Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы реализации дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии covid-19

Поиск

Пандемия COVID-19 изменила многие сферы человеческой деятельности, и система высшего образования [4] не стала исключением. По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ссылка на источник?), за несколько недель с марта по апрель 2020 года 95 % российских студентов в связи с режимом самоизоляции перешли на дистанционное обучение, при этом не всегда такой переход был безболезненным.

Целью данного доклада является выявление проблем, которые возникли при реализации дистанционного обучения в вузах в условиях пандемии.

Прежде чем начать говорить о проблемах, мы должны рассмотреть понятие «дистанционное обучение». Этот тип образования активно развивается в последние годы благодаря распространению цифровых технологий, но его истоки можно найти в глубокой древности, например Платон и Цицерон вели со своими учениками оживленную переписку [3]. Специфической чертой дистанционного обучения следует считать именно факт наличия дистанции, поэтому любые «формы обучения, при которых преподаватель и студент находятся на расстоянии» (источник цитаты?), исключающем непосредственный межличностный контакт, можно отнести к дистанционным. Таким образом, под дистанционным обучением мы понимаем «технологию целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, проживающих на расстоянии от образовательного центра» [1].

Появление дистанции между учеником и обучающим приводит к тому, что их взаимодействие осуществляется через некое средство обучения, роль которого в последнее время выполняет цифровое пространство. К факторам, определяющим успешность процесса обучения, добавляется наличие навыков взаимодействия с цифровой образовательной средой у преподавателя и студента. Появление этого дополнительного фактора приводит к возникновению ряда проблем, которые требуют решения при переходе на дистанционное электронное обучение. Среди данных проблем нужно отметить следующие.

1. Необходимость создания в вузе инфраструктуры электронного обучения, требующей значительных финансовых вложений. Такая инфраструктура предполагает наличие материально-технических средств, специального программного обеспечения, высококвалифицированного персонала, способного поддерживать ее работоспособность.

2. Потребность в формировании у профессорского-преподавательского состава (ППС) вуза навыков использования цифровой образовательной среды для дистанционного обучения, что также требует дополнительных затрат на обучение и переподготовку ППС. Кроме того, не все преподаватели готовы и могут взаимодействовать с цифровой средой, что приводит к текучести кадров.

3. Отсутствие единых национальных стандартов формата дистанционного обучения и требований к нему. Как следствие, качество удаленных образовательных курсов отличается даже в рамках одного вуза.

4. Необходимость перевода разработанных очных курсов в дистанционный формат, что требует дополнительного привлечения значительных человеческих, временных и финансовых ресурсов и приводит к повышенной нагрузке на профессорско-преподавательский состав.

5. Использование компьютерной техники в вузе при обучении регламентируется санитарно-гигиеническими требованиями. Полный переход на дистанционное образование приводит к тому, что 100 % учебного времени студенты и преподаватели находятся перед компьютером, что влечет нарушение норм охраны труда и необходимость пересмотра учебных планов и графика занятий.

6. Повышение требований к обучающемуся в плане самодисциплины и мотивации учебной деятельности, что может привести к неспособности студента самостоятельно освоить учебную программу.

7. Отсутствие у студентов необходимой компьютерной техники для дистанционного обучения, а также навыков работы с этой техникой.

Наличие этих проблем в вузе и отсутствие их адекватного решения может привести к снижению качества дистанционного обучения по сравнению с очным. Как следствие, многие студенты сопротивляются введению дистанционного обучения, поскольку «онлайн-обучение имеет клеймо низкокачественного, по сравнению с очным» [5]. Студенты МГУ и других вузов России после перевода в онлайн-формат потребовали возврата платы за обучение, так как во многих вузах дистанционное обучение намного дешевле очного [2]. Подводя итоги, можно отметить, что без оперативного решения указанных выше проблем невозможно полноценно реализовать дистанционное образование в вузе.

Литература

1. Дистанционное обучение. — Текст: электронный // Педагогический энциклопедический словарь / главный редактор Б. М. Бим-Бад. — Москва: Большая российская энциклопедия, 2002. — URL: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/999-Дистанционное%20обучение (дата обращения: 15.01.2022).

2. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / [авторский коллектив: А. В. Клягин и др.] — Москва: НИУ ВШЭ, 2020. — 112 с. — URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/%20direct/368821792 (дата обращения: 15.01.2022). — Текст: электронный.

3. Guri-Rosenblit, S. Distance Education in the Digital Age: Common Misconceptions and Challenging Tasks / S. Guri-Rosenblit. — Текст: непосредственный // Journal of Distance Education = Revue de l’Education a Distance. — 2009. — Vol. 23, № 2. — P. 105–122.

4. Results and challenges of Russia’s integration into Bologna process / N. S. Valeyeva, R.V. Kupriyanov, E. R. Valeyeva. — Текст: непосредственный // Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL), 20–24 September 2015, Florence, Italy. — Место издания: Издательство, 2015. — P. 404–406.

5. The Difference Between Emergency Remote Teaching and Online Learning   / C. Hodges, S. Moore, B. Lockee [et al.]. — Текст: электронный // EDUCAUSE [сайт]. — URL: https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (дата обращения: 15.01.2022).

 

М. В. Носков,

профессор кафедры прикладной математики и компьютерной безопасности Сибирского федерального университета (Красноярск),



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.66 (0.006 с.)