Можно распознать актуальные способности, первостепенные для одного и для



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно распознать актуальные способности, первостепенные для одного и для



Другого партнера, тем легче направить в должное русло противоречащие друг

Другу склонности, чтобы найти необходимые компромиссные решения и

Восстановить способность партнеров к взаимодействию, что в конечном счете

Гораздо предпочтительнее, чем судебное решение, которое все участники

Воспринимают как принудительное разрешение конфликта.

Акцент на тех или иных актуальных и базовых способностях в процессе

Воспитания накладывает свой отпечаток на отношения человека к вопросу о

Смысле жизни.

Случай из практики

«Своей неряшливостью ты сведешь меня в могилу. Я и на том свете не найду

себе покоя, как только подумаю о том, какой ты несамостоятельный и неряшливый!

Если бы я только знала, что ты сам можешь прокормить себя и вести честную

Жизнь, я бы спокойно могла умереть».

«Для меня лучше смерть, чем узнать, что ты мне изменяешь».

«Если я не буду выполнять своего супружеского долга, то тогда окажется,

Что -вся моя предшествующая жизнь не имела никакого смысла».

«Я только тогда смогу спокойно умереть, когда завершу свою работу» .

«После развода я уже не вижу никакого смысла в жизни. Как мне справиться

со всем... Почему только Бог допускает такую несправедливость!»

«При одной мысли о том, что мое тело может разлагаться, я начинаю

Испытывать отвращение к себе самой. Хотя я и знаю, что не буду этого

Чувствовать, но мысль эта не покидает меня; я ужасно боюсь этого» (24-летняя

привлекательная манекенщица).

«Я бы хотела, чтобы после смерти ничего не было. Если бы я знала

Наверняка, что смерть - это конец всему, я бы не боялась ее. Конечно, мне грустно

Сознавать, что я уже не буду жить, но я бы не испытывала страха от этого. Чего я

Совершенно не приемлю, так это религиозных догм. Я их совершенно не

Воспринимаю. Ни начальство, ни семья, ни мое окружение, ни муж, ни богатые

Люди - ничто не является для меня авторитетом; обеспеченные буржуазные семьи

не являются для меня примером для подражания, которому бы я слепо следовала.

Признаюсь, что для меня нет ничего, перед чем бы я испытывала особое уважение

Или чувствовала бы себя приниженной, или хуже других, или лучше. Я вообще не

Желаю ни приспосабливаться, ни подчиняться, ни присоединяться.

Я люблю свою работу, но я не нахожу в ней удовлетворения, это просто

Средство для достижения цели, а моя цель - быть свободной. Только тогда, когда я

Зарабатываю для себя своим трудом деньги, только тогда я могу быть сама собой,

Ни от кого не зависеть и не признавать какого-либо авторитета. Зарабатывать

Деньги для меня означает - быть свободной, хотя, пока я это делаю, я как бы

Отрекаюсь от своих убеждений».

Толкование

Религии дают нам нормы, регулирующие совместную жизнь людей, и

Указывают, в чем предназначение человека в этом мире. Религия имеет дело со

Смыслом бытия, она дает его человеку. Психология же ставит вопрос о том, как с

Помощью научного познания исследовать возникновение и функции этих норм,

Механизмы конфликтов, источником которых является столкновение разных норм,

И возможности их переработки личностью. Таким образом, задача психологии - это

поиск и нахождение смысла. Вот один из примеров. Во многих религиях есть

Заповеди, в которых говорится, что нельзя изменять в браке и лгать. Психология

Задается вопросом, почему один человек может изменять или лгать и почему дру-

Гой, если его оболгали или обманули, теряет доверие. Почему один бахвалится, а

Другой выставляет себя намеренно в невыгодном свете. Религия до известной

Степени сама является предметом изучения психологии. Возникает вопрос, почему

Одни люди во всем, что касается религии, становятся догматичными и попадают во

Власть предрассудков, а другие готовы выбросить за борт религиозное вероучение

И обряды, почему в наше время наблюдается тенденция к, может быть, еще

Большему запрету на религию, чем раньше на сексуальность; почему есть люди,

Которые, как сума переметная, перекидываются от одной религиозной конфессии к

Другой, да так и не примыкают ни к какой из них окончательно.

Проявление односторонности. «Я религиозная и набожная, зачем мне

Лекарства, если Бог мне поможет?» «Я был у терапевта, зачем мне психотерапевт?»

«Я интересуюсь психологией и другими гуманитарными науками, что мне могут еще

Сказать пророки?» «Я занимаюсь спортом. В моем здоровом теле — здоровый дух.

Психология — это вздор!» «Я хорошо преуспеваю в своей профессии, к чему мне

Религия или медитация?»

Религиозные взгляды и мировоззрение, полученные в результате

Воспитания, могут приводить к трем формам реагирования.

Мумифицированный тип. Человек такого типа до такой степени

Идентифицируется с заученными религиозными нормами, с богословием и его

Догмами, что боится даже самых необходимых нововведений или изменений. Он

Реагирует агрессивно; он защищается, нападая, или удаляется от общества, чтобы

Не поддаваться наводящему ужас искушению. Так как вера часто заменяет

Человеку необходимость изучения и приобретения научных знаний, т.е. когда

Налицо недостаточно полные знания, то мы говорим не о мумифицированном, а о

Ханжеском типе человека. Люди такого склада попадают в трагическое положение,

Потому что они всегда избегают признаться в том, что находятся во власти

Предрассудка. Поступки родителей и их отношение друг к другу оказывают

Влияние не только на них самих, но и на всю семью. Насколько гибким является

Отношение родителей к норме «супружеская верность», можно судить по их

Отношениям к таким понятиям, как незыблемость, святость и продолжительность

Партнерских отношений.

Мятежный тип. Человек такого склада понимает, что существующие

религиозные нормы не соответствуют требованиям времени. Так как устаревшие

Нормы действуют на человека угнетающе, представители мятежного типа склонны к

Отрицанию, неприятию этих норм. Очень часто они делают второй шаг перед

Первым. В зависимости от индивидуальных особенностей способ реагирования

Человека мятежного типа выражается в интеллектуальном сопротивлении. Такие

Люди из-за самонадеянности переоценивают силу своего разума и своих воз-

Можностей. Их побуждающей силой становится воля, их Богом — они сами. Если

Они и не признают этого открыто, то это чувствуется во всех их взглядах и

Поступках и особенно в партнерских отношениях. За критикой религии часто

Скрывается смешение таких понятий, как религиозные институты и сама вера,

Неумение проводить различие между ними. Люди такого склада видят в недо-

статках институтов религии, например, таких как церковь, несостоятельность веры

И религии в целом.

Индифферентный тип. Для таких людей характерен перенос

Ответственности. С одной стороны, они хотят изменения устаревших религиозных

Истин, но в то же время не хотят расставаться с привычными знакомыми с детства

Религиозными традициями. Часто возникают и сексуальные проблемы, которые,

Однако, не воспринимаются как таковые и переносятся на профессию и других

Людей. Наиболее типичные черты характера этих людей - неспособность принимать

Решения или замедление в принятии решений (сравни также партнерство как

освобождение, партнерство как долг продолжения рода).

Нас в меньшей степени интересуют теологическое обоснование,

Упорядочение религиозных разногласий. Нам важно выяснить роль религии как

Института, организующего веру, присущую каждому человеку, с одной стороны, и

Психологическую взаимосвязь церкви как общественного института (церковь и

Религия), индивидуума и партнерства, с другой стороны.

Другие культуры

Ни одна культура не развивалась без религии. Даже во времена самых

Примитивных культур археологи и антропологи обнаруживали элементы

Религиозного культа. Поскольку религия существовала с незапамятных времен, при

Всех сменах эпох и перипетиях истории человечества можно сделать вывод, что

Она служит определенной цели, отвечая потребностям человека, следовательно,

Выполняет не одну, а, может быть, даже многие функции.

Особое место занимают разные интерпретации религий. В отличие от других



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.250.137 (0.01 с.)