Конспекты занятий по пожарной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспекты занятий по пожарной безопасности



Тема: «Огонь – друг или враг?»

Цели:

1. показать детям значение огня в жизни человека;

2. дать зна­ния о необходимости безопасного обращения с огнем;

3. развивать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: безопасный подсвечник со свечой, таз с водой, лист бумаги, султанчики (красного, оранжевого, желтого цветов) по ко­личеству детей. Ватманский лист (2), гуашь, тарелки для разведения красок, шпатели, влажные салфетки по количеству детей.

Фонограмма: чередующиеся отрывки мелодий спокойного, торже­ственного характера (огонь — друг) и грозного, тревожного (огонь — враг).

Ход занятия

(Дети сидят полукругом на ковре)

Воспитатель загадывает загадку:

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта загадка? (Об огне.)

Воспитатель ставит в центр круга безопасный подсвечник и зажи­гает свечу.

Воспитатель. На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище.

Огонь стал могучим помощником человека в борьбе за существо­вание: на огне готов или пишу, он отпугивал хищников, спасал от хо­лода. Огню поклонялись, как божеству, о нем рассказывали леген­ды. И в наше время писатели не забыли про огонь. Послушайте присказку из волшебной истории «О принце в голубой короне» (Сказ про газ), которую написал Евгений Пермяк.

Присказка

Когда-то на земле не существовало ни городов, ни сел, не было даже землянок, и Человек жил не многим лучше зверя. Все окружающее было недружелюбно к Человеку. Негостеприимные леса старались не пропустить вглубь своего зелено­го царства. Вода преграждала Человеку дорогу, угрожая поглотить его. Дожди и град секли Человека, скудно прикрытого шкурой зверя.

Все было против Человека - даже ночь. Окутывая мраком землю, она помогала зверям нападать на людей. Но самый непонятный враг был Огонь.

Это желтое чудо, возникая неизвестно откуда, страшило Человека своим колдовским умением превращать леса в золу и пепел. Человек в ужасе убегал от Огня. Огонь для Человека был тайной.Человек знал, что дождь проливается тотчас, как небо заволакивается темной пеленой туч. Он видел, что реки - дочери дождя - пополнялись после ливней. А вот Огонь...

Огонь очень долго оставался загадкой. Но пришло время, и Человек распознал, как можно укротить давнего врага.

Человек подошел к горящему дереву и сказал Огню:

- Я тебя больше не боюсь... Ты будешь служить мне. Я приручу тебя!

- Остерегись! - предупредил Огонь.- Я никому не служил. Все боятся
меня. Со мной шутки плохи. Я могу тебя сжечь, Человек, и превратить в
пепел.

- Не хвались! - крикнул Огню Человек. - У меня есть друг, который жи­во утихомирит тебя.

- Кто? - спросил Огонь.- Кто это?

- Вода, - сказал Человек.

Всего одно лишь упоминание этого страшного для Огня слова сразу убавило его пыл, и он присмирел.

- Вот так-то лучше, - сказал Человек. - Иди ко мне. Ты будешь гореть
у меня с пользой.

Сказав так, Человек взял пылающую ветвь дерева и принес ее в свою пещеру. От этого в пещере стало светлее, теплее и радостнее.

Много, очень много раз дни сменяли ночи, а лето - зиму. И с каждым годом прирученный Огонь служил Человеку все лучше и усерднее.

Огонь не только обогревал Человека, но и варил для него пищу, обжи­гал горшки.

А потом пришла пора, и Человек заставил Огонь выплавлять железо.У Человека появились надежные инструменты. Хорошие топоры. Ос­трые пилы. Ножи и копья. Молоты и плуги.Человек не боялся теперь леса. Он мог проникнуть в любую чащу, про­рубая тропы. Земля, покоряясь Человеку, превратилась в пашню. А Вода и Ветер стали молоть зерна, выращенные Землей.

А через много, очень много лет Человек подружил с Огнем и его злей­шего врага - Воду.Но это уже другая история.

 

Воспитатель обращает внимание детей на пламя свечи, оно напо­минает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спа­сали людей. Детям предлагается поднести руку к свече и почувство­вать тепло пламени, но, если слишком близко поднести руку к огню, можно обжечься.

Опыт: показать детям, что есть невидимое пламя и оно также опасно. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоя­нии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: нельзя близко подходить к огню - можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню — они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причи­ной пожара.

Воспитатель. Дети, давайте поиграем. Каждый из вас возьмет сул­танчики, превратится в маленькое пламя со своим характером и на­строением, а я постараюсь угадать, что нам ждать от этого костра.

Пластический этюд

Дети под музыку, используя султанчики (красного, оранжевого и желтого цветов), имитируют пламя костра. Последний акцент педагог должен сделать на положительной оцен­ке значимости огня для человека.

Воспитатель. Огонь стал помощником людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становится бешеным врагом, уничтожающим все на своем пути. Вот что однажды случи­лось с древними людьми.

Послушайте, Нины, Марины, Мишутки,

Шутки с огнем — опасные шутки!

Возьмем, к примеру, пещерных людей.

У них было много пещерных детей.

Пещерные люди с охоты пришли

И вкусного мяса с собой принесли.

Сели погреться они у костра,

И сразу вокруг собралась детвора.

Уставшие взрослые спать прилегли,

А дети тихонько к огню подошли.

Вот факел в руках у детеныша старшего,

Не видят ребята в игрушке ужасного.

Пылающий факел несут они в лес,

Огонь затрещал и по веткам полез.

Пылают березки, пылают осинки!

Несчастные дети бегут по тропинке.

«Тушите, тушите, тушите быстрей!

— Кричат они взрослым. — Огонь у дверей!».

Но быстро огонь пожирает живое.

Взрослые вышли — от леса уголья.

Одно пепелище их взорам открылось,

Вот что из глупой игры получилось.

Е. Максименкова

Воспитатель. Кто из вас может назвать сказки или другие произве­дения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства? (Де­ти размышляют, вспоминают, высказывают предположения: «Кош­кин дом», «Путаница».)

Огонь — помощник или огонь — враг? Как ответить на этот во­прос? (Высказывания детей.)

Нужно помнить всегда:

· Огонь требует бережного обращения.

· Баловство с огнем может привести к беде.

Мы выяснили с вами, что огонь приносит огромную пользу чело­веку, но при небрежном обращении может нанести и вред. Давайтесегодня попробуем создать портреты огня. Огня — доброго и огня — злого.(Дети по желанию делятся на две группы. Работа выполняется на листе ватмана коллективно. Техника — печать ладонью. Цветовая гамма подбирается самостоятельно каждой группой.)

- Давайте еще раз закрепим пра­вила обращения с огнем:

· Нельзя близко подходить к огню: можно обжечься.

· Нельзя близко подносить предметы к огню: они могут воспла­мениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

· Баловство с огнем может привести к беде.

· Огонь требует бережного обращения.

 

Тема: «Огонь важное открытие древнего человека»

Цели:

· Познакомить с жизнью древнего человека.

· Дать понятие о том, что такое открытие.

· Рассказать об открытии огня древним человеком.

Оборудование: иллюстрации с изображением жизнедеятельно­сти древнего человека; два кусочка дерева мягкой породы; по два камешка для каждого ребенка; зажигалка (без газа).

Ход занятия

Воспитатель. Вы знаете, что не всегда люди жили так, как сейчас. Древние люди пользовались только тем, что давала сама природа. Жили в пещерах, ели то, что находили в лесу: корешки, ягоды, плоды, яйца птиц, а также то, что добывали на охоте; ходилибез одежды.

Но вот однажды какой-то первобытный человек сделал из ветки палку и стал сбивать ею плоды с дерева. Остальные последовали его примеру. Так стало значительно легче добывать пищу. Другой человек взял острый камень и использовал его как топор или нож. Кто-то первым придумал острым камнем сдирать шкуру с убитого зверя, чтобы укрыть свое тело от холода. А кому-то пришло в голову сделать из ствола дерева лодку, а из ветки — весло. На лодке можно было плавать по реке, стало намного легче ловить рыбу.

- Как вы считаете, улучшилась ли жизнь людей благодаря этимоткрытиям? (ответы детей)

- А вы знаете, что означает слово «открытие»? (высказывание детей)

Открытие — это что-то новое, то, чего человек раньше не знал, но увидел, удивился и навсегда запомнил, то есть открыл для себя и для других людей. А что же было самым важным открытием древнего человека? Вы узнаете это, если правильно отгадаете мою загадку:

«Красный петушок по жердочке бежит»

- Это было замечательное открытие. Никто не знает точно, как это произошло, но, наверное, дело было так. Когда-то от молнии заискрилось дерево, начался лесной пожар. Люди в ужасе разбежались…. Но один смелый и любознательный человек догадался взять горячий кусок дерева двумя палками и отнести в свою пещеру. В пещере он заметил, что рядом с огнем ему тепло. Но если огонь не поддерживать, то угли быстро погаснут, и человек понял, что нужно сохранить огонь.

- Как вы думаете, каким образом древний человек смог сохранить огонь? (высказывания детей)

- Для чего еще нужен был огонь в пещере? (высказывания детей)

Человек получил от огня тепло, свет. Можно было готовить на огне пищу. Другие люди взяли из этого костра горящие ветки или угольки и тоже разожгли огонь в своих пещерах.

Но огонь, добытый от молнии, нужно было постоянно поддерживать. Значительно позже человек научился получать огонь тогда, да ему это было нужно. Кто-то заметил, что если сильно-сильно преть одну сухую палочку о другую, палочка нагреется, и будет тлеть. Если подложить сухой мох или траву, можно раздуть пламя. Другой способ добывания огня возник, наверное, когда человек стучал одним камнем о другой, чтобы сделать, например, топор, заметил, что из камня высекаются искры. Кто-то догадался подложить под искры пучок сухой травы, чтобы от него зажечь костер. Представьте себе, что мы с вами оказались вдруг в том далеком времени. Давайте попробуем, действительно ли древний человек мог высекать камнями искры и от них зажигать костер?

Проводится детское экспериментирование по высеканию искр при ударе камешка о камешек. Воспитатель подводит итог:

Оказывается, не так-то просто высекать искры камешками. Но вот однажды какой-то человек заметил, что искры легко высекаются при соприкосновении одного удивительного камешка с другим. Этот камень называется кремень. Именно такой камень живет и современных зажигалках. Но только помните, что детям опасно брать в руки зажигалку, чтобы не случился пожар.

Сегодня на занятии мы с вами узнали об очень важном открытии древнего человека - об огне, который изменил всю его дальнейшую жизнь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.191.214 (0.03 с.)