Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. И. Немирови ч-Д а н ч е н к о, Статьи, речи, беседы, письма, М., «Искусство», 1952, стр. 167—168.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стр.99 Таким образом, с помощью творческого воображения физическое самочувствие возникает у актера в ответ на вопрос: как бы себя чувствовали и что делали, если бы сейчас, например, было очень жарко? Холодно? Вы устали? Больны? Только что выкупались? Пообедали? Хотите спать? Вышли на свежий воздух из накуренной комнаты? Пошел первый снег? и т. д. Кроме того, на физическое самочувствие очень влияет то настроение, которое господствует в том месте, куда вы пришли. Если вы входите в госпиталь, где лежит ваш опасно больной друг, вы невольно подчиняетесь той атмосфере, которая окружает больного, и стараетесь вести себя так, чтобы не нарушить этой атмосферы. Войдя в читальный зал библиотеки, вы будете стараться не мешать тем, кто там занимается. Это и определит ваше самочувствие. Если вы опоздали и пришли в разгар веселья на молодежный бал, ваше самочувствие определится желанием или нежеланием включиться в атмосферу веселья, царящего на этом балу. Вы будете по-разному идти по улице весной или осенью, летом или зимой, в ясную погоду или в дождь и бурю; на работу и с работы, в институт и из института. Простейшее физическое самочувствие, - Стр. 100 определяемое мускульным усилием, часто встречается в пьесах. Возьмем, например, «Свои люди — сочтемся!» Островского. Аграфена Кондратьевна бегает за своей дочерью Липочкой, кружащейся в вальсе. Аграфена Кондратьевна. Долго ль же мне бегать-то за тобой на старости лет! Ух, замучила, варварка! Как видите, Аграфена Кондратьевна устала и измучилась настолько, что с трудом говорит. В том же действии в комнату входит сваха. То, что сваха запыхалась, дано прямо в тексте. Устинья Наумовна (входя). Уф-фа, фа! Что это у вас, серебряные, лестница-то какая крутая: лезешь, лезешь, насилу вползешь. Несколько более сложное физическое самочувствие у Бальзаминова в пьесе А. Н. Островского «Праздничный сон до обеда». Бальзаминов (вбегает, держась за голову). Ухо, ухо! Батюшки, ухо! Матрена (в двери, со щипцами). Я ведь не полик-махтер, с меня что взять-то! Бальзаминов. Да ведь я тебя просил волосы завивать-то, а не уши. Матрена. А зачем велики отрастил! Ин шел бы к поликмахтеру, а с меня что взять-то! (Уходит.) Бальзаминов. Батюшки, что же мне делать-то (подходит к зеркалу). Аи, аи, аи! Почернело все!.. Уж больно-то, Стр. 101 нужды б нет, как бы только его волосами закрыть, чтобы не видно было. Бальзаминов а. За дело! Бальзаминов. Какое задела! Так горячими-то щипцами все ухо и ухватила... Ой, ой, ой! Маменька! Даже до лихорадки... Ой, батюшки! Мы взяли несколько примеров, рисующих несложное физическое самочувствие, но надо иметь в виду, что всякое действующее лицо любой пьесы, как и каждый человек во всякую минуту своей жизни, непременно находится в каком-либо физическом самочувствии. Мы начинаем занятия по этому разделу с простейших упражнений, в которых студенты ищут физическое самочувствие, соответствующее заданным предлагаемым обстоятельствам. Например, иду по дороге: а) в жару. (Один из студентов сыграл это упражнение так. Жаркий день на юге в мае; он только что приехал, вышел на берег моря, и ощущение простора, морского ветра, яркого солнца захватило его; ему захотелось искупаться. Пользуясь упражнениями на память физических действий, он начал «раздеваться», снял с себя майку, брюки, тапочки; некоторое время посидел «голым», нежась под лучами горячего солнца, а затем стал входить в воду; она оказалась очень холодной; ощущение холода охватывало сначала ступ- стр. 102 ни, затем, по мере того как он погружался в воду, холодно становилось икрам, коленям, он стал обливать себя холодной водой, подумал, стоит ли ему купаться, решительно вошел глубже и, когда вода покрыла плечи, «поплыл». В этом упражнении ему удалось передать и берег моря, и ощущение простора, и жару, и холод.) б) в дождь; в) через грязь; г) в метель; д) когда скользко; е) в тумане; ж) на рассвете; з) по горячему песку пляжа и т. д. Занимающиеся должны знать, куда, откуда и зачем они идут, и эти причины становятся источником физического самочувствия. Например. Если я иду по дороге в дождь в аптеку за лекарством для тяжелобольного — это одно; если же я иду по дороге в дождь на свидание -это другое, хотя и дорога и дождь те же самые. Если дождь небольшой — это одно, если ливень — другое. Асфальтовое шоссе — это одно, проселочная дорога — другое, тропинка в лесу — третье. Упражнение может быть коротким, если я быстро пройду по дороге, и может быть продолжительным, если я, пережидая дождь, встану под дерево. Могу оправдать так, что дерево не пропускает капель дождя, а могу оправдать так, что вначале оно защищает меня от дождя, а потом дождь все-таки пробивает листву, и мне приходится переходить с места на место в поисках сухих Стр.103 островков. Если я в плаще или под зонтиком — это одно, если дождь застал меня врасплох — это другое. Или, допустим, я жду на платформе прихода поезда. Обстоятельства здесь могут быть различными. Например: а) бежал, боясь опоздать, а теперь жду, стараясь отдышаться; б) изменилось расписание, утренний поезд отменен, а я этого не знал и теперь жду целый день вечернего поезда; в) потерял билет и собираюсь сесть в поезд без билета; г) дело, по которому я приезжал, удалось, и я уезжаю с успехом; д) еду в отпуск; е) встречаю начальство; ж) встречаю невесту; з) я — дежурный по станции и т. д. Все эти причины определяют различное физическое самочувствие и соответствующую линию поведения. При выполнении упражнений важно поверить в правдоподобие вымышленных условий и вспомнить, как себя чувствовал и что делал в подобных обстоятельствах. В поисках физического самочувствия жары студенты иногда сразу начинают обмахиваться платками и вытирать пот. Неверно, если эти действия будут только внешними, без ощущения жары, когда меняется ритм дыхания, сохнет во рту, хочется вымыться, сменить белье и т. п. Ища физическое самочувствие при холоде, Стр. 104 студенты зачастую сразу начинают подергивать плечами, ежиться, потирать руки и уши, ударять одной ногой о другую. Они забывают, что в первую очередь нужно вспомнить подлинное ощущение мороза, который вначале может быть приятным, бодрит, а затем постепенно подмораживает ноги, руки, уши, нос. Кроме того, ощущение мороза индивидуально. Один зябнет и страдает, другому мороз доставляет удовольствие. Вот еще несколько начальных упражнений. Вхожу в комнату: а) с мокрыми руками после мытья или стирки; б) с грязными руками после топки печи; в) с намыленным лицом, потому что в разгаре умывания кончилась вода в умывальнике; г) после того как намазал порез на пальце йодом и т. п. Поискать физическое самочувствие при таких обстоятельствах: а) гвоздь в туфле; б) жмут ботинки; в) устал, хочется спать, а спать нельзя (на дежурстве); г) пришел в чужой дом в мокрой одежде, наследил; д) в ожидании вкусного обеда, когда очень хочется есть; после вкусного обеда уснул в кресле; разбудил звонок телефона; никак не могу выйти из сонного состояния; е) хочется курить, а папирос нет; ж) собираюсь на поезд, опаздываю. Стр. 105 Поискать самочувствие больного, если: а) болит голова; б) болит зуб; в) вырвали зуб; г) простудился, кашляет, чихает; д) высокая температура; е) растянул сухожилие на ноге, прихрамывает; ж) попала соринка в глаз; з) укусила оса. В этих упражнениях студенты обычно начинают наигрывать самочувствие. Мы, убирая наигрыш, разъясняем, что не нужно стараться сразу показать результат, т. е. конечную форму данного самочувствия, а следует искать путь, которым это самочувствие накапливается. Например. Жмут ботинки. Вначале, когда их надеваешь, может показаться, что они впору. Затем выясняется, что они жмут, но терпеть можно, а в конце концов они причиняют такую боль, что ходить в них нельзя. Впрочем, в каждом случае должно быть найдено свое оправдание и каждый студент должен проделать это упражнение по-своему. Упражнения исполняются так, чтобы действие было главным, а физическое самочувствие ему сопутствовало. Например. Я собираюсь на очень важный для меня вечер. Надеваю новые ботинки, и выясняется, что они жмут. События (предлагаемые обстоятельства), происшедшие до выхода студента на сцену, будут влиять на то физическое самочувствие, с которым он входит на сцену. Стр. 106 В возникновении верного самочувствия основную роль играет творческое воображение. Самой большой ошибкой будет, если все начнут вести себя одинаково в условиях жары, холода, дождя, болезни и т. п. Это произойдет в том случае, если они будут стараться ощутить жару, холод или дождь «вообще». Разные же предлагаемые обстоятельства дадут возможность каждому проделать упражнение по-своему, и оно станет индивидуальным, многогранным и неповторимым. Например, упражнение «В новом платье». Новое платье может: а) нравиться и не нравиться; б) жать; в) быть надето для того, кто его подарил; г) порваться; д) быть чересчур свободным; е) оказаться слишком нарядным среди платьев окружающих и т. д. Упражнение «Устал, хочется спать» может быть выполнено при самых разнообразных предлагаемых обстоятельствах и совершенно не походить на то же упражнение, выполненное другим студентом. Усталость может быть и приятной и тяжелой. Спать нельзя потому, что это опасно или самому неприятно, если кто-нибудь увидит, как я заснул на дежурстве. Наконец, бывает так, что человек одним глазом спит, другим бодрствует. Бывает, что человек принимает меры, чтобы не заснуть: пьет крепкий чай, курит, читает газету и т. д. В жизни усталость непременно имеет Стр.107 индивидуальное выражение. Если мы представим себе группу туристов, уставших после большого перехода, то увидим, что один спит, сидя на том месте, куда присел; другой набрал охапку соломы и устроился на соломе; третий собирает хворост для костра; четвертый что-то ест, не дождавшись общего ужина; пятый записывает в книжечку впечатления дня; шестой пытается вымыться и т. д.,— и все эти разнообразные действия будут пронизаны атмосферой усталости. Таким образом, физическое самочувствие слагается из многих обстоятельств и напоминает музыкальный аккорд, характер которого определяет главная нота (скажем, усталость), а остальные, оттеняя главную, придают аккорду индивидуальную окраску. Кроме того, физическое самочувствие непрерывно меняется, иногда даже на протяжении небольшого отрезка времени. Например, озябший человек приходит в теплую комнату. Сначала ему еще холодно, он потирает уши и руки, старается пробраться поближе к жарко натопленной печке, затем, после выпитого горячего чая, он начинает страдать от жары и искать прохлады. В чеховской сценке «Гость» у хозяина дома до поздней ночи засиделся надоедливый гость. Хозяину хочется спать, но он никак не может заставить гостя понять, что ему пора уходить. Наконец Стр. 108 после долгих поисков он нашел способ: попросил у гостя взаймы. Гость немедленно ушел. В этой сценке Чехов чудесно показал перемены в физическом самочувствии хозяина. Ему хочется спать, и он в своем раздражении доходит до бешенства. Но зато какое торжество он испытывает, когда все-таки заставляет гостя уйти. Вот какое сложное самочувствие может быть у человека, который хочет спать. С еще большим блеском и юмором описано физическое самочувствие человека в рассказе Чехова «Неосторожность». После некоторого колебания, пересилив свой страх, Стрижин направился к шкафу. Отворив осторожно дверцу, он нащупал в правом углу бутылку и рюмку, налил, поставил бутылку на место, потом перекрестился и выпил. И тотчас же произошло нечто вроде чуда. С страшной силой, точно бомбу, Стрижина вдруг отбросило от шкафа К сундуку. В глазах его засверкало, дыхание сперло, по всему телу пробежало такое ощущение, как будто он упал в болото, полное пиявок. Ему показалось, что вместо водки он проглотил кусок динамита, который взорвал его тело, дом, весь переулок... Голова, руки, ноги — все оторвалось и полетело куда-то к черту, в пространство... Минуты три он лежал на сундуке неподвижно, не дыша, потом поднялся и спросил себя: - Где я? Первое, что он ясно ощутил, придя в себя, это был резкий запах керосина. — Батюшки мои, это я вместо водки керосину выпил!— ужаснулся он.— Святители, угодники! Стр 109 От мысли, что он отравился, его бросило и в холод и В жар. Что яд был действительно принят, свидетельствовали, кроме запаха в комнате, жжение во рту, искры в глазах, звон колоколов в голове и колотье в желудке. «Физическое самочувствие радости может иметь множество оттенков и чувства, и темперамента, и даже психологических пружин... Нет пределов фантазии, работающей в психофизике человека для выбора физического самочувствия»1. Эти слова В. И. Немировича-Данченко подчеркивают, что сфера физического самочувствия безгранична и проявляется иногда в неожиданной форме. Вспомним финал «Живого трупа» Л. Н. Толстого. Федя (после того, как выстрелил себе в сердце). Как хорошо.... как хорошо... (кончается). Казалось бы, что в его самочувствии боль от раны должна быть главной, а он ее не чувствует -наоборот, освобождение от нравственных страданий заслоняет физические муки. Таким образом, физическое самочувствие, начиная от простейших упражнений и кончая самыми сложными творческими заданиями, сопутствует актеру во время действия и дает тон всему происходящему на сцене.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.88.128 (0.011 с.) |