Ассортимент тормозных жидкостей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассортимент тормозных жидкостей



 

Основными показателями в оценке эксплуатационных свойств тормозных жидкостей в нормативных документах являются вязкостные свойства, а также температура кипения «сухой» и «увлажненной жидкости». По этим показателям оценивается качество масел техническими условиями для отечественных масел, а также общепринятыми американскими стандартами SАЕ и FMVSS, на которые ориентированы российские ТУ. В соответствии со стандартом FMVSS 116 тормозные жидкости делятся на классы, обозначаемые как ДОТ. В настоящее время свойства тормозных жидкостей должны быть не хуже класса ДОТ 3 (таблица 18).

Таблица 18

Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей по международным стандартам

Показатель FMVSS 116 SAE J 1703
ДОТ-3 ДОТ-4 ДОТ-5, ДОТ-5.1
Температура кипения «сухой» жидкости, °С, не ниже        
Температура кипения «увлажненной» жидкости, °С, не ниже        
Вязкость кинематическая, мм2        
при +100°С, не менее 1,5 1,5 1,5 1,5
при –40°С, не более        

 

В России выпускаются тормозные жидкости для массового использования и специального назначения. К первым относятся «Нева», «Томь», «Роса» и БСК, ко вторым ГТЖ-22М.

Для современных автомобилей применяют все перечисленные выше жидкости, кроме БСК, которую используют на автомобилях старых моделей и на сельхозтехнике. Тормозные жидкости взаимозаменяемы, за исключением БСК.

Жидкость БСК является смесью бутилового спирта и касторового масла (50:50); обладает невысокими вязкостно-температурными показателями. Остальные тормозные жидкости изготовлены из продуктов синтеза на основе окиси этилена и пропилена с добавлением комплекса присадок. ГТЖ-22М рекомендована для применения на некоторых видах грузовых автомобилей. Регламентируемая стандартом температура кипения увлажненной жидкости достигается примерно через 2 года эксплуатации.

Характеристики свойств тормозных жидкостей представлены в таблице 19.

Таблица 19

Характеристики тормозных жидкостей

Показатель БСК «Нева» «Томь» «Роса» ГТЖ-22М
Кинематическая вязкость, мм2/с:          
при –40°С, не более не регл.        
при +50°С, не менее        
при 100°С, не менее 5,5       1,9
Температура кипения, °С, не ниже:          
«сухой» жидкости          
«увлажненной» жидкости не регл.       не регл.
Увеличение объема резины, % 5–10 2–8 2–8 2–8

 

Жидкость БСК выделяет кристаллы при температуре около –20°С, поэтому неприменима при низких температурах. Остальные тормозные жидкости сохраняют работоспособность до –40, –45°С, а ГТЖ до –60°С. При температурах ниже –40°С допускается добавление 18–20 % этилового спирта к жидкостям «Томь» и «Нева». При сохранении способности к работе до –60°С такая смесь имеет низкую температуру кипения и не обеспечивает герметичности уплотнений.

Вообще же качество отечественных тормозных жидкостей недостаточно высокое (не выше класса ДОТ-3), и только «Роса» приближается к современным требованиям международных стандартов (класс ДОТ-4 стандарта FMVSS 116).

Высококачественную продукцию, которая соответствует международным стандартам безопасности (классы ДОТ-4, ДОТ-5, ДОТ-5.1 упомянутого стандарта), на синтетической или полусинтетической основе выпускают наиболее известные фирмы-производители: ВР, Shell, Техасо, Castrol и др. Все синтетические тормозные жидкости (кроме ДОТ-5) полностью совместимы при смешивании. Это позволяет избежать нарушений в работе тормозной системы вследствие ошибок при применении тормозных жидкостей.

Срок службы тормозной жидкости рекомендуется производителем, обычно дается с запасом, и составляет 3–4 года или определяется пробегом. В руководстве по эксплуатации автомобиля смену рекомендуется производить через 1,5–2 года. Однако в любом случае следует после пробега 40–50 тыс. км проверить работоспособность тормозной системы, а после 5 лет эксплуатации или 125 тыс. км пробега заменить гибкие шланги.

 

Амортизационные жидкости

 

Амортизационные жидкости служат для смягчения ударных нагрузок, возникающих при движении автомобиля по неровной дороге. На современных автомобилях используются в основном гидравлические телескопические амортизаторы, в которых рабочим телом и является амортизационная жидкость. В основе работы гидравлических амортизаторов лежат свойства жидкостей практически не сжиматься и мгновенно передавать прилагаемые к ним нагрузки по всем направлениям.

Особенностью работы амортизационных жидкостей является широкий температурный диапазон: от –60°С в северных районах до +120–140°С за счет превращения, энергии сжатия в тепловую. По этой причине основным показателем является вязкостно-температурная характеристика амортизационных жидкостей: при высокой вязкости (низкие температуры) они работают жестко, при низкой вязкости (высокие температуры) возможна утечка из амортизатора, где давление достигает 10 МПа.

Амортизационная жидкость должна обладать пологой вязкостно-температурной кривой, достаточно низкой температурой застывания, хорошими смазывающими, противокоррозионными свойствами, обладать высокой физической и термической устойчивостью, быть совместимой с резиновыми уплотнителями. Они также не должны образовывать пены, так как это ухудшает работу амортизатора из-за увеличения сжимаемости. В амортизационные жидкости для обеспечения необходимых эксплуатационных свойств вводят соответствующие присадки.

В настоящее время в основном используются всесезонные амортизационные жидкости марок АЖ-12т, МГП-10 и МГП-12. Их свойства приведены в таблице 20. Амортизационные масла являются смесью минеральных маловязких масел с синтетическими продуктами (обычно с полисилоксанами).

 

Таблица 20

Свойства основных марок амортизационных жидкостей*

Показатель МГП-10 АЖ-12т МГП-12
Плотность при 20°С, кг/м3    
Вязкость, мм2/с при температуре, °С      
–40, не более  
–20, не более    
+50, не менее      
+100, не менее 3,6 3,6 3,9
Температура застывания, °С, не выше –40 –52 –43

* Качество АЖ-12т определяется ГОСТ 23008–78, МГП – техническими условиями.

Амортизационная жидкость теряет свои свойства из-за загрязнения продуктами окисления самой жидкости и износа амортизаторов, поэтому необходимы регулярная замена жидкости и ремонт амортизаторов. Это должно производиться на специальном оборудовании в автохозяйствах или СТО.

Из зарубежных амортизационных жидкостей следует в первую очередь указать жидкости, производимые фирмами ВР, Shell, Еsso, SТС.

 

Охлаждающие жидкости

 

В процессе работы двигателя многие его узлы испытывают большую тепловую нагрузку и сильно нагреваются. Для нормальной работы двигателя его необходимо охлаждать. Существуют системы воздушного и жидкостно­го охлаждения, первая значительно менее эффективна и имеет ограниченное применение. Эффективность работы охлаждающей жидкостной системы зависит от качества охлаждающей жидкости.

Одним из основных требований к охлаждающей жидкости являются температурные и вязкостно-температурные свойства: охлаждающая жидкость должна иметь низкую температуру застывания и высокую температуру кипения, легко прокачиваться во всем объеме рабочих температур (от температур окружающего воздуха до 140°С). При этом охлаждающая жидкость должна обладать высокой теплоемкостью и теплотой испарения, не воспламеняться, не вспениваться, не вызывать коррозии, быть стабильной в эксплуатации и хранении, не давать отложений на внутренних поверхностях системы охлаждения.

Многим из этих качеств не удовлетворяет вода: высокая температура кристаллизации и низкая температура кипения, образование накипи, увеличение объема при замерзании (что приводит к разрыву системы охлаждения). Это ограничивает возможность применения воды по температуре окружающего воздуха (не ниже 0°С), вызывает необходимость ее умягчения (очистки от минеральных примесей) или введения специальной присадки («антинакипин»), предупреждающей образование отложений.

Избежать многих недостатков, свойственных воде, позволяет использование специальных низкозамерзающих охлаждающих жидкостей – антифризов. Антифризы представляют из себя смеси гликолей (многоатомных спиртов) с водой. Наиболее распространены этиленгликолевые смеси. Этиленгликоль – двухатомный спирт (СН2ОН – СН2ОН) – жидкость с температурой кристаллизации около –12°С и температурой кипения +197°С. Однако при образовании водно-гликолевых смесей температуры кристаллизации и кипения сложным образом зависят от состава смеси. Если температура кипения понижается достаточно плавно, то при понижении содержания этиленгликоля со 100 до 67% температура кристаллизации понижается до –75°С, а при дальнейшем разбавлении она повышается вновь. Важно при этом, что при кристаллизации антифризов образуется рыхлая масса из мелких кристаллов воды в этиленгликоле. Это не препятствует запуску двигателя, так как антифриз не теряет подвижности и может прокачиваться через охлаждающую систему. К тому же такая смесь не увеличивает объема при кристаллизации.

Однако и антифризы на основе этиленгликоля имеют существенные недостатки: низкая теплоемкость и теплопроводность, высокая коррозионная активность, токсичность.

В настоящее время выпускаются охлаждающие жидкости «Тосол» марок А (концентрат), А-40 и А-65, жидкости «Лена» марок А (концентрат), А-40 и А-65 и жидкость ОЖГ-25ПГ. Их основные характеристики приведены в табл.21 (по ранее действующим стандартам жидкости «Тосол» имели марки АМ, А-40 и А-65М соответственно, а «Лена» ОЖ-К, ОЖ-40 и ОЖ-65).

Концентраты в качестве рабочих жидкостей не применяются и предназначены для получения товарных жидкостей марок 65 и 40 путем разбавления их водой. Концентраты содержат около 96% этиленгликоля, 3% воды и до 6–7% присадок (сверх 100%). Присадки – антикоррозионные, противопенные. Зависимость температуры начала кристаллизации от содержания этиленгликоля отражены в таблицах 21, 22.

Таблица 21

Свойства низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов)

  Показатель «Тосол» «Лена» ОЖ-25
А А-40 А-65 А А-40 А-65 ПГ
Цвет голубой* Зеленый возможна опалесценция Желто-зеленый
Температура начала кристаллизации, °С, не выше –40 –65 –40 –65 –25
Плотность при 20°С, кг/м3   1075-1085 1085-1100 1120-1150 1075-1085 1085-1100 1040-1055
Температура кипения, °С, не менее              

* «Тосол» А-65 может быть окрашен также в красный цвет.

Таблица 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.018 с.)