Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития менеджмента.

Поиск

На определённом этапе развития экономических отношений масштабы собственности стали достигать такого уровня, при котором собственник один не мог эффективно реализовать все функции собственника (владение, пользование и распоряжение). Возросла ответственность за управленческие решения и их экономические последствия. В передаче на определенных условиях функции распоряжения собственником другому объекту стало формироваться новое направление деятельности - менеджмент.

По мере становления менеджмента, как самостоятельного вида деятельности стала формироваться потребность в его методологической базе. Будущих менеджеров надо было учить управлению, а практикующим менеджерам тоже были нужны соответствующие рекомендации. Управленческая методология постоянно упирается во что-то новое, что в определенном смысле отрицает достижения предыдущего опыта. Если сейчас управленческая тенденция учит тому, как правильно работать и создавать правильные системы управления, то в 21 веке станет актуальным, как уйти от стандартов, от принятых систем управления, чтобы не быть похожими на всех остальных.

Управление, как правило, реализовалось в 4-х областях человеческой деятельности: социально-политической, экономической, технической, военной.

Медленное эволюционное накопление практического опыта сменялось качественными изменениями в представлениях об управлении. Историки менеджмента называют такие изменения управленческими революциями. Первую управленческую революцию относят к 5 тыс. лет до н.э. - эпоха становления письменности в Древнем Шумере. Результат этой революции - деловая переписка, коммерческие расчеты. Вторую управленческую революцию связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи - 2 тыс. лет до н.э. При этом царе были приняты законы, регулирующие общественные и хозяйственные отношения в государстве. Эту революцию принято называть светско-административной. Третья получила название - производственно-строительная. Она произошла во времена правления Навуходоносора (примерно 500 лет до н.э.) и была направлена на упорядочивание государством деятельности в сфере производства и строительства. Четвёртая связана с зарождением капитализма (ХVII – ХIХ в.). Её результатом стало разделение капитала и менеджмента, т.е. разделение функций управления и владения. Результатом этой управленческой революции стало формирование профессионального управления, формирование института менеджеров. Пятая происходила в конце 19 в - первой половине 20 в. Её основные результаты - рационализация труда, формирование крупных иерархических структур управления в области хозяйственных отношений, упорядочивание внутренних факторов производства. Шестая относится ко второй половине 20 в. Её характерная черта - становление и развитие фундаментальной науки об управлении - кибернетики. Главный результат - это формирование постиндустриального общества. Седьмая управленческая революция происходит в наше время, ее связывают с образованием всемирной информационной сети – Интернет. Может привести к самым непредсказуемым результатам.

На сегодняшний день можно выделить три тенденции, которые действуют в совокупности и определяют многие черты современного менеджмента.

1.Ориентация на качество, которое становится ведущей проблемой развития и рассматривается в управлении как цель управления, определяющая все его особенности и содержание, эффективность и потенциал развития. При этом тенденция заключается не просто в управлении качеством, а в качестве управления, которое определяет управление качеством.

2. возрастание инновационного потенциала менеджмента. Сегодня может быть будущее только у такой фирмы, в которой процессы управления формируют инновационный потенциал развития, т.е. стремление к обновлению, поиск новых форм и методов управления, мониторинг социально-экономической обстановки и адаптация системы управления к новым условия.

3. Заметной тенденцией менеджмента является и профессионализация управления. Она заключается не только в профессиональной подготовке менеджеров и обеспечение им соответствующего образования, но в таком построении организации управления, которая ориентирована на профессионализм управления.

 

Сочетание опыта, искусства и знаний в деятельности менеджера.

Чтобы научиться управлять, нужно решить 2 задачи: овладеть научными основами, т.е. теорией управления и уметь творчески её применять, т.е. овладеть искусством управления.

Владея знаниями и искусством управления, организатор должен уметь:

-выбирать цели своей деятельности и вырабатывать стратегию, определяющую средства для их достижения;

-применять соответствующие выработанной стратегии решения, за которые он понесет персональную ответственность;

-осуществлять принятые им решения с помощью людей, находящихся в его распоряжении, т.е. уметь управлять ими.

Таким образом, определение цели и выработка стратегии ее достижения, принятие решения и управление – это комплекс тех функций, которые повседневно должен выполнять каждый руководитель.

Управление - это непрерывный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Руководители управляют, используя свои знания и опыт. Знания помогают определить нужную стратегию и принять компетентное решение, а интуиция подсказывает, как именно управлять контролировать. Поэтому управление является не только наукой, т.е. системой знаний, но и искусством.

Этапы развития науки об управлении:

1.Возникновение «классическая теория научного менеджмента»;

2.Разработка теории об управлении на основе «доктрины человеческих отношений»;

3.Развитие современных теорий управления.

1) Классическая теория научного менеджмента (начало ХХ в.) - создатель – Ф.У. Тейлор - важными считал информацию, социальные психологические мотивы поведения людей. Большой вклад внес Г. Файоль - одним из первых сформулировал ряд общих принципов административной теории. Им введены 5 элементов, определяющих функции администрации: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль.

2) Школа человеческих отношений. Э. Мэйо (психиатр) пришёл к выводу, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и соц. факторы. Считалось, что предлагаемые рекомендации вызовут у рабочих «эффект сопричастности». Рабочим предоставлялось право оценивать своих мастеров, участвовать в квалифицированных комиссиях, обсуждать способы борьбы с браком и т.д.

3) Современные зарубежные теории управления, которые представлены несколькими школами:

1.«Эмпирическая» школа - базируется на изучении и обобщении опыта управления.

2.Школа «социальных систем» - рассматривает соц. opr-цию как комплексную систему с рядом составляющих ее подсистем, к которым относятся: индивид, формальная и неформальная структуры, статусы и роли, физическое окружение.

3.«Новая школа», цель которой - повышение рациональности решений, широкое применение в процессе управления кибернетики и теории автоматического управления.

4.Системный подход, или системный анализ - главная задача повышения эффективности работы организации в целом.

5.«Ситуационная теория управления», цель которой – переориентировать теории управления в практику управленческой деятельности.

6.Концепция маркетинга, или «рыночная концепция управления» - все стороны деловой активности фирмы должны быть строго подчинены задачам реализации ее продукции на рынке, а организация самого сбыта должна быть более гибкой и полнее учитывать запросы клиентов.

 

 

Ролевые функции менеджера.

Руководитель не вправе ожидать однородности в своей работе, его работа включает исполнение различных ролей.

Роль и ролевые функции - это поведение менеджера, которого ожидают от него все окружающие:

- собственник;

- наемные работники;

- партнеры;

- и другие субъекты внешней среды.

Таким образом, кроме выполнения содержательных функций, менеджер должен играть свою роль. Роль руководителя представляемую в форме определенно служебного поведения. Личностные особенности руководителя могут влиять на степень проявления ролевой функции, но не на ее содержание.

Рассмотрим основные ролевые функции менеджера (роли).

Выделяют такие межличностные функции.

1.Руководитель как символ полномочий - в случаи подчиненных это те возможности, которыми он наделен по закону или в силу общественного соглашения.

2.Руководитель-лидер – ролевая функция менеджера как лидера заключается в активизации подчиненных для выполнения или определенных действий. Лидер является система образующим фактором, делающих из разрозненных людей коллектив, способный решать поставленные перед нем задачи.

3.Представительская роль – включает в себя переписку, деловые переговоры, проведение совещаний, заседаний, презентации и др., внешние и внутренние контакты.

Среди информационных можно выделить такие функции в менеджменте.

1.Менеджер как приемник информации – при этом он принимает различную информацию самым различным способом: устную, письменную, электронную и т.д.

2.Менеджер как аналитик он перерабатывает информацию, отбрасывает ненужную, формирует приоритеты, систематизирует информацию.

3.Распространитель информации при этом он передает информацию для внешних и внутренних контактов, информация может распространяться в виде сообщений, приказов, приказаний, напоминаний, в виде плана работ и т.д.

Менеджер как диспетчер – в этой роли менеджер регулирует и распределяет ресурсы: трудовые, временные, материальные, финансовые и т.д.

Менеджер как предприниматель в этой роли он ведет себя так как должен себя вести предприниматель, хотя менеджер прежде всего наемный работник.

Роли не могут быть независимы, они взаимосвязаны и взаимодействуют для достижения единого целого.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.213.240 (0.008 с.)