Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Успешное фокусирование PR-кампании?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С момента своего второго рождения в июне 1995 г. Центр успешно выполнил и даже перевыполнил поставленные перед ним" грандиозные цели. Если в 1995/1996 гг. Центр посетило 200 тыс человек, то уже за первые три месяца после его реконструкции Центр посетило более 60 тыс. человек. Залогом успешной работы Центра является его высокомотивированный профессиональный персонал, сотрудники, которые понимают всю важность Центра и обеспечивают развлекательность и познавательность экскурсий. Что же свидетельствует об успехе? Может быть, это просто количество посетителей? Несомненно, новый Центр более привлекателен для посетителей. Первые несколько недель после открытия публика просто повалила в Центр — более 200 человек посещали его каждый день, хотя рекламы в местных СМИ еще не было. Проведенные через три месяца работы Центра исследования показали, что более 80% находят посещение Центра развлекательным и познавательным, а в целом общественное мнение о компании BNFL изменилось в лучшую сторону. Комментарии специалистов, привлеченных к разработке идеи и созданию новой версии Центра, а также интервью с посетителями свидетельствовали об очевидности успеха его работы. Подход, примененный командой специалистов PR при удовлетворении потребностей корпоративной коммуникационной стратегии компании BNFL, показал, что они прекрасно осознают необходимость действий на высоком профессиональном уровне, использования инновационных технологий и нетривиального конструктивного мышления для создания такой презентации Центра и компании, которая была бы развлекательной, приковывала бы внимание и эмоции посетителей, а также тех, кто еще не был в Западном Камберленде. Центр в Селлафилде был задуман как изощренный и эффективный инструмент паблик рилейшнз, и, как оказывается, он внес большой вклад в развитие корпоративной индивидуальности компании как динамичной, высокотехнологичной организации с «человеческим лицом», играющей существенную роль в британском обществе. Благодарности Автор хотел бы выразить свою признательность за помощь а подготовке данной главы Фрэнсису Холлуэллу (The Quentin Bell Organisation), Бобу Лоутону (BNFL Capenhurst), Дику Маршаллу (BNFL Sellafield), Дэнни Моссу (Manchester Metropolitan University), Питеру Осборну (BNFL Springfields) и доктору Джону Уайту (City University).
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: СОГЛАСОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И РЕПУТАЦИИ Ширли Харрисон (Shirley Harrison) Цели главы • дать общее представление о социальной ответственности органи • пояснить, почему компании должны анализировать социальные обя • показать, как компании могут эффективно исполнять свои соци • ознакомиться с дискуссиями по поводу этической стороны прини Поясняющий пример: компания Proctor and Gamble, компания Shell В настоящее время Proctor and Gamble... выделяет около 1,5 млн ф. ст. (в основном безвозмездно) 40 тайнсайдским организациям. Благодаря этим средствам проводятся консультации по духовному возрождению заблудших; осуществляется подготовка в области бизнеса старшего преподавательского состава средних школ; подготовка в области управления качеством служащих государственных предприятий и всех желающих; спонсорство развлекательных мероприятий и участие в специализированных социальных проектах. Кроме того, служащие компании могут претендовать на грант в размере 500 ф. ст. в качестве помощи при выполнении ими благотворительной общественной работы в местной общине в свободное от работы время (Meikle, 1995). В независимом отчете по поводу конфликта между компанией Shell и местным населением указывалось, что «компания Shell Petroleum Development Company безразлична, равнодушна к просьбам и положению местного населения Огониленда (Нигерия)», что «конфликт бы несомненно был устранен, если бы компания Shell Petroleum вела себя ответственно и осознавала бы свои соци- льные обязательства перед населением той местности, в которой на осуществляет свою деятельность». Со своей стороны, компания Shell заявила, что частная компания не может позволить втянуть себя в политические конфликты страны, в которой она функционирует (Rowell, 1995). Введение Два этих сообщения появились на страницах газеты Guardian в один и тот же день, 8 ноября 1995 г., и ярко свидетельствуют о важности учета любой организацией своих социальных обязанностей и ответственности перед обществом. Вероятно, наиболее важный фактор управления репутацией организации — то, как она действует, и то, как ее действия освещаются в СМИ, и, следовательно, как они воспринимаются обществом.
Так, утверждение Милтона Фридмана, что «бизнес бизнеса — это просто бизнес» в 1990-х годах нуждается в некотором уточнении. Новые обстоятельства бизнес-среды, а именно: развитие кон-сьюмеризма, все возрастающая сознательность общества в вопросах этики бизнеса и охраны окружающей среды, которые умело и изощренно раздуваются под влиянием и давлением всевозможных групп общественности, понимание того, что конкурентоспособность товара определяется сегодня не только его качеством, ценой или уровнем обслуживания, но также и репутацией, завоеванной компанией-производителем, — все эти факторы позволяют сделать заключение, что компания, игнорирующая свою социальную ответственность, сильно рискует. Итак, каковы же социальные обязательства компании? Почему компания должна осознавать свою социальную ответственность? Каким образом она может эффективно выполнять свои социальные обязательства? Каковы этические аспекты ее программ социальной ответственности? Эти вопросы и связанные с ними дискуссии послужили основой данной главы. Социальные обязательства организаций Понятно, что компании (коммерческие организации) не принадлежат государству и поэтому они могут не предоставлять общественные услуги и не создавать общественные службы, которые обязаны предоставлять государственные организации, финансируемые за счет налоговых поступлений. Но с другой стороны,
181 компания как часть общества, функционирующая в этом обществе, обязана рассматривать свое поведение как часть выполняемой ею роли в обществе. Влияние бизнеса компаний на местную общину, в которой они непосредственно действуют, можно сравнить с эффектом камешка, брошенного в пруд, от которого круги расходятся по всей поверхности пруда (рис. 8.1). Причем начальное воздействие находится на самом низшем уровне. Первые два уровня представляют то, что все уважающие себя компании называют своей ответственностью перед обществом и местной общиной, на которую они непосредственно воздействуют своим функционированием.
Рис. 8.1. Влияние бизнеса на окружающую его среду Источник адаптировано из Peach (1987) Итак, на первом уровне компания просто выполняет возложенные на нее законодательные обязательства (уплачивает налоги, руководствуется в своих действиях требованиями законодательства, справедливо относится к своим выгодополучателям, например к служащим, поставщикам, акционерам). На втором уровне компания принимает обязательства на себя как на организацию и учитывает любые негативные последствия своей деятельности. Например, потенциальные последствия ее существования, ее производственных процессов и продуктов для окружающей среды. По мере сил и возможностей компания может стремиться к снижению этих негативных последствий, устанавливая критерии для территориального размещения, контролируя (регулируя) выброс вредных отходов или изменение технологических процессов с целью сокращения до минимума этих выбросов или устанавливая строжайший контроль за реализацией своей продукции с целью избежания неправильного нецелевого использования. Компания, действующая на этом уровне, действует скорее в духе закона, а не просто по букве закона, и склонна прогнозировать тенденции в сфере общественного сознания и законодательства.
Компании, функционирующие на третьем уровне, встречаются не так часто. Такие компании считают себя ответственными за здоровое общество и добровольно принимают на себя обязательства по устранению или ослаблению пороков общества. Почему организации должны осознавать и учитывать свои социальные обязательства Немного подробнее рассмотрим взгляды Фридмана. Он утверждает, что «самые основы нашего свободного общества» были бы подорваны, если «руководство корпораций» принимало бы на себя иные социальные обязательства, чем «заработать для своих акционеров столько денег, сколько только можно» (1962). Однако Дэ-вис (Davis, 1967) полагает, что «отсутствие ответственности» равносильно «отсутствию власти». Если организация стремится удерживать завоеванные позиции в плюралистическом обществе, она должна принимать на себя и признавать свою социальную ответственность. Разумные компании заинтересованы в росте своей социальной ответственности и стремятся к этому. Это позволяет им поддерживать свою благоприятную репутацию, избегать вмешательства государства в дела компании и заполучить благосклонность общественного мнения. Плюрализм Мы живем в плюралистическом обществе, в котором существует множество различных групп, разделяющих между собой власть и ответственность. Любой институт бизнеса располагает некоторой властью и по этой причине несет ответственность пе-Ред целым рядом общественных групп. Это и акционеры, и служащие организации, и общество в более широком смысле. В свою
очередь, и группы общественности также имеют свои обязательства перед институтами бизнеса, которые проистекают из их власти и возможности влиять на бизнес. Это тождество власти и ответственности можно представить как «социальную ответственность бизнеса, вытекающую из того объема власти, которой он располагает». Анализ социальной ответственности с этих позиций помогает прояснить обязательства высшего руководства организаций. Репутация
Репутацию компании можно рассматривать как сумму возлагаемых на нее общественных ожиданий, основанных на опыте использования ее товаров или услуг членами общества, на том, что они читали или слышали о ней от других, а также на манере ее поведения, которое воспринимается через призму ее деятельности и деятельности ее высшего руководства. Так, организация может иметь репутацию оперативно обслуживающей или производящей продукцию высокого качества, или заботящейся об удобстве потребителей, или обеспечивающей стабильный доход акционерам. Компании могут иметь хорошую или плохую репутацию или вообще не иметь никакой репутации, поскольку они недостаточно известны. Хорошую репутацию надо заслужить. В рамках исследования, проведенного в 1991 г. университетом Лоуборо для журнала The Economist, были опрошены 1800 британских бизнесменов. Они отметили следующие качества организации, способствующие завоеванию положительной репутации: • ответственность перед местной общиной и окружающей сре • качество управления; • финансовую устойчивость; • качество товаров и услуг; • ценность с точки зрения долгосрочного инвестирования; • способность воспринимать и реализовывать инновации; • качество маркетинговой деятельности; • способность привлекать, развивать и поддерживать высокую Так, компания Marks and Spencer (M&S) считалась имеюшей наилучшую репутацию. Она вызывала особое восхищение за уме" ние трансформировать свое доброе имя, завоеванное высококачественной одеждой и продуктами питания, в финансовые услуги-поскольку это компания, в которую верят ее клиенты. В проведенном в 1993 г. исследовании среди лидеров общественного мнения Сити было выявлено шесть качеств «идеальной» компании, каждое из которых, как можно утверждать, отражает грани социальной ответственности: . высокий стандарт корпоративной этики; • хороший наниматель; • осуществление обучения и подготовки персонала; • предоставление равных возможностей; • инвестиции в исследования и разработки; • уважение за участие в делах местной общины. Избегать вмешательства государства в дела компании В то время, когда писался этот учебник, Комиссия по разбору жалоб на прессу (Press Complaints Commission — РСС) использовала все предоставляемые возможности, чтобы показать, что она может самостоятельно регулировать свою отрасль и не нуждается в государственных законодательных актах, предписывающих или регулирующих ее действия. С 1993 г. британская пресса вынуждена была учитывать и прислушиваться к законопроекту о соблюдении ею неприкосновенности частной жизни, предусматривающего создание государственного органа, жестко регламентирующего действия, вплоть до наложения штрафов и назначения правительством парламентского уполномоченного по административным вопросам. РСС успешно демонстрировала способность самостоятельно и грамотно управлять своей деятельностью. Такую способность она позаимствовала у рекламной индустрии, которой в 1970-х годах удалось избежать законодательного вмешательства государства. Созданная и финансируемая рекламной индустрией независимая Организация рекламных стандартов (Advertising Standards Authority — ASA) гарантирует исполнение Британского кодекса рекламной практики (British Code of Advertising practice). Положения кодекса можно обобщить в следующих трех постулатах:
• все рекламные объявления должны быть легальными, чест • все рекламные объявления должны быть составлены с чувст • все рекламные объявления должны соответствовать принци Однако, как отметил в своем докладе, посвященном изданию Негодного отчета ASA за 1993—1994 гг., ее председатель, между
прессой и рекламной индустрией возникла некоторая напряженность. Он указал, что некоторые СМИ намеревались опубликовать рекламные объявления, которые не следовало бы публиковать. Было бы огорчительно, если бы желание нарушить правила в нескольких областях разрушило трудом завоеванное доброе имя рекламной отрасли как успешно саморегулирующейся системы. Требования общественного мнения Осуществляя управление проблемами (см. гл. 14), компания демонстрирует свой интерес к тому, что заботит общество, и к тому, какое влияние на интересы и репутацию компании могут оказать вероятные в будущем проблемы. Так, например, крупная международная компания Rhone Poulenc Agriculture отметила широкое использование агрохимикатов и беспокойство общественности по поводу внедрения промышленных технологий в фермерские хозяйства и решила, что ей следует уделить внимание этим проблемам. Она разработала на десять лет исследовательский проект изучения влияния общепринятых и высокотехнологичных сельскохозяйственных методов на дикую природу, проводимый на принадлежащем компании фермерском хозяйстве в Эссексе. Компания определила ключевые группы общественности, на которые была ориентирована ее программа «Действующая сельскохозяйственная практика»: фермеры, представители организаций, специализирующихся на переработке сельскохозяйственной продукции, представители природоохранных и торгующих продовольствием организаций. Одна из целей программы — создание хороших взаимоотношений с этими ключевыми группами общественности, что позволило бы ей оказывать влияние на общественное мнение. Однако иногда поведение компании в бизнесе может стать причиной проблем, затрагивающих те группы общественности, которые не испытывают непосредственного влияния деятельности компании. Поэтому компании должны учитывать, какое общественное мнение о них может сложиться в иных, не связанных с ними напрямую сферах. Это особенно важно для крупных многонациональных корпораций, таких, как Shell и Nestle. Компания Nestle' — крупнейший в мире производитель детского питания (молока для грудных детей). Утверждения компании о преимуществах детского питания перед грудным вскармливанием и агрессивный характер маркетинговой тактики в развива-
юшихся странах привели к затянувшимся слушаниям в Сенате США и формированию аудиторской комиссии по проверке качества оригинального продукта для грудных детей (Nestle Infant Formula, Audit Commission). Все эти события начались в 1982 г. и продолжались в 1990-х годах. Почти 20 лет действовал потребительский бойкот, с небольшим перерывом, в течение которого компания Nestle соглашалась придерживаться правил, установленных Всемирной организацией здравоохранения ВОЗ (World Health Organisation). Нефтяная компания Shell также умудрилась отвратить от себя общественное мнение: принадлежащие ей автозаправочные станции бойкотировались потребителями дважды в течение одного года и каждый раз по разному поводу. Первый бойкот был вызван необдуманным проектом затопления в Атлантическом океане нефтяной платформы Brent Spar, демонтированной с шельфового месторождения нефти в Северном море. Компания Shell намеревалась «втихую» затопить на большой глубине платформу вместе с содержащимися в ее резервуарах отходами. Однако ведущая природоохранная общественная организация Гринпис широко оповестила общественность о том, что представлялось ей потенциальной экологической катастрофой, и с помощью умело направленной кампании в СМИ добилась отбуксирования платформы к берегам Норвегии, где намечено было уничтожение платформы на суше. И хотя впоследствии компания Shell сумела доказать свою правоту в выборе глубоководного затопления платформы как наиболее экологичного и экономичного метода, в период конфликта ей пришлось уступить общественному мнению в основном из-за широко распространившегося в Германии и других странах Европы бойкота бензозаправочных станций Shell. Второй за 1995 г. бойкот автозаправочных станций Shell возник из-за неблаговидной роли, которую сыграла компания Shell в Огониленде (Нигерия). Тогда все мировое сообщество осуждало военный режим Нигерии за смертный приговор девяти огонийс-ким деятелям во главе с известным нигерийским писателем Кеном Саро-Вивой, которые активно протестовали против режима и Деятельности в Нигерии компании Shell. В интервью, данном местной радиостанции, представитель компании в Нигерии Райан Андерсон сообщил, что председатель правления компании не чувствовал себя обязанным обратиться к тогдашнему главе военной хУнты Нигерии с просьбой о помиловании приговоренных к смер- тной казни. В течение 37 лет компания Shell ведет добычу на нефтяных месторождениях Нигерии, 11 политических режимов сменилось за это время, сказал Андерсон, и никогда раньше компания не видела необходимости вмешиваться во внутренние дела страны. Конечно, запоздалый призыв Shell к помилованию был отклонен и повстанцы были повешены на следующий же день что спровоцировало губительное для компании использование ее логотипа в жестокой газетной карикатуре (рис. 8.2). Опубликованный в той же газете, что и карикатура, репортаж сообщал, что компания Shell отклонила предложения о том, чтобы Body Shop, Greenpeace и другие общественные группы непосредственно приняли участие в этом деле, мотивируя свой отказ тем, что это может сыграть на руку другим группам и что это могло бы придать инциденту слишком большой общественный резонанс.
Когда в компании Shell осознали всю серьезность сложившейся ситуации, было выпущено заявление, преуменьшающее значение Огониленда для компании, а также подчеркивающее, что компания жертвовала крупные денежные суммы на местные общественные проекты Огониленда. Однако в частной беседе официальные представители компании признали, что выделяемые денежные пожертвования никогда так и не достигли своего целевого назначения (The Guardian, 13 November 1995, 8). Корпоративная социальная ответственность Двумя неделями позже CARMA International опубликовала результаты освещения в прессе решения компании Shell продолжить реализацию проекта газодобычи в Нигерии, несмотря на расправу с повстанцами. Результаты, полученные на основе анализа 34 публикаций, показывают, что это преимущественно негативное освещение (рис. 8.3).
Рис. 8.3. Участие компании Shell в событиях в Нигерии (по объему сообщений) Источник адаптировано из PR Week (1995) Этичный клиент В последнее десятилетие все шире становится стремление к ориентации на этичного клиента. И в основе его уверенность, что клиент не склонен наносить ущерб окружающей его среде или обществу по большому счету. Именно это способствовало распространению товаров, дружественных к окружающей среде, и инвестированию в этические аспекты товаров. Так, «зеленый» фунт может истратить и тот, кто едет в ближайший супермаркет на автомобиле с неотрегулированным двигателем, содержание СО в выхлопе которого намного превышает предельно допустимую норму, но тем не менее фунт этот будет потрачен! В последнее время отмечается значительный рост количества товаров, которые претендуют и рекламируются как дружественные к окружающей среде, начиная со стиральных порошков и заканчивая пестицидами для вашего сада. Body Shop — это наиболее часто приводимый пример компании, которая стремится достичь преимущества на высококонку-Рентном рынке косметических средств, всячески подчеркивая выполнение своих социальных обязательств перед обществом. Body Shop начала с широкомасштабной кампании по отказу от излишеств упаковки, и это в отрасли, где оформление флаконов и коробок традиционно значили не меньше, если не больше, чем их содержимое! Затем компания предложила схемы вторичной переработки использованных упаковок от своей продукции, чтобы сделать свое производство безотходным и не загрязнять окружающей среды. Она также первой выступила против тестирования своей продукции на животных. И эта кампания была настолько успешной, что большинство других косметических компаний были принуждены последовать ее примеру только лишь для того, чтобы тоже указывать в рекламе, что их продукты «не были тестированы на животных». Компания Body Shop гордится также своими честными, равноправными отношениями с поставщиками, оформленными в лозунге «торговля — не помощь» (trade-not-aid): в развивающихся странах она разыскивает поставщиков натуральных ингредиентов для своих продуктов, хотя могла бы купить их по разумной цене и у своих обычных поставщиков. И хотя компания периодически подвергается нападкам за несоответствие провозглашаемым ею же принципам, она продолжает продвигаться к успеху и расширять свои операции. Понятно, что Body Shop сумела найти свой способ проявления корпоративной социальной ответственности, который показал себя как высокоприбыльная стратегия. И, вероятно, даже Фридман признал бы, что на волне успеха могут быть компании, которые исправно выполняют свои социальные обязательства. Другая компания, мировой гигант, известный своей глобальной сетью ресторанов с гамбургерами — McDonald's — разработала и обнародовала свою концепцию природосберегающей политики. Многие считают, что это реакция компании на бойкоты и манифестации, которыми население встретило приход компании в некоторые регионы Великобритании в конце 70-х — начале 80-х годов. Демонстранты собирались вокруг ресторана McDonald's в Ланкастере и по целым неделям держали плакаты и распространяли обличительные материалы, в которых говорилось, что компания своим неуемным спросом на говядину способствует уничтожению влажных экваториальных лесов Амазонии. Несколько лет продолжалось рассмотрение Верховным судом Лондона дела Мак-Либела о взыскании компанией McDonald's ущерба с двух безработных активистов, которые поставили под сомнение претензии компании на предоставление здорового питания.
Важно отметить, что в 90-е годы в бизнесе появились эксперта по деловой этике. На одном из семинаров по использованию корпоративных ценностей, чтобы «завоевать, удовлетворить и удержать» этичного клиента, говорилось о вкладе в «развитие ответственного подхода к розничной торговле, в частности о том, как сотрудничать, удовлетворяя этические ожидания покупателя», а также о том, как «завоевать доверие клиента, заявляя об этических аспектах производства и использования своего товара». Об этом с энтузиазмом докладывал исполнительный директор общества «Красота без жестокости» (Beaty Without Cruelty). Разрешение на ведение дел Закон Дэвиса Айрона об ответственности гласит, что «те, кто не несет ответственность за свою власть, в конце концов теряют ее» (Davis and Blostrom, 1966). Обращение RSA к компании завтрашнего дня (RSA's Inquiry into Tomorrow's Company, 1994) содержит аналогичную точку зрения: «Успех в бизнесе может быть удержан только при наличии поддержки окружающей среды бизнеса». А достигнуть этой поддержки могут только те компании, которые понимают местную общину, в которой они действуют и на которую они воздействуют, и поняты этой общиной. Эти силы влияния (рис. 8.4) и жалуют компании разрешение на ведение дел. Индивидуальное отношение: клиентов, поставщиков, потребителей, служащих, инвесторов и представителей общины Рис. 8.4. Ключевые силы, влияющие на разрешение на ведение дел Источник- адаптировано из RSA (1994). «Разрешение на ведение дел» может быть скорее возможностью, нежели угрозой, если оно творчески используется. Компа- ния, отрасль или деловое содружество в любой стране может со-действовать укреплению «разрешения на ведение операций», создавая позитивные взаимоотношения, или разрушить его неправильным поведением. Например, компании, которые берут на себя инициативу аудита окружающей среды, могут помочь определить характер регулирующих правил поведения в соответствии с потребностями своего бизнеса. С другой стороны, компании, которые проявляют безразличие к изменениям общественного мнения, могут пострадать от общественного осуждения, сокращения объема реализации, повышения затрат, снижения гибкости и блокирования возможностей. Принятие социальной ответственности Осознав необходимость принимать на себя социальную ответственность, организации должны решить, как на практике исполнять свои социальные обязанности. Прежде они должны: сбалансировать интересы и установить критерии. Основная задача PR-специалистов в этом случае — предоставить организациям рекомендации, как сбалансировать интересы различных групп общественности, к которым они намереваются обратить свои действия, и напомнить им (организациям) о важности общественных интересов. Сбалансирование интересов Может оказаться, что у компании возникает дилемма при попытке примирить противоречивые взгляды на то, как наилучшим образом удовлетворить общественные интересы. Наглядный пример этой ситуации дает нам опыт компании Cadbury в Южно-Африканской Республике (ЮАР) в период апартеида. В то время борцы против апартеида стремились убедить компании не инвестировать капитал в экономику ЮАР. Рассматривая свое положение как влиятельной и высокопринципиальной (исторически) компании, действующей в стране, управляемой аморальным режимом, Cadbury тем самым взвешивала интересы своих выгодополучателей — акционеров (которые могли испытать на себе как выгоды, так и ущерб от приостановки инвестирования) и служащих. Персонал, работавший на предприятии компании в ЮАР, был непосредственно заинтересован в продолжении или прекращении операций в этой стране, притом, как понимали в компании Cadbury, голос ее персонала вряд ли будет услышан за пределами ЮАР. Принимая критическое решение остаться в ЮАР, компания учла показатели деятельности в этой стране, в которые включалась и эффективная программа подготовки персонала, рассчитанная на черных южноафриканцев. И эта программа имела особую важность, потому что без навыков и опыта профессионального руководства было бы невозможно изменить баланс экономической власти в стране. В дальнейшем наша компания была первой или одной из первых, кто включил всех сотрудников без различия рас в свою пенсионную программу. Тем самым компания показала, что продолжение ведения деловых операций в ЮАР — это выгода как для наших служащих, так и для всего южноафриканского общества (Cadbury, 1995). Итак, компания Cadbury продолжала поддерживать работу своего южноафриканского филиала в течение всего периода существования режима апартеида, но никогда не подвергалась общественному порицанию, которое, например, выпало на долю Barclays Bank. Установление критериев Организации должны планировать свои корпоративные программы выполнения социальных обязательств в соответствии с корпоративными целями бизнеса, и наиболее эффективно это может быть достигнуто, если будет сформулирована политика и установлены критерии, определяющие типы социальных проектов, которые организация хотела бы предпринять или поддержать. Эта ответственность должна быть принята на уровне совета директоров и с учетом рекомендаций PR-специалиста. Если компания пожелает завоевать положение «доброго соседа» в местной общине, то ее политика должна включать такое направление, как участие в природоохранных проектах. Одним из критериев отбора приемлемых в рамках этой политики проектов может быть «местное» происхождение и направленность проекта. Если целевым рынком компании является молодежь, то критериями отбора социальных проектов могут быть: участие в нем молодежи или его направленность на благо молодых или предусмотренные проектом награды молодежи за проявленную ответственность за состояние окружающей среды. Компания, которая хочет проявить свои предпринимательские таланты и независимость, могла бы выбрать программу предоставления грантов только на помощь в реализации с нуля новых проектов. Критерием в этом случае может стать «начальный толчок», а не постоянная поддержка. Если же компания намеревается поддерживать самостоятельных, она может оказывать поддержку только тем проектам, основатели которых уже привлекли финансовые средства, а компания может только предоставлять недостающие. Этические аспекты Если компании исполняют свои обязательства по отношению к обществу, осуществляя программы корпоративной социальной ответственности, то можно было бы сделать вывод, что у них не может быть негативного этического аспекта. Однако важно принимать во внимание ряд проблем, затронутых в данной главе. Мотивы Рассматривая причины, по которым компании взваливают на свои плечи груз социальной ответственности, мы должны учитывать, что в большой степени они зависят от индивидуальной точки зрения. Эти мнения могут быть самыми различными: начиная с того, что не имеет значения, какие мотивы лежат в основе принятия программ социальной ответственности, коль скоро они приносят желаемые результаты, до того, что причина принятия этих программ — это только личные интересы компании и выгоды для нее. Однако важность общественного мнения и поддержание хороших взаимоотношений с выгодополучателями приводят нас к выводу, что представляемая обществом мотивация имеет жизненно важное значение. Компания, которая пытается завуалировать своей филантропной деятельностью неблаговидные поступки или старается при помощи общественной благотворительности обойти законодательство, имеет дурную репутацию. Так, компания Proctor and Gamble (P&G) в качестве основного мотива участия в поддержке проекта местной общины Tyneside выдвигает следующий: привлечь в регион новых жителей, «видных граждан», создать в общине такие условия, чтобы ее члены гордились тем, что живут именно здесь, доказать, что P&G является очень ответственным корпоративным гражданином страны (Meikle, 1995). Другая компания, Tare and Lyle, поощряя своих служащих к участию в проектах местной общины, полагает, что это не только служит полезным вкладом в дела местной общины, но и способствует развитию у служащих потенциальных управленческих навыков (Newman, 1995). Компания United Biscuits объявляет такой мотив, представляющий удачное сочетание моральной ответственности и рациональных деловых мотивов: Причины нашего участия в делах общины проистекают из нашей высокой социальной ответственности в сочетании с реализацией коммерческих выгод, которые сулит это участие (Newman, 1995). Правильные принципы деловой активности — учет этических соображений, признание высокой ценности кадров и гуманистическое и глубокое чувство социальной ответственности — вот сущность эффективной долгосрочной бизнес-деятельности, — свидетельствует компания. Восприимчивый целевой контингент Кроме осознания мотивации, т.е. ответа на вопрос «почему?», компании должны определить, кто же является их целевым контингентом, т.е. ответить на вопрос «ктоЪ>. В данном случае этические соображения должны исходить из восприимчивости целевой аудитории к посланиям компании. Критерием может служить возраст — понимание того, что следует отдельно рассматривать детей и людей старших возрастов. Например, для компаний общего профиля наиболее распространен такой вид общественно значимой деятельности, как спонсорство благотворительных мероприятий, проводимых среди учащихся школ. Однако если такие спонсорские мероприятия провоцируют капризы детей и вынуждают родителей идти на ненужные траты, потакая им, или если эти мероприятия содержат соревновательный элемент и так или иначе благоприятствуют детям из более обеспеченных семей в ущерб менее обеспеченным, то это ставит под сомнение этический облик компании. Целевые группы общественности могут быть сверхвосприимчивыми и по другим причинам. Например, женщины, только что родившие и ставшие матерями (особенно в первый раз), часто ведут себя не самым рациональным образом. Так, до недавнего времени они, еще будучи в родильном доме, буквально осаждались «благотворительными» предложениями товаров. Например, предлагался подар
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.243 (0.016 с.) |