Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Zoom-усталость и другие психологические проблемы дистанционного обучения в период пандемии covid-19: обзор зарубежных исследований

Поиск

Психологические исследования, проведенные во время пандемии COVID-19, показали, что дистанционное обучение в формате видеоконференций вызывает целый комплекс симптомов: зрительное напряжение, изменения в пищевом поведении, бессонницу, высокий уровень тревожности, обеспокоенность состоянием здоровья, общее снижение качества жизни [2–4].

Так, кросс-культурное исследование иностранных студентов Университета Варшавы из 62 стран (236 студентов обучались в Польше во время пандемии, а 121 — в своей родной стране) изучало уровень (?было направлено на определение уровня) переживания одиночества, показатели(?ей) удовлетворенности жизнью и учебной деятельностью, аккультурационный(?ого) стресс(?а) и академическую(?ой) адаптацию(?и) [5]. Был выявлен высокий уровень переживания одиночества у всех студентов. Значимые различия были обнаружены только между студентами, вернувшимися на родину, и студентами, проживавшими в Польше во время пандемии. Студенты, обучавшиеся в родной стране, продемонстрировали более высокий уровень адаптации по сравнению со студентами, которые остались в Польше. В другом исследовании адаптации к дистанционному обучению в период пандемии приняли участие 1817 студентов Университета Маастрихта (Нидерланды). В ходе опроса были выявлены проблемы, связанные с регуляцией учебной деятельности (во время пандемии учеба потребовала гораздо больше усилий, внимания и времени), а также трудности с мотивацией к учебной деятельности [2]. Американские психологи A. Clabaugh, J. F. Duque и L. J. Fields (дать по-русски) представили результаты исследования уровня стресса и эмоционального благополучия у 295 студентов в период дистанционного обучения в Университете Аркадии штата Пенсильвания (США). Исследование показало, что у большинства студентов наблюдались более (по сравнению с чем?) высокий уровень стресса и тревожности, а также высокие показатели академического стресса [3]. Возросло количество страхов, связанных с обучением, у афроамериканских студентов. Кроме того, был выявлен более низкий уровень эмоционального благополучия у девушек по сравнению с юношами.

Среди многих работ, посвященных различным психологическим последствиям ежедневного пребывания в режиме видеоконференций во время пандемии, следует особо выделить труды Джереми Бейленсона, профессора Стэнфордского университета, директора лаборатории Виртуального взаимодействия человека. Дж. Бейленсон впервые раскрыл содержание феномена Zoom-усталости (Zoom fatigue) и описал причины возникновения данного явления с психологической точки зрения [1]. В самом общем виде Zoom-усталость — это психическое истощение, вызванное пребыванием в режиме видеоконференций. Он выделил четыре основные причины возникновения Zoom-усталости: зрительное напряжение, вызванное длительным зрительным контактом; когнитивная нагрузка, связанная с пониманием и передачей невербальных сигналов партнеру по виртуальному общению; повышение уровня самооценивания, обусловленное длительным рассматриванием самого себя на экране; ограничение физической мобильности.

Исследования зарубежных психологов позволили не только выявить основные психологические проблемы, с которыми сталкивались студенты в период дистанционного обучения во время пандемии COVID-19, но и описать новый психологический феномен (Zoom-усталость), возникающий в результате общения в формате видеоконференций в связи с необходимостью соблюдения норм социальной дистанции.

Литература

1. Bailenson, J. N. Nonverbal Overload: A Theoretical Argument for the Causes of Zoom Fatigue / J. N. Bailenson. — Текст: непосредственный // Theory, Mind and Behavior. — 2021. — № 1. — P. 1–16.

2. Changes and Adaptations: How University Students Self-Regulate Their Online Learning During the COVID-19 Pandemic / F. Biwer [et al.]. — Текст: электронный // Frontiers in Psychology. — 2021. — Vol. 12. — URL: https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2021.642593 (дата обращения: 14.01.2022).

3. Clabaugh, A. Academic Stress and Emotional Well-Being in United States College Students Following Onset of the COVID-19 Pandemic / A. Clabaugh, J. F. Duque, L. J. Fields. — Текст: непосредственный // Frontiers in Psychology. — 2021. — Vol. 12. — URL: https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2021.628787 (дата обращения: 14.01.2022).

4. University students' mental health amidst the COVID-19 quarantine in Greece / C. K. Kaparounaki [et аl.]. — Текст: непосредственный // Psychiatry Research. — 2020. — Vol. 290. — URL: https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.113111 (дата обращения: 12.01.2022).

5. Wilczewski, M. The Psychological Effects of Studying from the Home and Host Country During the COVID-19 Pandemic / M. Wilczewski, O. Gorbaniuk, P. Giuri. — Текст: непосредственный // Frontiers in Psychology. — 2021. — Vol. 12. — URL: https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2021.644096 (дата обращения: 12.01.2022).

 

Е. В. Красильникова,

заведующая кафедрой гуманитарных наук Тверской государственной сельскохозяйственной академии, кандидат филологических наук, доцент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.108 (0.005 с.)