Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 16. Персонаж, тип и характер в художественной литературе.
Персонаж (наиболее семантически нейтральное по сравнению с лит. героем и действующим лицом) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете (Гринёв в «Капитанской дочке»). В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное – в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта. Персонажи в произведении бывают главными и второстепенными, сквозными (проходящими через весь сюжет, например, Николенька Иртеньев Толстого) и эпизодическими (Репетилов в «Горе от ума», внесценическими (не действующими, а только упоминаемыми, например, в рассказе Чехова «Хамелеон» генерал и его брат – любители собак разных пород). Собирательные герои (их прообраз – хор в античной драме), например, Анна Шерер и её салон. Груповые состоят из многочисленного числа лиц, обычно названных по имени (например, семь «временно-обязанных» мужиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Заимствованный персонаж, т.е. взятый из произведений других писателей и обычно носящий то же имя. Такие герои естественны, если заимствовался сюжет (Федра и Ипполит в трагедиях «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки, «Федра» Расина). Но известный читателю герой может вводиться в новый ансамбль персонажей, в новый сюжет (Чичиков, Ноздрёв и другие герои «Мёртвых душ» в «Похождениях Чичикова» Булгакова). Соответственно своим характерам и поступкам персонажи делятся на положительных и отрицательных. С точки зрения творческого процесса персонажей можно разделить на «реальные» (исторические, образы современников, непосредственно автобиографические), домысленные (имеющие прототип, но выступающие под другим именем, в других ситуациях и т.д., например, толстовский Василий Денисов) и вымышленные, может быть, имеющие несколько прототипов (Долохов в «Войне и мире»). В стадиально ранних литературах на первом плане было действие и, значит, буквально действующие лица. В Новое время акцент переносится на характеры. Характеры – общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчётливостью в поведении и умонастроении людей. Высшая степень характерности – тип.
Создавая лит. героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и т.д. Тип (от греческого typos – отпечаток, форма, образец) – художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т.п. Как вид художественного обобщения типизация характерна, прежде всего, для реализма. «Нужно наблюдать много однородных людей, чтоб создать один определенных тип», - писал Л.Н. Толстой. Тип – воплощение общего, порой даже всеобщего в конкретном. Судьба шолоховского Андрея Соколова – особенная, редкая, однако это судьба человека, пережившего войну, а не просто одного шофера и солдата. Хлестаков – один, единственный, неповторимый, гоголевский, но хлестаковщина, осознанная и названная так тоже благодаря Гоголю, - довольно распространенное психологическое явление. Характер может быть противопоставлен типу как индивидуализированный персонаж – неиндивидуализированному или как персонаж, в котором раскрыт внутренний аспект (побудительные причины поведения и поступка), – персонажу, показанному лишь «извне», через поведение и поступок. Классицизму присуща рационалистическая ограниченность художественных характеров, статичность, строгая логическая обусловленность. Романтизм принес в искусство самоценную личность, характеры яркие, часто противоречивые в своем внутреннем содержании, но цельные художественно. Реализм признает характеры сложными единствами, способными или не способными к развитию в зависимости от их ценностного содержания и обстоятельств, на них активно воздействующих. В литературе 19-20 вв. сложилось такое содержательно-формальное качество литературы, как психологизм. Психологизм – непосредственное изображение внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний, ощущений, которое определяется закономерностями его характера как некой целостности. В литературе модернизма, выдвинувшей иные приоритеты, интерес к характеру заметно ослабевает.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.003 с.) |