Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема диалога и диалогичностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН (либо В ДИСТАНЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН, Либо В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМ) ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА Сегодня мы понимаем, что стремительное внедрение новых технологий уже не просто дань моде, а неизбежность, и в условиях пандемии этот процесс только ускоряется. В докладе мы выделяем проблему диалога и диалогичности в дистанционном образовании, над которой пытаются работать(?размышлять) не столько создатели образовательных автоматизированных платформ, разрабатывая различные формы коммуникаций, сколько профессорско-преподавательский состав вузов. И если разработчики так или иначе справляются со своей задачей, создавая дополнительные возможности для коммуникации, появляются интерактивные формы (например, написать комментарий, участвовать в онлайн-чате, онлайн-конференции или форуме), то для преподавателя остается проблемой выстраивание диалога и (?создание) диалогичности теми возможностями, которые предлагают дистанционные образовательные системы. Говорить о диалоге и диалогичности в дистанционном образовании и их роли в системе высшего образования можно, лишь определив сущность этих феноменов. Необходимо вс(?на)помнить, что понятие «диалог»(?диалог) — это форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих [2]. Ключевыми составляющими являются «регулярный обмен высказываниями» и «влияние непосредственного восприятия речевой деятельности» (зачем кавычки?). В диалоге важна содержательная часть, например: сообщения-разъяснения, добавления, согласие либо возражение, выстраивание конструкции речевого этикета, ситуационная и психологическая составляющие. Одним из важнейших теоретических понятий является «диалогичность». Первопроходцем можно считать немецкого философа-материалиста XIX века Л. Фейербаха, который определял диалогичность как «характеристику человеческой сущности, возникающей только в общении» [3, с. 61–65 — цитата на 4-х страницах?]. Философ, культуролог и литературовед XX века М. М. Бахтин писал, что «диалогичность — это особая форма взаимодействия, которая имеет онтологический статус: быть — значит общаться диалогически», «диалогический характер носит не только человеческое общение, но и человеческое мышление, а также процесс понимания» [1, с. 363]. Не вызывает сомнения, что с коммуникационной задачей разработчики образовательных автоматизированных платформ и преподаватели более или менее справляются. А вот проблема диалога и диалогичности остается острой и актуальной. Конечно, живой диалог не заменит никакая автоматизированная система, но справедливости ради можно очередной раз отметить, что определенную часть проблемы диалога автоматизированные образовательные платформы пытаются решать и для этого создаются все новые и новые функции и возможности. Но содержит ли эта относительно новая в историческом контексте форма обучения принципы диалогического общения или цифровые технологии и технические средства приуменьшают роль диалога? Ведь не секрет, что простой опосредованный обмен электронными материалами, презентациями и тому подобным однозначно не способствует приобретению навыков ведения диалога, как и онлайн-лекции, выдача(?публикация) заданий в системах и мессенджерах не подразумевает обмена мнениями и совместного поиска истины, что в конечном счете влияет на формирование собственного взгляда и позиции у студента. Возникает много вопросов и к качеству обратной связи, так как ограниченность и тем более отсутствие диалогического общения не способствуют решению одной из главных задач высшего образования — формированию мировоззренческих ориентиров и жизненных установок у молодого поколения. Литература 1. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин. — Текст: непосредственный // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва: Искусство, 1979. — 423 с. 2. Всемирная история: [энциклопедия]. — URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/dialog_ot_ghriech_di_logos_razghovor_biesieda (дата обращения: 15.01.2022). — Текст: электронный. 3. Фейербах, Л. Сущность христианства / Л. Фейербах. — Текст: электронный // Фейербах Л. Сочинения: [в 2 томах]. — Москва: Наука, 1995. — Т. 2. — URL: https://istoriyamira.ru/wp-content/uploads/2018/11/lyudvig-feyerbah-sushchnost-hristianstva.pdf (дата обращения: 13.01.2022).
Т. Л. Смолина, доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, кандидат психологических наук
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.008 с.) |