Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Brent Spar — кризис коммуникацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С общественностью Стратегическая важность функций PR, вероятно, наиболее ярко проявляется в условиях, когда организация сталкивается с кризисом, который может угрожать ее конкурентоспособности и в некоторых случаях — самому существованию и выживаемости организации. Именно в подобных обстоятельствах к организации приковано пристальное внимание СМИ и общественности; причем каждое действие организации подвергается критическому разбору и скрупулезному анализу различными группами заинтересованных лиц. Подобным примером являются проблемы, с которыми в 1995 г. столкнулась британская нефтяная компания Shell после того, как ею было принято решение избавиться от морской нефтяной платформы Brent Spar в Атлантическом океане. Это классический пример такой кризисной ситуации, в которой компания подвергалась жестокой критике за неспособность оценить степень сопротивления общественности ее планам затопить платформу. Инцидент с платформой Brent Spar вынес компанию Shell на суд мировой общественности и показал ее полную беспомощность в решении возникшей проблемы. Суть проблемы заключалась в неверной оценке руководством компании масштабов возможного общественного недовольства планами глубоководного затопления платформы в водах Атлантического океана. На самом деле научные исследования показали, что именно глубоководное затопле- , ние — наиболее экологически безопасный вариант уничтожения платформы, но руководство компании не сумело понять, что для экологической общественности, например Greenpeace, это может не быть столь очевидным и убедительным. В результате инспирированной «зелеными» широкомасштабной кампании протеста против затопления платформы компания Shell была вынуждена отказаться от первоначального плана и рассматривать альтернативные и более дорогостоящие возможности избавления от этой громоздкой металлоконструкции на суше. Если бы компания Shell более подробно и широко ознакомила СМИ и общественность Великобритании и Европы со своими планами и разъяснила бы более тщательно их безопасность для окружающей среды и мирового океана, если бы руководство компании заранее сумело бы оценить степень сопротивления ее планам со стороны общественности и «зеленых», она была бы лучше подготовлена к противостоянию кампании, развернутой Greenpeace. Этот пример наглядно иллюстрирует потенциальную важность стратегического PR-консалтинга, когда организация сталкивается с проблемами, потенциально угрожающими ее репутации, и должна «сохранять лицо» перед теми группами общественности, от которых зависит ее успех, а в экстремальных случаях — и выживание. Введение Несмотря на то, что в последние 30 лет все увеличивается объем литературы, посвященной теме стратегии, теоретики в ней редко признают за PR право на стратегически важную роль в рамках функции стратегического менеджмента в организации. В данной главе мы намерены попытаться показать, как PR может внести вклад в более эффективное формирование (разработку) и применение организационной стратегии как на корпоративном, так и на конкурентном уровнях. Более того, мы возьмем на себя смелость утверждать, что сама природа бизнес-среды, в которой в настоящее время действует большинство организаций и в которой все более приобретающие силу и влиятельность экологические группы и просто группы общественного давления, а также правительство оказывают все возрастающее влияние на деятельность корпораций, заставила многие бизнес-организации включить управление своими коммуникациями в число первостепенных стратегических вопросов. Мы начнем эту главу с обзора эволюцион-
ного развития в последние годы представлений о стратегии и стратегическом менеджменте, а затем перейдем к концептуализации стратегической роли функций паблик рилейшнз. Нам придется привлечь теорию менеджмента и теорию паблик рилейшнз, что позволит определить модель, способствующую объяснению, где и каким образом PR может способствовать стратегическому менеджменту. В частности, мы обратимся к работе Грюнига (1992), чье исследование «превосходства» в области PR и управления коммуникациями предлагает, возможно, самую четкую на сегодняшний момент формулировку концептуальных основ для понимания, каким образом PR может внести вклад в функцию стратегического менеджмента, а также как можно осуществлять стратегическое управление самим PR. Рассматривая, как концепция стратегии трактуется в литературе, мы проведем обзор и сопоставление линейной (узкой), адаптационной и интерпретационной (толковательной, объяснительной) моделей стратегии (Chaffee, 1985) и попытаемся показать, как эволюция представлений о стратегии двигалась в сторону более интегрированного взгляда на эти модели. Покажем, что применительно к выработке PR-стратегии в литературе, посвященной PR, преобладает представление о стратегии как о форме стратегического планирования. Модель формирования стратегии, предлагаемая в данной главе, ставит под сомнение преимущественно узкое представление о стратегии и утверждает, что стратегическая роль PR делается гораздо яснее, если стратегию рассматривать не с точки зрения линейной (узкой), а адаптационной и/или интерпретационной (толковательной). С точки зрения формирования конкурентной стратегии эта глава оспаривает возможности выдвинутой Портером (Porter, 1980; 1985) концепции «общих (родовых) стратегий» (и доминирующей в качестве основного представления о конкурентной стратегии) реально отражать подход большинства компаний к задаче создания конкурентного преимущества. В данном случае мы рассматриваем аргументы, выдвинутые Кеем (Кау, 1993), о важности формирования обеспечивающих успех стратегий на основе конкретной (стержневой) компетенции, которой обладает компания. Основы конкретной компетенции, предложенные Кеем, использованы как фундамент для исследования, как PR может способствовать выработке конкурентной стратегии, обеспечивающей Успех компании. В заключительной части главы рассмотрим, как могут быть сформулированы PR-стратегии, и здесь мы утверждаем, что традиционное линейное планирование, выдвигаемое такими учеными PR-специалистами, как Грюниг и Реппер (1992), имеет ограниченную ценность при попытке разъяснить пути формулирования стратегии во всех случаях Определение понятия стратегии Одна из основных тем, возникающих во всех научных источниках, посвященных стратегии, — это роль стратегии как последовательной и адаптационной реакции на внешние возможности и угрозы, с которыми могут столкнуться организации (например, Argyris, 1985; Mintzberg, 1989; Sterner and Miner, 1977). В литературе по менеджменту существует общее, разделяемое большинством авторов, мнение, что стратегия в сущности касается процесса управления взаимодействием между организацией и внешней средой ее деятельности и направлена на достижение наибольшего «соответствия» между ними. С этой точки зрения можно утверждать, что PR-функция потенциально может обеспечить важный вклад в стратегический менеджмент, выполняя роль посредника между организацией и ее бизнес-средой. Например, Грюниг и Реппер утверждают, что PR может участвовать в формировании организационной стратегии, помогая «управлять потенциальными конфликтами и содействуя построению взаимоотношений с теми стратегическими кругами общественности, которые могут органичитъ самостоятельность организации [в достижении своих целей]». Далее мы рассмотрим, как можно более четко понять эту роль PR. Сначала, однако, было бы полезно рассмотреть некоторые из важных недавних достижении в понимании концепции стратегии и процесса формирования стратегии, которые создают контекст для исследования стратегической роли PR. Поэтому рассмотрим ряд концептуальных рамок, которые могут объяснить, где и как PR может способствовать общему стратегическому руководству организацией и достижению ею своих стратегических целей. Этот анализ может помочь нам определить характеристики стратегии и стратегического менеджмента в контексте PR. Что такое стратегия? Несмотря на избыток литературы, появившейся в последние 30 лет и посвященной предмету стратегии, всеобъемлющего и приемлемого для всех определения стратегии практически нет. В сущ- ности у каждого пишущего на эту тему свое определение стратегии. Хэмбрик (Hambrick, 1983) выдвигает две основные причины такого разногласия: 1) стратегия представляет собой многомерную концепцию, 2) стратегия по своему происхождению является ситуационной и поэтому имеет тенденцию варьировать в зависимости от области, в которой и для которой она вырабатывается. Потому не будем стремиться к единому, всеобъемлющему определению стратегии, лучше сосредоточим внимание на выявлении тех областей, в которых существует наибольшее взаимное согласие Рассмотрим два альтернативных подхода к определению стратегии, а именно: определения, предложенные Минцбергом и Ке-рином (Minzberg 1991; Kerin et al., 1990). Соглашаясь с многогранным характером стратегии, Минцберг признает, что крайне сложно предложить единое всеобъемлющее определение понятия стратегии. Так, он предлагает пять альтернативных, хотя и взаимосвязанных, определений стратегии: стратегия как план, как хитрость (уловка), как модель, как положение и как перспектива. Как утверждает Минцберг, каждое из этих определений стратегии содержит разные представления о том, как понимать содержание и природу процесса разработки стратегических решений. Предлагая эти пять альтернативных, но взаимодополняющих определений стратегии, Минцберг стремится расширить восприятие стратегии как планирования, т.е. сознательного, намеренно выбранного курса действий, руководства (или набора инструкций) по поведению в определенной ситуации. Пять определений стратегии Мин-цберга охватывают: идеи зачастую стихийной природы стратегии (стратегия как модель), представления о стратегии как о средстве позиционировать организацию в среде ее деятельности (стратегия как положение), идеи стратегии как представления в голове отдельного стратега (стратегия как перспектива), идеи стратегии как о простом маневре с целью перехитрить конкурентов (стратегия как уловка). Минцберг делает упор на взаимодействующую сущность этих определений и подчеркивает, что признание этой многомерности стратегии позволяет построить более общую и последовательную взаимосвязанную картину стратегического процесса. Эти взгляды перекликаются и с работами Кристенсена (Chnstensen, 1982), утверждавшего, что одним из самых сложных аспектов стратегического управления является итрегрирование представлений о различных компонентах стратегии в единую картину. Керин (1990) предлагает противоположный подход. Приняв за основу ранние труды Хэкса и Мажлуфа (Нах and Majluf, 1988), Керин и его соавторы проанализировали различные определения стратегии, предложенные разными авторами, и выделили шесть ключевых аспектов стратегии: 1. Стратегия — средство для установления намерений органи 2. Стратегия дает определение конкурентному качеству (ком 3. Стратегия — это реакция (последовательная и адаптацион 4. Стратегия — это центральное средство достижения конку 5. Стратегия задействует все иерархические уровни организа 6. Стратегия — это мотивирующая сила для заинтересованных И хотя эти шесть аспектов не сопоставимы с пятью определениями Минцберга, идеи, которые в них содержатся, в большей или в меньшей степени отражают альтернативные определения стратегии, предложенные Минцбергом. Так, представление о стратегии как об «определении конкурентного качества организации» явно охватывает идею стратегии как «положения» Минцберга, а идея стратегии как средства для установления намерений организации явно аналогична определению стратегии как «перспективы», предложенному Минцбергом. Перспективы стратегии Параметры стратегии, предложенные в работе Керина и др., могут рассматриваться как широко сопоставимые с тем, что Шаф-фэ (Chaffee, 1985) определял как «области наибольшего взаимо- гласия» касательно метода определения или понимания стратегии. Однако Шаффе предполагает, что за пределами области взаимного согласия мнения многих специалистов по поводу стратегии расходятся. Несомненно, за последние годы сами эти так называемые «области взаимного согласия» все больше становятся объектом критического ан&тиза Например, Петтигрю (Pettigrew, 1992) оспаривает вторую из этих областей взаимного согласия — подразумеваемое отделение содержания стратегии от процесса формулирования стратегии — и это служит отражением реалий практики выработки стратегии, утверждающей, что содержание и процесс в данном случае не могут быть просто отделены друг от друга. Признавая непрерывность и постоянство дебатов о стратегическом процессе, Шаффэ выделяет три отдельных блока определений стратегии и подходов к стратегии: 1) линейный, 2) адаптационный и 3) интерпретационный. Знакомство с каждым из этих трех подходов поможет нам показать противоречивую природу дискуссии о том, как следует понимать концепцию стратегии. Линейная стратегия Стратегия рассматривается как форма методического направленного последовательного планирования, которое способствует рациональной выработке решений, общая цель которых — достижение заранее намеченных целей. Такой «целеустремленный, преднамеренный» аспект стратегии нашел выражение в определениях стратегии, подобных определению Чендлера (Chandler, 1962). Эта линейная модель стратегии основана на некоторых допущениях, которые теоретики менеджмента все больше подвергают сомнению. 1) Организация должна иметь формальную структуру, так, все решения, принятые на ее «верху», должны исполняться во всей организации. 2) Организация функционирует в относительно предсказуемой среде или организация в достаточной степени «защищена» от сил внешней среды, — эти условия считаются необходимыми вследствие поглощающей время и направленной в перспективу природы процесса планирования. 3) Менеджеры действуют в более или менее разумной манере и имеют доступ ко всей небхо-Димой информации, на которой они основывают свои решения. Целесообразность подобных допущений все больше и больше подвергается сомнению такими авторами, как Киерт и Марч (Cyert and March, 1963), Эйзенхардт и Збараски (Eisenhardt и Zbaracki, 1992), Петтигрю (Pettigrew, 1992), Натт (Nutt, 1984), оспариваю- щими, что менеджеры при принятии стратегических решений фактически действуют в полностью рациональной и разумной манере. Скорее следует предположить, что большинство менеджеров имеют тенденцию действовать только в кажущейся рациональной манере. Как утверждают Эйзенхардт и Збараски, «эти традиционные (узкие) парадигмы основаны на наскучивших дебатах о единых целях и превосходной рациональности, а также на не имеющих ничего общего с реальностью предположениях о характере мышления, ощущения и поведения менеджеров». Адаптивная стратегия Адаптивный подход, напротив, подчеркивает важность стратегии как средства, при помощи которого организация стремится отреагировать на изменчивый характер бизнес-среды. Например, Хофер (Hofer, 1973) подчеркивает роль стратегии в помощи организации сбалансировать ее преимущества и возможности с шансами и рисками, предлагаемыми внешней бизнес-средой. Это представление о стратегии как о средстве «уравновешивания организации с окружающей ее средой» является основным в адаптационной стратегии. Такой подход к стратегии предполагает, что внешняя среда деятельности организации более динамична и менее поддается прогнозированию, и поэтому организации должны сами меняться или адаптироваться к внешней среде, а не пытаться применять к ней свои стратегии. Адаптационный подход к формированию стратегии рассматривается как более последовательный и повторяющийся, чем линейный, и соответствует понятию инкремен-тности, которое впервые ввел Линдблом (Lindblom, 1959), а позже сделал популярным Куинн (Quinn, 1980). В отличие от линейной модели адаптивная модель стратегии непременно предполагает, что организация принимает в расчет большее количество переменных внешней среды, а также требует от организации большей склонности к переменам. С этой точки зрения выработка стратегии также подчеркивает роль «действующих лиц» в данном процессе. Интерпретационная стратегия Как и адаптационный, интерпретационный подход также выделяет идею стратегии как средства, при помощи которого организация стремится управлять своими взаимоотношениями со средой своей деятельности. Однако интерпретационный подход под- разумевает, что руководство имеет свой «взгляд на мир», который и определяет, какие действия предпринимает организация в ответ на изменения внешней среды (Weick, 1987). С этой точки зрения формирование стратегии в большой степени определяется организационной культурой организации и индивидуальной системой ценностей руководства. Интерпретационный подход также опирается на «социально-контрактное» представление о стратегии, отражающее организацию как «набор кооперативных соглашений, заключенных индивидами по доброй воле» (Chaffee, 1985), т.е. на способность организации привлечь к сотрудничеству достаточное количество специалистов на основе взаимовыгодных отношений обмена. Подобная модель стратегии, как очевидно, соответствует точке зрения заинтересованных в этой стратегии лиц, примерами чего изобилуют определения стратегии, предложенные рядом авторов (Andrews, 1987; Chaffee, 1985). Основные характеристики моделей стратегии обобщены в табл. 4.1. Таблица 4,1. Типы стратегий Линейная Модель стратегии
Основной акцент
Методичный, направленный последовательный рациональный процесс
Преобладающая Компании стремятся цель — достижение «сбалансировать» заранее намеченных рубежей (показателей) Последовательный итеративный (повторяющийся) процесс выработки стратегии Перспективы открытых систем подчеркивают роль стратегии в формировании отношения выгодо-получателей к организации и результатам ее деятельности Основной упор делается на то, что в сознании менеджера имеется свой «взгляд на мир», который и определяет характер толкования им изменений в окружающей бизнес-среде Соответствует мнению выгодополучателей о стратегии
Допущения Процессы Бизнес-среда компании вполне прогнозируема или компания в достаточной степени ограждена от действия сил внешней среды Менеджеры действуют в более или менее рациональной манере Рациональное планирование Компания должна приспосабливаться к бизнес-среде, а не пытаться «навязать» ей свою волю Менеджеры должны принимать в расчет большее число внешних переменных Логический инкремен-тализм или стратегия для непредвиденных случаев Стратегия испытывает на себе сильное влияние «политики» и преобладающих социокультурных характеристик компании Успех или выживание компании зависит от сбалансированности конфликтующих интересов выгодополучателей Стремится к оправданию законности политики компании Стремление контактировать с бизнес-средой посредством символических действий и коммуникаций В общении с бизнес-средой упор делается на переговоры с целью достижения согласия Интеграция различных подходов Шаффэ признавал необходимость рассматривать различные подходы к стратегии не просто как изолированные альтернативы, а как иерархически взаимосвязанные, которые представляют различные уровни сложности (изощренности) в разработке страте гии. Так, Шаффэ утверждает, что изначально организации должны в основном использовать линейное планирование, а потом, по мере развития и приобретения опыта и мастерства в области стратегического менеджмента, могут «дорасти» до использования адаптационного и затем интерпретационного подходов к формированию стратегии. Несмотря на практическое отсутствие эмпиричес- j^ исследований того, насколько и как компании стараются интегрировать различные подходы к формированию стратегии, целесообразность подобной интеграции весьма высока. Вот что утверждает Шаффэ (1985). Важно интегрировать каждую модель более низкого уровня с моделями, представляющими более сложные системы потому что в организации представлены все уровни сложности систем Адаптивная и интерпретационная модели, которые игнорируют менее сложные стратегические модели, тем самым игнорируют и фундамент, на котором они должны строиться, если они призваны отражать реалии организации Более того, всеобъемлющая интерпретационная стратегия, возможно, потребует даже больше планирования, чем обычно требует линейная стратегия, и больше организационных изменений, которых, как правило, требует адаптационная модель стратегии, а жизнеспособная адаптационная стратегия, в свою очередь, может потребовать линейного планирования Таким образом, он признает, что в условиях реального мира бизнеса различные подходы к стратегии и процессу стратегического менеджмента могут не быть взаимоисключающими, как подразумевают некоторые теоретики. Как утверждает Шаффэ, «реальная ценность стратегии не может в полную силу проявиться в реальности, пока теоретики не учтут в своих концепциях всю сложность реалии организации». С точки зрения PR При рассмотрении с точки зрения PR возникают очевидные параллели между адаптационным и интерпретационным подходами к стратегии, предложенными Шаффэ возможностями открытых систем в повышении роли PR в организации и взглядом на роль PR в организациях с точки зрения открытых систем (например, Grumg and Hunt, 1984; Cutlip et al., 1993). Конечно, и адаптационный, и интерпретационный подходы основаны на представлении об организации с точки зрения открытых систем. Стратегии рассматриваются как средство, при помощи которого организации стремятся адекватно реагировать и адаптироваться к давлению внешней среды и изменениям в деловой и социальной системах, частью которых они (организации) являются. Если теоретики PR могут утверждать, что системный подход предусматривает очевидную роль PR (в виде межграничной функции) в «запуске» проиесса адаптации к изменениям среды, то с позиций менеджмента на взаимодействие со средой и стратегией эта роль остается
непризнанной. В сущности PR остается фактически «скрытым от глаз», а ответственность за управление взаимодействием организации с окружающей ее средой рассматривается как прерогатива других управленческих функций. Прежде чем перейти к более детальному анализу возможного вклада PR в стратегическое управление организацией и методов стратегического управления самим PR, было бы целесообразным рассмотреть другой, возможно, противоположный взгляд на различные подходы к стратегии, предложенные Уитгингтоном (Whittington, 1993). Четыре основных подхода к стратегии В своей дерзкой и вызывающей, по общему признанию, работе, в которой подчеркивается спорная и несовершенная природа стратегии, Уиттингтон анализирует четыре основных подхода к бизнес-стратегии: 1) классический, 2) эволюционный, 3) процессуальный и 4) систематический. Эти подходы, как он предполагает, коренным образом различаются по двум параметрам: результатам применения стратегии и процессам, с помощью которых вырабатывается стратегия. Он считает, что, с точки зрения результатов, стратегии могут быть направлены на достижение цели максимизации прибыли {классический и эволюционный подходы), другие стратегии могут предполагать более множественный набор целей {процессуальный и систематический подходы). Далее, как полагает автор, процессы, при помощи которых разрабатывается стратегия, варьируются от подходов преднамеренного, заранее просчитанного планирования {классический и в меньшей степени систематический) до случайных, неструктурированных или чрезвычайных подходов {эволюционный и процессуальный). Уиттингтон утверждает, что каждый из этих черы-рех подходов предполагает, что стратегия формируется и применяется разными, достаточно отличными способами. Характеристики этих четырех основных подходов к стратегии в обобщенном виде отражены в табл. 4.2. Как можно заметить, эти четыре основных подхода к стратегии по многим направлениям могут быть сопоставимы с подходами к стратегии Шаффэ (1985). Наиболее значительный вклад Уиттинг-тона в непрекращающиеся дискуссии по поводу природы стратегии — акцент на все возрастающую важность систематического подхода к стратегии и отрицание взгляда на стратегию с точки зрения классического планирования. По его мнению, систематический подход, подчеркивающий причастность социокультурных факторов и к самой стратегии, и к ее разработке, — наиболее приемлемый и эффективный в условиях все более конкурентной и изменчивой среды, в которой функционируют современные организации. Таблица 4.2. Четыре основных подхода к стратегии, предложенных Уиттингтоном (1993)
Уиттингтон утверждает, что такие факторы коренного изменения внешней бизнес-среды, как появление мощных развитых экономик на Дальнем Востоке (так называемых «азиатских тигров»), нарушение традиционного разделения на Восточную и Западную Европу и возрастающая интеграция между развитыми западными странами, все больше подрывают доверие к доминирующей традиционной «англосаксонской» модели стратегии. Все более возрастает признание, что «англосаксонская модель стратегии не является больше архетипом, а всего лишь одна из множества моделей стратегии в условиях все возрастающей сложности и конкурентности делового мира» (1993). С учетом социокультурного акцента, присущего систематическому подходу к стратегии, PR-теоретики могли бы утверждать, что это предусматривает потенциально важную роль PR (по крайней мере теоретически) в процессе анализа и толкования социальных и культурных различий в обществе, а также в помощи руководству организации в разработке или принятии стратегий, которые учитывали бы эти различия. А вот способен ли PR, или допускается ли PR до исполнения этой роли — вопрос гораздо более спорный и противоречивый Уровни стратегии Мы ознакомились с дискуссией по поводу того, что может считаться основной природой стратегии и ее разработки. Однако прежде чем рассмотреть, как эти различные взгляды на стратегию могут повлиять на роль PR, было бы полезно четко разграничить разные уровни стратегии и рассмотреть, в частности, то, что в общем является основной сферой интересов теоретиков стратегии, а именно: стратегии конкуренции, или бизнес-стратегии. Концептуально стратегия — иерархически организованная структура, в которой с точки зрения формального стратегического планирования выделяются следующие уровни: 1) корпоративный, 2) бизнес-уровень, 3) функциональный (например, Нах and Majluf, 1991). Выделение отдельных иерархических уровней стратегии может рассматриваться как типично линейный подход к стратегии. Однако подобные различия между иерархическими уровнями стратегии (принятые в рамках линейного (узкого) подхода к стратегии) все больше становятся объектом критики со стороны многих специалистов, утверждающих, что такие различия становятся все более размытыми и не могут больше отражать реалий процесса разработки стратегии в большинстве современных организаций (так считают, например, Pettigrew, 1992; Eisenhardt and Zbaracki, 1992). Признавая правоту таких замечаний, отметим, что в большинстве учебной и научной литературы стратегия все же рассматривается с иерархических позиций, что обеспечивает удобную основу для теоретических и аналитических рамок, в которых характеристики стратегии анализируются на корпоративном, бизнес- и функциональном уровнях. Джонсон и Шоулс (Johnson and Scholes, 1993) выделяют следующие различия между корпоративной, бизнес- и операционной, или функциональной, стратегиями. Корпоративная стратегия Основной вопрос корпоративной стратегии — в каком именно бизнесе в целом действует или должна действовать компания. Это вопрос масштаба деятельности. В функции корпоративной стра- тегии могут входить вопросы о приобретении других компаний или диверсификации ее деятельности, распределении ресурсов компании между различными направлениями ее деятельности, а также проблемы финансовой структуры и организационной структуры компании в целом. Иными словами, корпоративная стратегия призвана решать те проблемы, которые могут влиять на организацию в целом. Хэкс и Мажлуф (1991) отмечали критическую важность решений по подобным проблемам: Это решения, которые не могут приниматься нецентрализованно, что неизбежно приведет к риску совершения непоправимой ошибки неверной оптимизации. Те, кто действует на более низких уровнях организации, не обладают необходимыми преимуществами положения, чтобы правильно сделать трудный выбор, необходимый для максимизации выгоды для корпорации в целом, преимущественно при столкновении с ситуациями, которые негативно влияют на их собственное подразделение в рамках организации. Бизнес-стратегия, или стратегия конкуренции Бизнес-стратегия, или стратегия конкуренции, заключается в определении путей и методов конкуренции компании на конкретных рынках. Таким образом, если корпоративная стратегия касается решений, относящихся к организации в целом, конкурентная стратегия в гораздо большей степени относится к различным хозяйственным подразделениям в пределах компании. Здесь решения могут быть сфокусированы на том, конкурировать ли на всем рынке в целом или сосредоточить внимание на конкретных сегментах рынка, а также на том, как наилучшим образом войти в новые рынки или противостоять угрозе со стороны конкурентов на тех рынках, на которых действует организация. Функциональная стратегия Суть функциональной стратегии — это различные функции организации, такие, как маркетинг, финансы, персонал, производство и т.д., участвующие в обеспечении успеха других уровней стратегии. Например, решения по качеству производимой продукции, а также уровню квалификации привлекаемой для выполнения работ рабочей силы могут иметь критически важное значение для Успеха организации. Как отмечают Джонсон и Шоулс (Johnson and Scholes, 1993): во многих отраслях бизнеса успешная бизнес-стратегия в значительной степени определяется принимаемыми решениями или осуществляемой деятельностью именно на функциональном уровне. По этой причине интеграция операций (функционального уровня) и стратегии имеет принципиальное значение. Общепризнана необходимость тесной интеграции всех трех уровней стратегии для обеспечения возможности наиболее рационального и эффективного использования организацией своих ресурсов и успешной конкурентной борьбы на своих рынках. Однако интересы науки сосредоточены именно на конкурентном уровне, что предполагает более близкое знакомство с ним. Стратегия конкуренции Как отмечалось, корпоративная стратегия сосредоточивает внимание на перспективах настоящих и будущих бизнес-операций организации в целом, а стратегия конкуренции, по мнению Ан-соффа (1987), сосредоточена на «конкретизации определенного подхода, который компания намеревается использовать в интересах успешного продвижения в каждой из стратегических областей своего бизнеса». Стратегия конкуренции описывается как «стержневой (сердцевинный) уровень стратегии», потому что именно на этом уровне происходит большинство конкурентных взаимодействий, и именно на этом уровне окончательно выигрывают или проигрывают конкурентное преимущество (Montgomery and Porter, 1991). Вероятно, наиболее значительным и важным вкладом в представления о конкурентной стратегии на современном этапе являются работы профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера: Competitive Strategy: Techniques and Analysing Industries and Competitors (1980) [Конкурентная стратегия: технологии и анализ отрасли и конкурентов] и Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance (1985) [Конкурентное преимущество: создание и поддержание высшего уровня эффективности деятельности]. Портер отмечает особую важность конкуренции: Конкуренция лежит в сердце успеха или провала компаний. Конкуренция определяет приемлемость тех видов деятельности компании, которые могут способствовать эффективности ее деятельности, в частности, это инновации, введение и поддержание «объединяющей (связующей)» культуры, или надлежащее исполнение. Конкурентная стратегия — это поиск наиболее благоприятной конкурентной пози-
ции в отрасли деятельности, основная арена, на которой происходит конкуренция. Конкурентная стратегия направлена на построение прибыльного и устойчивого положения компании перед лицом сил, которые определяют уровень и остроту конкуренции в отрасли. Вероятно, наиболее существенный вклад Портера — это переориентация внимания в области разработки конкурентных стратегий с ранее принятого уравновешивания анализа внешних условий бизнес-среды с внутренними преимуществами и недостатками организации (т.е. с анализа SWOT — Strengths and Weaknesses — Opportunities and Threats) на важность понимания тех сил, которые определяют интенсивность конкуренции в той или иной отрасли. Так, по мнению Портера, создание успешной конкурентной стратегии начинается с четкого определения того, что составляет ту или иную отрасль, и а
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.195 (0.014 с.) |