Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пезешкиан Н. 33-и 1 форма партнерства

Поиск

Пезешкиан Н. 33-И 1 ФОРМА ПАРТНЕРСТВА

Предисловие

До брака держи свои глаза открытыми, в браке - полузакрытыми.

Восточная мудрость.

Английская королева Виктория в одном из своих писем жаловалась на то,

что ее воспитатели постоянно напоминали ей, что она должна делать, но: «что я

должна делать как будущая королева, об этом мне никто не говорил».

Эта история наводит нас на мысль о том, как мы относимся к партнерству и

браку в нашем обществе: неужели для того, чтобы понять, в чем преимущества

брака, нужно сначала развестись?

Для того, чтобы иметь право водить машину, нужно достигнуть 18-летнего

возраста, закончить соответствующие курсы, заплатить деньга за обучение и

показать необходимые для этого дела знания в теории и практике. Чтобы стать

специалистом в любой области, работать самостоятельно и с полной

ответственностью, мы должны в течение нескольких лет посещать школу, затем

специальное учебное заведение и, сдав экзамены, получить документ об

образовании.

Для вступления в партнерские отношения нам ничего этого не нужно,

поэтому мне иной раз кажется, что некоторые люди ведут себя в партнерстве

подобно шоферу без водительских прав, который пытается с завязанными глазами

целым и невредимым проскочить в потоке машин, которыми управляют

профессионалы шоферы. Я ни в коем случае не хочу защищать какое-либо

регламентирование самой интимной сферы человеческих отношений, но мне

представляется важным не упускать из виду, что трудности и проблемы в

партнерстве или в браке возникают не вследствие неспособности человека к

совместной жизни, что иной раз и имеет свои причины, а потому, что ему не

передали необходимых знаний в этой области.

Мне кажется удивительным по своей простоте и убедительности афоризм,

выражающий представление о счастливых взаимоотношениях: "Найди для себя

партнера по душе, обдумай хорошо этот шаг и не упусти времени".

Такой взгляд на взаимоотношения подобен ключу к замку, открывающему

врата земного рая. И как же мы оказываемся застигнутыми врасплох, когда вдруг

начинаем чувствовать, что партнерство рушится, что мы не можем удержать

любимого человека, а то и вовсе не переносим партнера, которому клялись в

верности. В полном смятении мы стоим перед обломками наших отношений и

спрашиваем себя: «Как могло это случится?» Вопросы и вопросы... Вот наиболее

важные из них:

 Почему, если возникает какое-либо несогласие или конфликт, то это

на тысячи ладов обсуждается с друзьями, знакомыми, но только не с

партнером, которого это непосредственно касается?

 Почему жена уходит от мужа, за которым она много лет подряд

самоотверженно ухаживала, после того как здоровье его стало

лучше?

 Почему мы в каком-то отношении изображаем из себя то, чем мы на

самом деле не являемся: к чему это притворство, зачем мы

разыгрываем какую-то роль?

 Неужели мне нужен мой партнер только для самоутверждения, и я

даже злоупотребляю этим?

 Ищу ли я партнера только на ближайшее время или на будущее тоже?

 Действительно ли я помогаю своему партнеру, когда я ему

«помогаю»?

 В какой мере я придерживаюсь в своем партнерстве традиций своего

воспитания?

 Люблю ли я только идеал, созданный в моем воображении о партнере,

или его самого, таким, каков он есть?

 Каким я представляю себе своего партнера в мечтах?

 Готов(а) ли я взять на себя все обязанности и всю ответственность,

связанные с партнерством?

 Как я смогу один/одна решать все проблемы партнерства, если мой

партнер предоставляет мне их решение? Почему я все терплю?

 Почему я не могу даже подумать о том, что нужно расстаться с

партнером?

 Почему я боюсь каких-либо обязательств и привязанности?

Как возникла идея позитивной психотерапии

Основная мотивация моего подхода в «позитивной психотерапии»

обусловлена тем, что я сам нахожусь в транскультурной ситуации. По

национальности я перс (иранец), но с 1954 года живу в Европе. Именно благодаря

этому я обратил внимание на то, что многие формы поведения, привычки, точки

зрения и установки по-разному оцениваются в обеих культурах. Однажды, когда я

ехал на машине, водитель из встречного потока машин показал мне жестом

«птичку». Я не понял этого жеста, так как подобное движение рукой у нас на

родине означает приветствие, а здесь - совсем другое. И тогда я впервые

задумался над тем, сколь велики различия между разными культурами в мире.

Изумление, которое я испытывал вследствие своего транскультурного

положения между Востоком и Западом, особенно усиливалось тогда, когда я

помогал родным и друзьям, которые искали в Европе медицинской помощи. Тогда

меня как «переводчика между двумя мирами» особенно поразило, как мало

совпадает то, что говорит больной о своей болезни, с диагнозом и лечением

врачей-специалистов. Я постоянно спрашивал себя, почему врачи лечат только

тело, тогда как, очевидно, что причина болезни в душе, в психике. Подобные

мысли приходили мне в голову, когда я замечал это несоответствие, это отклонение

от поисков главной причины в суждениях моих коллег при лечении сердечно-

сосудистых заболеваний. Становилось очевидным, что для лечения пациента самым

главным, определяющим является специальность врача, но отнюдь не физическое

и психическое самочувствие больного.

В третий раз мне пришлось столкнуться со своеобразием мышления на

Востоке и Западе при следующих обстоятельствах. Родители воспитывали меня в

духе религии Бахаи (бахаизм). Но в Тегеране я ходил в католическую школу. Уже

там я испытывал на себе влияние различных культур. Глубоко восприняв идею

терпимости бахаизма, я спрашивал себя, почему существует так много

предрассудков и предубеждений между людьми в современном обществе?

Благодаря этим наблюдениям и размышлениям я стал обращать внимание на

значение и роль психосоциальных норм в процессе социализации и в

возникновении межличностных и внутриличностных конфликтов. При этом я

обнаружил, что как у европейских, так и у восточных пациентов за симптомами,

как правило, скрываются конфликты, причины которых коренятся в целом ряде

постоянно повторяющихся форм поведения. Поэтому я попытался эти формы

поведения свести в определенную систему, объединив в ней близкие понятия, и

составил так называемый инвентаризационный список, при помощи которого можно

описать центральные сферы конфликта. В связи с психосоциальными нормами я

задал себе следующие вопросы: Почему возникают конфликты? Каким способом

можно объективно описать и охарактеризовать эти конфликты? Что скрывается за

симптомами психических и психосоматических нарушений и ограничений в

межличностных отношениях? Есть ли возможность соответствующим образом

лечить эти нарушения?

В книге «Психотерапия повседневной жизни» 18 лет назад я писал о

некоторых формах партнерства. Эти модели, изображенные первоначально как

карикатуры, как различные нарушения во взаимоотношениях и как недоразумения,

оказались очень полезными в психотерапевтической практике. Они дали

возможность пациенту и врачу дифференцирование рассматривать проблемы

партнерских отношений и после преодоления невротической навязчивой

склонности к повторению привычного, стремиться к обретению новых

возможностей решения проблемы.

Предлагаемые в книге «33 - и одна форма партнерства» модели задуманы

для того, чтобы облегчить «доступ» к собственным конфликтам, помочь понять их

во всей своей неповторимости. Я надеюсь, что эта книга, может быть, наведет

читателя на размышления о том, как человек должен поступать по отношению к

самому себе, к своим близким и другим людям в духе «позитивного устройства

семейной жизни».

Благодарность

Пользуюсь случаем выразить свою благодарность всем, кто помогал мне в

работе над этой книгой.

Без сотрудничества с пациентами, их искренности и согласия на

опубликование случаев из практики, эта книга не приобрела бы того вида, какой я

хотел ей придать. Рассматриваемые случаи взяты из моей психотерапевтической

работы с отдельными пациентами и с группами. Разумеется, имена и даты

изменены, чтобы сохранить анонимность. Устные и письменные рассказы пере-

даны почти дословно, чтобы сохранить их индивидуальный характер.

Приведение случаев из практики не являлись самоцелью: они должны

способствовать лучшему пониманию теории и практики позитивной психотерапии.

Читателям, которые заинтересуются систематическим изложением позитивной

психотерапии, я хотел бы порекомендовать познакомиться с моими книгами,

которые опубликованы издательством «Фишер Ташенбух Ферлаг».

Моему многолетнему сотруднику психологу г-ну X. Дайденбаху я благодарен

за плодотворную совместную работу. Моей сотруднице г-же Ингрид Гофман

выражаю свою признательность за всестороннюю помощь в подготовке к изданию

этой книги, за ее добросовестность и терпение. Д-ру медицины и психологу г-ну Д.

Шену и социальному педагогу г-ну Хюберну я благодарен за их творческие

рекомендации и советы. Мой секретарь г-жа Кригер поддерживала меня своей

искренностью, добросовестностью и надежностью.

Особую благодарность я выражаю издательству «Фишер», прежде всего

редакторам моих книг г-ну В. Келеру и г-ну Г. Мессеру. Я также хотел бы

поблагодарить всех тех, кто, участвуя в дискуссиях и обращаясь ко мне с

вопросами, помог мне в дальнейшей разработке теории позитивной психотерапии.

Эта книга не состоялась бы без моей семьи, в которой я вырос, и без семьи,

которую я называю «моей» семьей. Моя жена г-жа Маниже и мои сыновья Хамид и

Навид также оказали мне большую помощь в работе.

Висбаден, лето 1993 г.

Носсрат Пезешкиан

Руководство для читателя

Можно стоять на своей точке зрения, но нельзя на нее садиться.

Эрик Кестнер

В этой книге рассматриваются 33 формы партнерства. Мы точно знаем, что

форм партнерства больше, чем людей. Но если бы мы последовательно

придерживались принципа неповторимости, то не только бы выбились из сил, но,

что гораздо хуже, потеряли бы обозримость исследуемого явления. Поэтому мы

ограничились рассмотрением только некоторых основных форм партнерства,

которые нам представляются наиболее типичными. Ради большей убедительности

мы придали им несколько карикатурный характер. Так, скорее мы сможем

использовать их как зеркало, в котором благодаря сравнению яснее увидим

собственное поведение.

Число форм партнерства (33) я более или менее случайно вывел из

результатов моей работы; оно должно символизировать неограниченное число

возможных партнерских отношений. Как в сказках «Тысяча и одной ночи»

последняя ночь указывает путь в будущее и знаменует собой выздоровление

больного султана, так и «одна» форма партнерства показывает, как можно изме-

нить точку зрения, расширить собственные представления и осуществить свои

заветные желания и мечты. Эта «одна» форма может стать ориентиром для

каждого, независимо от его собственных проблем.

Если 33 формы представляют собой как бы фотоснимок того, «что

есть», то «одна» форма дает простор для желаемого, для

индивидуального, «что должно быть».

Каждая форма партнерства рассматривается с шести точек зрения:

1. Чтобы облегчить понимание содержания главы, мы даем вначале

истории, афоризмы, цитаты, обращаясь к фантазии читателя, к его

образному мышлению, которым «заведует» правая половина

головного мозга.

2. Затем следует разъяснение, оно обращено к аналитическому,

дифференцирующему мышлению левого полушария. В духе

позитивного метода здесь прежде всего анализируются и

обобщаются реальные, жизненные формы отношений со всеми их

кризисами и шансами, светлыми и теневыми сторонами, с их нару-

шениями и возможностями к улучшению.

3. Чтобы помочь читателю применить изложенное к жизненным

ситуациям и сделать шаг от общего к частному, я привожу

конкретные примеры из практики семейной терапии, которые

иллюстрируют описанную модель в «чистой» форме. Просматривая

подобранный мною материал, я заметил, что гораздо чаще он

записан со слов женщин. Это, по-видимому, связано с тем, что

женщины более восприимчивы к эмоциональным проблемам, а

стало быть, сильнее страдают от них. Беззащитность и

беспомощность часто приводят к «насильственным» решениям,

принимающим форму «самоутверждения» или развода: в 60 %

всех случаев развода инициатива принадлежит женщинам. Если

женщины чувствуют ответственность за свою семью, то они скорее

обратятся к помощи психотерапевта, чем их мужья; но мне

удалось также привлечь к сотрудничеству мужчин, их партнеров.

4. В рубрике толкование я делаю акцент на содержательных и

психодинамических особенностях каждого конкретного случая.

Важно было при этом указать на главные аспекты каждого случая

и сделать из этого обобщающие выводы.

5. В рубрике другие культуры читатель подводится к пониманию

того, что мы называем транскультурным мышлением. На фоне

«культурной принадлежности», которая таит в себе какую-то долю

«слепоты к другой культуре», дается описание точек зрения,

взглядов, бытующих в других культурах на одну и ту же форму

партнерства. Мне часто приходилось наблюдать, что в восточных

семьях большое значение придают обучению в теории

всевозможным правилам партнерства, которые являются

напутствием для жизни. На Западе, как мне кажется, большее

значение придается практике, обучению путем проб и ошибок. Не

берусь судить, какая из этих форм обучения лучше, однако обе

могут быть весьма полезными, дополняя друг друга. Вопрос не в

этом: «Какая из форм лучше, восточная или западная?», а в том:

«Как нам объединить теорию и практику на пользу каждого

отдельного человека, семьи и общества?» Каждая глава

заканчивается разделом практические выводы. Они должны

вывести читателя из узких рамок партнерских отношений и

подвести к более широкому пониманию значения партнерства:

- для психического и физического здоровья;

- для профессии, работы;

- для семьи;

- для своих близких;

- для будущего, которое охватывает вопросы мира во всем мире,

смысла жизни и жизни после смерти.

Какова цель этой книги?

Быть понятной не только специалистам-психотерапевтам. Книга написана

для широкого круга читателей.

Предложить альтернативные модели мышления практикующим врачам,

психологам, психиатрам, психотерапевтам, работникам социальной сферы,

педагогам и всем тем, кто трудится в сфере здравоохранения и консультирования,

кто ежедневно сталкивается с проблемами партнерства и их последствиями.

Преодолеть взаимное непонимание, «языковые барьеры», способствовать

выравниванию шансов, поддерживать сотрудничество между различными теоре-

тическими направлениями, используя позитивный аспект, содержательный подход

и стратегию пятиступенчатого лечения.

Введение

Компромисс - это искусство так разделить пирог,

чтобы каждый думал, что он получил самый большой кусок.

Житейская мудрость

Притча: «Путник»

В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим

трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими

предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал

толстый бурдюк с водой, а в каждой руке он нес по камню. Вокруг шеи на старой

истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за

которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На

голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он

продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и

жалуясь на смертельную усталость.

В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый

путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он.

«Действительно, глупо,— ответил путник,— но я до сих пор их не замечал». Сказав

это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему

повстречался другой крестьянин. «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с

гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные

гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание.

Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в

придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал

облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин,

возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник,

почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много

песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты

задумал пройти всю пустыню Кавир! А ведь рядом с тобой течет чистая река,

которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» — «Спасибо, добрый человек,

только теперь я заметил, что тащу с собой». С этими словами путник открыл

бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на

заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг

увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел

сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул его в реку так далеко, как только

смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в

вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.

Случай: Каждый может научиться «летать»!

Женщина 38 лет пришла ко мне на психотерапевтический прием. На вопрос

о том, что ее беспокоит, она ответила: «У меня бывают такие приступы, что я

обливаюсь потом, кроме того, я страдаю от головных болей и болей в желудке.

Иногда по всему телу у меня пробегает дрожь; я не знаю, почему я часто волнуюсь,

тогда я не в силах что-нибудь сказать и чувствую себя совершенно беспомощной. В

марте 1987 г., когда я пришла от парикмахера и посмотрела в зеркало, чтобы еще

раз все проверить, как меня постригли, я вдруг с ужасом заметила, что два места

на голове были совершенно лысыми. Это меня доконало. Я побежала к моему

домашнему врачу. Он прописал мне мазь для втирания, но сразу же сказал, что мне

может помочь только психотерапия. Я очень страдаю от комплекса неполноценнос-

ти, поэтому мне трудно сходиться с людьми. Я уже семь раз расставалась со своим

партнером... (Пациентка начала плакать.)...Жизнь потеряла для меня всякий

смысл». (Пациентка молчит.)

Врач: «Вы умеете летать? У Вас есть документ о том, что Вы летчица?»

Пациентка (смотрит с изумлением и любопытством на врача): «Нет».

Врач: «Почему нет?»

Пациентка: «Потому что я этому никогда не училась».

Врач: «Но в Вас заложена способность научиться управлять самолетом».

Пациентка: «Это верно».

Врач: «Где и когда Вы учились тому, как «управлять» партнерством?»

Пациентка: «Собственно говоря, нигде и никогда».

Врач: «Можете ли Вы сравнить пример обучения управлению самолетом с Вашим

партнерством?»

Пациентка: «Да, я думаю, что я должна, наконец, учиться тому, как нужно

обращаться с партнером». (Пациентка кажется уже не такой скованной.)

Врач: «Итак, Вы вовсе не лишены способности к партнерству, про Вас нельзя

сказать, что Вы неполноценны. У Вас есть способность научиться любить и Вести

себя так, чтобы Вас любили».

Этот образный пример и его позитивное толкование помешали пациентке

повторять по многу раз, как она беспомощна, как безнадежна ее конфликтная

ситуация. Она получила возможность находить самостоятельно новые пути к

разрешению конфликтов и посмотреть со стороны на свою невротическую

концепцию «неспособность», которую она достаточно часто повторяет.

Во второй части нашей первой беседы я спросил пациентку о десяти самых

важных для нее событиях в ее жизни за последние восемь-десять лет (время

развода - 1980 г.).

В третьей части беседы я попросил ее записать названные события.

Примерно за полчаса, находясь в другой комнате, она записала девять пунктов:

1. Я вышла замуж, потому что хотела уйти из дома. Я не ладила со

своим отчимом. Он постоянно угнетал меня и наводил ужас своими

вспышками гнева. Я хотела освободиться от гнета его тяжелого

характера.

2. В 1980 г. наш брак был расторгнут. Вскоре я сошлась с другим и

была очень счастлива.

3. В 1982 г. я случайно узнала, что мой партнер изменяет мне с моей

подругой. Безграничное отчаяние овладело мной, но одновремен-

но теплилась надежда, что наши отношения улучшатся. Я до само-

забвения боролась за наш союз, но отношения оставались неис-

кренними. В 1986 г. мы окончательно расстались. После этого у

меня было несколько случайных, коротких связей.

4. У меня оставались долги. Я хотела во что бы то ни стало сохра-

нить за собой квартиру, так как только там я чувствовала себя как

дома, которого мне всегда так не хватало. Когда я была малень-

кой, родители постоянно переезжали. В этой квартире я устроила

себе настоящее «гнездышко».

5. Потребовалось много времени и труда, чтобы наладить мои

финансовые дела. Я очень старалась, чтобы внешне это не было

заметно.

6. Ко всему этому добавились еще проблемы на работе. Я очень

люблю свою работу. Мне поручают выполнение ответственных за-

даний. Но вдруг у меня стал появляться страх, что я не справ-

люсь, наделаю ошибок.

7. В таком состоянии я очертя голову вступила в связь с одним из

моих коллег, которого уже через два месяца не могла выносить. Я

порвала с ним окончательно.

8. После этого разрыва я стала необщительной, и теперь мне

невероятно трудно, заводить новые знакомства. Я постоянно

думаю о том, что все окружающие меня люди гораздо умнее меня,

и я просто не интересна для них.

9. Меня очень тревожит моя мать. Она болеет вот уже 8 лет. Я стара-

юсь, как могу, помогать ей. Не знаю, что будет со мной, если с

ней случится что-нибудь плохое; 25 лет ее угнетает мой отчим, а

она все терпит и не противится этому, хотя я и пыталась помогать

ей в этом отношении. А теперь у нее пропало всякое желание за-

щищать себя. Она окончательно уединилась. Единственный чело-

век, который остался для нее близким, это я. Но я не могу заме-

нить ей все.

Остается упомянуть, что родители пациентки разошлись, когда ей было 5

лет. Второй брак матери был сделан «по расчету» из опасения, что она одна не

сможет сама справиться со всеми жизненными трудностями. Если возникали у

родителей какие-либо проблемы, например, на работе, с соседями, то они просто

переезжали в другое место, поэтому у пациентки не могло быть прочных дружеских

связей с ее сверстниками. Только один раз у нее появилась подруга, но вскоре по

ее же вине дружба расстроилась из-за расхождений во мнениях. Теперь она

считает, что случилось это потому, что она никогда не училась, как беречь дружбу,

любовь, несмотря на все трудности.

На основе тех данных, которые были получены в результате первой беседы,

я ознакомил пациентку с пятиступенчатым приемом, соответствующим процессам

переработки конфликта:

1 ступень: наблюдение/дистанцирование;

2 ступень: инвентаризация;

3 ступень: ситуативное ободрение;

4 ступень: вербализация;

5 ступень: расширение системы целей.

Этот метод можно кратко представить в виде следующих вопросов:

 Что происходило с Вами за последние пять - десять лет (здоровье,

работа, семья и т.п.)?

 Как Вы на это реагировали? Где Вы научились именно так реаги-

ровать? Как реагирует на это Ваша семья?

 Какие проблемы Вы до этого времени решали? Как Вы это делали

и что Вам это дало?

 Какие проблемы остались еще не решенными?

 Что Вы стали вы делать в последующие пять лет в отношении здо-

ровья, если бы у Вас больше пе было никаких проблем?

Эти пять ступеней ориентированы на четыре формы переработки конфликта.

Конечная цель - расширение репертуара возможных вариантов переработки

конфликта. Сохраняя в центре внимания конфликт, проблематику пациентки

удалось проработать за 20 посещений.

Любовь - это драгоценный сосуд из тонкого стекла,

который может разбиться, если его держать или слишком неуверенно,

или слишком крепко.

Восточная мудрость

Партнерство сегодня

«Есть много такого, что меня угнетает или делает беспомощным: проблемы

окружающего мира, несправедливость, расовые вопросы, разводы, бесчеловечное

поведение, равнодушие, голод, война. Я пытаюсь помогать в пределах моих

возможностей, но это мало что изменяет к лучшему. В таких случаях часто

приходит в голову африканское изречение: «Если множество маленьких людей в

многочисленных маленьких поселениях будут делать много незаметных дел, они

изменят к лучшему лицо Земли».

Иного читателя может удивить, что мы «не переводя дыхания» ставим

проблемы партнерства рядом с социальными, культурными, политическими,

религиозными и мировоззренческими проблемами. Наблюдения и практический

опыт убеждают нас каждый раз в том, что не только партнеры влияют на

окружающий мир, но и он в свою очередь воздействует на них.

В чем причина?

o В том, что лечат симптом, а не человека.

o В том, что хотя и занимаются формой конфликта (динамика конфликта),

но не его содержанием (содержание конфликта).

o В том, что врач и пациент говорят на разных языках.

o В том, что многие психотерапевты почти утратили способность понимать

друг друга (односторонние методы лечения).

o В том, что некоторые врачи в силу своего образования и «жизненной

философии» - незаметно для самих себя - стали считать свою

изолированность и обособление единственной возможностью «самоут-

верждения». Тем самым решение проблем носит преходящий характер.

Пациент не может использовать прошлое как зеркало для будущего.

o В том, что проблемы партнерства рассматриваются в отрыве от всей

жизненной ситуации пациента и его социального окружения.

Что же делать?

Следует рассматривать конфликты конкретно, в зависимости от их

содержания. Партнерство необходимо понимать не в узком смысле, как

взаимоотношение двух лиц, а в широком смысле слова. Самопомощь - это прежде

всего умение справляться с душевными, социальными и психосоматическими

нарушениями без врачебной помощи.

Самопомощь - это первоначальная форма способности справляться с

конфликтом, которому, к сожалению, до сих пор не уделялось должного внимания.

Задолго до появления психотерапии как самостоятельной отрасли медицины люди

помогали себе сами.

Развод

«С сегодняшнего дня я с ней в разводе, ровно через 15 лет и шесть месяцев

после нашего бракосочетания. Такой трудный шаг в жизни не часто приходится

совершать. Мы - Хельга, наш сын и я - были вполне спокойны и очень

приветливы; потом мы вместе пообедали. Процедура развода с вынесением

решения «от имени народа» длилась не больше получаса.

Три важных мысли вертелись у меня сегодня в голове: если можно

оставаться такими симпатичными, так уважать друг друга и в то же время принять

такое серьезное решение, как развод, неужели же нельзя было решить между

собой все те проблемы, которые привели к разрыву?

После вынесения судебного решения, когда все уже было позади,

напряжение заметно спало. Мне пришла в голову мысль вновь завязать отношения

с человеком, с которым я только что развелся.

Если бы не эта новая связь Хельги с ее любовником, разве у меня не хватило

бы мужества наладить с ней хорошие отношения?»

Резюме:

«Я сожалею, что пришлось согласиться на развод. По-видимому, как и все 90

% ненужных разводов, таким был и наш. Если бы в нужное время рядом с нами был

человек, который помог бы нам во всем разобраться, проанализировать наши

отношения и посмотреть на конфликт со стороны, удержав нас от расторжения

брака, мы были бы и сегодня счастливой супружеской парой.

Но тогда только одна мысль подавляла все: «Избавиться от ответственности,

от долга обязательно ладить с партнером: мы тогда не пытались сколько-нибудь

серьезно понять, в чем причина конфликта, и устранить его. Нам не хватало тогда

зрелости и опыта. Необходимость быть вместе с юных лет, а затем отчасти

утраченная юность с ее беззаботностью и свободой - все это исказило в нас

способность к объективной и дифференцированной оценке наших отношений.

Теперь, когда прошло уже более пяти лет после развода, когда я испытал

немало горьких разочарований, я, наконец, готов признать ошибку, по крайней

мере то, что это был необдуманный шаг. Надеюсь, что теперь я поступил бы по-

другому в случае такого же конфликта.

Да, я сожалею о разводе, но я не должен падать духом или предаваться

скорби уже по той причине, что хотя у нас и не было того, кто помог бы советом, и

нам не хватило опыта для совместного разрешения таких конфликтов, но кризис,

вызванный разводом, был совершенно необходим, чтобы прийти к такому

пониманию. Отныне важно запомнить ошибки прошлого и подумать о будущем.

Именно в этом заключается для нас троих шанс правильно использовать в будущем

приобретенный опыт».

Резюме

Внимательно изучив записки этой женщины, мы можем обнаружить в них

элементы всех «33 форм» партнерства, например, партнерство любой ценой,

партнерство как притворство, как равновесие, как собственность, как

соперничество и достижение, как самоутверждение, как заветная мечта, как

освобождение, партнерство из вежливости и благодарности, как наказание, как

балансирование и др. То, чего ей не хватало, была «одна, единственная» форма,

которая могла бы помочь ей сориентироваться, чтобы «найти для себя партнера по

душе, обдумать хорошо этот шаг и не упустить времени». Но учиться никогда не

поздно.

Вопрос: какая у Вас в данное время форма партнерства? Как Вы

представляете себе Вашу «одну — единственную» (идеальную) форму партнерства

(идеальную форму)?

Если человек хочет быть здоровым,

спроси его сначала, готов ли он избегать всех причин своей болезни,

- только тогда ты сможешь ему помочь.

Сократ

Позитивный образ человека

Каждый человек, без исключения, обладает двумя базовыми способностями:

способностью познавать и способностью любить. В зависимости от его физических

особенностей, его окружения и времени, в котором он живет, эти базовые

способности дифференцируются и формируют неповторимую структуру черт

характера.

Способность любить означает, что каждый человек обладает способностью

вступать в отношения с другими людьми, принимать участие в других сферах

жизни. Способность познавать в отношении к партнерству означает, что человек,

наблюдая, учится различать и воспринимать, искать причины и пытается адекватно

реагировать. Позитивная психотерапия рассматривает позитивные аспекты

конкретного расстройства. Это означает, что мы принимаем человека целиком, со

всеми его конфликтами и нарушениями, т.е. таким, каков он есть в данное время, с

тем чтобы обнаружить в нем не известные ему самому скрытые и заторможенные

проблемами способности. При этом акцент делается на переосмыслении

заболевания или нарушения с тем, чтобы разработать его позитивные аспекты. Так

страх перед одиночеством переосмысливается как потребность быть вместе с

другими людьми, фригидность - как способность сказать телом «нет». Изменение

точки зрения как один из Приемов позитивной психотерапии применим почти ко

всем негативно окрашенным темам.

Отношений

Независимо от того, что является смыслом событий и взаимоотношений в

рамках партнерства, любые взаимоотношения партнеров ограничиваются тремя

возможностями, тремя стадиями взаимодействия.

Стадия привязанности.

Основа ее - поиск партнера, желание быть вместе с другими людьми и

стремление к сплоченности группы, например, семьи. Можно сблизиться с

партнером, познакомиться с ним, найти в нем симпатичные черты, захотеть быть с

ним откровенным, стремиться к интимности. Происходит дифференциация

способности любить. Иными словами, благодаря различению, т.е.

дифференциации, чувства приобретают социальную окраску.

Способность любить в своем развитии начинает распределяться по четырем

параметрам (рис. 1): во-первых, как я отношусь к себе самому, принимаю ли или

отвергаю себя (Я); во-вторых, как я отношусь к партнеру с его способностью

любить и быть любимым (Ты); в-третьих, как я отношусь к другим людям, к об-

ществу и как оно относится ко мне (Мы); и, наконец, в-четвертых, как я отношусь к

мировому сообществу, и каково мое мировоззрение (или религия), влияющие на

характер моих отношений (Пра-Мы).

Способность любить в своем дальнейшем развитии порождает такие

первичные способности, как любовь, терпение, время, контакты, доверие, вера в

возможности другого, надежда, вера, сомнение, уверенность и единство.

Если потребность в привязанности становится у человека доминирующим

поведением, занимающим большую часть времени и повторяющимся вновь и вновь

в его взаимоотношениях с людьми, то мы говорим тогда о наивно-первичном

поведении. Этот тип реакции является следствием, как правило, сверхопекающего

стиля воспитания, при котором на первом плане стоят первичные способности.

Наивно-первичный тип соответствует структуре невротической депрессии. Ведущая

реакция - «бегство» в одиночество или «бегство» в общение, обеспечивающие

солидарность и защищенность. На стадии привязанности могут возникать

следующие формы партнерства: партнерство как собственность, которой обладают,

как благотворительное учреждение, как пакт о верности, как узы, партнерство из

вежливости и благодарности, партнерство как заветная мечта, как дополнение, как

альянс, как религиозный долг, как тихая пристань для отдыха, как место для

встречи, как место для исповеди, покаяния.

Стадия различения.

Своего партнера можно узнать лучше только тогда, когда начинаешь

внимательно присматриваться к тому, какие свойства у него есть и каких нет,

хорошо ли он выглядит, какая у него профессия, из какой он семьи, какой религии

или какого мировоззрения придерживается, какие его качества нравятся, а какие

не нравятся, — и только тогда выбрать его. Это происходит по мере

дифференцирования способности познавать и формирования вторичных

способностей,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.141 (0.017 с.)