Глава 16. Особенности торговли сырьевыми товарами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 16. Особенности торговли сырьевыми товарами



 

В обобщающее понятие «сырьевые товары» входят минеральное сырье, продукты его обогащения и переработки (черный металл, цветные металлы и др.), сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки, химические и продовольственные товары. Следует отметить, что во многих случаях весьма сложно провести четкую грань между сырьевыми товарами и готовой продукцией.

В практике международной торговли сырьевыми товарами применяется большинство уже рассмотренных форм и методов работы на рынке. Вместе с тем, в обмене некоторыми видами товаров растительного и животного происхождения, а также рядом продуктов переработки минерального сырья применяются особые методы регулирования и формы организации торговли.

Международная торговля многими видами сырьевых товаров осуществляется в условиях несколько отличных от тех, которые характеризуют развитие обмена готовой продукцией. Это, прежде всего, длительное превышение предложения над спросом на мировом рынке, вследствие которого для развивающихся стран с узкой товарной структурой экспорта есть основание говорить о затянувшемся сырьевом кризисе, хотя около 80% мировой торговли сырьем приходится на промышленно развитые страны.

Положение экспортеров природного сырья по многим видам товаров имеет тенденцию к ухудшению по мере ускорения НТП, в результате которого разрабатываются новые синтетические материалы, успешно конкурирующие с продукцией растительного и животного происхождения, внедряются материалосберегающие технологии, растет использование вторичного сырья.

Международная торговля многими сырьевыми товарами в большей степени, чем торговля готовой продукцией, монополизирована крупнейшими компаниями промышленно развитых стран и, прежде всего, транснациональными корпорациями, которые имеют возможность диктовать цены на рынках.

Промышленно развитые капиталистические страны через создание и распродажу стратегических запасов имеют возможность регулировать спрос и предложение на мировом рынке по многим видам сырьевых товаров. Спрос и предложение на минеральное и сельскохозяйственное сырье в гораздо большей степени, чем на готовую продукцию, зависит от погодных условий и состояния политического климата, особенно в главных сырьевых регионах.

Для торговли сырьевыми товарами характерно стремление партнеров установить долгосрочные отношения, которые обеспечивают, с одной стороны, стабильный сбыт, с другой — гарантированное снабжение производства исходной продукцией. В рамках долгосрочных соглашений торговля обычно ведется по текущим ценам рынка, но стороны стремятся к стабилизации цен, вводя пределы их отклонений в течение согласованных периодов. Осложнение проблемы сбыта сырьевых товаров побудило правительства многих развивающихся стран принять законодательные акты, обязывающие импортеров предусматривать расчеты встречными поставками товаров традиционного экспорта.

Особое место занимает внутрикорпорационная торговля между материнскими и дочерними фирмами добывающих транснациональных корпораций, которая ведется по пониженным трансфертным ценам с целью безналогового перевода прибыли, полученной при разработках зарубежных источников сырья с использованием местной дешевой рабочей силы. Внутрикорпорационная торговля к концу 90-х гг. составляет около 35% мирового товарооборота сырьевыми товарами.

Международные товарные соглашения

 

Международные товарные соглашения (МТС) применяются для регулирования торговли сырьем с целью стабилизации рынка, снижения спекуляции и ограничения сферы деятельности ТНК.

Их можно разделить на три вида.

Стабилизационные МТС заключаются для стабилизации цен на сырье путем приведения в равновесие спроса и предложения. Это достигается посредством установления для участников соглашения квот на производство и экспорт сырья, а также созданием стабилизирующих запасов. Стабилизационные МТС обычно заключаются на такие товары, как каучук, какао, олово, кофе и ряд других.

Административные МТС заключаются для статистического анализа и выработки общих рекомендаций по торговле некоторыми видами товаров, например по пшенице и сахару.

МТС по мерам развития направлены на развитие экспортных потенциалов производителей сырья. Такие соглашения заключаются по джуту, древесине ценных пород, растительным маслам и т.д.

В мировом сообществе нет единого отношения к МТС. Российская Федерация, развивающиеся страны и страны Западной Европы поддерживают политику ЮНКТАД, направленную на расширение практики международных товарных соглашений, а США под лозунгом либерализации торговли на деле поддерживают свободу диктата монополий на рынках сырьевых товаров. На долю ТНК в настоящее время приходится подавляющая доля торговли такими массовыми товарами, как зерновые и зернобобовые (90%), какао-бобы (95%), рис (70%), кофе (50%).

Раздробленность производителей и потребителей продовольственных товаров способствовала развитию «электронного» метода заключения сделок, при котором обмен сообщениями равносилен письменному подписанию договоров. При закупках и реализации крупных партий продовольственных товаров используется и такой метод, как торги.

Особое место в мировой торговле занимает Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), которая преследует цель стабилизации мировых цен на нефть путем введения экспортных квот для ее участников. Различие экономических интересов между ее членами и политика промышленно развитых стран не всегда позволяет ОПЕК проводить последовательную и скоординированную политику в стабилизации мирового рынка нефти.

Всеобщая либерализация резко понизила эффективность внешней торговли России сырьевыми товарами, способствовала созданию на внутреннем рынке и в экспортной среде криминализированных структур, занимающихся контрабандой стратегически важных сырьевых товаров и нелегальным вывозом валюты за рубеж. Достаточно напомнить, что бывшие советские прибалтийские республики, не имея своих источников сырья, в течение пяти лет были крупнейшими поставщиками цветных металлов на мировой рынок.

 

Товарные биржи

Виды бирж

 

Развитие товарного производства вовлекло в сферу обмена огромные массы товаров, что привело к стихийному образованию постоянных рынков однородных товаров. Совершенствование процесса торговли превратило эти рынки в постоянно действующие биржи. Первые крупные биржи появились в Европе в начале XVII в. Столетием позже товарные биржи появились в Америке.

Биржи по существу являются крупными посредническими организациями, которые работают по поручениям и за счет клиентов. Биржи специализируются на торговле сырьевыми товарами минерального и сельскохозяйственного происхождения, а также продукцией их первоначальной обработки и полуфабрикатами. Через биржи продается и покупается примерно 20—30% объема торговли 67 видами реального товара; остальная его часть обменивается во внебиржевом обороте. Одновременно на биржах совершаются в огромном объеме спекулятивные операции, составляющие 92—98% стоимостного оборота бирж, что значительно превышает весь мировой торговый оборот реальным товаром. Спекулятивные операции совершаются не для приобретения или продажи реального товара, они осуществляются с его бумажными или электронными символами, преследуя цель или наживы на разнице цен, или страхования реального товара от обесценивания. Несмотря на то, что через биржи проходит относительно ограниченная часть мирового товарооборота, она достаточна, чтобы определить соотношение спроса и предложения на определенные товары и считать биржевые цены (биржевые котировки) индикаторами мировых цен.

Исторически так сложилось, что большинство бирж сосредоточилось в крупнейших торговых центрах, таких как Лондон, Париж, Гамбург, Амстердам, Антверпен, Нью-Йорк, Чикаго, Виннипег, Токио, Иокогама, Сингапур, Сидней и др.

В зависимости от границ регионов, в которых биржи являются центрами притяжения товарного обмена, они могут носить национальный и международный характер. Среди них есть специализированные биржи, на которых совершаются операции с одним или несколькими однородными товарами, и универсальные, позволяющие оперировать как с широким кругом однородных товаров, так и с неоднородными товарами сельскохозяйственного характера, минерального происхождения и промышленного производства.

В России и в других странах СНГ в начале 90-х гг., в связи с либерализацией внутренней и внешней торговли возникло более тысячи посреднических организаций, называющих себя биржами. Практически они представляли собой многотоварные посреднические центры с неустановившимися правилами торговли, более смахивающими на открытые аукционные торги. Со временем число таких бирж значительно сократилось, торговля на них стала носить более упорядоченный характер, но их деятельность еще далека от правил цивилизованной биржевой торговли.

С организационно-правовой точки зрения биржи делятся на публичные и частные. Публичные биржи патронируются государственными и муниципальными организациями. Их деятельность регулируется законами и иными нормативными актами и носит открытый характер. Публичные биржи распространены в странах континентальной Европы и по масштабам своей деятельности носят в основном региональный характер. Членами такой биржи обычно являются руководители крупных компаний. Сделки на них могут совершать как члены биржи, так и другие предприниматели. И члены, и посторонние предприниматели платят бирже обычно твердые суммы за участие в операциях, а также определенный процент от стоимости совершенных сделок. Эти средства идут на финансирование работы бирж.

Частные биржи организуются обычно в форме закрытых акционерных обществ с ограниченным числом членов. Биржи работают на основании своих уставов, определяющих функции биржи, ее структуру, порядок управления, состав действующих членов, порядок их выбытия и принятия новых. Члены биржи имеют свои брокерские конторы, в которые входят брокеры, непосредственно заключающие сделки, их помощники и другой вспомогательный персонал.

Биржа непосредственно не заключает сделок по купле-продаже товаров; эти операции осуществляют ее члены через своих брокеров. Члены биржи не получают дивидендов, но пользуются ее услугами, отчисляя бирже определенный процент от суммы проведенных операций. Члены биржи получают вознаграждение от своих клиентов за выполнение их поручений по совершению операций с реальным товаром или спекулятивных операций. Члены биржи могут также сами совершать спекулятивные операции за свой счет и в случае их успешного проведения получают дополнительную прибыль.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.007 с.)