Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заведую щая кафедрой рекламы и связей с общественностью СПбГУП,
Кандидат культурологии, доцент ОПЫТ СТУДЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОНАЛИЗАЦИИ Образование приобретает новые черты, появление которых обусловлено информационно-технологическими изменениями, децентрализацией и дистанционализацией процесса обучения, и это качественно изменяет роль интеллектуальных способностей человека. «Культуры превратились — благодаря медиа и Интернету — в межграничные понятия, в мгновение ока взаимопроникающие в любые уголки мира» [2, с. 16]. Рынок медиатизированного образования пестрит новыми направлениями: сетевые школы, дистанционное обучение, дистанционное образование, информатизация, компьютеризация, интернетизация, гаджетизация, геймификация, МООК, SPOС, peer-to-peer обучение, модели перевернутого класса и студентоориентированного обучения. Происходящие в условиях пандемии процессы глобализации и дистанционализации, имеющие целью в том числе формирование единого образовательного пространства, привели к кардинальным изменениям в сфере российского высшего образования. Эти изменения коснулись как форм управления высшим образованием, так и методов организации учебного процесса. Вторым последствием информатизации, цифровизации и дистанционализации образовательного пространства станет неизбежное усиление конкуренции между его субъектами за каждого студента. В настоящее время, как показано, в частности, в работе [1] «реклама и связи с общественностью представляют собой одну из наиболее динамично развивающихся сфер коммуникационной деятельности» [1, c. 162]. Программы бакалавриата и магистратуры в этой сфере предусмотрены в большинстве ведущих вузов России. Подготовка кадров требует от вуза ясности в понимании особенностей сегментов рынка, потребностей рекламодателей и заказчиков коммуникационных проектов, перспектив отрасли, психологии потребителя, а также особенностей, умений и навыков, которыми должен овладеть будущий выпускник [Там же]. Там же говорится: «Пандемия доказала и показала на практике, что индустрия образования может применить свой глобальный опыт для усовершенствования технологий. Образование перешло в стадию трансформации, когда технологии изменили процесс обучения и все передовые школы, колледжи и вузы перешли на более персонализированное обучение с использованием моделей оценки, основанных на усвоении знаний. Обучение, которое адаптируется под запросы и требования отдельного ученика, чтобы помогать обучающимся с различными потребностями развивать свои сильные стороны и исследовать различные пути и возможности познания особых групп учащихся» [1]. (В источнике [1] нет указанной цитаты)
Основную задачу вузов (вузовских курсов по рекламе и PR?) можно сформулировать так: «подготовка уникальных специалистов по массовым коммуникациям, способных думать масштабно, стратегически, системно, но нешаблонно и креативно». Применяемые сегодня методики обучения и образовательные подходы, к сожалению, не могут обеспечить подобную подготовку, в которой классические образовательные ценности «логично сочетались бы с инновационными компонентами процесса обучения» [1, с. 162–163]. Педагог должен постоянно обновлять учебные материалы, а это отнимает много времени и сил. Как считается, «одним из вариантов решения сложившейся проблемы может стать применение проблемного и личностно ориентированного подхода и технологий case-study, тренингов, ролевых игр и пр. (в источнике: других методов активного обучения) в процессе подготовки специалистов по коммуникациям» [1, с. 163]. С использованием таких методов, как командные и групповые тренинги, ролевые игры, преподаватель может устранять барьеры, возникающие при коммуникации между студентами внутри группы, менять систему оценки достижений и промахов обучающихся, создавать условия для авторской и личностной рефлексии студентов, учитывая требования действующих нормативных документов. Применение так называемого группового тренингового взаимодействия, при котором ученики «объединены единой целью, ресурсами, знаниями и форматом общения, способствует развитию креативности, профессиональной смелости» [1, с. 163], позволяет преподавателю организовать наблюдение и проанализировать его результаты, снять «ригидность» отдельных участников тренинга. Такая форма работы в аудитории не требует от преподавателя глобальных изменений, а также наличия у него навыков бизнес-тренера или коучера. В ходе решения кейсов студенты развивают креативное мышление, оперативно применяют полученные теоретические знания, проверяют выдвинутые предположения, получают помощь от товарищей и педагога.
Преподаватель вуза рассматривается как личность, которой априори присущ ряд универсальных характеристик и качеств. Несомненно, преподаватель должен быть высококвалифицированным специалистом в своей сфере, но также от него требуется эрудиция в других областях знаний. Профессия преподавателя вуза отличается от многих других многоаспектностью и расширенными квалификационными характеристиками, к которым теперь прибавились диджитализация и персонализация. Преподаватель должен проявлять природные способности, талант, идти на значительные умственные, физические, эмоциональные и временные затраты для достижения высоких результатов своего труда. В условиях же дистанционного обучения продемонстрировать даже имеющиеся данные иногда становится затруднительно. В трудах М. Г. Шилиной о медиакоммуникациях говорится как об особой парадигме средств массовой коммуникации: «участники — виртуальны, информация — мультимедийна, могут быть реализованы все форматы коммуникации от „одного-к-одному“ до „от многих-до-многих“ и т. д.» [3]. Несмотря на происходящую переориентацию высшего образования под потребности рынка и очевидное стремление вузов к расширению своих финансовых и материальных ресурсов, иногда за счет масштабного подключения различных форм обучения, необходимо помнить, что содержание образования имеет своим источником наследие культуры и науки, жизнь и повседневную практику человека. Образование — важнейший социально-культурный институт, функции которого определяют развитие общества. Также образование — оптимальный способ активного приобщения человека к миру науки и культуры; посредством образования развиваются региональные системы и сохраняются национальные и региональные традиции; через образование идет передача и воплощение базовых культурных ценностей. Таким образом, необходимо сохранять это наследие в любых формах обучения через любые медиакоммуникации без потери смысла и результата. Литература 1. Бердникова, Э. Н. Специфика и тренды образовательного процесса в вузах России по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» / Э. Н. Бердникова, К. Н. Маркина. — Текст: электронный // Развитие личности в образовательном пространстве: материалы XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Д. Сахарова, Бийск, 20 мая 2021 г. С. 161–165. — URL: http://www2.bigpi.biysk.ru/wwwsite/doc/sbornik20052021.pdf (дата обращения: 10.01.2022). 2. Всемирный доклад по культуре 2000+. Культурное многообразие: конфликт и плюрализм. — Париж: ЮНЕСКО; Москва: Магистр-Пресс, 2002. — 413 с. — Текст: непосредственный. 3. Шилина, М. Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовой коммуникации / М. Г. Шилина. — Текст: электронный // Медиаскоп: [электронный научный журнал]. — 2009. — Вып. 3. — URL: http://www.mediascope.ru/медиакоммуникация-тенденции-трансформации-новые-парадигмы-исследований-массовых-коммуникаций (дата обращения: 29.03.2021). И. Л. Гольдман,
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.004 с.) |