированию в либеральном капиталистическом обществе и исключает его по соображениям морали. Американс-|кий ученый Оласки (Olasky, 1987) объявил, что он обращался как |к политическим консерваторам, так и к либералам, когда писал, 1что контакты между правительством и бизнесом вредны для предпринимательства, конкуренции и политических свобод. Контакты, будь то лоббирование или PR, негативны, и он назвал их «корпоративным коллаборационизмом». Лоббирование: практика PR-специализации До сих пор мы определяли лоббирование в широком смысле — как действия, направленные на убеждение представителей правительственных структур, принимающих решения. Это определение было адекватным, когда аргументы сводились к группам и их потребностям как причинной движущей силе лоббирования. Это i можно описать как экскурс на макроуровень политической перс-тективы, сфокусированный на основном феномене либерального шиталистического общества — организованных интересах, и это 1 конкурентый взгляд на оценку лоббирования с точки зрения толитических ценностей и убеждений. Теперь мы переключим внимание на изучение лоббирования i практическом уровне — на уровне практики PR-деятельности — 1, надеюсь, на более приемлемое определение лоббирования. Научная литература предлагает широкий выбор определений лоббирования, и на этом практическом уровне следует начать с рассмотрения точки зрения лоббиста. Чарльз Миллер (Charles Miller) на выступлении в комитете по интересам участников палаты общин британского парламента сказал, что лоббирование — «это деятельность по консультированию организаций по вопросам понимания, мониторинга и работы с системой государственной власти». Это официальное определение; определение, приведенное в Правительственном сборнике (The Government Report) и составленное лоббирующей организацией, подчеркивает, что «вы должны рассматривать лоббирование как сражение». Грэнтем и Сеймур-Юр (Grantham and Seymour-Ure, 1990) также заметили этот элемент противоречия. Хорошо информированные и благожелательные высшие государственные чиновники, министры и члены парламента являются объектами устремлений лоббистов, которые, однако, не стремятся получить пассивную поддержку. Членов парламента обычно поощряют выносить на обсуждение вопросы и вносить, если это приемлемо, изменения и дополнения к биллям, продвигать конкретное дело путем организации дебатов и встреч и согласований с соответствующими министрами. Определение Миллера (1987), однако, следует запомнить, поскольку оно имеет большую ценность, а именно: определяет лоббирование как серию отдельных, но связанных между собой актов. Два других лоббиста предложили определение похожего содержания. Веджвуд (Wedgewood, 1987) заявил, что его работа заключалась как в сборе информации (разделенном на стадии мониторинга, толкования и исследований), так и в исполнении практических ролей (планирование, пассивное представительство и активное представительство). Смит (1992) утверждает, что лоббирование — это комбинация коммуникаций и давления, при этом каждое конкретное лобби представляет собой разнообразный по составу набор средств. В данной главе мы позаимствуем определения у вышеназванных авторов и дадим определение практики лоббирования как мониторинга процесса формирования общественной политики с точки зрения частного интереса какой-либо группы; формулировки соответствующего интересу требования; донесения его до законодателей и государственных деятелей, принимающих решения; достижения их одобрения и поддержки (приватным образом и с использованием разной степени давления) в виде закрепления в принимаемых нормативных законодательных актах, постановлениях решений, благоприятных для частного интереса группы. Лоббирование — составная часть PR-практики, поскольку эта основанная на коммуникациях деятельность сосредоточена на группе (или организации, как говорят в менеджменте) и стремится к убеждению и переговорам (по вопросам возможностей и/или угроз) с теми из посредников, кто связан со структурами государственной власти. На практике лоббирование осуществляется в основном индивидами двух категорий: собственными лоббистами организации, которые специально нанимаются группой, и при-
влеченными лоббистами, с которыми заключается контракт на решение определенных задач, как правило, на ограниченный период времени. Хейнц (Heinz et al., 1993) подсчитал, что на каждого привлеченного лоббиста в Вашингтоне, округ Колумбия, США, имелось четыре лоббиста, состоящих на постоянной службе в каких-либо компаниях. Вполне вероятно, что соответствующие пропорции между привлеченными на случай и постоянно работающими лоббистами применимы и к Лондону, где находится подавляющая часть британских лоббистов. Молони (1994) приводит данные, показывающие, что в 1993—1994 гг. в промышленности около 25 млн ф. ст. были потрачены на оплату услуг лоббистов. Лоббисты, постоянно представляющие интересы компании, обычно состоят в штате и наиболее часто называются менеджерами по корпоративным коммуникациям или общественным событиям, и находятся в служебных отношениях со своими представительными советами в отличие от равноправных отношений, которые имеют привлекаемые лоббисты. Те, кому подотчетны лоббисты, штатные или привлеченные, называются их доверителями (principals). Чем фактически занимаются лоббисты? Одно из достоинств приведенного выше определения лоббирования — предоставляемая им возможность рассмотреть лоббирование изнутри как целый спектр различных видов деятельности, которые могут быть сгруппированы или разгруппированы в шаблоны, наилучшим образом подходящие для достижения поставленных целей или задач. Например, в период приватизации в Великобритании системы обеспечения и распределения электроэнергии французская компания Electricite de France привлекла лондонского лоббиста для негласного мониторинга и составления текущих отчетов о ходе развития событий. В то же время другая лоббирующая компания готовила для Shopping Hours Reform Council (Совета по реформированию часов работы торгующих заведений) проект стратегического документа об оживлении теряющей силу кампании воскресного открытия супермаркетов и обеспечения общественной поддержки в условиях мощной противодействующей кампании и составляла списки членов парламента по трем категориям: нейтральные, поддерживающие и враждебные. Смит в своей работе описывает политиков и высших государственных чиновников как активных конкурирующих деятелей в сфере выработки политических решений со своими собственными частны- ми интересами и отмечает, что лоббистам следует принимать во внимание это переплетение конкурирующих интересов. Подобное разнообразие видов деятельности в сфере лоббирования вытекает напрямую из самой природы практической среды, в которую оказываются погруженными группы, предпринимающие оценку возможностей и опасностей. Что касается Великобритании, Западной Европы и Северной Америки, то здесь лоббисты действуют в относительно открытой системе рынков и идей, в рамках которой множественные разнонаправленные усилия многих облеченных правом принимать решения оказывают влияние на результирующие законодательные и нормативные решения. На практическую среду каждой группы оказывают влияние многочисленные материальные и идеологические конкуренты. Все эти факторы вместе взятые создают то, что Линдблом (1977) удачно назвал «многовластием» (polyarchy), в котором политика (в частности, процесс формирования политических решений) представляется как процесс, достаточно доступный для влияния множества частных интересов, но осуществляемый участниками, имеющими разную степень влиятельности. Таким образом, основное требование для групп лоббистов заключается в том, что для достижения своих целей им необходимо принять особый подход к лоббированию, основанный на непредвиденности, в рамках которого они должны быть готовы в любой момент использовать любую тактику, соблюдая закон и правовые нормы, или комбинацию нескольких тактик, или составить альянс с любыми другими группами и ответственными, облеченными властью деятелями. Именно таким образом лоббисты выбирают из своего арсенала подходящую технологию и превращают ее в то, что, как они полагают, принесет успех кампании. Необходимость мониторинга (разведки) событий и реагирования (контратака) на них поистине огромна. И поэтому не случайно в официальном отчете правительства — The Government Report (Public Policy Consultants, 1987) при описании лоббирования использованы военные аналогии. Молони (1994) утверждает, что задачи, выполняемые лоббистами, можно сгруппировать в четыре основных направления. Рассмотрим каждое из этих направлений подробно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.168 (0.021 с.) |