Содержание
| Методика и формы проведения обследования. Организация.
|
Ознакомление с окружающим
|
1. Сезонные изменения в природе (животном и растительном мире)
Объяснение народных понятий:
- Осень – вечер года
- Зима – ночь года
- Весна – утро года
- Лето – день года
| Обследование проводила в форме игр-викторин «От зимы до осени».
Кто больше назовет примет осени (зимы, весны, лета) в животном мире (растительном мире). Обследовалось по 5-6 человек (3 подгруппы). За ответ получали «кусочки настроения» (геометрические фигуры из ткани). В конце выложить их них осеннюю (зимнюю, летнюю, весеннюю) примету.
|
2. Роль солнышка в народной культуре – источник жизни для растений, для животных, для людей (сезонный труд и нравственная сторона)
| Почему солнышко называют источником жизни:
а) люди;
б) животные;
в) растения;
г) где встречаем солнышко.
|
3. Сезонный характер труда людей
- земледелие;
- собирательство;
- ткачество, вышивка.
| Вспомни русские народные сказки. Чем занимались русские люди (земледелие, ткачество, собирательство и т.д.)
|
«Моя семья»
|
1. Колыбельная песня
- основные персонажи
- роль котика
| В форме собеседования с каждым ребенком:
Кто такие Сон, Дрема?
Какой обряд совершала мать, прежде чем положить дитя в люлечку?
|
2. Русские народные имена
- исконно русские, связанные с внешностью;
- имена, связанные с характером человека;
- нравственное понятие «доброе имя»
| Объясни значение имен Крошечка-Хаврошечка, Кощей, Несмеяна, Черняй, Светлана, Людмила, Милослава.
Как понимаешь пословицу «Смотри не на кличку, а на птичку»
|
3. Женская народная одежда
- одежда женщины и девушки
- обереги, место их расположения
- женский фартук – «занавеска»
- сарафан
- рубаха
| (с каждым ребенком)
Игра на классификацию кукол в национальной одежде:
- одежда замужней женщины
- одежда девушки
Беседа:
1) Что такое обереги?
2) Где они располагаются на одежде? Их значение.
3) Покажи обереги на одежде кукол в светелке.
|
1. Символика народных орнаментов. Их значение.
- Круг
- Квадрат
- Волнистая линия
- Дерево
- Птица
- Конь
- Лев
| Что означает?
- Круг
- Квадрат
- Волнистая линия
- Дерево
- Птица
- Конь
- Лев
|
2. Русская народна кухня
- Блины
- Жаворонки
- Фигурки домашних животных из теста
- Яйцо
- Зерно
| Почему женский фартук-«занавеска» называли паспортом семьи. В форме собеседования с каждым ребенком
- Вспомни знакомые русские народные сказки, и скажи, чем питались русские люди?
- Почему на Масленицу пекут блины?
- Зачем на Рождество пекли подарки из теста в форме домашних животных?
- Объясни значение запекания вербы в хлеб? Кого им угощали?
- Жаворонки из теста, что о них знаешь?
- Что такое пост?
|
3. Виды жилища
- Изба
- Светелка
- Место деревенских посиделок
| - Найди общее и различное между избой и современным домом
- Как понимаешь значение слова изба?
- Объясни значение слова «светелка»
- Что такое посиделки? Почему есть зимние и осенние посиделки? С чем это связано?
-
|
4. Занятия древних славян. Использование в речи существительных, обозначающих профессиональные слова с обобщающим значением
- Ткачество
- Глиняная игрушка
- Гончарный промысел
- Работа по дереву
- Плетение
- Вышивание
| Посмотри вокруг, чем занимались раньше русские люди? Объясни, в каких сказках говорится об этих занятиях. Выставка книг.
- Ткачество
- Глиняная игрушка
- Гончарный промысел
- Работа по дереву
- Плетение
- Вышивание
|
Развитие речи
|
1. Обучение рассказыванию, составление рассказа по предложенной теме и своей работе
2. Словарная работа. Использование прилагательных, обозначающих признаки явлений, предметов, подбор слов сходных по значению (синонимы)
| Составление рассказов по аппликации «Моя семья» на фартуке моей мамы
- Подбери определения
- К осенним месяцам
- К зимним
- К осенним
- К весенним
- Как в народе называют каждый месяц?
Объясни значение месяцев
Декабрь – студень
Январь – просинец
Февраль – бокогрей
Март – протальник
Апрель – снегогон
Май – травень
Сентябрь – хмурень
Октябрь – грязник
Ноябрь - листогной
|
3. Грамматический строй. Употребление в речи разных видов предложений (простое предложение)
| Игра «закончи предложение». Декабрь год кончает, зиму … Солнце летом греет, зимой … Март с …, апрель с … а май с …
|
4. Звуковая культура речи
Народная звукопись
Различать на слух повторяющие звуки.
Интонация выразительности речи
| Какие звуки повторяются «Наум наставит на ум», «Февраль бокогрей, бок коровкам обогрел», «Смотри не на кличку, а на птичку»
|
5. Обучение грамоте
Звуковой анализ слова (цветовые соотношения)
- Гласные звуки (красные)
- Согласные звуки: твердые (синие), мягкие (зеленые)
- Деление на слоги
- Работа со звуком
| Из каких звуков состоят слова (твердые и мягкие согласные в цвете). Игры из книги «Развитие речи детей» Н. Новаторцевой стр. 149, Ярославль, 1995.
Изба
Кони
Пирог
Весна
Зима
Сарафан
Фартук
|
Ознакомление с художественной литературой
(в форме собеседования с детьми)
|
1. Детский фольклор. Значение магических новогодних песенок-пожеланий, весенних закличек, колыбельных песен.
| Вспомни народную песенку-веснянку, колыбельную, колядку. Зачем их исполняли.
|
2. Русские народные сказки, былины?
- Образ жизни людей
- Взаимоотношения в семье
- Атрибутика и символика
- Занятия людей
- Сезонный характер работы
- Животный и растительный мир
- Народные певцы-баяны
| Что вы узнали из русских народных сказок (о птице, о животном мире, об одежде, играх, занятиях)?
Кто такие баяны?
Чем сказка отличается от рассказов.
|
Музыкальное воспитание
|
1. Народная музыка. Миролюбие и веселость древних славян. Мелодичность, напевность. Использование народных инструментов.
| Дать послушать народную мелодию о солнышке и классическую (Свиридова)
- Найдите сходство и различие
|
2. Музыка в быту. Хороводная и плясовая музыка.
| - Придумай движения под хороводную музыку, под плясовую музыку
|
3. Народные музыкальные инструменты:
Дудка
Гусли
Балалайка
Гармонь
Ложки
| - Какой инструмент звучит?
Дудка
Гусли
Балалайка
Гармонь
Ложки
|
4. Сочинительство. Придумывание мелодий народного характера на малые фольклорные формы
| Придумай мелодию к детской песенке-веснянке:
«Солнышко-ведрышко,
Выгляни красное,
Из-за гор горы,
Выгляни, солнышко,
До вешней поры…» (или к другим песенкам, разученных на занятиях)
|
Продуктивные виды деятельности (в форме анализа детских работ)
|
1. Аппликация
- прием симметричного вырезания
- выполнение работ по представлению
- составление и расположение народных узоров
| Контрольное занятие на тему «Моя семья на фартуке моей мамы»
|
2. Лепка
- лепка предметов по мотивам народных игрушек
- использование в работе стеки
| Лепка дымковской игрушки «Козлика»
Лепка изделий из теста: «жаворонки», домашние животные
|
3. Ручной труд
- самостоятельность в выборе материала
- эстетичность
- работа с природным материалом
| Контрольное занятие «Моя любимая сказка»
|
4. Конструирование из строительного материала
- умение работать коллективно
- умение планировать этапы создания постройки, находить конструктивные решения
| Контрольное занятие «Заюшкина избушка»
|
5. Рисование
- создание узоров по мотивам народного декоративно-прикладного искусства
- использование русской символики
| Совместно с преподавателем по рисованию проведен анализ детских работ по декоративному рисованию
|
Физическое воспитание
|
Значение народных игр в развитии основных движений у детей
- игры с бегом
- игры с прыжками
- игры с лазаньем, подлезанием
- игры с метанием и бросание
- игры на ориентировку в пространстве.
| Проведено в форме физкультурного досуга «Петрушкины задания». Игры из книги М.Я, Литвиновой «Русские подвижные народные игры». И., 1984.
|
Сюжетно-ролевая игра
|
- самостоятельность выбора темы
- согласование темы между детьми, распределение ролей, подбор атрибутов
- ролевые взаимоотношения
- русский народный этикет
| Игры в светелке (для обследования брала 5-6 человек)
|
Трудовое воспитание
|
1. Занятия древних славян
- плетение
- ткачество
- земледелие
- гончарное ремесло
- работа по дереву
| С каждым ребенком провести дидактическую игру на классификацию «Что лишнее?» (из предложенных картинок выбрать, чем занимались древние славяне, и картинки с современными профессиями)
|
2. Труд детей в группе
- старательное и аккуратное выполнение поручений
- бережное отношение материалам и игрушкам, сборка их на место без напоминания взрослых
- совместный труд детей: стремление быть полезными окружающим и добиваться результатов
| Коллективный хозяйственно-бытовой труд в группе
|