Либо поднимать, либо напрягать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либо поднимать, либо напрягать



 

Думаю, что не только умудренным, но и вообще причастным к спорту и атлетизму специалистам понятен тот факт, что одно и то же силовое упражнение имеет свои приоритетные особенности относительно двух аспектов, которые могут уживаться в одном упражнении, — «движения снаряда» и «напряжения мышц». На первый взгляд разграничение этих понятий осознается многими невооруженным глазом, а именно к спорту в чистом виде мы относим соответственно аспект «движение», а к атлетизму — «напряжение».

Казалось бы, все предельно ясно, но, крепко задумавшись, мы приходим к важному выводу — результат движения нуждается в верно сбалансированном напряжении, а напряжение — в выверенном движении.

Итак, существует мнение, что в силовом тренинге во время достижения результата в базовых упражнениях, имеющих, как правило, не соревновательную силовую, а локально–мышечную установку, именно выверенное межмышечное взаимодействие подстраивает под себя межсуставную координацию. Затем совместными усилиями межмышечное взаимодействие и межсуставная координация создают благоприятный фон для верных качественных внутримышечных включений, а те, в свою очередь, корректируют уже рациональные действия внутрисуставной динамики.

Вот такая непростая согласованность в конечном итоге должна удачно привести к конечному сосредоточенно качественному «пучочному» внутримышечному включению. В это связи необходимо учесть, что именно природная податливость внутрисуставной динамики может рассматриваться как особо важный аспект механики движения, обеспечивающий отдельно взятую головку мышечного пучка необходимо важным состоянием «сокращенности» волокон.

 

Внутримышечные включения

 

Не секрет, что в силовом тренинге практически нет упражнений, во время выполнении движения которых используется какая–либо только одна мышца, даже в случае когда используемое упражнение классифицируется некоторыми как «изолированное».

Например, при сокращении двуглавой мышцы плеча (бицепса) при помощи специальной подставки «Scott» на фоне заданной амплитуды внутри одной и той же мышечной группы происходит перераспределение нагрузки между несколькими небольшими мышечными пучками. Эти мышечные пучки на каждом отрезке амплитуды движения в локтевом суставе «договариваются» между собой, каким образом и в какой степени важности каждый из пучков будет вносить свой посильный вклад в обеспечение условий для наивысшего максимально качественного сокращения волокон отдельно взятого намеченного сознанием мышечного пучка для конечного результата — формирования недостающего контура мышцы.

Контроль над ощущением внутримышечного включения — прерогатива суперпрофессионалов. Его эффективность зависит не только от количества мышечных волокон и их поперечного сечения или биохимического состава, но и от некой «импульсивности волокна», т. е. от его достаточной мгновенно–качественной способности сокращаться и такой же не менее оперативной способностью к релаксации. Но результат добротного использования всех вышеперечисленных понятий, как составляющих эффективности внутримышечного включения, в немаловажной степени зависит от психофизического состояния атлета, соответственно, от наличия или отсутствия элементарных мышечных спазмов и зажимов.

В большом спорте и профессиональном атлетизме бывает полезно отказаться на определенный срок от применения базовых упражнений, для того чтобы после уместной паузы вернуться к применяемой ранее «базе» с новыми более качественными восприятиями выполняемых ранее базовых упражнений даже при выполнении прежде используемой техники движения.

Извечное противостояние мнений — что от чего зависит: качество сокращения отдельного мышечного пучка от безукоризненной суставной динамики либо все–таки выверенность движения отдельно взятого сустава подвержено влиянию мышечных сокращений? Кто кого координирует, кто на кого влияет? Что, где, когда, для кого и в каких ситуациях важнее??? Что первично — интуитивно оптимально подстроенное положение тела (прошу заметить не «туловища»), влияющее на намеченное сосредоточенное сокращение мышцы, или же сама динамика движения заставляет тело принимать нужную, подчас странную по внешней оценке конструкцию. А может, все эти аспекты не зависят друг от друга и работают автономно? Или они подчинены третьей стороне?

 

Двигательное вовлечение

 

Итак, для решения любой двигательной задачи привлекается большее количество мышц и мышечных групп относительно числа участвующих суставов. Так, например, во время упражнения «приседания» (Squat) задействуются три сустава, два из которых можно считать основными активными — это тазобедренный и коленный, — и только один сустав в том же упражнении окажется второстепенным пассивным — голеностопный. Голеностопный сустав во время выполнения упражнения «приседания» не имеет должной, явно выраженной внешней амплитуды, хотя во время абсолютно всего периода выполнения упражнения он несет серьезную нагрузку, выдерживая мощное давление внутри всего сустава. Мышцы такого пассивного сустава–синергиста находятся в хотя и не значительном, но все же постоянном напряжении на весь период работы активных суставов.

Например, во время выполнения упражнения «приседания» (Squat) работают основные мышцы: ягодичная, которая крепится на тазобедренном суставе, фронтальная бедра, сгибатель бедра и второстепенные мышцы: приводящие бедра, крепящиеся к коленному суставу, также в упражнении подрабатывают мышцы, расположенные на голени. Чем движение сложнее, тем большее количество суставов и, соответственно, мышечных групп оно вовлекает в работу. Но в спортивном действии особое значение имеет межсуставная координация, а в силовом тренинге — межмышечное взаимодействие. Если отталкиваться от пропорции, что чем упрощеннее движение, тем меньше участвует в работе суставов и мышц, то вытекает такая картина: в спортивном движении, соответственно, важно внутрисуставное взаимодействие, а в силовом тренинге — внутримышечное включение. Например, задаваться целью сравнивать степень значимости в достижении результатов между мышечным взаимодействием или природной моделью суставов — это все равно что в специализированном спортивном питании посягнуть на сравнивание значимости белков и углеводов — каждая позиция важна в отдельном конкретном случае, в нужном месте и в нужное время.

 

Двигательная детализация

 

В процессе специализированных тренировок различных видов спорта любые сложные технические действия и приемы желательно разбивать на отдельные более простые технические элементы, которые можно назвать деталями движений.

Конечная задача такой разбивки, или детализации, состоит в том, чтобы с помощью их внедрения в силовую тренировку сформировать контуры намеченных отдельных мышечных пучков в пределах одной мышечной группы, принимающей непосредственное участие не только в воспроизведении тренировочных силовых действий или движений, но и в приемах соревновательного характера в конкретно взятом виде спорта.

Доработка мышц или мышечных групп и отдельно взятых мышечных пучков является не каким–то просто базовым развитием «мышечных недоразвитостей», а сложным процессом применения особых упражнений со специальной техникой их выполнения для осуществления заранее намеченных стратегических целей и задач. Во время процесса мышечной доработки желательно выявить и сохранять меж — и внутрисуставные координационно–двигательные коды. Именно эти коды, как и некий почерк работы, отражают не обычное стандартное обобщенное воспроизведение двигательного стиля, манеры или формы движения, а всевозможные нюансы, в которые вложены физические особенности атлета или спортсмена. Эти коды внедренных деталировочных упражнений, входящих в состав общего соревновательного действия–приема, обязаны однозначно совпадать и подчиняться, максимально доступно «рассказывать» о каждом конкретном участке амплитуды и соответствующих этой амплитуде мышечных групп.

Неотъемлемым атрибутом мышечной доработки в конечном итоге станет применение деталировочных упражнений — это мельчайшие и скрупулезные по своей структуре действия, которые невозможно даже назвать движением, так как их амплитуды настолько ничтожны и коротки, что своей внешней неэстетичностью они раздражают глаз стороннего наблюдателя. Так вот желательно, чтобы их количество было более чем достаточным и разнообразным, но, по сути, максимально дублирующим друг друга. Они должны быть предельно просты в исполнении, без завышенного диапазона применяемой амплитуды.

Если говорить о спортсменах и их физической подготовке в период силового тренинга, нужно оговорить те ситуации, которые связаны с использованием специализированных движений, схожих с их соревновательными приемами и направленных на усовершенствование мышечных участков, участвующих в основных технических приемах, используемых в данном виде спорта. Хотелось бы подчеркнуть, что чем на уместно–большее количество мелких деталировочных короткоамплитудных упражнений будет раздроблено выбранное базовое движение, которое выполняется обыкновенно с достаточно объемной амплитудой, тем, как показал опыт, выше вероятность «качественного» раздражения мелких «уснувших», или «лентяйских», мышечных пучков.

Наличие в тренировочном арсенале максимально разнообразного количества упражнений, предельно схожих своей механикой со спортивно–соревновательным движением по направленному и целевому влиянию и вовлечению в динамику одних и тех же мышечных пучков, позволяет достаточно долгий период эффективно воздействовать на них, не давая им возможности привыкнуть или адаптироваться к применяемому деталировочному упражнению–раздражителю. Такие упражнения–раздражители могут быть направлены вовсе не на основной, локально заранее определяемый мышечный пучок, а «раздражать» прилегающие по строению или синергетическому действию другие второстепенные мышечные пучки, при этом сохранять свойство и статус раздражителя.

Если предложенное, отдельно применяемое деталировочное упражнение может не нуждаться в особом дополнительном обучении или освоении для выполнения технического действия, то нередко именно базовое упражнение (упражнение–дубликат), предельно схожее по своей механике со спортивно–соревновательным приемом, может нуждаться в конкретном обучении спортсмена специальной, применяемой в упражнении сложной технике.

Техничность исполнения упражнения–дубликата — силового упражнения, дублирующего и имитирующего спортивно–соревновательный техничный прием, — в обязательном порядке должна учитывать особенности не только вида спорта, но и конкретного спортсмена и свойственную только ему генетически выстроенную модель подвижности суставов. Н ередки случаи, когда отдельно взятые мышцы, получив хорошую «взбучку» в отдельности, сформировываются достаточно качественно, но во взаимодействии друг с другом в конкретном спортивно–соревновательном движении между этими, казалось бы, качественно развитыми мышцами нет должного и ожидаемого взаимопонимания.

Причина может крыться в одном пропущенном вниманием и малозначимом на первый взгляд промежуточном мышечном пучке, назначение которого на самом деле именно в соревновательном движении очень весомое. Его миссия состоит в том, чтобы принять на себя импульс, посланный предыдущей мышечной группой или мышечного пучка, тут же, не нарушая верного ритма и ускорения, пропустить через себя этот импульс и, перераспределив, передать следующим мышцам. Этот промежуточный, фрагментарно вспыхивающий мышечный пучок может позволить в конечном итоге добиться от спортивно–соревновательного движения необходимо большей силовой отдачи. Как же это происходит?

 

Мышечные ноты

 

К примеру, если рассмотреть спортсмена–силовика, использующего определенно выбранный удобный стиль хвата или его ширину при выполнении упражнения «жим штангой лежа», то в моменте нижнего положения грифа штанги «у груди» достаточно плотно задействуются в работе дельтовидная мышца и трицепс, а их хорошее развитие, соответственно, имеет важное значение.

Если в упомянутом упражнении в отдельности понаблюдать, например, за работой мышечных пучков трицепса, задействованных в движении, то можно отметить, что в зависимости от механико–динамических возможностей трех участвующих суставов, из которых плечевой, локтевой — работающие, а запястья — подрабатывающий, атлет располагает свои конечности, исходя из удобства и комфортных ощущений. При этом у одного атлета в сравнении с другим при схожей длине конечностей и одинаковой ширине хвата локти при выполнении могут «разъезжаться» в стороны, а у другого, наоборот, «смыкаться» и так далее. Но, несмотря на это, в базовом среднестатистическом состоянии мышечные пучки трицепса обычно реагируют на оговоренное упражнение следующим образом.

В начальной фазе позитивного движения из положения «с груди» в момент старта сильнее может включаться в работу медиальная головка трицепса, которая по мере выпрямления рук, оставаясь в относительном напряжении, передает нагрузку длинной головке трицепса, и только потом, в момент полного выпрямления рук, основную нагрузку на себя забирает латеральная головка трицепса. И так далее.

Точно так же обстоят дела и с дельтовидной мышцей. Вначале работает нижняя доля, «нижний контур» фронтального (переднего) пучка совместно с серединной долей среднего пучка дельтовидной мышцы, а затем, по мере выпрямления рук, т. е. перемещения локтевого сустава относительно плечевого, сильнее работает средняя часть фронтального пучка дельтовидной мышцы и в конечном итоге — верхняя головка фронтального и среднего пучка дельтовидной мышцы. Эти примеры являются очень приблизительными и служат тому, чтобы объяснить непростой характер межпучочных внутримышечных включений и, к сожалению, невозможность в должной профессиональной мере создать «мышечные ноты», абсолютно устраивающие любого атлета или спортсмена всех видов спорта.

Итак…

Следует напомнить, что улучшение гармонично–качественного взаимодействия отдельно проработанных мышц, как правило, происходит только в предварительно заученном исполнении базового соревновательного движения. Парадокс заключается в том, что самая качественная предварительная «заученность» в гармоничном взаимодействии участия мышц в базовом соревновательном движении в конце концов может вовсе никак не повлиять положительно на качество выполнения силового тренировочного движения, схожего по своим пространственно–динамико–временным структурам с соревновательным действием. Но, кстати, если эта мышечно–динамическая «заученность» непривычна и испытывается спортсменом вновь, то она способна благотворно отразиться на старых, привычных, вовсе не похожих спортивных движениях–приемах.

Опытные спортсмены, в отличие от неопытных или тем более начинающих, обладают не столько лучше сформированной мышечной массой, сколько способностью разумнее распоряжаться и в конечном итоге использовать. Мастерство осознания существования внутримышечных включений, мастерство их ощущения и верного применения — удел профессионалов, виртуозов спорта и атлетизма, которые в отличие от коллег, не имеющих должного стажа и опыта (что не одно и тоже), в состоянии гораздо эффективнее реализовать эти совокупные качества на фоне межмышечных взаимодействий.

Этот сравнимо с моментом дегустации, когда «матерый» дегустатор обладает способностью разгадывать ингредиенты в коктейле, созданном из продуктов, относящихся даже к одному типу, виду и классу.

Его величество «практика» отсортировала два мышечных состояния, которые в зависимости от целей и задач «интеллектуальные» атлеты и спортсмены применяли и, видимо, еще долгое время будут использовать в разных сочетаниях и модификациях для наиболее результативной отдачи.

Первое состояние характеризуется максимально возможным качественным мышечным сокращением, а второе — максимально верной нагружающей порцией в состоянии растянуто–напряженных мышечных волокон на фоне безопасного суставно–связочного состояния.

 

 

Глава V

НОВАЯ АТЛЕТИКА

 

С благодарностью Юрию Витальевичу Верхошанскому за то, что выслушал и одобрительно кивнул

 

Новый стиль движений

 

Раскоординирование

 

Существенной причиной, отрицательно влияющей не только на спортивно–соревновательный результат (что происходит реже), но в особенности на тренировочные силовые движения атлетов, является телесная координационная заученность, к огда движения атлетов становятся «вызубренными», но при этом либо полностью, либо не до конца осмысленными.

В атлетизме, при условиях полного сверхвосстановления, одним из наиболее действенных приемов выхода из ситуации однозначного двигательно–техничного застоя (как показали практический опыт и наблюдения) оказался метод раскоординирования, или система форматирования. Этот метод заключается в «расшатывании» заученных меж — и внутрисуставных взаимодействий, накопленных, сформированных и «затвердевших» в сознании и теле за длительный период систематических тренировок. Если вовремя не применить метод раскоординирования, то все самые форсированные и изысканные усилия дальнейших тренировок могут свестись в лучшем случае к вялотекущему мышечному застою. Такой застой именно силового характера наступает неожиданно, иногда у спортсменов, а чаще у атлетов, прежде всего от привычного монотонного использования однотипных силовых движений и, что нередко случается, от постоянного использования принятых кем–то когда–то за основу канонов выполнения силовых упражнений даже у профессионалов со стажем. Опытный атлет, ощущая первые признаки мышечного застоя и осознавая наступление нежеланной ситуации, начинает предпринимать традиционное средство, а именно замену использованных упражнений на новые упражнения или упражнения, применяемые когда–то из его арсенала. Все верно. Но это частичный выход из сложившейся ситуации. Атлет может не догадываться о том, что для «наращивания» мышц у большинства существующих упражнений еще не до конца выработан собственный ресурс техничности движения, т. е. не полностью израсходовано количество манер и стиля выполнения движений.

Такого рода внедрение новых вариаций для устоявшихся, закутанных в эпохальность, набивших оскомину упражнений мне представляется как преподношение «нового стиля движений», который поможет максимально выработать отведенный в конкретно взятом упражнении технический потенциал. «Новый стиль движений» может причисляться к общему современному направлению в сфере атлетической гимнастики, которому присуще свойство разумных обновлений в абсолютно всех разделах смежных и сопутствующих атлетизму направлений. Процесс атлетического «омолаживания» почти вечен и будет неодинаково и неодновременно обновляться новыми идеями и в конце концов полностью перенесет существующий атлетизм как составляющую физической культуры в эру, название которой я бы не хотел слишком усложнять и, не изобретая велосипеда, в принципе дал как «Новая атлетика».

 

К атлетам

 

Если говорить о применении «нового стиля движений» в контексте «наращивания» объемов мышц при помощи мощного принудительного агрессивного снабжения и обогащения мышечных волокон кровью, причем по возможности максимально оградившись от применения синтетических стимуляторов мышечного роста, то это именно то, чего желает любой атлет.

Этот непростой, прижившийся в среде бодибилдеров всех стран мира и атлетов России процесс давно уже охарактеризован сферой атлетизма (культуризма и бодибилдинга) коротким и емким устоявшимся сленговым термином — «накачка». Слово же «стиль» в словосочетании новый стиль движений, р ассматриваемое относительно какого–то действия, вмещает в себя тандем двух аспектов — это как внутренний интеллектуальный характер выполнения движения, что для современного атлетизма наиболее приоритетно, так и, безусловно, внешний — это манера воспроизведения движения.

Понятие «новый стиль движений» подразумевает не визуально–динамический ряд с некой унифицированной или типизированной манерностью кокетливо оттопыренного мизинца, а принципиально несхожий в каждом индивидуальном случае стиль, определяющий и удовлетворяющий только конкретного атлета, вмещая в себя гармонию собственного внутреннего осознания предстоящего динамического воспроизведения и верного внешнего воплощения. Составляющими принципами «нового стиля движений», требующими учета и контроля, в основе своей могут быть следующие базовые позиции.

• Положение общей конструкции тела атлета.

• Понимание визуально–ассоциативного ряда.

• Положение главенствующих суставов.

• Скорость выполнения преодолевающей (позитивной) фазы.

• Скорость выполнения уступающей (негативной) фазы.

• Контраст скоростей преодолевающей и уступающей (позитивной и негативной) фаз.

• Амплитуда выполнения.

• Промежуточные динамические действия суставов–соучастников.

• Применения фиксации в крайних точках амплитуды.

• Число повторений.

• Вес отягощения.

• Пауза между подходами в одном упражнении.

• Пауза между упражнениями в одной загружаемой мышечной группе.

• Промежуточная растяжка загруженных мышц между подходами либо между упражнениями.

Из вышеперечисленного арсенала составляющих принцип «нового стиля движений», безусловно, наиболее узнаваемы своим базово–традиционным пониманием и усвоением стереотипные понятия «число повторений» и, соответственно, «вес отягощения». «Новый стиль движений» налаживает настройки атлета на упражнение, определяя его приоритетные шаги, и первым, как это ни покажется странным, будет наиболее простой прием — это выбор и установка уместной степени «урезания» амплитуды движения, а затем продолжительность фиксации в моменте наибольшего сокращения мышцы. Нужно ли вообще сокращать амплитуду и до какой же степени это можно делать?

Вспомним, как в разделе «Потенциал физических возможностей» была рассмотрена ситуация определенного атлета, применявшего упражнение «жим штангой лежа», который не только в достижении спортивно–соревновательного силового результата был оценен вообще неперспективным, но и в использовании того же упражнения для достижения гипертрофии грудных мышц так же «почти» не имел перспектив. Почему «почти»? Потому что любой с неперспективной суставной динамикой атлет, применяя принципы «нового стиля движений» в упражнениях формирующего характера с целью локального воздействия на мышечную группу, может превратить большинство сложно заученных и часто интуитивно спонтанно распределенных движений в конкретно нацеленное действие, что позволит ему «обмануть» свою же при — родно неподходящую для этого упражнения межсуставную координацию.

В большинстве случаев атлеты, стремясь сформировать конкретный контур или общий объем «проблемной» мышцы, часто стараются просто подобрать и применить новое упражнение и в редких ситуациях додумываются видоизменить существующую десятилетиями или даже веками технику движения. Такое случается в основном оттого, что атлеты, боясь нарушить некое табу, не осмеливаются позволить себе «вольности» в отношении атлетической святыни в форме традиционного выполнения классических упражнений. Например, даже в не совсем классическом, относительно «молодом» упражнении «сгибания рук в локтях с рукоятками верхних блоков» атлетам не часто приходит в голову мысль о том, что, опустив тело к полу более низко относительно уровня верхних блоков (стоя на коленях), можно существенно повлиять на контур бицепса. А именно такое положение позволяет сформировать такой желанный для абсолютно всех атлетов «пик» бицепса, так называемую модную в профессиональном бодибилдинге «каплевидную» форму бицепса. Но еще важнее не просто для профессионалов, а для истинных виртуозов иметь возможность внутри, казалось бы, уже разработанной и сформированной формы или внешнего контура создать дополнительное очертание, в котором по ситуации нуждается либо только наружная, либо только внутренняя сторона.

Такие мышечно–пучочные модификации не требуют ни каких дополнительных технических, моральных и интеллектуальных затрат, так как легкоприменимы почти в каждом упражнении. Тактически обоснованные действия принципа «нового стиля движений» позволяют более точно локализовать нагрузку не просто в отдельно взятой мышце, а даже внутри ее отдельного участка — с дополнительными уточнениями, с указанием верхнего, нижнего, внутреннего или наружного подреза или контура намеченного пучка.

 

К спортсменам

 

Перейдя от чистого атлетизма к видам спорта, нужно отметить, что принципы «нового стиля движений» можно применять в каждом отдельном случае по–разному, с особыми поправками на конкретную ситуацию. В спорте стили и манеры движений, приемов и действий, носящих спортивно–соревновательный характер, традиционно используется навязчиво — принудительные унифицированные и установленные когда–то и кем–то правила, где, например, совершать подачу в большом теннисе или движение в метании копья требуется именно по традиционной техничной схеме. Поэтому спортсмен, переходя от одного тренера к другому, более квалифицированному и опытному специалисту, всегда приобретает либо значительные поправки к технике движения, существенно отличающиеся от рекомендаций предыдущего тренера, либо мельчайшую и незаметную тренерскую установку для двигательной техничности в виде гаечного ключа для незатянутых гаек, сцепляющего весь разболтанный механизм.

Одним из наиболее доступных тренерских способов, позволяющих вычленить ошибочно, но старательно приобретенную спортсменом некондиционную телесную «двигательную заученность», может стать адекватно проведенная специалистом в отношении конкретного спортсмена некая целевая аналогия с движением, отражающая различные визуально–ассоциативные ряды. Нередко бывает достаточно одного такого приема, чтобы в кратчайший срок расшатать приобретенную спортсменом накопленную «задеревенелую» за определенный период телесную «двигательную заученность» и вовремя настроиться на новый стиль выполнения движений. А уже следующим шагом может оказаться спешное использование принципов «Нового стиля движений», позволяющих быть уместными приемами не только в применении к любым традиционным упражнениям спортивно–соревновательного характера, но и тренировочного силового режима.

 

Двигательное форматирование

 

В ситуации атлетического двигательного форматирования, состоящего из процесса раскоординирования и двигательного формирования, при котором первый пункт важен в большей степени, нежели второй. Степень общей сложности атлетического двигательного форматирования зависит от степени закоренелой вызубренной техничности двигательных приемов, требуя подчас особо тщательного и скрупулезного процесса именно раскоординирования движений. Как показала практические наблюдения, наиболее трудоемкими считаются усилия, связанные именно с процессом раскоординирования. Незапущенные состояния ошибочных двигательных застоев дорабатываются и совершенствуются по горячим следам и требуют относительно процесса двигательного раскоординирования незначительных воздействий и связаны в большей степени с понятиями межсуставной координации и внутрисуставной динамики и в меньшей — межмышечных воздействий и внутримышечных включений.

Штудирование давнишних принципов незаслуженно забытого атлетизма, впрочем как и более позднего культуризма и современного бодибилдинга, наводит на мысль, что немногие тенденции, существующие длительное время среди силовых атлетических упражнений по сравнению со спортивно — соревновательными движениями, смогут достаточно долго просуществовать. Это лишний раз указывает на то, что главным в тренировочном силовом режиме является естественный отбор, основанный на неком «эмпиризме», с которым несовместимо понятие «правильности» (по неким канонам/правилам), а совместимо суждение «выверенность» движения. В конечном итоге сфера силового атлетического тренинга все же получит ситуацию, когда целое поколение атлетов перестанет использовать двигательные классические шаблоны и даст традиционным движениям в форме силовых упражнений более адекватное звучание. Усовершенствование традиционных двигательных устоев наверняка будет опираться на неизбежный опыт собственных ощущений, основанных на эффективном поиске и верном выборе минимальных позиций «Нового стиля движений», обеспечивающих элементарный момент максимально качественного сокращения мышечных волокон в обозначенном конкретном упражнении.

Хотелось бы внести ясность в то, что традиционно устоявшаяся техничность действий при выполнении любых силовых упражнений не может являться главенствующей категорией для достижения локальных мышечных сокращений. Исходя из наблюдений и экспертиз различных методик, было видно, что в принципе унифицированной формулы или принципа для совершенствования техничности силового тренировочного движения при выполнении абсолютно любых упражнений, подходящих под категорию «традиционные», не существовало. Чтобы подойти поближе к решению этой проблемы, я позволил себе посредством методики «Новый стиль движений»  любые упражнения, являющиеся традиционными, модифицировать так, чтобы с учетом выявленных генетических особенностей моделей суставов и мышц дать возможность любому атлету максимально сформировать в применяемых упражнениях новые вариативные ряды для полного удовлетворения потребностей конкретной мышечной группы.

 

 

Глава VI

ЛЕГКИМ ФЛИРТОМ

 

Разминка — к ак легкий флирт, в котором превалирует заряд положительных эмоций.

 

Эмоции разминки

 

Говоря о профессиональной разминке, необходимо поставить рядом с этим словом жирнейшее восклицание — индивидуальная!

Это означает, что серьезная разминка, или, точнее сказать, комплекс профессиональных специальных и специализированных разминочных упражнений, как минимум, обязан учитывать такие простые требования, как вид спорта, психоэмоциональный и физический уровни подготовленности, методический период, климатические условия, генетические особенности организма, цели и задачи и т. д. Если рассматривать причины получения мышечно–сухожильных травм в контексте понятия «разминка», то видно, что наиболее тесно переплетаются между собой две из них, перетягивая на себя на различных этапах парадоксальную пальму первенства — кто больше навредил организму в целом и мышцам в частности? Первая причина травмы — это недостаток разминки, а вторая причина — это не примитивный избыток, а конкретный разминочный переизбыток.

Разминку даже профессионалы нередко превращают в капитально сформированный комплекс упражнений как серьезный нагружающий механизм, который с лихвой может заменить по степени физического воздействия на организм даже силовую тренировку, становясь впоследствии перегружающим фактором. Кто–то из коллег однажды выразился, что в контексте оздоровительной и профессиональной (спортсмен) пользы, если на сегодняшний тренировочный день не хватает времени, то, выбирая из двух зол наименьшее, лучше предпочесть грамотную и адекватную разминку без тренировки, чем нелепую тренировку без разминки!

Говоря о разновидности разминочных практических принципов, укажу на основной — стараться максимально контрастировать общую и специальную разминки, где в последнюю можно так же включить пред — и внутрисоревновательную разновидность разминки. Беседуя с атлетами и спортсменами, а так же наблюдая за ними на практике тренировок и выступлений, невольно сравнивая их, убеждаешься в том, что как в общую, так и в специальную базовую разминку в одном и том же виде спорта каждый чаще опытный спортсмен или атлет вносит свою субъективную поправку. Такие поправки обоснованы, как правило, не принципами биохимии или биомеханики или другими научно оправданными установками, а истинно практическими ощущениями.

«От теории к практике!» — так звучал часто упоминаемый девиз, автор которого, по–видимому, уже никогда не найдется. Но на пути встречаются те редкие «экземпляры» из числа «практических» и «прикладных» личностей (действующих атлетов или спортсменов) с мощной аналитикой, не сторонящиеся при любой возможности улучшить свое теоретическое самообразование, разрушающие традиционные принципы вышеупомянутого девиза. Эти редкие интеллектуалы с мощной интуицией умеют смешивать существующие теоретические устои с собственным практическим опытом и умело обличать полученные выводы в более или менее стройную формулу, похожую на научно оправданную концепцию.

Ситуации тренировочных процессов нередко схожи с ситуациями жизненными, когда вначале образовывается проторенная «атлетическим» народом стежка, которая потом приобретает цивилизованную методическую форму в виде закатанной под асфальт дороги. Нередко специалисты–тренеры, наблюдая и опрашивая атлетов или спортсменов и обсуждая полученную информацию с узкими специалистами смежных специальностей, выступают посредниками между ощущениями своих подопечных и новыми открытиями в разделах, например, методических, биохимических и биомеханических изысканий. Но и опыт эмпирических домыслов отдельно взятого атлета или спортсмена нередко дают возможность обладать серьезным арсеналом тренировочного оружия сокрушительного действия — смекалки и сноровки!

Говоря о разминке, нужно сказать, что ее специальную и специализированную разновидность атлеты или спортсмены не только используют в день силового занятия непосредственно перед тренировочным процессом по относительно сокращенной программе, но и применяют в более полном объеме почти в форме полноценного отдельного не силового занятия. Но полноценная разминка применяется действующими атлетами или спортсменами в случаях, если по причине травмы какая–нибудь мышечная группа бывают «освобождена» от силового воздействия.

Нередко общую полноценную разминку атлеты и спорт — смены применяли реже, разве что в большинстве своем после различных соревновательных пауз в момент вхождения в тренировочный процесс либо просто после больших перерывов, впрочем, как и к любой силовой тренировке, делая поправку на субъективное творчество. Поэтому хотелось бы к базовым принципам применения общей разминки, являющейся более длительной и насыщенной разновидностью физического воздействия на организм в целом и мышцы в частности, определить важное уточнение — она не должна доводить организм и психику атлета или спортсмена до изнеможения, а лишь давать достаточное ощущение прилива положительной энергии.

 

Растяжка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.11 с.)