![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессор кафедры социальной психологии СПбГУП, доктор культурологии ;Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Е. П. Тонконогая Профессор кафедры социальной психологии СПбГУП, доктор педагогических наук ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Онлайн-образование — один из самых быстроразвивающихся форматов обучения во всем мире. Оно активно распространяется и в рамках современного высшего образования, однако сопровождается рядом проблем. Исследование, проведенное в 2018–2019 годах под руководством Э. В. Барбашиной среди обучающихся заочно (Источник?), позволяет уточнить проблемы, возникающие при онлайн-обучении. В исследовании приняли участие 93 респондента. Большинство опрошенных (88,2 %) отметили, что постоянно сталкивались с трудностями в процессе обучения, и только 11,8 % не испытывали затруднений. Сложнее всего было адаптироваться к обучению (формату обучения?) или, другими словами, правильно распределить время между учебой, семьей и работой. Второй по значимости проблемой стало отсутствие постоянного контакта с проводящим занятия по курсу преподавателем (43 %). Следующей — отсутствие или невозможность общаться с другими обучающимися (15 %). Студенту необходимо чувствовать себя частью коллектива, а онлайн-формат этого не позволяет. (Также важно отметить, что?) Совместная работа, формальное и неформальное общение между студентами и преподавателем в рамках онлайн-обучения нужны при проектной деятельности. Больше всего адаптироваться к онлайн-формату и самому процессу обучения помогали куратор, деканат (методисты) — 22 %, взаимодействие с преподавателями — 17 %. Однако, по словам студентов, они предпочли бы больше взаимодействия в режиме реального времени. Респонденты объективно оценивают как трудности, так и преимущества онлайн-образования. Среди преимуществ главными являются «обучение на рабочем месте, не отрываясь (без отрыва?) от работы и семьи» (44 %), а также возможность «учиться где угодно и когда угодно» (40 %). Важность личной мотивации («желание учиться», «необходимость повышения профессионального уровня») отметили более половины респондентов (63 %). Среди факторов, которые, по мнению опрошенных, будут способствовать оптимизации учебного процесса, важнейшим является внедрение репетиторства, то есть помощь студентов-наставников (55 %). Респонденты считают, что это снизит количество организационных, образовательных и «даже личных проблем». Такой ответ указывает на отсутствие общения на горизонтальной, студенческой линии взаимодействия. Еще один важный фактор — «оптимальная организация учебного процесса» (46 %). Он предполагает, что учитываются стороны личности ученика — светская, семейная, образовательная. Существенным фактором успешной адаптации и обучения также является усиление взаимодействия с учителем (синхронного и асинхронного).
Еще одна сторона онлайн-образования, которая не была затронута в данном исследовании, связана с преподавателями, участвующими в процессе. Онлайн-образование — это особый вид обучения, в котором функции ученика и учителя сильно отличаются от традиционных. Исследования показывают, что «слабым звеном» онлайн-образования порой оказываются и преподаватели, не готовые работать в новом формате. Часто они не владеют методиками дистанционной активизации студенческой активности, алгоритмами проверки результатов, не разбираются в тех методах, которые наиболее продуктивны при онлайн-образовании. Более того, многие из них психологически не готовы преподавать онлайн и считают качество дистанционного образования средним или низким. Таким образом, как показывает проведенное исследование, дистанционное обучение в высшей школе имеет ряд проблем. Для их решения необходимо выстроить программу по налаживанию постоянного двустороннего общения между преподавателями и студентами, а также между самими студентами; организовать проведение личных встреч между студентами и преподавателями; обеспечить дублирование академической и организационной информации и взаимодействие студентов с тьюторами.
Н. И. Трофимова, Ведущий научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Доктор политических наук
Подготовка современных специалистов: цифровые компетенции и возможности Общепризнано, что развитие и распространение цифровых технологий обусловили глубокую трансформацию всего общества, придали ему новые качественные характеристики. Однако плюсы и минусы цифровизации оцениваются неоднозначно. Приверженцы цифровизации указывают на ее положительное влияние на экономический рост, а оппоненты — на усугубление социальных и гуманитарных проблем. В целом консенсус по поводу эффектов цифровизации еще не выработан [3, с. 5]. Оптимизм или пессимизм в вопросах цифровизации зависит от оценки разрыва между существующей технологической базой и технологическим фронтиром, позволяющим использовать преимущества передовых разработок для решения социальных и экономических проблем. Для достижения желаемых результатов всем участникам экономической деятельности приходится прилагать большие усилия, и в данном контексте на первый план выходит проблема цифровых компетенций специалистов.
Недостаточная укомплектованность предприятий современными специалистами отмечается во многих исследованиях. Большинство теоретиков и практиков сходятся в следующем суждении: с учетом развития цифровых технологий и цифровой инфраструктуры общая потребность в кадрах с продвинутыми цифровыми навыками будет расти. Однако, по данным аналитического центра НАФИ, доля россиян с продвинутым уровнем цифровых компетенций на протяжении последних трех лет (в 2018–2020 гг.?) не меняется и составляет (составляла около?) 27 % [2], что идет вразрез с перспективой цифровой трансформации экономики, обозначенной в паспорте федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [1]. Дистанционный формат выступает ключевым аспектом в профессиональных взаимодействиях в условиях пандемии COVID-19. Научные коммуникации и решение научных задач не становятся исключением. Например, сбор эмпирической информации все больше перемещается в цифровую среду, влияя не только на выбор методологии, но и на определение предмета исследования. Наукометрический и библиометрический анализ становится обязательным элементом в обучающем процессе и научно-исследовательской деятельности, предваряя и иногда заменяя длительный период знакомства с профессиональной литературой в библиотеке, помогая быстрее и точнее сфокусироваться на области исследования. С учетом растущей конвергенции знаний и глобальной научной конкуренции эти и другие возможности, безусловно, могут быть отнесены к плюсам цифровизации. Кроме того, получение положительного эффекта от использования цифровых технологий не зависит от социального статуса, географии или территориальной близости к образовательным и научным центрам, включая мировые. Хотя цифровое территориальное и социальное неравенство в нашей стране остается достаточно высоким, при текущей тенденции к унификации требований к проведению исследований, оформлению научных текстов и презентации результатов работы в соответствии с лучшими международными практиками можно уверенно сказать, что многие возможности со временем станут рутинными. Упуская эти возможности сегодня, российские исследователи рискуют еще больше отстать от лидеров науки и образования. Политика в сфере подготовки современных кадров базируется в основном на представлениях о несоответствии текущей численности специалистов с продвинутыми цифровыми навыками потенциальным эффектам цифровой трансформации. Рост количества поступающих в вузы (на соответствующие специальности?) и выпуска ИТ-специалистов, расширение и совершенствование образовательных программ цифровой подготовки — все это должно способствовать обеспечению потребностей отечественной экономики в современных кадрах.
Литература 1. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». — Текст: электронный // Автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика»: [сайт]. — URL: https://files.data-economy.ru/Docs/FP_Kadry_dlya_cifrovoj_ekonomiki.pdf (дата обращения: 10.01.2022). 2. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. — Текст: электронный // Аналитический центр НАФИ: [сайт]. — URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/ (дата обращения:). 3. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса / ответственный редактор Д. С. Медовников. — Москва: ВШЭ, 2019. — 121 с. — Текст: непосредственный.
М. А. Афонасова,
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.240 (0.01 с.) |