Вопрос 4. Эстетическая функция искусства слова. Художественное отражение (моделирование) реальности и ее пересоздание словом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Эстетическая функция искусства слова. Художественное отражение (моделирование) реальности и ее пересоздание словом.



Литература – это вид искусства, так же как музыка, живопись, скульптура и т.д. Здесь мы понимаем искусство, как художественную деятельность и её результат. Автор преобразует реальность, создавая худ.образ, используя при этом опреденные материалы. В литературе этим строительным материалом является слово. Именно поэтому литературу называют «искусством слова».

Литература отражает и преображает реальность одновременно в эстетически организованных словесных текстах, обладающих художественностью и эстетической реальностью.

 

Эстетическое – отношения между субъектом и объектом, построенные на восприятии (мысленном представлении) красоты и безобразия, гармонии и дисгармонии, возвышенного и низменного при особой эстетической эмоции духовного наслаждения вне практических целей (т.е. незаинтересованном удовольствии). Всякое переживание ценностно, так как явление приобретает для субъекта определенное мнение, отношение. И эстетическая деятельность художника состоит в преобразовании этого – сотворении новых образов жизни и новых форм ее восприятия в воображении. Это сотворение духовной реальности воображенного мира выступает необходимым условием искусства. Без этого семиотическая (знаковая) деятельность составления текстов не имеет художественности. Эстетическая деятельность – не простое созидание, а творение, поэтому она невоспроизводима, уникальна. (Примечание Бабы Кати: созидание – это просто создание, творение – это не только созднание, но и наполнение чем-то значимым. Например, жизнью. Поэтому стол и тетрадь – это предметы созданные, а Чернышева и высокая литература – сотворенные)Художественное – система качеств произведения, которая позволяет ему быть цельным, самодостаточным продуктом художественного творчества. Художественное – созданное художником, автором. Образ – живая картина, представление, создаваемое в голове автора и передаваемое в слове у читателя при чтении. Художественный образ – результат осмысления автором какого-либо явления, определенными, свойственными какому-то виду искусства способами. Каждое художественное произведение (если оно только художественное) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах (статья Лихачева). Образность отражения действительности отличает искусство от, например, науки, и в литературе создается словом.

Простыми словами про преобразование действительности: автор сидит в грязной комнате, ему душно, грустно и неловко, но на тумбочке стоит стеклянный шар с еловым лесом внутри. Автор берет этот конкретный предмет действительности и преображает с помощью него всю реальность вокруг, превращаясь на бумаге в маленькую девочку, которая уже идет по лесу и вот-вот нарвется на волка.

 

Вопрос 5. Литература в ряду других искусств.

Литература, как и все др. виды искусства, есть специфическая, художественно-образная форма отражения, воспроизведения объективной действительности, род практически-духовного освоения мира.

Литература [лат. lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква], один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «Литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением.

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или действия (движение тела, звучание струны), литература создаёт свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Литература работает со словом - главное её отличие от других искусств.

Литература включает в себя предметно-чувственную сторону — определённые комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причём, эти моменты воспринимаются в той или иной мере и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в её соотношении и взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия).

Лессинг разделяет все виды искусства на пространственные и временные. К пространственным он причисляет живопись, поскольку та изображает предметы, которые находятся рядом. Ко временным принадлежат поэзия, поскольку она изображает события в движении, т.е. в их временной последовательности. Подобный подход ориентировал художников слова не на описание, а на проникновение в психологию, изображение чувств и страстей. Эти соображения Лессинга оказали огромное влияние на дальнейшее развитие поэзии, усилив интерес к действию, изображению чувств и страстей. Если художник будет изображать момент (или что-то ДО момента, предшествующее ему), то писатель менее всего будет прибегать к зрительным образам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.006 с.)