Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессор кафедры социальной психологии СПбГУП, доктор культурологии ;Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Е. П. Тонконогая Профессор кафедры социальной психологии СПбГУП, доктор педагогических наук ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Онлайн-образование — один из самых быстроразвивающихся форматов обучения во всем мире. Оно активно распространяется и в рамках современного высшего образования, однако сопровождается рядом проблем. Исследование, проведенное в 2018–2019 годах под руководством Э. В. Барбашиной среди обучающихся заочно (Источник?), позволяет уточнить проблемы, возникающие при онлайн-обучении. В исследовании приняли участие 93 респондента. Большинство опрошенных (88,2 %) отметили, что постоянно сталкивались с трудностями в процессе обучения, и только 11,8 % не испытывали затруднений. Сложнее всего было адаптироваться к обучению (формату обучения?) или, другими словами, правильно распределить время между учебой, семьей и работой. Второй по значимости проблемой стало отсутствие постоянного контакта с проводящим занятия по курсу преподавателем (43 %). Следующей — отсутствие или невозможность общаться с другими обучающимися (15 %). Студенту необходимо чувствовать себя частью коллектива, а онлайн-формат этого не позволяет. (Также важно отметить, что?) Совместная работа, формальное и неформальное общение между студентами и преподавателем в рамках онлайн-обучения нужны при проектной деятельности. Больше всего адаптироваться к онлайн-формату и самому процессу обучения помогали куратор, деканат (методисты) — 22 %, взаимодействие с преподавателями — 17 %. Однако, по словам студентов, они предпочли бы больше взаимодействия в режиме реального времени. Респонденты объективно оценивают как трудности, так и преимущества онлайн-образования. Среди преимуществ главными являются «обучение на рабочем месте, не отрываясь (без отрыва?) от работы и семьи» (44 %), а также возможность «учиться где угодно и когда угодно» (40 %). Важность личной мотивации («желание учиться», «необходимость повышения профессионального уровня») отметили более половины респондентов (63 %). Среди факторов, которые, по мнению опрошенных, будут способствовать оптимизации учебного процесса, важнейшим является внедрение репетиторства, то есть помощь студентов-наставников (55 %). Респонденты считают, что это снизит количество организационных, образовательных и «даже личных проблем». Такой ответ указывает на отсутствие общения на горизонтальной, студенческой линии взаимодействия. Еще один важный фактор — «оптимальная организация учебного процесса» (46 %). Он предполагает, что учитываются стороны личности ученика — светская, семейная, образовательная. Существенным фактором успешной адаптации и обучения также является усиление взаимодействия с учителем (синхронного и асинхронного). Еще одна сторона онлайн-образования, которая не была затронута в данном исследовании, связана с преподавателями, участвующими в процессе. Онлайн-образование — это особый вид обучения, в котором функции ученика и учителя сильно отличаются от традиционных. Исследования показывают, что «слабым звеном» онлайн-образования порой оказываются и преподаватели, не готовые работать в новом формате. Часто они не владеют методиками дистанционной активизации студенческой активности, алгоритмами проверки результатов, не разбираются в тех методах, которые наиболее продуктивны при онлайн-образовании. Более того, многие из них психологически не готовы преподавать онлайн и считают качество дистанционного образования средним или низким. Таким образом, как показывает проведенное исследование, дистанционное обучение в высшей школе имеет ряд проблем. Для их решения необходимо выстроить программу по налаживанию постоянного двустороннего общения между преподавателями и студентами, а также между самими студентами; организовать проведение личных встреч между студентами и преподавателями; обеспечить дублирование академической и организационной информации и взаимодействие студентов с тьюторами.
Н. И. Трофимова, Ведущий научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Доктор политических наук
Подготовка современных специалистов: цифровые компетенции и возможности Общепризнано, что развитие и распространение цифровых технологий обусловили глубокую трансформацию всего общества, придали ему новые качественные характеристики. Однако плюсы и минусы цифровизации оцениваются неоднозначно. Приверженцы цифровизации указывают на ее положительное влияние на экономический рост, а оппоненты — на усугубление социальных и гуманитарных проблем. В целом консенсус по поводу эффектов цифровизации еще не выработан [3, с. 5]. Оптимизм или пессимизм в вопросах цифровизации зависит от оценки разрыва между существующей технологической базой и технологическим фронтиром, позволяющим использовать преимущества передовых разработок для решения социальных и экономических проблем. Для достижения желаемых результатов всем участникам экономической деятельности приходится прилагать большие усилия, и в данном контексте на первый план выходит проблема цифровых компетенций специалистов. Недостаточная укомплектованность предприятий современными специалистами отмечается во многих исследованиях. Большинство теоретиков и практиков сходятся в следующем суждении: с учетом развития цифровых технологий и цифровой инфраструктуры общая потребность в кадрах с продвинутыми цифровыми навыками будет расти. Однако, по данным аналитического центра НАФИ, доля россиян с продвинутым уровнем цифровых компетенций на протяжении последних трех лет (в 2018–2020 гг.?) не меняется и составляет (составляла около?) 27 % [2], что идет вразрез с перспективой цифровой трансформации экономики, обозначенной в паспорте федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [1]. Дистанционный формат выступает ключевым аспектом в профессиональных взаимодействиях в условиях пандемии COVID-19. Научные коммуникации и решение научных задач не становятся исключением. Например, сбор эмпирической информации все больше перемещается в цифровую среду, влияя не только на выбор методологии, но и на определение предмета исследования. Наукометрический и библиометрический анализ становится обязательным элементом в обучающем процессе и научно-исследовательской деятельности, предваряя и иногда заменяя длительный период знакомства с профессиональной литературой в библиотеке, помогая быстрее и точнее сфокусироваться на области исследования. С учетом растущей конвергенции знаний и глобальной научной конкуренции эти и другие возможности, безусловно, могут быть отнесены к плюсам цифровизации. Кроме того, получение положительного эффекта от использования цифровых технологий не зависит от социального статуса, географии или территориальной близости к образовательным и научным центрам, включая мировые. Хотя цифровое территориальное и социальное неравенство в нашей стране остается достаточно высоким, при текущей тенденции к унификации требований к проведению исследований, оформлению научных текстов и презентации результатов работы в соответствии с лучшими международными практиками можно уверенно сказать, что многие возможности со временем станут рутинными. Упуская эти возможности сегодня, российские исследователи рискуют еще больше отстать от лидеров науки и образования. Политика в сфере подготовки современных кадров базируется в основном на представлениях о несоответствии текущей численности специалистов с продвинутыми цифровыми навыками потенциальным эффектам цифровой трансформации. Рост количества поступающих в вузы (на соответствующие специальности?) и выпуска ИТ-специалистов, расширение и совершенствование образовательных программ цифровой подготовки — все это должно способствовать обеспечению потребностей отечественной экономики в современных кадрах. Литература 1. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». — Текст: электронный // Автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика»: [сайт]. — URL: https://files.data-economy.ru/Docs/FP_Kadry_dlya_cifrovoj_ekonomiki.pdf (дата обращения: 10.01.2022). 2. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. — Текст: электронный // Аналитический центр НАФИ: [сайт]. — URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/ (дата обращения:). 3. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса / ответственный редактор Д. С. Медовников. — Москва: ВШЭ, 2019. — 121 с. — Текст: непосредственный.
М. А. Афонасова,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.008 с.) |