ТОП 10:

Качество и гарантии качества товара



 

Технические требования к товару, задающие его гарантийные показатели, согласовываются между продавцами и покупателями и излагаются в приложениях к контрактам. В технических требованиях обычно делаются ссылки на международные и национальные стандарты, в число которых могут входить национальные или региональные требования к обязательной сертификации товаров, невыполнение которых будет препятствовать их сбыту на рынках покупателей и может стать для них основанием требовать расторжения контракта.

Продавец при согласовании технических требований обязан не только добиваться заключения контракта, но и заботиться о том, чтобы его товары были продаваемы на рынке покупателя. В противном случае это не торговля, а единичный выброс товара на рынок, не имеющий перспектив на установление достаточно долгосрочных торговых связей с партнером и, в худшем случае, ведущий к потере имиджа продавца на рынке.

В торговой практике принято не только согласовывать технические требования к поставляемой продукции, но и гарантировать их стабильность в течение определенного времени их эксплуатации или использования. Под влиянием конкуренции гарантийные сроки на разные виды товаров нивелировались и стабилизировались в пределах определенных величин. Всем известно, например, что в розничной торговле на товары длительного пользования дается гарантия в среднем на 12 месяцев с даты продажи, на компьютерную технику — 12—15 месяцев и т.д. Поэтому при продаже оптовых партий товаров в контрактах купли-продажи обычно устанавливается или более длительный срок гарантии с учетом среднего времени реализации товаров в розничной сети, или двойной, например 12 месяцев с даты продажи, но не более 15 месяцев с даты поставки товара покупателю по оптовому контракту купли-продажи.

При торговле машинами и оборудованием также применяются двойные сроки с учетом времени, которое требуется покупателю на монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию, напримep, 12 месяцев с даты пуска в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с даты поставки.

При импорте лекарств и других товаров, срок годности которых отсчитывается от даты их выпуска, в контрактах необходимо оговаривать, что срок годности, оставшийся к моменту поставки таких товаров, должен составлять не менее, например, 80% от срока годности, указанного на их упаковке. При импорте товаров в Россию следует согласовывать с иностранным продавцом более длительные гарантийные периоды с даты поставок, компенсирующие затраты времени на перевозки товаров на большие расстояния до потребителей.

Естественно, чем длительнее срок гарантии, тем выше издержки производства при изготовлении продукции и выше затраты на ее гарантийное обслуживание, связанные с поставкой дополнительного количества продукции на замену бракованной, поставкой запасных частей, оплатой дополнительных транспортных и складских расходов, содержанием мастерских и пунктов технического обслуживания. Все эти затраты калькулируются поставщиками товаров исходя из установившихся на рынке средних сроков гарантии и включаются в цены товаров. В тех случаях, когда покупатель просит продавца установить в контракте срок гарантии выше, чем средний срок гарантии на такой же товар на свободном рынке с достаточно высоким уровнем конкуренции, покупатель должен отдавать себе отчет, что продавец соответственно повысит цену своего предложения или будет менее уступчив при уторговании цены. Если продавец не сделает ни того ни другого, то, значит, он уже необоснованно завысил цену своего первоначального предложения или, рассчитывая на неопытность партнера, заранее указал в своем предложении сроки гарантии короче, чем они приняты на свободном насыщенном рынке.

Контрольные вопросы по темам 5—9

 

1. Почему покупателю в большинстве случаев нецелесообразно детально описывать конструкцию упаковки товара?

2. Каким условиям должна отвечать упаковка?

3. Каким целям должна служить маркировка?

4. Какая информация о ходе исполнения контракта является обязательной и дополнительной?

5. С какой целью стороны предусматривают в контракте предоставление дополнительной информации?

6. Как определяется момент перехода права собственности на товар?

7. Всегда ли переход на покупателя рисков повреждения или утраты товара совпадает с переходом права собственности?

8. Как задаются требования к качеству приобретаемого товара?

9. Под влиянием какого фактора устанавливаются гарантийные сроки на товары?

10. В чем разница между сроком гарантии и сроком годности?

Проверка качества

 

Определение в условиях контракта технического уровня и качества еще не дает гарантии покупателю в том, что он получит товары требуемого качества. Поскольку качество определяется как степень достижения заданного технического уровня в каждой единице выпускаемой продукции, в международной торговой практике используется несколько способов проверки качества товаров до отправки их покупателям.

Обычные проверки

 

Проверка качества товара до поставки его покупателю производится в соответствии со специальными условиями контракта или в соответствии с его базисными условиями в трактовке «Инкотермс-90».

По торговым обычаям продавцы или их поставщики за свой счет перед поставкой товаров осуществляют проверку их качества, количества, номенклатуры и комплектности, поскольку это всегда дешевле, чем впоследствии за свой же счет по требованию покупателей заменять бракованные товары или поставлять запасные части и оплачивать ремонт, устранять пересортицу и, в конце концов, еще и возмещать покупателю убытки, понесенные им в связи с получением товара, не соответствующего условиям контракта.

В тех случаях, когда покупатель недостаточно знает продавца или не уверен в его надежности, он может включить в контракт требование, чтобы продавец осуществил проверку качества товара перед поставкой и представил ему соответствующий сертификат. В контракте следует указать, что покупатель будет оплачивать товар против комплекта документов, включающих сертификат проверки качества товара. Этого вполне достаточно, чтобы обязать продавца осуществить такую проверку.

Наибольшую опасность с точки зрения получения некачественных товаров представляют контракты, предусматривающие авансовые платежи за закупаемые товары, что подтверждается многочисленными случаями в торговле, особенно с Польшей, Румынией и Китаем. В тех случаях, когда необходимые товары можно купить только на условиях предоплаты (аванса), условиями контракта должно быть предусмотрено, что аванс выплачивается против письменного извещения продавца о готовности товара к поставке с приложением сертификата проверки его качества.

«Инкотермс-90» обязывают продавцов за свой счет при любых видах базисных условий проводить проверку качества и измерение количества товара, необходимые для передачи товара покупателю. Это еще раз подтверждает целесообразность ссылки в контрактах на сборники «Инкотермс». Поскольку проверка качества товара является торговым обычаем, тем более закрепленным .«Инкотермс», включение в контракт этих требований не дает основания продавцам ставить вопрос о повышении цены на товар.

Проверка качества товара с оформлением сертификата может производиться специалистами изготовителя продукции, товароведами компании-посредника, привлеченными контрольно-экспертными службами торговых палат, либо специализированными контрольными фирмами. В экономически цивилизованных странах такие услуги предлагает значительное число контрольных фирм. Крупнейшими из них являются такие известные компании, как «Ллойдс» (Lloyds), «Сокотек» (Socotec), «Веритас» (Veritas), «Кеннеди и Донкин» (Kennedy & Donking) и др., а также их многочисленные филиалы и представительства.

В «Инкотермс-90» не уточнено, кто должен проводить проверки качества за счет продавца: его специалисты или специализированные контрольные фирмы, достоверность проверок которых безусловно неоспорима, но и услуги их не дешевы. Поэтому если при желании покупателя получить сертификат специализированной контрольной фирмы возникает вопрос о повышении цены,тоэтот вопрос должен решаться покупателем в зависимости от того, насколько важно для него получение качественного товара. Во всяком случае, должен стоять вопрос не о полной компенсации покупателем услуг контрольной фирмы, а только об оплате разницы по сравнению с затратами продавца на проверку товара специалистами поставщика.

 

Специальные проверки

 

В тех случаях, когда покупатель опасается понести значительные убытки при получении для перепродажи или для собственного потребления (эксплуатации, использования) товаров с производственными дефектами, он может оговорить в условиях контракта свое право проводить дополнительные специальные проверки качества изготовления товара на заводе поставщика. Такие проверки покупатель может проводить с привлечением собственных специалистов или контрольных фирм за свой счет.

В практике международной торговли продавцы и их поставщики обычно не отказываются от таких проверок и, более того, часто тоже заинтересованы в их проведении, поскольку это снижает риск возможных потерь при обнаружении дефектов в товарах, уже поставленных покупателю. Поэтому они не только соглашаются на такие проверки, но и принимают на себя в контрактах дополнительные обязательства допустить представителей покупателя ко всем этапам производства продукции, предоставить рабочее помещение, передать им во временное пользование необходимые контрольные и измерительные приборы и инструменты, обеспечить спецодеждой, а при необходимости и средствами специальной защиты. Многие зарубежные фирмы рассматривают прибытие представителей продавцов как один из эффективных способов рекламы их отлично оснащенного и организованного производства.

Различают 3 вида специальных проверок: выборочный контроль, приемка товара, гарантийные испытания.

1. Выборочный контроль. Выборочный контроль применяется при проверках продукции массового производства, в том числе продовольственных товаров, лекарств, предметов одежды, машинно-технических и электронных бытовых товаров длительного пользования, серийных легковых и грузовых автомобилей, электродвигателей, электроаппаратуры, универсальных станков, самоходных сельскохозяйственных машин, стандартных технологических комплексов малой мощности, медицинских аппаратов, универсального станочного оборудования и т.д.

В таких случаях в контрактах оговаривается, например, что выборочному контролю будут подвергаться по 3 любых холодильника из каждых 100 штук. При этом уточняется, что проверка будет осуществляться на соответствие изготовленной продукции техническим требованиям контракта, однако при обнаружении дефектов продавец и покупатель (имеются в виду их представители) согласуют программы дополнительных испытаний, их методику и контрольные параметры. Это дает возможность при обнаружении дефекта пойти по технологической цепочке изготовления продукции, найти и устранить причину дефекта. Возможным последствием этого может быть временная остановка производства, прекращение отгрузок уже изготовленной продукции и возврат или ремонт продукции, уже поставленной покупателю. В качестве примера можно привести всем известные случаи, когда крупнейшие автомобильные фирмы и изготовители других дорогостоящих массовых товаров обращались через средства массовой информации к покупателям с предложениями о бесплатной замене их дилерами бракованных или недоработанных узлов и деталей с выплатой потребителям компенсации за понесенный ущерб. Кстати, в ряде случаев такие обращения использовались изготовителями как эффективные рекламные трюки, демонстрирующие их заботу о своих клиентах.

Тем не менее выборочный контроль является достаточно эффективным способом предупреждения потерь покупателей от дефектов на уже поставленных товарах. К сожалению, неопытность новых российских импортеров, их мелочный подход к экономии средств на такой контроль приводят к неоправданно большим валютным потерям.

Поскольку выборочный контроль продукции на заводах-изготовителях или складах поставщиков не дает стопроцентной гарантии от случайных производственных дефектов, то в текстах контрактов следует указывать, что проведение такого контроля не лишает покупателя права предъявлять претензии к поставленным по данному контракту товарам.

2. Приемка товара. Приемка обычно осуществляется при приобретении технически сложных и дорогостоящих товаров. В числе таких товаров могут быть: авиалайнеры, речные и морские суда, железнодорожный тяговый и подвижной состав, крупные грузоподъемные машины и механизмы, отдельные части технологического оборудования, особенно предназначенного для работы в агрессивных средах и под высоким давлением, отдельные крупные электрические машины и высоковольтная аппаратура, узлы крупных энергетических, особенно атомных, установок и т.д.

Приемка таких видов товаров также осуществляется специалистами покупателей и заказчиков или привлеченными ими специализированными контрольными фирмами за счет покупателей. Продавцы и покупатели таких видов товаров принимают на себя в контрактах обязательства по созданию условий для успешной работы контролеров-приемщиков. Сам процесс приемки осуществляется в соответствии с прилагаемыми к контрактам требованиями и условиями приемки с указанием в них технологии и параметров испытаний и замеров. Приемке подвергается каждая единица закупленной продукции. Выявленные в процессе контроля дефекты подлежат немедленному устранению, и продукция вновь предъявляется к приемке. При необходимости в технологию изготовления также вносятся изменения.

При отсутствии или устранении изготовителем сделанных замечаний осуществляется окончательная приемка, и на каждую единицу, узел или часть принятой продукции составляется акт, который обычно включается в комплект платежной документации. Подписание акта приемки означает согласие покупателя на поставку данной единицы закупленного товара.

При включении в контракт условия приемки закупаемой продукции в нем обычно указывается, что покупатель теряет право на предъявление претензий к поставляемому товару, если они не связаны с повреждениями при транспортировке на том отрезке пути, где риск повреждения и утраты товара лежит на продавце, или если они произошли из-за недостатков в выполненной продавцом упаковке, или если они явились следствием скрытых дефектов, которые невозможно обнаружить при приемке. К таким скрытым дефектам обычно относят недостатки конструкторских разработок, неправильный выбор материалов, недоработки в технологических процессах и т.д. Например, в процессе эксплуатации импортных электровозов стали появляться трещины в сварных корпусах колесных тележек, которые, естественно, не могли быть обнаружены при их приемке. При рассмотрении претензии было выявлено нарушение технологии отжига корпусов тележек для ликвидации напряжений металла после их сварки. В поставленной в начале 90-х гг. в Россию крупной партии бытовых холодильников известной итальянской фирмы в процессе их эксплуатации обнаружился скрытый дефект в механическом реле включения размораживателя. К сожалению, контракт с итальянской фирмой был составлен недостаточно квалифицированно, и российские потребители понесли значительные расходы на устранение этого скрытого дефекта.

3. Гарантийные испытания. Такой вид проверки качества товаров также применяется в основном к сложному дорогостоящему оборудованию, такому как речные и морские суда, технологические комплексы и т.д. Гарантийные испытания технологических комплексов или их частей проводятся после завершения их монтажа и пуска в эксплуатацию с целью проверки обеспечения ими гарантированных продавцами показателей по надежности, производительности энергоемкости, а также для выявления возможных скрытых дефектов конструкции и изготовления. Контракты на изготовление таких товаров содержат в приложениях или подробные программы гарантийных испытаний, или обязательства сторон согласовать и утвердить такие программы в установленные контрактом сроки.

Если в контрактах предусмотрены гарантийные испытания, то их успешные результаты являются основанием для окончательной приемки товара покупателем. Стоимость гарантийных испытаний учитывается в цене контракта.

Контрольные вопросы по теме 10

 

1. Какие причины обусловливают целесообразность проверки качества товара перед его отгрузкой?

2. Каким образом можно обязать продавца осуществить проверку качества товара перед его отгрузкой?

3. Когда целесообразны дополнительные специальные проверки качества товара?

4. В чем разница последствий для прав покупателей в случае выборочного контроля качества и приемки товара?

5. Какие виды товаров подвергаются гарантийным испытаниям?

 

Претензии

 

В ходе исполнения договоров нередко стороны по каким-либо объективным причинам, из-за неопытности, безответственности или преднамеренно с целью снижения своих затрат не выполняют принятые на себя обязательства, нанося торговому партнеру материальный и моральный ущерб. В этих случаях потерпевшая сторона имеет право предъявить противоположной стороне претензии с изложением требований, предусмотренных условиями контракта или действующими правовыми нормами. Большинство претензий сторонам удается решить мирным путем, и тем не менее в коммерческой работе всегда следует руководствоваться следующими непреложными принципами:

• в максимальной степени защищать свои коммерческие интересы в условиях подписываемого контракта;

• в случае нарушения обязательств с самого начала с особым вниманием и тщательностью документально оформлять свои отношения с другой стороной с учетом того, что эти документы могут быть основанием для защиты Ваших интересов в арбитраже;

• стремиться решить возникшие противоречия с торговым партнером путем переговоров, всегда имея в виду, что тщательное документальное оформление рассмотрения претензии не мешает, а, наоборот, способствует достижению взаимовыгодного компромисса;

• принимать в рамках своих прав по контракту все зависящие от Вас меры к сокращению потерь, вызванных нарушением обязательств партнером;

• не спешить передавать решение претензии на рассмотрение арбитражного суда, пока в ходе переписки (переговоров) с партнером у Вас не появится уверенность, что нарушение обязательств произошло по его вине.

Претензии к продавцам

 

Поскольку при нарушении обязательств продавцами, как правило, гораздо большие потери несут покупатели, именно они должны при переговорах по заключению контрактов проявлять инициативу и настойчивость в формулировании условий, защищающих их интересы.

Если российскому покупателю удается склонить партнера на указание в контракте, что возможные разногласия будут рассматриваться с применением российского законодательства, то следует учитывать, что его интересы достаточно защищены положениями ГК РФ*, за исключением разве что ответственности продавцов за опоздания в выполнении обязательств по своевременной поставке товара, которые в Кодексе изложены довольно невнятно.

* См. ст. 15, 393, 394, 396-398,461,463,464,466,468,475,480 и 482 ГК РФ.

 

В том случае, если не удается склонить партнера на применение российского законодательства, следует настаивать на применении положений Венской конвенции 1980 г.*, конечно если страна партнера является ее участницей.

*См. ст. 45—52 Венской конвенции 1980 г.

Положения ГК РФ и Венской конвенции 1980 г. дают возможность покупателю в зависимости от характера нарушений обязательств продавцом и обстоятельств, в которых он оказался в связи с такими нарушениями, выбрать вариант требований, максимально защищающих его коммерческие интересы.

Однако если настоять на применении к контракту указанных документов не удалось, то следует особое внимание обратить на защиту своих интересов при наиболее вероятных нарушениях обязательств продавцом и попытаться включить в контракт условия, близкие к положениям ГК РФ и Венской конвенции 1980 г., имея в виду, что многие статьи законодательств зарубежных стран действуют, если иное не оговорено в самом контракте.

Практика внешней и внутренней торговли показывает, что подавляющее число нарушений обязательств продавцом относятся к опозданию в поставках товаров и к поставкам товаров ненадлежащего качества, т.е. не соответствующих их техническим характеристикам, содержащимся в контракте. В связи с этим ниже будут рассмотрены наиболее общие положения, которые желательно включать покупателям в тексты контрактов купли-продажи для защиты своих коммерческих интересов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.224.127.143 (0.014 с.)