Вопрос 16. Персонаж, тип и характер в художественной литературе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 16. Персонаж, тип и характер в художественной литературе.



Персонаж (наиболее семантически нейтральное по сравнению с лит. героем и действующим лицом) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете (Гринёв в «Капитанской дочке»). В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное – в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта.

Персонажи в произведении бывают главными и второстепенными, сквозными (проходящими через весь сюжет, например, Николенька Иртеньев Толстого) и эпизодическими (Репетилов в «Горе от ума», внесценическими (не действующими, а только упоминаемыми, например, в рассказе Чехова «Хамелеон» генерал и его брат – любители собак разных пород). Собирательные герои (их прообраз – хор в античной драме), например, Анна Шерер и её салон. Груповые состоят из многочисленного числа лиц, обычно названных по имени (например, семь «временно-обязанных» мужиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Заимствованный персонаж, т.е. взятый из произведений других писателей и обычно носящий то же имя. Такие герои естественны, если заимствовался сюжет (Федра и Ипполит в трагедиях «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки, «Федра» Расина). Но известный читателю герой может вводиться в новый ансамбль персонажей, в новый сюжет (Чичиков, Ноздрёв и другие герои «Мёртвых душ» в «Похождениях Чичикова» Булгакова).

Соответственно своим характерам и поступкам персонажи делятся на положительных и отрицательных. С точки зрения творческого процесса персонажей можно разделить на «реальные» (исторические, образы современников, непосредственно автобиографические), домысленные (имеющие прототип, но выступающие под другим именем, в других ситуациях и т.д., например, толстовский Василий Денисов) и вымышленные, может быть, имеющие несколько прототипов (Долохов в «Войне и мире»).

В стадиально ранних литературах на первом плане было действие и, значит, буквально действующие лица. В Новое время акцент переносится на характеры.

Характеры – общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчётливостью в поведении и умонастроении людей. Высшая степень характерности – тип.

Создавая лит. героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и т.д.

Тип (от греческого typos – отпечаток, форма, образец) – художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т.п. Как вид художественного обобщения типизация характерна, прежде всего, для реализма.

«Нужно наблюдать много однородных людей, чтоб создать один определенных тип», - писал Л.Н. Толстой. Тип – воплощение общего, порой даже всеобщего в конкретном. Судьба шолоховского Андрея Соколова – особенная, редкая, однако это судьба человека,

пережившего войну, а не просто одного шофера и солдата. Хлестаков – один, единственный, неповторимый, гоголевский, но хлестаковщина, осознанная и названная так тоже благодаря Гоголю, - довольно распространенное психологическое явление.

Характер может быть противопоставлен типу как индивидуализированный персонаж – неиндивидуализированному или как персонаж, в котором раскрыт внутренний аспект (побудительные причины поведения и поступка), – персонажу, показанному лишь «извне», через поведение и поступок.

Классицизму присуща рационалистическая ограниченность художественных характеров, статичность, строгая логическая обусловленность. Романтизм принес в искусство самоценную личность, характеры яркие, часто противоречивые в своем внутреннем содержании, но цельные художественно. Реализм признает характеры сложными единствами, способными или не способными к развитию в зависимости от их ценностного содержания и обстоятельств, на них активно воздействующих. В литературе 19-20 вв. сложилось такое содержательно-формальное качество литературы, как психологизм. Психологизм – непосредственное изображение внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний, ощущений, которое определяется закономерностями его характера как некой целостности. В литературе модернизма, выдвинувшей иные приоритеты, интерес к характеру заметно ослабевает.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.003 с.)