Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция паблик рилейшнз: принципы и практикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Philip Y. Kitchen) Цели главы • дать обзор литературы, посвященной PR в XX в. • дать определение и исследовать значение PR • описать функциональные элементы PR • исследовать концепцию маркетингового PR • рассмотреть процесс эволюции PR и его становление как зрелой • представить ситуационные примеры, показывающие необходимость Поясняющий пример: «Необходимость в корпоративных хамелеонах» Спайке Кэвелл (Spikes Cavell), специалист-исследователь информационных технологий, не так давно провел скрупулезное исследование сектора паблик рилейшнз в компаниях, работающих в области высоких технологий, с точки зрения клиентов и средств массовой информации. В рамках исследования (в августе 1995 г.) специалисты компании Кэвелла беседовали с менеджерами по маркетингу 105 британских компаний высоких технологий, которые пользовались услугами внешних PR-консультантов. Каждого менеджера просили рассказать о своих предпочтениях и нежелательных моментах, о пожеланиях и потребностях в области PR и оценить уровень квалификации привлекаемых PR-агентств, их отличительные качества и степень компетентности. Серии проведенных интервью показали, что в этой отрасли PR доминирует небольшая группа, состоящая из 12 специализированных PR-консалтинговых агентств, которые обслуживают около 42% из опрошенных компаний высоких технологий. В то же время директор по маркетингу компании Спайкса Кэвелла Люк Спайке указал на «все возрастающее вторжение в эту область PR-агентств общего профиля, которые создают специализированные отделы и затем дифференцируются путем большего фокусирования на корпоративном уровне». Исследователи опрашивали специалистов каждой компании о масштабе использования PR-агентств, чтобы выяснить, проявляется ли эта тенденция в более широком маркетинговом контексте. Так, 60% опрошенных компаний указали, что их отношения с PR-агентствами носят стратегический характер и позиционирование компании рассматривается как один из самых важных исходных параметров. Однако степень вовлечения PR-агентств в деятельность на уровне совета директоров компании (стратегического руководства), как правило, определяется размером компании. Около 10% опрошенных компаний указали, что они обращаются к услугам PR-агентств в основном в кризисных ситуациях, однако стратегическая составляющая при постановке задачи PR-агентству ограничивается в Европе указанием на факт доминирования на европейском рынке американских компаний. «В индустрии высоких технологий доминируют американские компании, а британские компании все больше рассматриваются как инструмент продаж, так что в итоге деятельность PR оказывает больше влияния на динамику продаж, нежели на ситуацию в Сити», — отмечает Спайке. В отличие от европейских источников американских компаний программного обеспечения местные компании, предлагающие аналогичные услуги, более свободно привлекают PR-агентства к участию в делах на корпоративном уровне. В то же время компьютерные компании, как оказалось, весьма широко привлекают PR-агентства к сотрудничеству в области маркетинга. «Это уже достаточно зрелая область, — говорит Спайке. — Вследствие размера компаний в данном секторе операции британских компаний имеют тенденцию становиться все более автономными и могут сами определять маркетинговую стратегию для своего региона». Спайке Кэвелл побеседовал также с представителями 25 ведущих периодических изданий в области высоких технологий (от Computing, Computer Weekly и Computer Business Review до Software Future, Network News и Corporate IT Strategy). Цитаты из анонимных высказываний журналистов включали похвалы в адрес PR-агентств «за то, что они не грузят меня всякой чепухой» и за то, что они «достаточно умны и изощренны, чтобы понимать своих клиентов». Однако журналисты также жаловались на недостаток целеустремленности в работе PR-агентств и неумение применять так- тику манипулирования. Неважно, насколько быстро развивается сектор IT, некоторые вещи никогда не меняются. Спайке Кэвелл решил провести повторное обследование в конце 1996 г. (Источник PR Week, 12 January 1996 16, использовано с разрешения) Введение Если рассматривать сектор высоких технологий, т.е. сектор, характеризующийся быстрым оборотом потребительских товаров, или любую другую отрасль промышленности или торговли, становится очевидным, что паблик рилейшнз выступает как средство коммуникации и как инструмент корпоративного или маркетингового менеджмента и по этой причине играет жизненно важную роль в развитии эффективных коммуникаций или эффективных взаимоотношений с широкими кругами общественности или различными аудиториями, которые могут оказывать влияние на деятельность организации. Но паблик рилейшнз — вещь не новая. Как отмечал Уокер (Walker, 1988), приступая к обзору литературы, посвященной PR, «утверждать, что паблик рилейшнз — это не профессия и что у PR отсутствует сколько-нибудь выраженная область собственных знаний, — это потакание скептикам, которые продолжают отрицать существование паблик рилейшнз вопреки появлению все большего числа свидетельств обратного». Позицию Уокера поддерживают и другие. Moore и Calupa (1985) в своем учебнике по паблик рилейшнз отмечают, что «в настоящее время потребность в PR и восприятие его как бизнеса и как социальной силы... редко подвергаются сомнению». Они сравнивают это отношение с прошедшими временами, когда отношение в обществе к паблик рилейшнз было преимущественно негативным. Хотя такие функции PR, как корпоративная и маркетинговая, относительно новые, история PR началась с момента появления пресс-агентств. Литература, посвященная паблик рилейшнз, медленно развивалась с начала 1900-х гг., но основные труды были созданы в США. С 1900 по 1928 гг. было издано всего две книги с названием, в котором фигурировало сочетание слов «public relations». К 1986— 1987 гг. в каталоге Библиотеки Конгресса США насчитывалось уже 156 книг с подобным названием, и это в дополнение к тысячам статей, опубликованных в научных, профессиональных и торговых изданиях. Например, в качестве подтверждения необходимости литературы по PR приводится факт очередного переиздания в 1988 г.
классической работы Бернеса (Edward Bernays) Crystalling Public Opinion (1924/1961). Конечно, PR уже достиг своей зрелости, но только в свете быстро меняющихся внешних обстоятельств бизнес-среды. Аналогично маркетингу PR не мог сохранить неизменными свои ранние формы, но в то же время он остался уместным и пригодным для современного бизнеса, вступающего в ХХТ век. Намерение автора этой главы — показать очевидность развития теоретических основ PR. В данную главу включены следующие аспекты рассматриваемого предмета: • Эволюция и развитие понятия паблик рилейшнз на фоне дина • Определение и значение паблик рилейшнз. • Обзор взаимодействия и дебатов между паблик рилейшнз • Функциональные элементы паблик рилейшнз, включающие • Понятие маркетингового PR и причины его включения в • Эволюция паблик рилейшнз как профессии в направлении до Развитие и эволюция паблик рилейшнз С объективной точки зрения PR следует рассматривать как бизнес и как социальную силу. Как и другие грани менеджмента, развитие PR требует времени. Завоевание паблисити, или размещение в прессе событийной информации, перестало составлять основное содержание PR. В ранней литературе под PR подразумевалось в основном завоевание паблисити, или институт пресс-агентств (Adams, 1902; Smith, 1915; NcCauley, 1922; Long, 1924). Вскоре после этого Бернес (1931) указал на необходимость разделения функций PR-консультанта и функций пресс-агента. Его позиция подкреплялась необходимостью отслеживания и оценки общественного мнения как независимого от паблисити, эта область стала предметом исследований выпускников Гарварда (Robinson, 1931). Однако только в кон-Це 1940-х гг. были предприняты первые попытки связать паблик рилейшнз с менеджментом. Райт и Кристиан (Wright and Christian, 1949) приводили высказывание бизнес-менеджера, который с уверенностью утверждал, что «будущее принадлежит тем, кто мыслит категориями общественности — общественности, в которую входят их служащие, их заинтересованные лица, их клиенты, их соседи, живущие в окрестностях, их предприятия... и их правительство». Здесь впервые понятие паблик рилейшнз используется применительно к разным слоям общественности — к служащим, финансистам, клиентам, местной общественности, а также к необходимости взаимодействия с правительственными структурами. Паблисити рассматривается позитивно: в основном как инструмент привлечения внимания общественности к компаниям и/или их продукции. С 1950-х гг. паблик рилейшнз стал отдельной профессией со своим предметом исследования, и ряд появившихся в то время учебников подкреплял нарастающую тенденцию к необходимости обучения этой профессии (Lesly, 1950; 1983). Первая докторская диссертация по паблик рилейшнз была написана в 1954 г. О'Хэйром (О'Наге) и защищена в Колумбийском университете. Она отражала увеличивающийся объем знаний по предмету и шквал публикаций по паблик рилейшнз, появившихся к тому времени. В 1960—1970 гг. библиография по паблик рилейшнз была составлена Катлипом (Cutlip, 1957) и Бишопом (Bishop, 1974; 1976). Между 1978 и 1987 гг. зимнее издание Public Relations Review ежегодно публиковало обновленную библиографию по данному предмету. В первом обновленном библиографическом списке его составитель отмечал: «в данном библиографическом списке вы найдете гораздо больше периодических источников, находящихся за пределами предмета паблик рилейшнз, чем чисто профессиональных источников». И это «свидетельство широкого признания важности паблик рилейшнз специалистами всех областей предпринимательства» (Walker, 1978). В течение всего этого периода бизнес-организации также претерпевали изменения в ответ на изменения окружающей бизнес-среды. Тип окружающей среды, в которой действует компания, влияет не только на ее корпоративную и маркетинговую стратегии и тактики, но также и на взаимоотношения с различными группами общественности, причем эти взаимоотношения следует устанавливать и поддерживать. Так же, как человеческие отношения связаны с изучением взаимоотношений между отдельными индивидами, как международные отношения связаны с изучени- ем взаимоотношений между отдельными государствами, так и паблик рилеишнз касается изучения взаимоотношений организации в рамках окружающей ее среды. Таким образом, в начале XX в. для поддержки стратегии компании основной упор делался на пресс-агентские отношения или на ознакомление общественности с интересными историями, в которых компания представлялась в благоприятном свете. Это в основном рассматривалось как односторонний коммуникационный канал убеждения, задачей которого было формирование благоприятного для компании общественного мнения. Но в то время лишь немногие компании могли осознать необходимость в установлении взаимоотношений с различными группами общественности, за исключением той, которая представляла категорию непосредственных покупателей. Все факторы более позднего времени — взаимодействие с правительственными структурами, вмешательство в корпорационное поведение, потребительство, распространение средств коммуникаций, экономический хаос, социальная ответственность, динамичность бизнес-среды, вызванная глобальным характером маркетинга, а также развитие маркетинговых и корпорационных коммуникаций — еще только должны были появиться. Следовательно, на ранней стадии возможности PR были ограничены. В более поздний период, как показывает цитата из Райта и Кристиана, стал утверждаться новый взгляд на бизнес-организацию как на взаимодействующую с различными группами общественности. На ранней стадии развития функции PR сводились к установлению контактов с общественностью и распространению разнообразной информации о компании и ее продукции (паблисити), затем они расширились за счет изучения общественного мнения в интересах оказания положительного влияния на него. Этот более поздний подход к PR нашел отражение в одной из книг Бернеса (The Engineering of Consent, 1955). Из названия книги («Махинации с целью убеждения») видно, что целью PR было манипулирование, причем в одностороннем порядке. Подобная же ориентация PR отразилась в популярном романе Дж.Б. Пристли The Image Men (1953). В 1961 г. Майер (Mayer) писал: «PR стремится направить и, если нужно, исказить предположительно ненаправленное и неискаженное содержание прессы». В течение десятилетий после Второй мировой войны PR стремился изменить свой имидж, отойти от образа манипулятора и одностороннего коммуникатора, приобрести имидж двуйоронне-направленного интерактивного рода деятельности. На этом основано определение сущности паблик рилейшнз, используемое Институтом паблик рилейшнз (IPR) в Великобритании: Паблик рилейшнз — планируемые и поддерживаемые усилия по установлению и поддержанию доброй воли и взаимного понимания между организацией и ее общественностью (IPR, 1991). Установление и поддержание взаимоотношений и добрая воля могут быть определены как основной фундамент PR образца 1990-х гг. PR прошел большой путь от своих истоков как института пресс-агентства (это понятие большинство бизнес-организаций используют в настоящее время как ругательное). Однако, как будет показано позже, паблисити до сих пор является жизненно важным компонентом PR. Наравне с развитием PR как инструмента менеджмента происходило становление PR-отделов в организациях. Как можно предположить, деятельность этих отделов сначала была сосредоточена на завоевании паблисити, затем — на изучении общественного мнения, а позже шла в фарватере дальнейшей специализации на установлении контактов с различными слоями общественности. Независимые профессиональные PR-агентства удовлетворили спрос на услуги в области PR тех компаний, которые не могли позволить себе содержать собственный корпорационный PR-отдел. В этом смысле показательной является статья, в которой отмечается возрастающий профессионализм и пригодность PR для современных бизнес-организаций: «Пресс-агенты становятся частью управленческой команды» (Rice, 1980). В статье показана эволюция PR от института пресс-агентства до интеграции PR в управленческую функцию. С конца 1980-х гг. в Великобритании наблюдается бурное развитие сектора PR-агентств: если в 1986 г. объем их деятельности составлял 106 млн ф.ст., то в 1989 г. — уже 216 млн ф.ст., т.е. темп роста за три года составил 103%. Параллельно с этим с начала 1980-х наблюдалось развитие в соответствующей сфере образования — по мере нарастания потребности в грамотных менеджерах, способных понимать и применять на практике функции PR. Развитие изучения PR иллюстрирует табл. 3.1. Особое внимание обращено на возрастающее признание и внимание, уделяемое PR как учебной дисциплине на фоне общего развития высшего образования, что отражает объективную рыночную \ потребность в PR-специалистах. Далее мы сосредоточим внимание на определении и значении паблик рилейшнз. Таблица 3.1. Развитие высшего образования в сфере паблик рилейшнз Присваиваемое звание, подтверждающее уровень квалификации/Дата утверждения Вузовский уровень образования Boumemout University College of St Mark and St John Leeds Polytechnic Oxford University Birmingham University West Herts College City University Послевузовский уровень образования Stirling University Stirling University Cranfield Manchester Metropolitan University Strathclyge University Бакалавр (ВА) в области PR (1989) BA в области PR (1989) ВА в области PR (1990) Дипломы в области PR (1990) Серия модульных курсов по PR в процессе изучения бизнеса (1990) Дипломы в области PR (1988) Разрабатывает ученую степень PR (1990) Магистр наук (MSc) в области PR (1988) Магистр наук (MSc) в области PR (дистанционное обучение) (1991) Магистр бизнес-администрирования (МВА) в области PR на выборной основе (1988) MSc в области PR (1993) Предлагается выборный курс по корпоративным коммуникациям на звание МВА или MSc (1993) Определение и значение паблик рилейшнз Так что же такое паблик рилейшнз? Мы уже приводили ряд определений, в том числе определение, данное IPR. Признанный эксперт в данной области, Рекс Хэрлоу, возложил на себя задачу синтеза и сопоставления примерно 472 определений PR (1976). Он признал неприемлемость всех этих определений и разработал собственное определение. Определение, принятое для целей данного учебника, имеет сходство с определением IPR и предложено Катлипом и др. (1985). Для того чтобы оправдать обращение к Катлипу (ведущему американскому специалисту), отметим, что беседы Катлипа с преподавателями указанных в табл. 3.1 учебных заведений показали, что это определение более общепринято, чем
остальные. С другой стороны, лишь некоторые британаИше университеты обращаются к трудам Джефкинса (английского специалиста по PR (Jefkins: 1980; 1983; 1988; 1992)) как на вузовском, так и на послевузовском уровне. Правда, ради справедливости следует упомянуть, что в трудах Джефкинса почти нет теоретических разработок. Практики современных PR-агентств также рассматривают определение, предложенное Катлипом (Cutlip et al, 1985), как приемлемый стандарт определения PR: f Паблик рилейшнз есть управленческая функция, которая определяет, устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и различными группами общественности, от которых зависит успех или провал организации. Если исследовать это определение, то можно сделать выводы, что PR: 1) это управленческая функция (осуществляется руководством 2) охватывает широкий спектр деятельности и намерений на 3) рассматривается как двухсторонняя или интерактивная де 4) предполагает, что общественность, сталкивающаяся с ком 5) предполагает, что взаимоотношения носят скорее долго ные «пожароопасные» виды деятельности могли бы более успешно осуществляться в свете этих взаимоотношений. Приведенное выше определение PR и перечень их значений изменяются по мере эволюционирования компаний, рынков и управленческих функций. Однако это определение местами заходит в границы маркетинга, и существует известная путаница между границами маркетинга и PR. Это становится очевидным и в соответствующей литературе (Cutlip et al, 1985; White, 1991), но предпринимается попытка разграничить эти две дисциплины. Неразбериха между паблик рилейшнз и маркетингом Ведущие маркетологи выдвигают аргумент, указывающий на то, что под паблик рилейшнз часто подразумевают рекламу и другие формы коммуникаций в интересах продвижения продукции (Kotler and Mindak, 1978; Kotler, 1986, 1991; Cohen, 1991; Evans and Berman, 1990). Однако следует провести четкую грань между, скажем, рекламой и PR. Это две отдельные области деятельности, хотя время от времени реклама и паблисити используются как взаимодополняющие тактики, направленные на достижение коммуникационных целей или целей продвижения. Таким образом, точка зрения о взаимосвязанности между PR и маркетинговыми коммуникациями имеет некоторые основания. В своей работе Уайт (1991) посвятил отдельную главу описанию коренных различий между этими двумя областями. Он придерживается точки зрения, высказанной в работах Катлипа и др. (1985). И хотя высказанные ими взгляды несколько спорны, они подтверждаются другими признанными PR-специалистами. PR рассматривается как более широкая задача управленческих коммуникаций по сравнению с маркетингом, хотя у них есть и сходство. По Катлипу, маркетинг посвящен установлению отношений обмена компании со своими потребителями, тогда как PR имеет дело с более широкой аудиторией, тем или иным способом связанной или влияющей на организацию. В течение двух последних десятилетий маркетинг воспринимается как центральная задача менеджмента, направленная на удовлетворение индивидуальных и организационных потребностей и создание конкурентного преимущества (Sheth et al., 1988). PR Действует как дополнение и корректировка к маркетингу. Как до-
полнение PR может помочь в достижении организационных целей, подготавливая почву, на которой маркетинг может осуществлять свою функцию создания обмена. В качестве корректировки PR может прояснить и другие точки зрения, которые следует учитывать помимо необходимости налаживать обмен. Уайт утверждает: 1) общий объем задач менеджмента не может быть сведен к маркетингу, 2) маркетинговый подход сам по себе имеет значительные ограничения (о чем свидетельствует подъем потребительского спроса (точка зрения) и 3) фундамент, на котором базируется PR, гораздо шире, чем у маркетинга. PR и маркетинг представляют собой две основные функции менеджмента в пределах организации, но характер их построения зависит от управленческих представлений, от принятой в организации культуры, а также исторических прецедентов. Роли, которые выполняют практики PR и практики маркетинга, осложняются недостаточностью понимания ими самими этих двух функций. На практике возможно несколько методов управления этими двумя функциями, и организация может выбрать для себя наиболее удобный и приемлемый. Если организация считает, что PR — это дополнение к маркетингу, то это будет дополнительный аргумент к тем, что приведены в данной главе. PR может оперировать на разных уровнях организации. На корпоративном уровне задачей PR является взаимодействие с различными слоями общественности, при этом не обязательно создается обмен (как в случае с маркетингом), главная задача — подготовка почвы для облегчения проведения обмена. Постоянно находясь на корпоративном уровне, PR может использовать существенные возможности взаимодействия с маркетингом, создавая и поддерживая благоприятный имидж, а также используя спонсорство. Что касается маркетингового уровня, то во многих учебниках (например, Berman, 1990; Cohen, 1991; Kotler, 1991, Zikmund and D'Amico, 1988) читателю внушается мысль, что PR может быть использован для подкрепления маркетинговых целей. К этой дискуссии мы вернемся несколько позже, а более углубленный взгляд на эту проблему будет приведен в гл. 16. А теперь определим основные функции паблик рилейшнз. Функциональные элементы паблик рилейшнз Если мы примем за основу, что паблик рилейшнз, с одной стороны, ответствен за создание благоприятной среды, в которой маркетинг может осуществлять эффективный обмен, то возникает каким образом подобная среда может быть созда-а? Это преимущественно вопрос создания благоприятного имиджа, что и нашло отражение в ранних дефинициях PR — определение, установление и поддержание взаимовыгодных отношений между организацией и различными кругами общественности, от которых зависит успех или провал организации. Различные виды деятельности и элементы PR могут быть идентифицированы на корпоративном уровне. Прежде чем обсудить это, рассмотрим, что же понимается под благоприятным имиджем. Создание благоприятного имиджа Для создания эффективных и взаимовыгодных отношений с различными слоями общественности компаниям требуется выполнение целого ряда PR-функций. И главнейшая из задач — создание благоприятного имиджа. Такие компании, как Cadbury Typhoo, Sellafield British Nuclear Fuels, the National Audit Office, ICI, имеют одну общую особенность — необходимость создания благоприятного имиджа, или эффективной индивидуальности корпорации {Business Week, 1979; Kreitzman, 1986). Используя аргумент, выдвинутый Сейтелем (Seitel, 1992), определим, что имидж — это образ компании, воспринимаемый сознанием тех представителей общественности, которые важны для компании. Бизнес-среда испытывает постоянный прессинг, оказываемый защитниками как прав потребителей, так и окружающей средой, а также борцами за гражданские права и прочими группами активистов, а более всего — интенсивной конкуренцией, опасностями захватов и поглощений, угрозой вмешательства со стороны государства и отношением служащих. Подобная бизнес-среда порождает необходимость в создании и поддержании организациями своего благоприятного имиджа, который принуждает их к изменению характера обращения с группами общественности (как внутри организации, так и вне ее), а также заставляет организацию прислушиваться к ним и выслушивать их (The Economist, 1989). По данным журнала The Economist (1989), управление имиджем, или время, потраченное средним типичным отделом коммуникаций, характеризуют показатели, приведенные в табл. 3.2. Рассмотрим некоторые успешные примеры создания благоприятного имиджа. Когда Дэнис Хендерсон в 1987 г. принял председательство в совете директоров компании ICI у сэра Джона Хар-вея Джонса, исследования показали, что большинство британцев
считали компанию ICI надоедливой, а в Сити полагали, что она будет подвержена бумам и банкротству. Компания была почти неизвестна за рубежом. Причем эти представления о компании ICI преобладали вопреки успехам предыдущего руководства сэра Джона Джонса, которое привело к повышению прибыльности и завоеванию ведущих позиций в своей области. Основные усилия по возрождению компании ICI были направлены на перестройку ее имиджа путем реконструирования ее лозунга, проведения мощной рекламной кампании в мировом масштабе, а также претворением на практике программы образовательных семинаров (The Economist, 1989). Результатом этих усилий стало повышение привлекательности имиджа компании ICI и одновременно — подъем престижа PR-отдела компании. Таблица 3.2. Управление имиджем Группы общественности Процент затраченного времени Наниматели 35 Инвесторы 30 Правительство 25 Средства информации 10 В декабре 1984 г., как известно, произошел страшный взрыв на заводе в г. Бхопал (Индия), который унес жизни 2,5 тыс. человек. Американская компания Union Carbide, которой принадлежал контрольный пакет акций компании — владельца этого предприятия, стала получать более 5 тыс. обращений в сутки. Компания Bhopal Union Carbide подверглась суровой критике во всех средствах массовой информации. В результате компания создала PR-команду. Было подсчитано, что около 75% времени председателя правления занимали коммуникационные связи. Таким образом, после катастрофы в Бхопале и последовавшего за этим судебного разбирательства компания Union Carbide стала получать предложения о покупке контрольного пакета акций. Но эта сделка была сорвана в результате лучших коммуникаций с соответствующими кругами общественности и повышения стоимости акций компании. В 1978 г. американская компания-гигант Ralston Purina Co., специализирующаяся на продуктах птицеводства и животноводства, во время встречи с аналитиками фондового рынка попыталась скрыть информацию. В качестве ответного удара эти специалисты спровоцировали кризис на фондовом рынке, который немедленно «облегчил» стоимость акций компании Ralston Purina более чем на 100 млн долл. (Business Week, 1979). В сущности, этот инцидент следует расценивать не как попытку утаивания информации конфиденциального характера, а просто как стремление частного лица защитить свое право на конфиденциальность. Такой конфронтации можно было бы избежать с помощью эффективного PR. Дело в том, что в Великобритании множество компаний оказываются втянутыми в сделки по слияниям и поглощениям, и важным фактором в этой борьбе компаний за собственную независимость являются взаимоотношения со средствами массовой информации. Слишком часто компании, которые не сумели выстроить благоприятных отношений со средствами информации или создать привлекательный имидж в глазах общественности, в довершение к падению стоимости их акций ниже номинала остаются в одиночестве в ожесточенных битвах вокруг сделок о слияниях и поглощениях, что еще больше усугубляет их положение. Итак, выше были приведены три примера использования (вернее, неиспользования) компаниями паблик рилейшнз для того, чтобы влиять на ключевые группы общественности, причем во всех примерах подчеркивалась первостепенная важность корпоративного PR. Однако основной задачей этой главы является обоснование того факта, что необходимы два типа PR: 1) на корпоративном уровне и 2) в интересах маркетинга. Желательно также взаимодействие между ними, что поможет разработать любой организации успешные внешние коммуникации. Мы очертили также суть дискуссий и непонимания между теоретиками и практиками. Подводя итог, можно отметить, что: 1) корпоративный PR направлен на различные группы общественности, преимущественно на работников корпорации, ее поставщиков, акционеров, на представителей правительственных структур, общественности, на Сити (деловые круги), рабочие группы, а также представителей различных ассоциаций потребителей (Shimp, 1989); 2) маркетинговый PR также имеет свою определенную направленность — его Целевыми группами общественности, как уточняют Катлип и Уайт, являются покупатели, клиенты, потребители, с которыми осуществляются взаимоотношения. Голдмэн (1984) делает существенное различие между проактивным и реактивным PR: Проактивный PR, направленный на создание благоприятного имиджа компании и завоевание расположения общественности с целью увеличения своих доходов, уравновешивается реактивным PR, цель которого — сохранение статус-кво компании, а именно: поддержание и исправление репутации компании, предотвращение потери доли рынка, восстановление потерянного сбыта. Решение задач, выделенных Годдмэном, может считаться функцией и корпоративного, и маркетингового PR, и в реальности существует или должно существовать тесное взаимодействие (и соответствие) между этими двумя областями коммуникаций. Далее рассмотрим функции, осуществляемые через корпоративные коммуникации, и ответим на вопрос: какие методы, технологии, навыки или виды деятельности наиболее полезны при построении благожелательных взаимоотношений с общественностью? А затем мы более конкретно рассмотрим маркетинговый PR. Виды деятельности и составляющие паблик рилейшнз Существует некоторая путаница в вопросе, какие именно виды деятельности и компоненты составляют связи с общественностью. Ранее уже давалось определение паблик рилейшнз, предложенное Катлипом, который рассматривал общественность как плюралистическое, а не однородное образование. А это в свою очередь подразумевает необходимость использования множества механизмов для поддержания эффективных взаимоотношений. Далее мы рассмотрим следующую типологию частей или видов деятельности паблик рилейшнз: паблисити (институт пресс-агентов), рекламу, события общественной жизни, лоббирование, управление проблемами, финансовый PR и спонсорство (обратите внимание, что последний элемент типологии имеет много общего и частично перекрывается маркетингом). Паблисити (институт пресс-агентов) Двадцать пять лет назад термин «пресс-агент» правильно описывал суть деятельности PR-практиков как связующего звена или посредника между клиентом и средствами связи, стремящегося охватить общественность. Проще говоря, их задачей было составление поименных списков клиентов, а затем использование их для оповещения о названии и характере деятельности компании, а также для привлечения к ней внимания общественности. Как таковой PR в тот период скорее просто привлекал внимание общественности, а не устанавливал взаимопонимание. Это были в основном односторонние, а не двухсторонние коммуникации. Сейчас такая форма пресс-агентства используется туристическими фирмами, создателями фильмов, в шоу-бизнесе, а также широкоизвестными политическими, религиозными и спортивными деятелями. И хотя можно смело утверждать, что практически все организации сейчас в той или иной степени используют институт пресс-агентов, он не представляет особой ценности для современных бизнес-организаций. В интервью, проведенных автором этих строк с представителями высшего руководства компаний по производству потребительских товаров, а также в обзорах деятельности PR-агентств прослеживается тенденция к отходу от пресс-агентства как института к паблисити, которое также может считаться формой отношений с медиа (media-relations) (СМИ). Цель связей с медиа (СМИ) — установление долгосрочных взаимоотношений с теми кругами общественности, которые соответствуют месту компании в социальной среде. Результат этих взаимоотношений — форма паблисити (проактивная или реактивная). Паблисити определяется как «информация из внешнего источника, используемая СМИ в зависимости от ее новостной ценности», иными словами, информация, воспринимаемая СМИ как интересная или приемлемая для их аудитории. Так, финансовые отчеты и показатели, научные открытия и разработки, отчеты по стратегическим и тактическим вопросам, новости о перемещениях персонала в высших эшелонах управления корпорациями, организация интересных мероприятий, пресс-конференции, презентации новых товаров и обнародование фактов спонсорства, — все это имеет очевидную новостную ценность и поэтому организуется непосредственно для отражения в СМИ. Паблик рилейшнз произошел от паблисити, но это не одно и то же. Все же можно утверждать, что общественные события и сообщения для печати (пресс-релизы) принадлежат к основным видам тактики, используемым для достижения основных целей PR. Теперь понятно, что современные бизнес-организации могут использовать паблисити на различных уровнях и в различных функциях. Это предполагает построение взаимоотношений с соответствующими СМИ и разработку «посланий», которые доводятся до сведения общественности СМИ как новости. Видимая поддержка СМИ укрепляет взаимоотношения с целевой аудиторией. Реклама Если паблисити неподконтрольно ее источнику, то реклама находится под полным контролем как по времени и содержанию, так и по месту размещения. С точки зрения корпоративного PR, реклама используется с особым смыслом и ее следует отличать от рекламы в интересах решения маркетинговых задач. В корпоративном PR реклама может рассматриваться как стратегический выбор немаркетинговых намерений, т.е. как обычные общественные услуги или сомнительная реклама. Так, в 1987 г. ICI запустила камп
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.014 с.) |