Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 70, 94-95.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стр.64 мышцы. Поэтому такие упражнения мы делаем до тех пор, пока студент хорошо не овладеет ими. Далее занимающиеся по знаку преподавателя принимают какую-нибудь позу и, не меняя ее, определяют, где у них излишнее напряжение, и убирают его, оставляя столько напряжения, сколько нужно для данной позы. Иногда студенты вместо освобождения мышц расслабляют их или, освобождая, меняют позу. Нужно научиться освобождать мышцы, не меняя позы. Затем занимающиеся проделывают какое-нибудь действие по отношению друг к другу (например, здороваются, передают книгу, записывают адрес, подают пальто и т. п.). По знаку преподавателя движение останавливается, студенты проверяют, где у них излишнее напряжение, убирают его и заканчивают движение с освобожденными мышцами. В этом упражнении нужно уловить, какое ощущение дает несвободное и какое — свободное движение. Студент рассматривает какой-нибудь предмет. По знаку преподавателя проверяет, свободен ли он в этом действии. Снова обращается его внимание на то, чтобы взгляд не был напряжен и глаза видели с той же незначительной затратой энергии, как в жизни. Такие же упражнения надо делать слушая, осязая, обоняя. Студент должен понять, что сильное движение должно быть свободно. Если я в Стр.65 раздражении сильно хлопну кулаком по столу, это движение будет свободно, потому что мне для разрядки своего состояния нужно сильное движение. В результате этих упражнений студенты должны стать на сцене свободнее, чем в жизни, потому что в жизни мы часто не замечаем, когда бываем зажаты. Мышечная несвобода проявляется у каждого индивидуально и иногда бывает отчетливо видна: могут быть опущены углы рта или человек улыбается неестественной, смущенной улыбкой, могут быть напряжены брови, «выпяливаются» глаза, может чувствоваться несвободное дыхание, он не знает куда девать руки, может быть зажата шея, спина и т. п. Если на сцене упадет какая-нибудь вещь, то этого не замечают и ее не поднимают. Уходят со сцены, забыв взять с собой шапку или какую-то свою вещь. Если движению на сцене мешает, скажем, стул, то его не убирают с дороги, а все время на него натыкаются и т. д. Это бывает ясно видно, и тут можно помочь студенту, подсказав, что именно ему нужно освободить. Но иногда бывает неясно, свободен студент или нет, и сам он не может отдать себе в этом отчет. Свободное тело непременно пластично. Животные и дети, которые не знают стеснения, свободны и пластичны. Поэтому основной мерой при определении, свободен ли человек на сцене, Стр. 66 является ощущение: приятно ли смотреть на его позу или движения. Если приятно, значит, он свободен, если нас что-то беспокоит, значит,— нет. Как мы уже говорили, в освобождении мышц громадную роль играют домашние упражнения. Б. В. Щукин одно время жил в помещении студии, и те, кому случалось поздно задерживаться в студии, могли видеть, как он на пустой, ночной, полутемной сцене тренировал свободу, пластику и выразительность своих движений, делал это долго, с удовольствием, неутомимо, пока не добивался той цели, какую он для себя на сегодня поставил. Если случалось разговаривать с ним перед выходом на сцену, он отвечал, говорил по существу дела, но руки его проделывали упражнения на освобождение мышц, пальцы выразительно, двигались и сам он двигался, повинуясь внутреннему ритму роли, который в нем звучал. Упражнения на освобождение мышц мы начинаем с четвертого-пятого занятия и ведем параллельно с упражнениями на внимание, объединяя их в дальнейшем. Нельзя думать, что, освоив упражнения на освобождение мышц, студент никогда больше не будет напряжен. Нет, мышечное напряжение, как коварный и неутомимый враг, будет подстерегать актера на протяжении всей его сценической деятельности и появляться там, где его совсем Стр.67 не ждешь. Оно может возникать при трудностях в репетиционной работе и особенно часто на первых представлениях новых спектаклей, когда волнение не дает возможности справиться с собой. Тут на помощь приходит выработанная привычка быстро определять, где таится излишнее напряжение, и немедленно его убирать. Кроме того, привычка помогает периодически проверять (конечно, не слишком часто, а в удобные моменты) свободу своих мышц во время пребывания на сцене. Но одними упражнениями полного освобождения мышц добиться трудно. Некоторая доля внутреннего напряжения еще остается и исчезает только тогда, когда студент начнет увлекаться процессом сценического действия. Кроме того, мышечная свобода и внимание находятся в тесной зависимости друг от друга. Если вы по-настоящему сосредоточены на каком-либо объекте и одновременно отвлечены от других объектов (например, от зрительного зала), вы непременно свободны. И наоборот, отсутствие мышечной свободы не даст вам возможности полностью сосредоточить свое внимание. Таким образом, внимание и мышечная свобода, тесно переплетаясь, сопровождают процесс сценического действия и являются необходимым условием актерского творчества. Стр. 68 Проведя ряд занятий на освобождение мышц, мы обращаем внимание студента на необходимость продолжать тренировку способности мыс* лить в условиях сцены. Одно из упражнений, которыми мы пользуемся, называется упражнением на ассоциации (ассоциация — связь между отдельными представлениями, в силу которой одно представление вызывается другим). Это упражнение показывает, насколько студент внутренне свободен, и вызывает цепь образных видений, возникновение которых не зависит от воли студента, а рождается на основе его внутреннего мира, будит воспоминания, оживляет художественные впечатления и подготовляет появление образов воображения. Мы произносим какое-нибудь слово. Студенты рассказывают о тех видениях, какие у них непроизвольно возникают. Например, произносится слово «собака». У одного возникают отрывочные видения детства: елка... бабушка... белый платок... и т. д.; у другого после слова «собака» возникли конура, телега, рынок, на который ездили за продуктами, товарищ, с которым проводил лето, и т. д. У третьего не возникло ничего. Если у занимающегося не возникает видений, не надо ему себя насиловать и придумывать какую-нибудь искусственную историю. В дальнейшем цепь ассоциаций возникнет, если он внутренне освободится. Стр. 69 Мы произносим раздельно с длительными паузами три слова, не связанных между собой. Участники упражнения рассказывают о трех цепочках возникающих ассоциаций. Например, первое слово — «сундук». У одного студента, например, возникло видение: большой сундук с блестящей металлической обивкой, затем комната с обоями в синих полосках и ведущая вниз лестница... Дальше возникла белая лошадь в сбруе, украшенной медными бляхами. Затем потянулась дорога, серая от пыли. (В этой цепи ассоциаций ничто студенту не было знакомо.) Второе слово — «кукушка». Возникло: часы домиком, из них выскакивает и кукует кукушка. (Такие часы студент видел в одном доме.) Из часов тянется блестящая цепочка и вытягивает якорь... дальше ничего не увидел... Третье слово — «сахарница». Студент вспомнил, как он плыл на пароходе в приятной компании в дом отдыха. Сидели в ресторане и пили чай в ожидании пристани, где ему надо было сходить. Радио громко играло, когда пароход привалил к пристани. Его случайные спутники кричали, скандируя: досвидания! Вот другая цепь ассоциаций. Слово — «кошка». Студент увидел: блюдце с молоком... облизывается серый котенок... На полу солнечный зайчик. Сразу увиделось яркое Стр. 70 солнце, и он сам на лодке в море. Вспомнил, как поднялась большая волна, он испугался и изо всех сил стал грести к берегу. У мостков какие-то люди ловят его лодку и помогают ему вылезти. Он стоит на песке и никак не может прийти в себя. Лезет в карман за папиросами. Они промокли .и развалились. Наконец находит одну сухую, но не сразу может закурить, так дрожат руки. Второе слово — «салфетка». Увидел что-то белое и вспомнил платье невесты в картине Пукирева «Неравный брак». Видит ее грустное, заплаканное лицо. Третье слово — «лист». Вспомнилась мелодия вальса военных лет и отрывочные слова: «слетает желтый лист»... «вальс «Осенний сон» играет гармонист»... Вспомнилась воздушная тревога. Мать бегом тащит его в бомбоубежище... Стрельба... Рядом плачут маленькие дети. Ассоциации могут то возникать в форме образов, отрывочных видений, то рождать воспоминания о пережитых волнениях, то будить впечатления от прочитанных книг, виденных картин, пьес, музыки, то напоминать о забытых случаях жизни, о детстве, школе, разных песнях, кушаньях и т. д. Вот еще упражнения. Показать с длинными перерывами три различных предмета. Студенты расказывают о тех ассоциациях, которые у них возникли. Стр. 71 Проиграть или напеть какую-либо мелодию. Потом рассказать об ассоциациях. Ощупать какой-нибудь предмет и рассказать о цепи ассоциаций. Такое же упражнение на обоняние. Эти упражнения, помогая рождению воспоминаний и образного мышления на сцене, подводят к началу работы над развитием воображения. Стр72 ВООБРАЖЕНИЕ Искусство актера, его творчество возникает и протекает не в реальной жизни, а в жизни, созданной художественным вымыслом, в которой важнейшую роль играет воображение, творческая фантазия. «Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия — то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было... ...Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения»1. Ведь на сцене нет ничего подлинного: комната— не комната, а павильон из легких, непохожих на настоящие, стен. Одна из стен вынута и вместо нее — темное пространство зрительного зала, сценический отец — совсем не отец, а товарищ по училищу — в парике и гриме, да и сам студент говорит чужие слова и совсем не тот человек, поступками, мыслями, стремлениями и чувствами
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.145.189 (0.01 с.) |