Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Социальные формы существования научного знания в области теории литературы в России.↑ Стр 1 из 30Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теория литературы. Экзамен. Да поможет нам БАХТИН.
Вопрос 1. Литературоведение в круге дисциплин современной филологии. Предмет и задачи теории литературы. Поэтика и методология – составляющие теории литературы. Литературоведение как наука возникло в начале 19 века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса и мимесиса. Платон создал иторию об идеях (идея → материальный мир → искусство). Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная. Современное литературоведение состоит из: теории литературы истории литературы литературной критики Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины. Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой. Поэтика – изучает состав и строение литературного произведения. Теория литературного процесса – изучает закономерности развития родов и жанров. Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства. История литературы изучает развитие литературы. Делится по времени, по направлениям, по месту. Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений. Критики оценивают произведение с точки зрения эстетической ценности. С точки зрения социологии структура общества всегда отражается в произведениях, особенно древних, поэтому она также занимается изучением литературы. Вспомогательные литературоведческие дисциплины:
текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги. ·Теория лит-ры - теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей лит-ры и лит-ой критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. Многообразны связи Л. с др. гуманитарными науками, одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика), другие близки к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика, общее искусствознание), третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи Л. с языкознанием, основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур. Литературоведение - многоаспектная наука, в состав которой входит множество спец.дисциплин: 1. поэтика-учение о составе и структуре худ.произведений Виды поэтики: -теоретическая- об общих законах строения и функционирования -историческая - изучает произведение, исходя из его историч.эволюции 2. стилистика- теория худ.речи 3. теория композиции - изучает функционирование худ.произв. 4. стиховедение - изучает функции стиха 5. эйдология- теория худ.образа 6. литературная критика- связана с оценкой лит-ры(разделяют на профессиональную и дилетантскую) 7. практическая поэтика - связана с искусством интерпритации и оценки лит.произв. Философия связана с (изучает духовный мир) 8. гносеологическая ф-ция (общая)- познание, постижение чел.бытия 9. эстетика- главная ф-ия лит-ры, наука о прекрасном, эстетич.ф-ия связана с переживанием прекрасного, связана с понятием катарсиса, кот. было определено Аристотелем, произ-ие должно потрести 10.лингвистика-наука сравнительного исследования языков; языковедение, языкознание
11.риторика- наука об ораторском искусстве; о функ-ии, создании прозаического текста 12. герменевтика- наука, объясняющая священное писание Важнейшей частью Л. является поэтика - наука о структуре произведений и их комплексов: творчества писателей в целом, литературного направления, литературной эпохи и т. д. Поэтика соотносится с основным отраслями Л.: в плоскости теории литературы она даёт общую поэтику, т. е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.) Современное Л. представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. Различают три главные отрасли Л.: теория литературы, история литературы и литературная критика. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы. Предметом истории литературы является прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса. Литературную критику интересует относительно единовременное, последнее, "сегодняшнее" состояние литературы; для неё характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач. Принадлежность критики к Л. как к науке не является общепризнанной Методология науки - нука наук, каждая конкретная наука должна иметь базовые методы структурализм(формальный метод) семиотический метод (наука о знаках и знаковых системах) метод герменевтики(толкование, основанное на знание культурного контекста) рецептивный- метод, основанный на восприятии человеком текста интерпретация мифа или символа, положенного в основу произ-ия психоаналитические принципы, сформулировал теорию коллективно-бессознательного (архетипы) К. Г. Юнг деконструкция (Жан Береда) Литературоведение – наука о литературе. Зародилась в Древней Греции. Основоположник – Аристотель. 1-ая книжка – «Поэтика», 4 век до н.э. 18 век – литературоведение стало самостоятельной наукой. Литературоведение объединяет 3 литературные дисциплины: Теорию литературы (изучает специфику, соц. Природу, общественную роль и закономерности развития художественной литературы;
Вопрос 5. Литература в ряду других искусств. Литература, как и все др. виды искусства, есть специфическая, художественно-образная форма отражения, воспроизведения объективной действительности, род практически-духовного освоения мира. Литература [лат. lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква], один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «Литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением. В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или действия (движение тела, звучание струны), литература создаёт свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Литература работает со словом - главное её отличие от других искусств.
Литература включает в себя предметно-чувственную сторону — определённые комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причём, эти моменты воспринимаются в той или иной мере и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в её соотношении и взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Лессинг разделяет все виды искусства на пространственные и временные. К пространственным он причисляет живопись, поскольку та изображает предметы, которые находятся рядом. Ко временным принадлежат поэзия, поскольку она изображает события в движении, т.е. в их временной последовательности. Подобный подход ориентировал художников слова не на описание, а на проникновение в психологию, изображение чувств и страстей. Эти соображения Лессинга оказали огромное влияние на дальнейшее развитие поэзии, усилив интерес к действию, изображению чувств и страстей. Если художник будет изображать момент (или что-то ДО момента, предшествующее ему), то писатель менее всего будет прибегать к зрительным образам.
Вопрос 12. Содержание. Тема, идеи/проблемы, пафос литературного произведения. Содержание. Тема, идеи/проблемы, пафос литературного произведения. Содержание – это сама сущность любого явления. Оно, по утверждению Гегеля, неотделимо от формы (содержание оформлено, а форма содержательна). Содержание – это совокупность идейных и тематических значений литературно-художественного произведения. Оно выступает в образной форме и отличается от содержания научных сочинений, выраженного в понятиях. В содержание входит: 1. Тема 2. Идея 3. Проблема/проблематика 4. Конфликт 5. Пафос 6. Характер Идея: Идея художественного произведения – главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения. Слово «идея» пришло в науку из философии и означало «форму постижения в мысли явлений объективной реальности». В литературоведении этим термином обозначали образно выраженные в произведении искусства авторские мысли и чувства, и здесь же автор – носитель определённой мировоззренческой и художественной позиции. Особенности: · Художественная идея – это не отвлеченное понятие, она может быть выражена в определённой словесной формуле только в исключительных случаях:
1) в лирических стихотворениях, стремящихся к лаконизму 2) в речи резонёров (автор вкладывает свои мысли в речи героев, близких ему по миросозерцанию) 3) в предисловиях к произведению · Художественная идея не является изначально заданной, может значительно измениться от стадии замысла до момента завершения произведения. Это объясняется развитием мировоззрения художника: меняются взгляды на жизнь, сама действительность и сама изначальная художественная идея. · Художественная идея обладает глубиной обобщения действительности (включает в себя оценку отобранных автором фактов и явлений жизни). Но эта оценка выражается в образной форме – художественное отображение типического в индивидуальном, обобщённое в конкретном. · Идея – это мысль не только образная, но и эмоционально окрашенная, оценочная. Эмоциональный характер авторской оценки передаётся читателю. · Идейный смысл произведения – единство нескольких идей, объединенных главной идеей, которая пронизывает все произведение. Проблемы: Совокупность проблем произведения составляет его проблематику. С помощью неё автор может разрешить поставленную в произведении художественную задачу. Проблематика – это субъективная сторона авторского содержания, область осмысления, понимания писателем отраженной реальности. Проблематика произведения напрямую связана с авторским замыслом. Она может быть выражена напрямую, автор показывает проблему и говорит о своём отношении к ней (чаще всего это бывает в публицистике и в таких жанрах, как сатира, научная фантастика, антиутопия, гражданская лирика). Но обычно художник стремится выразить проблемы опосредованно, через образное изображение характеров, предметов и явлений. Автор подчеркивает существенные стороны предмета изображения. В этом заключены проблемы. Например, в драме Лермонтова «Маскарад» проблема соответствия внешнего облика и внутреннего мира раскрывается через образ бала-маскарада, где за «приличьем стянутые маски» скрывают за собой бездушных существ. Проблема может реализовываться на разных уровнях произведения. Чаще всего она выражена в изображении характеров, в художественном конфликте. Например, в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» проблема сущности истинного гения раскрывается через конфликт между противоположными характерами. Сравниваются жизненные позиции Моцарта (для него искусство есть свободный полёт вдохновения) и Сальери (который подчиняет искусство строгим законам). Проблематика может исходить из тематики произведения. Так произведения, написанные о деятельности Петра 1, зачастую связаны с проблемами «нового и традиционного». Проблематика произведения зависит от: 1. мировоззрения художника (в первую очередь! Из-за разных взглядов авторов одни и те же темы могут освещаться по-разному. Например, нигилизм у Чернышевского и Тургенева: если герои романа «Что делать?» положительные, они являются ответом на поставленный вопрос в заглавии, то Базаров – фигура противоречивая)
2. исторических событий 3. социальных проблем современности 4. «идей времени» 5. «литературной моды» Развитие проблематики: Проблематики не было в древнем эпосе, так как все вопросы были изначально решены коллективным творческим сознанием, литературная архаика развивалась в рамках предания, поэтому там было все заранее известно и определено. В фольклорных жанрах, например в волшебной сказке, поведение героев задано сюжетом, роли персонажей статичны. В Средневековье XVII-XVIII вв. индивидуально-авторское творчество было ограничено рамками разнообразных правил, произведения писались по канонам. Поэтому и проблематика произведений классицизма была ограничена канонами (основной проблемой таких произведений был выбор между личным чувством и общественным долгом, и герои всегда были вынуждены выбирать второе, это было задано каноном) Самостоятельная ценность проблематики возникла в реализме, когда литература отказалась от всех канонов (XIX-XX вв.) Бахтин считал, что с развитием жанра романа и его влиянием на другие жанры связано упрочение проблематики как одной из категорий содержания. Автор становится свободным в выборе вопросов, проблематика – одна из ведущих граней художественного содержания. Клишированные современные жанры (особенно в массовой литературе) редко содержат глубокую и значительную проблематику. Например, читая детектив, мы увлечены сюжетом, нам интересно лишь узнать, кто является преступником, здесь не затрагиваются глубокие проблемы, даже сам сюжет обусловлен некоторым каноном и авторская позиция может быть подчинена жанровой схеме. Проблематика литературных произведений многообразна. Авторов всех времен чаще всего интересовали философские вопросы: о смысле и ценности человеческой жизни, о природе человека, о добре и зле, о сущности свобода. В русской литературе критического реализма особое место принадлежит социальной проблематике – отражению насущных общественных проблем времени. Так в поэме Некрасова «кому на Руси жить хорошо» поставлен «крестьянский вопрос», что есть народное счастье. Многие произведения художественной литературы и публицистики посвящены осмыслению проблем личности в истории и конфликтам исторического прошлого. Тема: Тема – это предмет художественного изображения и художественного познания. Тема – фундамент художественного произведения, подчиняет себе отдельные элементы произведения. Художественные темы в литературоведении подразделяются на несколько групп: 1. «вечные темы» - значимые для человечества во все эпохи (тема жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т. д.) Они по-разному раскрываются писателями различных стран и эпох. Внутри «вечных тем» бытийные и вселенские темы. Например, отображение хаоса и космоса, мифологические архетипы и универсалии (огня, воды) и антропологические (основы телесного и духовного бытия). 2. Культурно-историческая тематика. Изображаются реалии жизни народов и стран, национальная специфика жизни людей, традиции и бытовой уклад, исторические события, войны и революции, дворцовый этикет и народные празднества. Эта тематика может быть жанрообразующей (исторический роман). Отражение исторического времени характерно для былин и эпических сказаний о подвигах героев, исторической драмы и жанра путешествий. Культурно-историческая тематика может базироваться на вымышленном художественном мире (фэнтези). Нередко предметом художественного изображения становится современность. 3. Наиболее значима тема человека и его существования в мире. Образ человека – основной в искусстве слова. Поступки, мысли и чувства персонажей составляют центр авторского интереса в эпических и драматических жанрах. А в лирике предметом познания является его внутренний мир. Человек – центр литературной тематики в целом. Этот тематический комплекс называют экзистенциальным. Внутри него выделяется условно несколько тем: · Исповедальная тематика (в основе лежит самопознание автора) · Темы связанные с творчеством и искусством Однако главный пласт тематики – изображение и познание действительности и человека, поэтому даже в текстах, где литературная тематика игарет важную роль Предметом изображения является не столько искусство, сколько человек в его многоплановых взаимоотношениях с миром. Художественное произведение редко бывает монотематичным. В меньшей степени это касается лирических произведений, которые ограничены объемом и сконцентрированы на одном или нескольких переживаниях. Эпические и драматические произведения чаще политематичные. Поэтому в произведении выделяют главную тему, она формирует содержательный план произведения (тематический стержень), и темы побочные, позникающие по ходу развития действия. В больших эпических произведениях темы могут развиваться параллельно. Темы по-разному могут быть представлены в художественном тексте. Писатель может стремиться напрямую выразить тему в тексте (например, в заглавии «Герой нашего времени») или отобразить её подтекстом. Художник стремится не только отобразить интересующие его пласты жизни, но и выделить те аспекты, которые в наибольшей степени привлекают автора и вызывают, по его мнению, интерес читателя. Пафос: Пафос— это основной эмоциональный тон, настроение произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором. Героический пафос. Объективной основой пафоса героики служит борьба отдельных личностей или коллективов за осуществление и защиту идеалов, которые обязательно осознаются как возвышенные. При этом действия людей непременно связаны с личным риском, личной опасностью, сопряжены с реальной возможностью утраты человеком каких-то существенных ценностей – вплоть до самой жизни. Еще одно условие проявления героического в действительности – свободная воля и инициатива человека: вынужденные действия, как указывал еще Гегель, не могут быть героическими. Идейно-эмоциональное осознание писателем объективно героического приводит к возникновению пафоса героики. «Героический пафос в литературе утверждает величие подвига отдельной личности или целого коллектива, ценность и необходимость его для развития нации, народа, человечества». Стремление переделать мир, устройство которого кажется несправедливым, или желание отстоять мир идеальный (а также близкий к идеалу и кажущийся таковым) – вот эмоциональная основа героики. («Слове о полку Игореве», в «Тарасе Бульбе» Гоголя, «Бородино» Лермонтова) Пафос трагизма. Осознание утраты, причем утраты непоправимой, каких-то важных жизненных ценностей – человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, ценностей культуры и т.п. Объективной основой трагического литературоведы и эстетики довольно давно считают неразрешимый характер того или иного жизненного конфликта*. В принципе это верно, но не совсем точно, ведь неразрешимость конфликта – вещь, строго говоря, условная и не обязательно трагичная. Первое условие трагического – закономерность этого конфликта, такая ситуация, когда с его неразрешенностью нельзя мириться. Во-вторых, под неразрешимостью конфликта мы подразумеваем невозможность его благополучного разрешения – оно непременно связано с жертвами, с гибелью тех или иных бесспорных гуманистических ценностей. Таков, например, характер конфликта в «Маленьких трагедиях» Пушкина, «Грозе» Островского, «Белой гвардии» Булгакова. Романтический пафос. Романтику роднит с героикой стремление к возвышенному идеалу. Но если героика – сфера активного действия, то романтика – область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Объективной основой романтики становятся такие ситуации в личной и общественной жизни, когда реализация возвышенного идеала либо невозможна в принципе, либо неосуществима в данный исторический момент. Однако на такой объективной основе может в принципе возникать не только пафос романтики, но и трагизм, и ирония, и сатира, так что решающим в романтике является все же субъективный момент, момент переживания неустранимого разрыва между мечтой и реальностью. Один из частных (и очень распространенных) случаев романтики – мечта о героическом, ориентация на героический идеал при отсутствии возможности претворить его в действительность. Такого рода романтика свойственна, например, молодежи в «спокойные» периоды истории: юношам и девушкам часто кажется, что они «опоздали родиться», чтобы участвовать в революциях и войнах – примером такого типа романтики может служить раннее творчество В. Высоцкого: «...А в подвалах и полуподвалах // Ребятишкам хотелось под танки // Не досталось им даже по пуле...» Однако сфера романтики шире этой тяги к героике. Эта эмоционально-ценностная ориентация относит все ценности в область принципиально недостижимого. Естественный мир романтики – мечта, фантазия, греза, поэтому романтические произведения так часто обращены либо к прошлому («Бородино» и «Песня про купца Калашникова» Лермонтова), либо к откровенной экзотике (южные поэмы Пушкина, «Мцыри» Лермонтова, «Жираф» Гумилева), либо к чему-то принципиально не существующему. В истории литературы пафосом романтики отмечены многие произведения. Романтику не следует путать с романтизмом как литературным направлением конца XVIII–начала XIX в.; она обнаруживается в самых разных исторических эпохах, на что указывал еще Белинский. Очевидно, романтический пафос зародился еще в античной лирике; из произведений, более близких к нам, укажем «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Мцыри» Лермонтова, «Первую любовь» Тургенева, «Старуху Изергиль» Горького, раннее творчество Блока и Маяковского. Пафос романтики может выступать в литературе и в сочетании с другими видами пафоса, в частности, с иронией (Блок), героикой («Хорошо!» Маяковского), сатирой (Некрасов). Сентиментальный пафос. Сентиментальность как способность «жалеть» весьма часто совмещает в себе субъект и объект (человек жалеет самого себя; это чувство, по-видимому, знакомо всем по детским годам и нашло идеальное художественное воплощение в «Детстве» Толстого). Но даже если сентиментальная жалость направлена на явления окружающего мира, в центре всегда остается реагирующая на него личность – умиляющаяся, сострадающая. При этом сочувствие другому в сентиментальности принципиально бездейственно, оно выступает своего рода психологическим заменителем реальной помощи (таково, например, художественно выраженное сочувствие крестьянину в творчестве Радищева и Некрасова). В своем развитом виде сентиментальность появляется в литературе в середине XVIII в., дав название литературному направлению сентиментализма. Часто главенствующую роль пафос сентиментальности играл в произведениях Ричардсона, Руссо, Карамзина, Радищева, отчасти Гете и Стерна. В дальнейшем развитии литературы мы также встречаемся, хотя и нечасто, с пафосом сентиментальности, например, в «Шинели» Гоголя, некоторых рассказах из «Записок охотника» Тургенева («Певцы», «Бежин луг»), в его же повести «Муму», в произведениях Диккенса, Достоевского («Униженные и оскорбленные», «Бедные люди»), Некрасова. Драматический пафос. Проявляется в произведениях, где взаимоотношения персонажей или отношения персонажа с окружающим миром характеризуются особой напряжённостью, конфликтностью, но, в отличие от трагических ситуаций, здесь возможен благоприятный исход, хотя он и требует от персонажей принятия правильных решений и активности, решительных действий. Пример: новелла В. Г. Распутина «Уроки французского». Юмористический пафос и сатирический пафос. Они базируются на общей основе комического. Проблемой определения комического и его сущности литературоведы и эстетики занимались чрезвычайно много, отмечая в основном, что комическое основывается на внутренних противоречиях предмета или явления. Сущность комического конфликта, пожалуй, наиболее точно определил Н.Г. Чернышевский: «внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение». Шире объективную основу комического можно обозначить как противоречие идеала и действительности, нормы и реальности. Следует только отметить, что не всегда и не обязательно субъективное осмысление такого противоречия будет происходить в комическом ключе. Сатирическое изображение появляется в произведении в том случае, когда объект сатиры осознается автором как непримиримо противоположный его идеалу, находящийся с ним в антагонистических отношениях. Сатира направлена на те явления, которые активно препятствуют установлению или бытию идеала, а иногда прямо опасны для его существования. Сатирический пафос известен в литературе с древнейших времен (например, высмеивание врага в фольклорных сказаниях и песнях, сатирические сказки и т.п.), однако в развитом виде сатира вызывается к жизни прежде всего общественной борьбой, поэтому широкое распространение сатирического пафоса мы находим в литературе античности. Возрождения и Просвещения; такова сатира русских революционных демократов, сатира в отечественной литературе XX в. Определенные сложности для типологии вызывает разграничение сатиры и юмора. В широком литературоведческом обиходе эти виды пафоса различаются как соответственно «беспощадное высмеивание» и «мягкая насмешка». Это до известной степени верно, но недостаточно, так как здесь фиксируются скорее количественные, чем качественные различия и остается непонятным, почему в одном случае возникает смех уничтожающий, а в другом – наоборот. Для того, чтобы определить качественное своеобразие юмористического пафоса, следует учесть, что юмор является выражением принципиально иной ценностной ориентации, чем сатира и инвектива. В известном смысле он прямо противопоставлен им по исходным установкам. В юморе соотношение объекта и субъекта иное; иное и отношение к жизненным противоречиям, несоответствиям. Юмор преодолевает объективный комизм действительности (присущие ей противоречия и несообразности) тем, что принимает их как неизбежную и – более того – необходимую часть жизни, как источник не гнева, а радости и оптимизма. Юмор, в отличие от сатиры и инвективы, прежде всего не отрицающий, а утверждающий пафос, хотя, разумеется, он вполне может раскрывать и несостоятельность тех или иных явлений, выполняя тем самым отрицающую функцию. Но по отношению к бытию в его цельности юмор утверждает. В отличие от сатиры, субъект юмористического мироощущения не отделяет себя от всего остального мира, а следовательно, видит не только недостатки и противоречия действительности, но и свои собственные. Умение и готовность посмеяться над самим собой – важнейшая субъективная предпосылка юмора. Таким образом, юмор в своей глубинной основе есть выражение оптимизма, душевного здоровья, приятия жизни – не случайно часто говорят о жизнеутверждающем юморе. Диапазон юмористического смеха чрезвычайно широк, как и диапазон ситуаций, возбуждающих юмористический пафос. Ирония. Чаще всего ирония так или иначе отождествляется с одной из разновидностей юмора или сатиры, отличаясь от них лишь формой выражения насмешки. В таком виде выделение иронии в самостоятельный тип, конечно, не оправданно. Но между тем у иронии есть и свое «поле деятельности», не совпадающее с «полем деятельности» юмора и сатиры. Ироническое видение мира отличается глубоким своеобразием. Главная субъективная основа иронии – скептицизм, которого юмор и сатира обыкновенно лишены. Помимо субъективной, у иронии как пафоса есть и объективная специфика. В отличие от всех других видов пафоса, она направлена не на предметы и явления действительности как таковые, а на их идейное или эмоциональное осмысление в той или иной философской, этической, художественной системе. Пафос иронии в том, что она «не согласна» с той или иной оценкой (чаще – высокой) характера, или ситуации, или жизни в целом. Ирония базируется на несоответствии между явлением и суждением о нем, насмешливо-скептически развенчивая это суждение, но не в пользу суждения противоположного, в чем отличие иронии от любого другого пафоса, сочетающего в себе отрицание с утверждением противоположного. Именно в таком качестве – насмешливо развенчивать всякое высказывание о мире – ирония появилась в мировой литературе как особый вид пафоса. Впервые это произошло, вероятно, в «сократических диалогах» Платона. Ирония Сократа в них направлена не на сам предмет спора, а на его понимание оппонентом – поспешное, неточное, противоречивое, завышенно-оценочное и т.п. На исходе античности тот же пафос мы встречаем у Лукиана. Например, в его «Диалогах в царстве мертвых» ироническое изображение богов-олимпийцев направлено не против самих богов как таковых (Лукиан в них не верит), и не против воплощенных в них человеческих характеров (которые лишь схематично-условно намечены), а против определенной философско-религиозной системы взглядов, против традиционной концепции мира. Из сказанного ясно, что ирония занимает исключительное место среди других идейно-эмоциональных ориентации, поскольку универсально им противопоставлена – особенно это касается видов пафоса, основанных на возвышенном. Наиболее часто ироническому переосмыслению подвергается пафос романтики и сентиментальности – укажем, в частности, на «Обыкновенную историю» Гончарова, «Вишневый сад» Чехова. Инвектива. Иногда объект сатиры оказывается настолько опасным для существования идеала, а его деятельность – настолько драматичной и даже трагичной по своим последствиям, что смеха его осмысление уже не вызывает. При этом нарушается связь сатиры с комическим, отрицающий пафос, не связанный с высмеиванием. Пафосом инвективы обладает, например, стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия...». В нем выражается резко отрицательное отношение к самодержавно-полицейскому государству, но нет высмеивания, комизма, расчета на смех. В произведении не использован ни один элемент собственно сатирической поэтики, рассчитанный на создание комического эффекта: нет ни гиперболизма, ни гротеска, ни нелепых, алогичных ситуаций и речевых конструкций. По форме и содержанию это короткий лирический монолог, выражающий очень серьезное чувство поэта – чувство ненависти к «стране рабов, стране господ». Пафос этого же типа свойствен и стихотворению Лермонтова «На смерть поэта» (вернее, второй его части), многим «сатирам» Горация, публицистическим обличениям в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева. Лирический пафос. Предполагает создание в произведении особой атмосферы, настраивающей читателя на проявление субъективно-заинтересованного отношения к описываемому автором.
Вопрос 13. Содержание. Конфликт как категория содержания. Конфликт (лат. конфликтус – столкновение, разногласие, спор) – это борьба, столкновение на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Он придаёт остроту сюжету и определяет глубину содержания произведения. Конфликты бывают разных характеров: Любовный – это взаимоотношения между людьми, которые построены на любовных коллизиях. Как правило, характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа. Пример: У. Шекспир «Ромео и Джульетта»; А. С. Пушкин «Дубровский». Социально-бытовой (общественный) – это социальные взаимоотношения. Как правило, характерен для реалистических произведений. Пример: А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Философский – это постановка и решение извечных философских проблем: жизни и смерти, судьбы человека и так далее. Пример: Ф. М. Достоевский «Идиот». Идейный – это столкновение различных идей, которые имеют право на существование. Пример: И. С. Тургенев «Отцы и дети». Психологический – это внутренние противоречия личности. Как правило, характерен для романтических произведений. Пример: Д. Г. Байрон «Дон Жуан». Символический – это противоборство, столкновение реальности с её символическим перевоплощением. Как правило, характерен для произведений символизма. Пример: М. Метерлинк «Синяя птица».
Вопрос 43. Александр Н. Веселовский – крупнейший отечественный литературовед. Характеристика основных трудов А.Н. Веселовского как представителя сравнительно-исторического литературоведения и как основателя исторической поэтики. Алекса́ндр Никола́евич Весело́вский (4 [16] февраля 1838, Москва — 10 (23) октября 1906, Санкт-Петербург) — русский историк литературы, профессор (с 1872), заслуженный профессор (с 1895) Петербургского университета, академик (с 1881). Тайный советник. Брат литературоведа и академика Алексея Николаевича Веселовского. По окончании 2-й Московской гимназии в 1854 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Занимался главным образом под руководством профессоров Ф. И. Буслаева, О. М. Бодянского и П. Н. Кудрявцева. По окончании курса (1859) около года служил гувернёром в семье русского посла в Испании князя М. А. Голицына, побывал в Италии, Франции и Англии. Роль Веселовского в литературоведении: 1.Создание основ истории всеобщей литературы. В итоге десятилетий кропотливого сравнительного изучения поэтического искусства разных народов А.Н.Веселовскому удалось свести хаотическую картину сочетания, суммирования историй разных 100 литератур в период возникновения идеи создания всеобщей литературы к стройной обобщающей схеме. В основе процессов развития всемирной литературы, по Веселовскому, лежит объективная и все более усложняющаяся в ходе развития художественного сознания взаимосвязь содержания и формы 2.Разработка специального метода литературоведческих исследований(Сравнительно-исторического) и сделанные на основе его применения конкретно-исторические открытия Веселовского. Благодаря применению своего метода Веселовский сделал ряд выдающихся открытий в целом ряде конкретных областей литературоведения: в области мифологии и фольклора, в истории византийской, романо-германских, восточных и славянских (в особенности русской) литератур. 3. Значение создания проекта исторической поэтики и ее общей концепции. ü Им была построена индуктивная теория происхождения и развития литературных ро
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.021 с.) |