Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антиокислительные и антикоррозионные свойстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Антиокислительные свойства характеризуют стойкость масла к окислению под действием высоких температур на поверхностях сопряженных деталей, а также при контакте с картерными газами в двигателе. Противокоррозионные свойства характеризует защитное действие масла, предохраняющего детали двигателя от коррозии. В процессе работы в двигателе моторное масло находится в контакте с горячими металлическими поверхностями (нагретые до нескольких сот градусов черные и цветные металлы), воздухом, картерными газами. В этих условиях могут протекать реакции окисления. Скорость окисления масла и свойства образующихся продуктов окисления зависят от химического состава масла и условий окисления. Продукты окисления могут быть растворимыми в масле или нерастворимыми. Растворимые продукты повышают коррозионную активность масел, а нерастворимые отлагаются в виде углеродистых отложений. Таким образом, продукты окисления увеличивают износ двигателя. С другой стороны, продукты коррозии (соли органических кислот, оксиды металлов и т.п.) и продукты износа (тонкодисперсные частицы металла) сами являются катализаторами окисления. Особенно опасны для деталей из цветных металлов органические кислоты, причем их коррозионная активность резко усиливается в присутствии воды. Таким образом, окисление моторных топлив является весьма нежелательным явлением. Наиболее эффективным и простым способом повышения антиокислительных и антикоррозионных свойств моторных топлив является введение специальных присадок. Антиокислительные присадки по своему действию могут быть ингибиторами процессов окисления и пассиваторами металлических поверхностей. В первом случае присадки тормозят развитие окислительных реакций, во втором они воздействуют на контактирующие с моторным маслом детали и образуют на их поверхности стойкую пленку, устраняя каталитическое действие металла. Одновременно такие пленки защищают металлические детали от коррозии, причем от коррозионных процессов защищены все металлические поверхности, контактирующие с моторным маслом, в том числе труднодоступные или недоступные снаружи. Для предотвращения коррозионного действия продуктов окисления и для нейтрализации коррозионно-активных продуктов сгорания серосодержащих компонентов топлив в моторные масла вводят щелочные присадки (не щелочи, а вещества, проявляющие некоторые щелочные свойства, например сульфонаты). Антиокислительные свойства масел не входят в число показателей, регламентируемых стандартами, хотя существуют методы их определения. Коррозионная способность масел регламентируется содержанием воды и водорастворимых кислот и щелочей (вода может быть в виде следов, то есть в ничтожно малых количествах, кислот и щелочей не должно быть вообще), и содержанием органических кислот (по кислотному числу – количеству мг КОН, потребному для нейтрализации таких кислот в 1 г масла). Моюще-диспергирующие свойства
Моюще-диспергирующие свойства характеризуют способность моторного масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя, в первую очередь деталей цилиндро-поршневой группы, за счет удержания нерастворимых продуктов окисления и других загрязнений во взвешенном состоянии в работающем масле, то есть без выпадения в осадок. В предыдущем разделе отмечалось, что в процессе эксплуатации в моторном масле образуются вещества, способные давать отложения на поверхности деталей двигателя или образовывать крупные агрегаты, не растворимые в масле (шламы), а потому увеличивающие его вязкостные свойства и способные засорить масляные фильтры. Моторное масло должно препятствовать образованию отложений, удерживая загрязнения в виде мелких частиц, равномерно распределяемых по всему объему масла. Нефтяные фракции не обладают необходимыми качествами, чтобы обеспечить моющий эффект, поэтому к маслам добавляют специальные моюще-диспергирующие присадки. Моющим действием в прямом понимании этого термина такие присадки фактически не обладают. Однако присадки образуют в результате адсорбции на металлических поверхностях тонкий слой, который отталкивает частицы загрязнения и тем препятствует образованию отложений. Оставшиеся в масле мелкие частицы окружаются оболочкой из веществ, входящих в состав присадки. Эти оболочки препятствуют укрупнению частиц загрязнений, образованию шлама и оседанию его на поверхности деталей. Присадки способны также измельчать (диспергировать) уже образовавшиеся крупные агрегаты продуктов окисления и переводить в объем масла в виде устойчивой суспензии. В процессе работы масла в двигателе присадки срабатываются, их содержание уменьшается, моющий и диспергирующий эффект теряется, поэтому и само масло, и металлические поверхности начинают интенсивно загрязняться. По этой причине моюще-диспергирующие свойства являются основными в определении качества моторных масел, и момент начала снижения их эффективности может служить началом замены масла. Применение высокоэффективных диспергирующих присадок увеличивает срок службы моторного масла (то есть время работы без его замены) в несколько раз. Замену масла проводят после определенного пробега автомобиля или срока работы масла. Противоизносные и противозадирные свойства Противоизносные и противозадирные свойства характеризуют способность масел уменьшать износ и разрушение трущихся деталей при различных нагрузках и температурах. Эти свойства моторного масла в значительной мере зависят от вязкостно-температурной характеристики масла и пакета присадок, включаемых в состав масла. Износ деталей двигателя является результатом механического взаимодействия трущихся поверхностей или химических процессов, происходящих на них. При многократных локальных деформациях металла вследствие значительных механических и температурных нагрузок возникают трещины, куски металла выкрашиваются – образуются задиры. Выше отмечалось, что снижение износа деталей должен обеспечить слой масла, разделяющий трущиеся детали и отводящий избыточное тепло. Однако в некоторых случаях (высокие температуры и удельное давление, резкие колебания нагрузки и скорости, низкая вязкость масла и недостаточная его подача и т.д.) смазывающий слой нарушается. Противоизносные и противозадирные присадки, вводимые в моторные масла, позволяют снизить в этих случаях степень износа. Механизм действия присадок может быть разным. В одном случае поверхностно-активные вещества адсорбируются на поверхности трущихся деталей, которые становятся способными удерживать смазку, и это делает масляные пленки более прочными, способными в большей мере сопротивляться выдавливанию и даже уменьшать трение по сравнению с маслами без присадок. В другом случае присадки образуют на поверхности металла новые химические соединения. Пленки из этих соединений обладают пластичностью и низким коэффициентом трения, что позволяет деталям мягко прирабатываться при работе двигателя и меньше изнашиваться. Присадки к моторным маслам
Введения присадок существенно изменяют свойства базовых масел и улучшают эксплуатационные свойства моторных масел, как это было показано в предыдущих разделах. Роль некоторых присадок рассмотрена выше, однако эти присадки составляют только часть комплекса присадок, которые обеспечивают набор необходимых эксплуатационных качеств. Вообще роль присадок к маслам исключительно важна, и эксплуатационные свойства моторного масла и его назначение определяются количеством и эффективностью присадок. Поэтому целесообразно не просто перечислить их, но и дать представление о функциях каждого типа присадок. По действию присадки можно разделить на следующие группы: Вязкостные. Улучшают вязкостно-температурные свойства масел, в основном уменьшают степень изменения вязкости с изменением температуры, так что при отрицательных температурах они подобны зимним, а в области высоких температур – летним. Депрессорные (депрессанты). Понижают температуру застывания масел. Моющие (детергенты). Уменьшают и предотвращают образования отложений. Диспергирующие (дисперсанты). Удерживают загрязняющие примеси в масле в мелкодисперсном состоянии и предотвращают образование шлама. Антиокислительные. Препятствуют образованию в работающем масле продуктов окисления, в том числе агрессивных. Противокоррозионные. Образуют на поверхности деталей защитные пленки, предохраняющие металл от коррозии, или нейтрализуют коррозионно-активные вещества. Противоизносные и противозадирные. Снижают износ контактирующих при трении поверхностей деталей, предупреждают разрушение металла (задиры) при высоких нагрузках. Антифрикционные. Улучшают антифрикционные свойства масел, уменьшая износ деталей в 1,3–1,5 раза и расход топлива на 3–5 %. В качестве этих присадок к маслам чаще всего используют соединения молибдена. Такие соединения вводятся в виде дисперсий, для чего составляются композиции, включающие стабилизирующие (то есть удерживающие соединения молибдена в масле в виде суспензии) вещества, ингибиторы коррозии (ее развитие возможно под воздействием антифрикционной добавки), другие компоненты. Противопенные. Предотвращают образование пены в двигателе. Образование пены нарушает нормальную подачу масла и работу двигателя. В качестве таких присадок используют в основном кремнийорганические соединения, которые плохо растворяются в масле, а при разрушении образуют диоксид кремния, обладающий сильными абразивными свойствами. По этим причинам противопенные присадки вводятся в очень небольших количествах (0,002–0,005 %). Как правило, каждая группа присадок выполняет несколько функций, то есть присадки являются многофункциональными. В настоящее время в продаже появились высокоэффективные (отечественные и импортные) присадки, выполняющие 2–3 функции или обладающие почти всем комплексом функций. Введение добавок в свежее моторное масло при смене масла и фильтров обеспечивает значительное улучшение технических и экономических показателей при эксплуатации автомобиля. Следует упомянуть и еще об одном типе присадок, которые в отечественной практике пока и выпускаются, и используются ограниченно – о восстанавливающих присадках. При добавлении в масло таких присадок протекают специфические химические и физико-химические процессы, и изношенные детали восстанавливаются. Восстанавливающие присадки в основе своей имеют сложные химические соединения, содержащие ионы металлов, которые и образуют новые слои на изношенных частях трущихся поверхностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.25 (0.008 с.) |