Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема диалога и диалогичности

Поиск

В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН

(либо В ДИСТАНЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН,

Либо В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМ) ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Сегодня мы понимаем, что стремительное внедрение новых технологий уже не просто дань моде, а неизбежность, и в условиях пандемии этот процесс только ускоряется.

В докладе мы выделяем проблему диалога и диалогичности в дистанционном образовании, над которой пытаются работать(?размышлять) не столько создатели образовательных автоматизированных платформ, разрабатывая различные формы коммуникаций, сколько профессорско-преподавательский состав вузов. И если разработчики так или иначе справляются со своей задачей, создавая дополнительные возможности для коммуникации, появляются интерактивные формы (например, написать комментарий, участвовать в онлайн-чате, онлайн-конференции или форуме), то для преподавателя остается проблемой выстраивание диалога и (?создание) диалогичности теми возможностями, которые предлагают дистанционные образовательные системы.

Говорить о диалоге и диалогичности в дистанционном образовании и их роли в системе высшего образования можно, лишь определив сущность этих феноменов. Необходимо вс(?на)помнить, что понятие «диалог»(?диалог) — это форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих [2].

Ключевыми составляющими являются «регулярный обмен высказываниями» и «влияние непосредственного восприятия речевой деятельности» (зачем кавычки?). В диалоге важна содержательная часть, например: сообщения-разъяснения, добавления, согласие либо возражение, выстраивание конструкции речевого этикета, ситуационная и психологическая составляющие.

Одним из важнейших теоретических понятий является «диалогичность». Первопроходцем можно считать немецкого философа-материалиста XIX века Л. Фейербаха, который определял диалогичность как «характеристику человеческой сущности, возникающей только в общении» [3, с. 61–65 — цитата на 4-х страницах?].

Философ, культуролог и литературовед XX века М. М. Бахтин писал, что «диалогичность — это особая форма взаимодействия, которая имеет онтологический статус: быть — значит общаться диалогически», «диалогический характер носит не только человеческое общение, но и человеческое мышление, а также процесс понимания» [1, с. 363].

Не вызывает сомнения, что с коммуникационной задачей разработчики образовательных автоматизированных платформ и преподаватели более или менее справляются. А вот проблема диалога и диалогичности остается острой и актуальной.

Конечно, живой диалог не заменит никакая автоматизированная система, но справедливости ради можно очередной раз отметить, что определенную часть проблемы диалога автоматизированные образовательные платформы пытаются решать и для этого создаются все новые и новые функции и возможности. Но содержит ли эта относительно новая в историческом контексте форма обучения принципы диалогического общения или цифровые технологии и технические средства приуменьшают роль диалога? Ведь не секрет, что простой опосредованный обмен электронными материалами, презентациями и тому подобным однозначно не способствует приобретению навыков ведения диалога, как и онлайн-лекции, выдача(?публикация) заданий в системах и мессенджерах не подразумевает обмена мнениями и совместного поиска истины, что в конечном счете влияет на формирование собственного взгляда и позиции у студента.

Возникает много вопросов и к качеству обратной связи, так как ограниченность и тем более отсутствие диалогического общения не способствуют решению одной из главных задач высшего образования — формированию мировоззренческих ориентиров и жизненных установок у молодого поколения.

Литература

1. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин. — Текст: непосредственный // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва: Искусство, 1979. — 423 с.

2. Всемирная история: [энциклопедия]. — URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/dialog_ot_ghriech_di_logos_razghovor_biesieda (дата обращения: 15.01.2022). — Текст: электронный.

3. Фейербах, Л. Сущность христианства / Л. Фейербах. — Текст: электронный // Фейербах Л. Сочинения: [в 2 томах]. — Москва: Наука, 1995. — Т. 2. — URL: https://istoriyamira.ru/wp-content/uploads/2018/11/lyudvig-feyerbah-sushchnost-hristianstva.pdf (дата обращения: 13.01.2022).

 

Т. Л. Смолина,

доцент кафедры социальной психологии СПбГУП,

кандидат психологических наук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.008 с.)