Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы реализации дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии covid-19Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пандемия COVID-19 изменила многие сферы человеческой деятельности, и система высшего образования [4] не стала исключением. По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ссылка на источник?), за несколько недель с марта по апрель 2020 года 95 % российских студентов в связи с режимом самоизоляции перешли на дистанционное обучение, при этом не всегда такой переход был безболезненным. Целью данного доклада является выявление проблем, которые возникли при реализации дистанционного обучения в вузах в условиях пандемии. Прежде чем начать говорить о проблемах, мы должны рассмотреть понятие «дистанционное обучение». Этот тип образования активно развивается в последние годы благодаря распространению цифровых технологий, но его истоки можно найти в глубокой древности, например Платон и Цицерон вели со своими учениками оживленную переписку [3]. Специфической чертой дистанционного обучения следует считать именно факт наличия дистанции, поэтому любые «формы обучения, при которых преподаватель и студент находятся на расстоянии» (источник цитаты?), исключающем непосредственный межличностный контакт, можно отнести к дистанционным. Таким образом, под дистанционным обучением мы понимаем «технологию целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, проживающих на расстоянии от образовательного центра» [1]. Появление дистанции между учеником и обучающим приводит к тому, что их взаимодействие осуществляется через некое средство обучения, роль которого в последнее время выполняет цифровое пространство. К факторам, определяющим успешность процесса обучения, добавляется наличие навыков взаимодействия с цифровой образовательной средой у преподавателя и студента. Появление этого дополнительного фактора приводит к возникновению ряда проблем, которые требуют решения при переходе на дистанционное электронное обучение. Среди данных проблем нужно отметить следующие. 1. Необходимость создания в вузе инфраструктуры электронного обучения, требующей значительных финансовых вложений. Такая инфраструктура предполагает наличие материально-технических средств, специального программного обеспечения, высококвалифицированного персонала, способного поддерживать ее работоспособность. 2. Потребность в формировании у профессорского-преподавательского состава (ППС) вуза навыков использования цифровой образовательной среды для дистанционного обучения, что также требует дополнительных затрат на обучение и переподготовку ППС. Кроме того, не все преподаватели готовы и могут взаимодействовать с цифровой средой, что приводит к текучести кадров. 3. Отсутствие единых национальных стандартов формата дистанционного обучения и требований к нему. Как следствие, качество удаленных образовательных курсов отличается даже в рамках одного вуза. 4. Необходимость перевода разработанных очных курсов в дистанционный формат, что требует дополнительного привлечения значительных человеческих, временных и финансовых ресурсов и приводит к повышенной нагрузке на профессорско-преподавательский состав. 5. Использование компьютерной техники в вузе при обучении регламентируется санитарно-гигиеническими требованиями. Полный переход на дистанционное образование приводит к тому, что 100 % учебного времени студенты и преподаватели находятся перед компьютером, что влечет нарушение норм охраны труда и необходимость пересмотра учебных планов и графика занятий. 6. Повышение требований к обучающемуся в плане самодисциплины и мотивации учебной деятельности, что может привести к неспособности студента самостоятельно освоить учебную программу. 7. Отсутствие у студентов необходимой компьютерной техники для дистанционного обучения, а также навыков работы с этой техникой. Наличие этих проблем в вузе и отсутствие их адекватного решения может привести к снижению качества дистанционного обучения по сравнению с очным. Как следствие, многие студенты сопротивляются введению дистанционного обучения, поскольку «онлайн-обучение имеет клеймо низкокачественного, по сравнению с очным» [5]. Студенты МГУ и других вузов России после перевода в онлайн-формат потребовали возврата платы за обучение, так как во многих вузах дистанционное обучение намного дешевле очного [2]. Подводя итоги, можно отметить, что без оперативного решения указанных выше проблем невозможно полноценно реализовать дистанционное образование в вузе. Литература 1. Дистанционное обучение. — Текст: электронный // Педагогический энциклопедический словарь / главный редактор Б. М. Бим-Бад. — Москва: Большая российская энциклопедия, 2002. — URL: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/999-Дистанционное%20обучение (дата обращения: 15.01.2022). 2. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / [авторский коллектив: А. В. Клягин и др.] — Москва: НИУ ВШЭ, 2020. — 112 с. — URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/%20direct/368821792 (дата обращения: 15.01.2022). — Текст: электронный. 3. Guri-Rosenblit, S. Distance Education in the Digital Age: Common Misconceptions and Challenging Tasks / S. Guri-Rosenblit. — Текст: непосредственный // Journal of Distance Education = Revue de l’Education a Distance. — 2009. — Vol. 23, № 2. — P. 105–122. 4. Results and challenges of Russia’s integration into Bologna process / N. S. Valeyeva, R.V. Kupriyanov, E. R. Valeyeva. — Текст: непосредственный // Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL), 20–24 September 2015, Florence, Italy. — Место издания: Издательство, 2015. — P. 404–406. 5. The Difference Between Emergency Remote Teaching and Online Learning / C. Hodges, S. Moore, B. Lockee [et al.]. — Текст: электронный // EDUCAUSE [сайт]. — URL: https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (дата обращения: 15.01.2022).
М. В. Носков, профессор кафедры прикладной математики и компьютерной безопасности Сибирского федерального университета (Красноярск),
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.66 (0.006 с.) |