Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обеспечение доступа к тем, кто формирует политику — законодателямСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обязательное условие лоббирования — наличие контакта с теми, кто уполномочен формировать решения в области государственной политики. Именно поэтому развлекательные мероприятия имеют такое большое значение для лоббистов: это неформальное средство увеличить их контакты с высшими государственными чиновниками, министрами, специальными советниками и членами парламента. Эти контакты — своего рода профессиональный капитал лоббиста, он должен иметь все основания заявить своему доверителю: «Я могу обеспечить вам прямой контакт с официальным лицом». Кроме того, развлекательные мероприятия предоставляют лоббистам возможность представить своих доверителей официальным лицам, а также расширить свой профессиональный капитал (знания о политической среде), что особенно ценно для некоторых лоббистов, представляющихся как эксперты в области политики (см. ниже). С точки зрения коммуникационных перспектив лоббирование может представляться как особая форма плетения сетей в политической сфере, и оценка этой деятельности может характеризоваться как точки связей между обособленными группами факторов на политической сцене. Обеспечение доступа к законодателям создает для группы, на которую работает лоббист, возможность донести до законодателя I свои пожелания. Доступ возможен в двух формах: либо личной и ] индивидуальной, когда доверитель и/или его лоббист встречаются | с законодателем (или другим влиятельным лицом), либо это неличная электронная форма обращения — телефонный звонок, телефакс или электронная почта. Если доступ обеспечен, его форма не играет никакой роли, но на оперативном уровне предпочтительнее личностные встречи. Некоторые доверители настаивают на личной встрече с министром, надеясь, что персональное представление своего дела принесет ему пользу. Лоббисты должны быть очень внимательны и осторожны к сопутствующим этому условиям, в которых их доверитель собирается представлять себя. Например, министр, у которого очень напряженный график деловых встреч и каждый день расписан по минутам, может предпочесть личной встрече простое изложение дела группы на одном листочке бумаги формата А4. Большинство «внутренних» групп, например ICI, Национальный траст, Национальный союз фермеров, не нуждаются в лоббистах для обеспечения доступа к законодателям. Учитывая огромный вклад ICI в национальное производство, председатель ICI может иметь прямую телефонную линию с премьер-министром Великобритании; и найдется немного официальных лиц в Министерстве сельского хозяйства, продовольствия и рыболовства, которые не прервали бы дневное совещание, чтобы отправиться на ланч с президентом Национального союза фермеров. Работая на такие группы, лоббисты могут быть просто составителями ежедневного расписания подобных встреч (доступа). Упоминание этих влиятельных национальных групп возвращает нас к мысли о том, что многие в правительстве сами хотели бы иметь доступ к группам по ряду проблем. Успешное формирование политики осуществляется только на основе четкого понимания области, в которой она будет «работать». Группы, действующие в данной области, могут быть источником как информации, так и мнений. Имеется множество примеров того, что в попытках найти доступ к законодателям лоббисты «ломятся в открытую дверь». В частности, эта открытая дверь является одним из последствий (благоприятных для лоббистов) хорошо изученной особенности британского политического процесса: оно высококонсультативно. Представление законодателям После того как обеспечен доступ к законодателю, что следует сказать группе или лоббисту, выступающему от ее имени, высшему государственному чиновнику? (The First Division Association, профсоюз высших государственных чиновников сообщает, что доверитель и секретарь-помощник — это те, кто наиболее часто становится «собеседниками» лоббистов). Итак, наиболее убедительное обоснованное требование группы должно быть доведено до сведения законодателя, или на профессиональном жаргоне Вестминстера и Уайтхолла «представление должно быть сделано». Молони установил, что в случае лоббирующих групп их клиенты (преимущественно крупный бизнес) лично представляют свои требования (дела), как правило, председатель правления или исполнительный директор. Эта особенность вполне соответствует предпочтениям большинства привлекаемых лоббистов, которые не желают оказываться на «линии огня» острых вопросов со стороны члена кабинета министров или государственного чиновника высокого ранга по темам, в которых лоббисты не чувствуют себя специалистами (см. ниже). Однако об этих предпочтениях приходится забывать, когда клиент оказывается слишком нервным, невнятно изъясняется или совсем не разбирается в политическом процессе. Даже если речь идет о штатных лоббистах, представлять законодателю дело все равно скорее всего будет председатель правления или назначенный директор. Этого желают и законодатели, стремящиеся говорить с теми, кто обладает властью в группе. Это заключение напоминает нам, что работа по лоббированию осу- ществляется двумя категориями людей, входящих в группы. Это те, кто осуществляет лоббирование по должности, в течение всего рабочего дня, и те, кто занимает руководящее положение в группе и в силу своих полномочий представляет дело организации могущественным игрокам процесса формирования политики. Однако в целом лоббисты — второстепенные участники этих официальных встреч: представляют стороны друг другу, делают письменные заметки, дополняют или добавляют информацию, являются источником информации и заверений. Но во второстепенной роли лоббиста имеется и одно преимущество. Многие лоббисты лично знакомы со многими членами парламента, министрами, высшими государственными чиновниками и встречаются с ними на различных неформальных мероприятиях, в клубах, на конференциях, где они могут представить дело. Нередко можно услышать, как известные лондонские лоббисты говорят, что «знают весь кабинет министров по именам» и что они могут «поднять трубку и запросто поговорить непосредственно с самыми высокопоставленными чиновниками». Один из аспектов «представления» или «доведения до сведения» законодателя стоит особого упоминания. Кто бы и кому бы ни представлял «дело», выдвигаемые в его пользу аргументы должны обладать рядом обязательных качеств. Они должны быть интеллектуальными и последовательными, они должны продемонстрировать заботу об общественном благе, а кроме того, само дело и аргументы в его пользу не должны расходиться с общим политическим курсом правительства. Другой важный момент — законодатели категорически не желают, по причинам то ли особенностей своей общественной службы, то ли обеспечения своего политического долголетия, признавать преимущества законодательно закрепленных интересов с неясными сомнительными выгодами для общества. Поскольку пока они поддерживают их и об этом всем известно, они могут стать легкой добычей критики как в прессе, так и в парламенте. Со своей стороны, лоббисты должны показать, что в соглашении министра или государственного чиновника высокого ранга на продвижение частных интересов именно этой группы в обход других содержится значительная «добавленная стоимость» усиленной общественной пользы. Тактические навыки лоббирования и заключаются в умении сочетать и согласовывать усиленные общественные интересы с удовлетворением частного интереса. Этот упор на обоснованность дела, представляемого в рамках лоббирования законодателям, значительно усиливает самоимидж, который поддерживают многие лоббисты: что они являются политическими адвокатами, действующими как юристы, но только перед высоким судом политики. Это отождествление своей роли с профессионалами высокого статуса, такими, как адвокаты, приводит к некоторым трениям между лоббистами и другими специалистами общего профиля в рамках PR. Лоббисты как политические советники Многие лоббисты — настоящие специалисты в своей области. Это профессионалы, обязательно имеющие большой опыт работы в какой-либо отрасли хозяйства. Как правило, они много лет проработали в бизнесе, торговых ассоциациях, профсоюзах или группах давления. Известная лондонская лоббистская группа Charles Braker имеет длительные связи с индустрией собачьих бегов; Министерство торговли и промышленности Великобритании консультировалось с профессиональной лоббистской группой в Сент-Элбенс, которая специализируется на упаковке. Другая лондонская группа, Market Access, имеет специализированное подразделение по вопросам транспорта, а базирующаяся одновременно в Лондоне и Брюсселе лоббистская группа специализируется на производстве различных пластиков в Европе. Некто мистер Пил-кингтон, лоббист компании, специализация которой — производство изделий из стекла, всю жизнь проработал именно в этой компании и имеет навыки специалиста в области данного производства. Более того, лоббисты ICI и британского парламента — это люди, обязательно имеющие предыдущий опыт работы в какой-либо компании, и их посты в области общественной жизни — это всегда середина или венец их профессиональной карьеры. Будучи лоббистом, обладатель этого поста имеет возможность получить обобщенное представление об организации, которую он представляет, а знания и умение разбираться в политике приходят к нему относительно легко. Кроме того, этому привилегированному посту обычно придается дополнительный престиж в рамках организационной структуры руководства: лоббист, как правило, «приставляется» для совместной работы председателю правления, управляющему или отчитывается непосредственно перед исполнительным комитетом, сформированным советом директоров. Как правило, воспитанные в организации «штатные» лоббисты обладают более тонким знанием политики, чем привлеченные специалисты по лоб-
би. Это неизбежное следствие самой сути их статуса как работников, привлекаемых на случай: они все время выполняют различные «задания» для организаций, действующих в различных областях, постоянно перемещаясь из одного сектора в другой. В основном это специалисты в вопросах особенностей и тонкостей процесса лоббирования, а также политических персоналий. Лоббисты как руководители административной группы поддержки Со стороны лоббирование воспринимается в основном как сибаритство, этакая светская жизнь, состоящая из одних развлечений и встреч с высокопоставленными мира сего на всевозможных элитных мероприятиях в центре города. Несомненно это восприятие играет прекрасную роль при «обхаживании» кандидата в лоббисты. (Один высокопоставленный государственный чиновник как-то сказал автору этих строк, что основным притягательным моментом в ланчах, устраиваемых лоббистами и для лоббистов, были специально приглашенные для обслуживания на них привлекательные молодые женщины.) Но доступ в эти политические салоны открыт только настоящим, признанным лоббистам. Подавляющая часть лоббирования представляет в основном светскую жизнь, и мало что в ее степенном течении можно ускорить. В этом смысле лоббирование немного сродни научным исследованиям, причем подготовительному этапу, когда осуществляется кропотливый сбор материала для исследований и наблюдений. При этом проталкивание чьей-либо идеи или интереса однозначно подразумевает, что заслуги и авторство этого никогда не будут признаны. В случаях, когда в такой длительной подготовительной работе нет надобности, требуется детальное администрирование встреч, конференций и публичных заявлений доверителей. Например, лоббисты должны отслеживать прохождение в (британском) парламенте биллей, официальные отчеты о заседаниях британского парламента, отчеты премьер-министра и его кабинета (отчеты из Уайтхолла), многостраничные отчеты о работе органов управления Европейского Союза из Брюсселя и Страсбурга, соответствующие документы от технических и профессиональных генераторов общественного мнения, а также все документы, с которыми их желает ознакомить доверитель. Подобный мониторинг официальных документов — это основное содержание работы лоббиста-стажера; и для многих из них, имеющих дипломы престижных вузов и степень МВА, подобная кропотливая работа не очень приятна. И тем не менее, это ежедневная реальность сотрудника, профессионально занимающегося лоббированием, и она отражает первый элемент предпочтенного нами определения лоббирования. Так, компания British Steel нанимала в свой штат лоббистов для «выполнения огромного объема ежедневной кропотливой работы» и для отдыха от «части ежедневного рабочего бремени», когда их использовали для разведки как «глаза и уши» компании на различных мероприятиях. Если лоббистов вовлекают в общественные кампании, проводимые специалистами по СМИ, то они, как правило, играют роль связующего звена и оказывают административную поддержку при проведении пресс-конференций и таких специальных мероприятий, как марши, фото-дефиле и этапные события. Итак, сколько именно подобных услуг и в каком объеме требуют доверители от своих лоббистов (привлеченных со стороны или штатных), можно выразить в количественных показателях; с концептуальной и практической точек зрения может оказаться полезным рассматривать группы как «частых» или «нечастых» потребителей лобби. Другим полезным аналитическим инструментом может стать концептуализация лоббирования как «закулисной» деятельности или «работы на авансцене» и на основе этих двух типов категоризировать лоббирование, используемое в ходе конкретной кампании. Это два идеальных типа в веберском смысле — это две концептуально чистые категории рациональных действий, и по этой причине они не персонифицированы (они достаточно абстрактны, на них не проектируется личность конкретного лоббиста), и поэтому возможно проводить сопоставления и анализ. Закулисный лоббист работает как невидимый советник: он осуществляет мониторинг документов в пассивном варианте простого реферирования, оставляя контроль за политикой в ведении доверителя; составляет рабочие документы и проекты документов для доверителей; предлагает подходящий состав генераторов идей и решений по вопросам политики; осуществляет представление официальных лиц, присутствует на конференциях и деловых встречах (но молча). Закулисный лоббист дает консультации по вопросам формирования политики и вполне доволен своей минимальной автономией по отношению к своему доверителю. В отличие от закулисного лоббист на авансцене действует как видимый консультант и активный спикер от имени представляемой группы. Такого типа лоббисты обычно являются экспертами по политическим вопросам: они осуществляют мониторинг среды деятельности группы, всегда готовы сформулировать политическую лщяю, имеют достаточную подготовку и опыт, чтобы в одиночку представлять интересы своих клиентов в ходе прямых контактов с генераторами решений, они вполне комфортно чувствуют себя\в кампаниях СМИ. Лоббисты-авансценисты стремятся к большей автономии от своих доверителей. В данном случае существует некоторая конвергенция с самоимиджем лоббиста как адвоката, илпока невозможно с полной определенностью сказать, является ли лоббист закулисным специалистом или авансценистом, практика показывает, что в основном поведение лоббистов подпадает под первый тип. Стили лоббирования Большинство британских представителей этой профессии считают лоббирование осмотрительным благоразумным полуобще-I ственным видом деятельности. По их мнению, лоббирование основывается на личных контактах с лицами, занимающими высокие посты, осуществляемых на частных встречах, о которых обычно не объявляется официально, на высокой степени свободы того, |что говорится на этих встречах, а также на строжайшей конфиденциальности происходящего на них обмена информацией и до-]стигнутых соглашений или конфликтов. Как таковое, лоббирова-|ние хорошо сочетается с хорошо наблюдаемой чертой британско-|го правительства — с тем, что Смит (Smith, 1993) и другие авторы I назвали «секретным характером британской политической куль-|туры». Это помогает объяснить наличие напряжения между некоторыми лоббистами и некоторыми PR-специалистами. Эти лоб-|бисты указывают на слово «public» (общественный) в сочетании |паблик рилейшнз, на использование в PR СМИ (один лоббист, обращаясь к автору этой главы, назвал PR «мегафонной дипломатией») и массовых демонстраций за пределами парламента, подач петиций, организаций псевдомероприятий, рекомендаций и приветствий высокопоставленных персон. С этим публичным развлечением, в которое превращается серьезное «дело», нелегко смириться тем, кто считает лоббирование частным применением убеждения и оказания давления, и этот ужас перед публичностью распространяется практически на всех лоббистов, работающих в бизнесе, во «внутренних» группах и в лондонских специализированных лоббистских группах. Интуиция подсказывает лоббистам, что подобная публичность и привлечение внимания свидетельствуют об отсутствии власти и слабости навыков убеждения и влияния, и что к их услугам следует прибегать только в интересах сохранения связей с другими груп-Гринпис и Shell в вопросе о затоплении нефтяной платформы Brent Spar — яркий пример преимуществ и недостатков того, что может быть названо «благоразумным» и «мегафонным» лоббированием. Противоречие основано на том, что три года частного лоббирования компании Shell в британском правительстве должны были создать благоприятную почву для решения о глубоководном затоплении в Северной Атлантике отработавшей свой ресурс нефтяной платформы. Но оно было практически сведено на «нет» тремя месяцами связей со СМИ и бойкотом потребителей, который инспирировала Гринпис. Из практики использования этих контрастных стилей лоббирования можно извлечь практический урок: лоббирование приводится в действие непредвиденными обстоятельствами с точки зрения тактики, а тактика должна быть построена таким образом, чтобы принести оптимальный результат, несмотря на обстоятельства, с которыми предстоит столкнуться группе. Однако другие лоббисты вполне спокойно воспринимают «ме-гафонное» лоббирование — это те, кто работает на группы аутсайдеров, на благотворительные группы и группы действий, которые обычно испытывают затруднения с доступом к генераторам решений. Радикальные природоохранные группы, такие, как Earth First и борцы за процветание животных и против экспорта «живого товара», протестуют либо против существующей государственной политики в этой области, либо против ее колебаний. Для министров и высших государственных чиновников вряд ли представит интерес консультация с представителем подобной группы оголтелых, и их лоббисты вряд ли имеют доступ к высокопоставленным персонам, максимум к члену парламента от той территории, которой непосредственно касается деятельность данной группы. Техника общественного лоббирования представляет собой приемлемую тактику для этих групп, тогда как благотворительные организации, например Age Concern, Actionaid, Friends of the earth, являются как частными, так и общественными лоббистами. Это в основном потому, что несмотря на их преимущественно «внутренний» характер, они имеют поддержку от людей по всей стране и в их глазах они желают выглядеть активистами. Дабе (Dubs, 1989)
создай всеобъемлющее руководство для общественного лоббиро-ваниящля организаций, действующих на добровольной основе. Послужной список, должности и репутация лоббистов Индивидуальность и ценность лоббиста может оцениваться по меньшей мере двумя способами: по различным постам, которые он занимал ранее, и по его репутации. Что касается первого, т.е. ранее занимаемых постов, то в литературе приводится множество свидетельств того, что видные лоббисты ранее работали в правительстве, в качестве советников членов парламента, в аппарате политических партий, были высокопоставленными государственными чиновниками или непосредственно членами парламента. Грэнтем и Сеймур-Юр (Grantham and Seymour-Ure, 1990) рассмотрели списки высшего эшелона руководства 17 крупнейших лоббистских компаний: они воспринимались как списки политиков, причастных к формированию общественной политики государства, которые внутри своего круга просто поменяли место работы. Это подтверждает, что лоббистам очень хорошо известен процесс формирования политики и знакомы ключевые политические фигуры, и именно благодаря их знаниям и контактам доверители и нанимают их для лоббирования своих интересов. Джордан и Молони (1993) также проанализировали профессиональные биографии нанятых лоббистов и тоже обратили внимание на этот их статус «внутренних игроков». Несомненно, нельзя успешно лоббировать заказные интересы без знания системы формирования политики и личного знакомства с ее основными участниками. Из этого утверждения вытекает логический вывод относительно профессии лоббиста. Если подобное положение стало бы повсеместным, это могло бы означать, что доступ к генераторам политических решений можно было осуществлять только через небольшую группу платных экспертов и что двери выборных политиков были закрыты для групп, стесненных в денежных ресурсах. Штатные лоббисты работают на должностях с названиями типа «общественные события», «правительственные связи», «корпоративные взаимоотношения», «парламентские связи». Привлекаемые со стороны лоббисты, как правило, называют себя «консультантами по общественным событиям», «специалистами по корпоративным коммуникациям», «PR-консультантами» или «советниками по политическим и нормативным вопросам». По причинам, кото- рые приводятся ниже, лишь немногие лоббисты официальн/5 называют себя «лоббистами». По сложившейся в обществе традиции лоббисты не пользуются высоким социальным престижем. Джордан (Jordan, 1991) обобщил эту проблему, приводя известный анекдот про американского лоббиста, который жаловался на свою мать, использовавшую целый шлейф различных званий, чтобы представить его своим друзьям, и при этом никогда не говорила просто: «мой сын, лоббист». Обычно лоббисты предпочитают, чтобы их не называли лоббистами. Вы никогда не найдете этого слова на их визитных карточках или в литературе о них, но в разговоре они частенько употребляют словечко «лоббирование», кратко объясняя род своей деятельности. Джордан пришел к выводу, что привлекаемые для работы лоббисты имеют «имидж капризных, но славных парней», а Олдерман (Alderman, 1983) отмечает, что лоббисты «вызывают больше неловкости, чем компания, выставляющая перед всеми интересующее ее дело». Дабе (1989) опасается, что они могут «покупать» влияние, потому что они располагают «куда более значительными ресурсами, чем социальные лоббисты», тогда как Раш (Rush, 1990) более всего обеспокоен «давлением на политиков», что под силу только могущественным группам, которые имеют достаточно финансовых ресурсов для оплаты расходов на экстренное лоббирование. Источником этих сомнений и беспокойства по поводу лоббирования является кажущееся могущество и власть некоторых групп. Эти группы, как правило, связанные с бизнесом, являются источником страхов для публики, поскольку кажется, что они стремятся добиться еще большего влияния через частные не поддающиеся контролю каналы. Это стремление к приобретению все большего влияния воспринимается обществом как направленное против него, антиобщественное или, в крайнем случае, против интересов менее влиятельных групп. В существующем сценарии неравномерного распределения власти в обществе лоббирование может рассматриваться как своеобразный громоотвод, привлекающий к себе (возможно, в некоторых случаях и справедливо) общественные страхи по поводу могущественных частных интересов, которые занимают привилегированное положение по отношению к общественным интересам. Как же могут лоббисты, сами будучи ответственными либеральными гражданами, ответить на эти обвинения? Их ответ «основывается» на двух главных пунктах. Первый заключается в том,
что лоббирование — это функциональный термин для обозначения работы, включающей право обращения с петициями к правительству и право возмещения для граждан, когда дебаты переходят уже в конституционную плоскость, превращаясь в законы. В таких условиях либералам (и демократам) было бы крайне трудно законодательно запретить лоббирование в том виде, в каком оно представлено в данной главе. Второй пункт возражения лоббистов основан на общепринятом факте наличия в обществе групп с неравными возможностями, ресурсами, статусом и доступом к правительственным кругам. Между этими двумя пунктами имеется некоторое расхождение, если принять за основу, что государство представляет обобщенные, широкомасштабные экономические интересы всего общества (как и должно быть в идеале), а не набор конкретных частных интересов. Разрешение этого противоречия лежит в обеспечении открытости сделок властных структур с влиятельными группами и их лоббистами и в подотчетности выборных политиков их электорату, а также подотчетности высших государственных чиновников за их сделки и контракты с влиятельными группами и их лоббистами. Таким образом, «лекарство» — это полная прозрачность и подотчетность правительства и других структур власти. Это своеобразная трансформация в конституционные рамки эмоционального призыва, которым заканчивается классическая работа по американским группам, объединенным общими интересами, которая впервые привлекла внимание специалистов и общества к связи PR и лоббирования. Файнер (Finer, 1966) заканчивает свою нашумевшую работу «Анонимная империя» (The Anonymous Empire) призывом: «Света, больше света!» Последствием большей открытости в работе государственных и правительственных структур станут изменения, которые значительно повлияют на лоббистов, а также и на политиков. Например, Nolan Committee on Standards in Public Life (Комитет Нолана по стандартам общественной жизни, 1995) установил открытость как один из семи основополагающих принципов общественной жизни и призвал парламент Великобритании положить конец [выполнению его членами платной работы для лоббистских групп, (имеющих многих клиентов, и затребовал более детальный публичный регистр (перечень) их внешних интересов. В июле 1995 г. Палата общин британского парламента отказалась ставить на голосование первое предложение, а также голосовать по тем частям нового более полного регистра, которые касались размеров зара-
ботка членов парламента. Ожидается, что большее количество голосов в нижней палате парламента будет получено осенью, прежде чем будет поставлен вопрос о регулировании сделок членов парламента с лоббистами. Этот пример еще раз напоминает, что лоббисты руководствуются внутренними правилами поведения и процедурами, установленными политиками, а также политической культурой Вестминстера, которая во многом испытывает влияние отношения и поведения политиков. Это означает, что любая реформа лоббирования должна осуществляться со стороны политиков, потому что лоббисты действуют в условиях политического климата и в рамках набора официальных и неформальных правил, которые не они устанавливают. Таким образом, общество имеет такой вид лоббирования, который допускают и позволяют его политики. Однако в дебатах палаты общин британского парламента имеется и более важный для нас момент. Он заключается в наличии конкурирующих между собой «посягательств» на члена парламента со стороны конкретных, иногда личных интересов и общих коллективных интересов общества. И каким же образом член парламента может оценивать и защищать общественные интересы, если он получает плату от лоббистской компании или жалование от какой-то фирмы, числясь в ней штатным членом совета директоров или консультантом? И если член парламента вынужден оказываться перед таким выбором между частными (оплаченными) и общественными интересами, то точно такой же выбор предстоит и лоббистам на персональном или профессиональном уровне. Лоббисты должны также выяснить, как интересы групп, которые они представляют, соотносятся с общественными интересами. Достигает ли лоббирование поставленных перед ним целей? Крайне трудно найти ответ на обобщенный вопрос: а достигает ли лоббирование тех целей, которые перед ним ставятся? Проведенные исследования не дают однозначного ответа, хотя бы потому, что не существует согласованной методики оценки результатов лоббирования. Трудность также заключается в том, что этот вопрос неразрывно связан с более широким вопросом: эффективны ли группы в достижении своих целей? Грант (1995) разработал типологию факторов, влияющих на эффективность группы давления в выполнении ею своих задач; эта типология может быть распространена на все категории групп. Описанные выше плюрали-
стичные сценарии предлагают неопределенные ответы: когда группы с неодинаковым влиянием втягиваются в конкурентную борьбу за преимущества с другими группами, также обладающими разными степенями влиятельности, и в ходе борьбы сталкиваются с могущественными государственными институтами, ответ на вопрос об исходе их борьбы полностью зависит от конкретных обстоятельств дела, вокруг которого идет борьба. Неоплюралисты допускают, что общие интересы бизнеса (конгломерат индивидуальных интересов) в либеральном капиталистическом обществе достигают чаще своих целей, чем, скажем, общий трудовой интерес, выраженный, например, Британским конгрессом тред-юнионов. Они также допускают, что интересы потребителей и безработных получают менее справедливое отношение к себе, чем интересы бизнеса. Кроме того, совершенно понятно, что некоторые отдельные компании получают преимущества перед другими, например, только один из трех конкурирующих консорциумов будет финансировать и строить железнодорожную ветку, соединяющую большой Лондон с тоннелем под проливом Ла-Манш. Но в целом они тоже не могут сказать ничего более того, что интересы бизнеса чаще превалируют, чем нет. К подобному нечеткому и слабому выводу в своем изучении лоббирования в США пришел Хейнц (Heinz et al., 1993). Название его работы, звучащее как «пустая сердцевина» {The Hollow Core), было сознательно выбрано для десятилетнего исследования группы, осуществляющей лоббирование в Вашингтоне. Хейнц и его соавторы установили, что «власть уравновешивается властью» и что «в любом реальном соперничестве заранее предсказать его исход весьма проблематично». Хейнц и его соратники так и не сумели выявить в центре формирования политики стабильной команды влиятельных игроков, добивающихся своих целей. Вместо этого они установили «пустую сердцевину», которая «есть нечто, противоположное власти элиты». Британский автор Ричардсон (Richardson, 1993) установил, что все возрастающая сложность взаимосвязей группа/правительственные и государственные структуры делает прогнозирование результатов каждого конкретного дела все более неопределенным. А Грант (1995) пришел к выводу, что оценка эффективности лоббирования представляет «сложность» и что следует проявлять особенную осторожность, проводя обобщения на основе конкретных примеров. Но это предупреждение не помешало признать успешными некоторые лоббистские ком- пании. Раш (Rush, 1990) привел ряд примеров, в том числе уничтожение билля о воскресной торговле 1986 г. и технических аспектов государственного бюджета 1986 г. В его работах также приводится коротенький ситуационный пример о защите от враждебного поглощения и законодательные изменения в пользу футбольного клуба Тоттенхем Хотспур. Мосс (Moss, 1990) также внес свою лепту в дискуссию, обогатив ее примерами эффективного лоббирования в области авторского права на фотографии, в решении проблемы содержания CFC в распылителях и разрушения в результате этого озонового слоя, а также в дерегулировании автобусного сообщения в Великобритании. До сих пор мы рассматривали эффективность деятельности (достижение заранее намеченных целей) на уровне успешных политических результатов. В сущности это полемика о группах, достигающих поставленных ими целей. Но обсуждение эффективности лоббирования может происходить и на уровне личности — если рассматривать индивидуального лоббиста и определять, насколько эффективно он выполняет свою функцию лоббирования. В литературе по этому вопросу преобладают американские авторы во главе с Кейтсом (Cates, 1988). В Великобритании свой вклад в рассмотрение этого вопроса внес Мол они, предложивший список важных клиентов, генераторов решений и лоббистов, которые сами считают себя успешными в вопросах лоббирования. В частности, этот автор отмечает признание лоббирования как взаимного процесса, причем в обмен на доступ в высшие сферы генераторы решений ожидают получение информации, недоступной иным способом, возможность совершенствовать свое мастерство кратких выступлений и представлять их в форме, наиболее приемлемой для слушателя, а также совершенствовать свою интуицию в процессе формирования политики. Обобщение и выводы В данной главе мы рассматривали лоббирование как высокопрофессиональное PR-подразделение. Общее определение понятия «лоббирование» было дано как в теоретическом, так и в практическом понимании. Были также приведены различные конкурирующие политические взгляды на лоббирование. Мы отметили целесообразность включения лоббирования в паблик рилейшнз, поскольку это требование обусловлено плюралистической сущно- стью либеральных экономик западного толка. Мы описали задачи, стоящие перед лоббистами, в четырех основных разделах, затем перешли к описанию стилей лоббирования и описанию основ и должностей и репутации лоббистов. Мы также попытались дать вразумительный ответ на вопрос об эффективности деятельности лоббистов, но это был пробный шар. По мере нашего вхождения в следующее столетие существующий баланс власти между различными группами бизнеса может сместиться. Утверждалось, что группам необходимо достигать материального, законодательного или идеологического преимущества в конкуренции, что неизбежно ведет к лоббированию правительственных структур в тех ситуациях, когда правительство «держит в руках» ключ к преимуществу группы (термин «группы», разумеется, рассматривается в широком смысле). Лоббирование — это раздел паблик рилейшнз со своим собственным предметом знаний и опытом и навыками, лоббирование следует рассматривать как серию взаимосвязанных видов деятельности. Эти виды деятельности комбинируются различными способами, образуются различные лоббистские кампании. Несомненно, для некоторых ситуаций, требующих реакции широкой публики, группы не должны использовать лоббирование для приобретения преимущества. Вопросы для обсуждения 1. Опишите ситуацию, для разрешения которой группа нужда 2. Означает ли власть бизнеса в условиях либеральной рыноч 3. Проанализируйте успешную лоббистскую кампанию, кото 4. Какое значение (если вообще какое-то) придает объяснение 5. Должны ли группы непременно иметь своих штатных лоб 6. Каких преимуществ следует ожидать группе от лоббирования? 7. Как группе следует оценивать ее лоббистскую кампанию? 8. Порекомендует ли лоббист своему доверителю появиться на
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.195 (0.021 с.) |