Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 7. Образность и условность. Художественный образ. Вторичная условность (фантастика и ее формы) и жизнеподобие. Несовпадение жизнеподобия и реализма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Художественный образ – результат осмысления автором какого-либо явления, определенными, свойственными какому-то виду искусства способами. Каждое художественное произведение (если оно только художественное) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах (статья Лихачева). Образность отражения действительности отличает искусство от, например, науки, и в литературе создается словом. Важно понимать, что искусство не есть реальность, и будет ошибкой искать в произведении правильность явлений действительности, так как автор создает собственную замкнутую систему реальности, со своими закономерностями (статья Лихачева). Например, по-разному будет анализироваться научная статья про войну 1812 года и художественное произведение «Война и мир», так как законы построения текста и повествования разные. Условность - принцип художественной изобразительности, обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. Различают первичную и вторичную условность. Первичная условность связана с искусством вообще, с тем или иным его видом (например, художественная речь, всеведение автора, мгновенный перенос действия в другую локацию и др.). Вторичная условность - осознанный отход от жизнеподобия (гротеск, гипербола). Условно-фантастическая образность реализуется с помощью ряда форм и приемов: То, что можно назвать собственно фантастическим – когда писатель придумывает несуществующие в природе сущности или свойства («Пиковая дама» Пушкина, где три карты наделены таинственной способностью приносить непременный выигрыш); форма иносказательной фантастики, которая основана на реализации в изображенном мире того или иного речевого тропа: гипербола, литота, аллегория, метафора, олицетворение и др.; приемы: гротеск, аллогизм. Жизнеподобие - непосредственное отображение реальности: создание иллюзии полного сходства (тождества) жизни и ее художественного отражения. Создание образного мира, ориентированного на формы самой жизни. Но иллюзия тождества искусства с жизнью предполагает, что абсолютное жизнеподобие исключается самой природой искусства. Жизнеподобие характерно для реалистической литературы, но оно не является реализмом. На основе своего знания и понимания жизни писатель создаёт факты, которые могли бы закономерно случиться в действительности. Художественная правда, раскрываемая в литературном произведении, не тождественна жизненной правде.
Вопрос 8. Категория авторства. Поэтика автора (частная поэтика). 1.Категория авторства Автор — одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания. В современном литературоведении различаются три категории автора: • «Биографический» автор — творческая личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической реальности. Это писатель, имеющий свою биографию, создающий, сочиняющий другую реальность — словесно-художественные высказывания любого рода и жанра, претендующий на собственность сотворенного им текста. С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени, вступая в непосредственные отношения с другими авторами, с литературными критиками, с редакциями журналов и газет, с книгоиздателями и книготорговцами, в эпистолярные контакты с читателями и т. д. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп, кружков, литературных обществ, других авторских объединений. • Имманентный автор – это «автор -творец», создатель словесно-художественного произведения, мастер слова, «эстетически деятельный субъект» (М.М.Бахтин). Сущность автора-творца определяется в первую очередь его особой позицией «вненаходимости» (смотри примечание) (М.М.Бахтин) по отношению как к формально-содержательному единству словесно-художественного произведения, так и к той первичной реальности (природной, социальной, бытовой, исторической и т.п.), отталкиваясь от которой или подражая которой автор создает вымышленный им поэтический мир. Автор-творец выступает уже как производитель собственных текстов. Он является главным, все определяющим источником новой эстетической реальности, ее демиургом. Автор в этом смысле выступает как строитель, воплотитель и выразитель многозначной эмоционально-смысловой целостности данного художественного текста. Вместе с тем известны признания многих авторов, что литературные герои в процессе их созидания начинают жить как бы самостоятельно, по неписанным законам собственной органики, обретают некую внутреннюю суверенность и поступают вопреки изначальным авторским ожиданиям и предположениям. Автор, создавший текст, объективно теряет над ним власть. Он не волен уже влиять на судьбу своего произведения, на его реальную жизнь в читающем мире, на бесконечное многообразие интерпретационных версий, на воспроизведение художественного текста читателями, критиками, исследователями и т.п.
• Образ автора – автор во внутритекстовом воплощении, его более или менее внятные проявления в самой структуре словесно-художественного текста, разновидности его внутритекстового бытия. Автор как эмпирическое лицо может быть неизвестен (не сохранилось никаких документально подтвержденных данных о нем), но внятное представление об образе автора стойко хранит само художественно-целостное пространство произведения (образ автора в «Слове о полку Игореве»). Образ Автора и авторская позиция в системе средств воплощения 1. Ремарки являются одним из способов выражения авторской позиции в тексте. 2. Говорящие фамилии. 3. Авторские позиции в драме выражаются также посредством введения в канву произведения героя-резонера. Этот персонаж воплощает в себе основные идеи автора. 4. На уровне языковом авторская позиция может быть представлена при помощи эпитетов, олицетворений, метафор, антитез, авторских неологизмов. 5. Авторскую позицию может выражать и отдельный герой, наиболее близкий автору. 6. В качестве способов выражения авторской позиции могут использоваться также заглавие произведения. 7. Эпиграфы 8. Лирические отступления. Всё вышесказанное - есть составляющие элементы(категории) определения АВТОРСТВА произведения в своей максимально полной и объективной форме. 2.Поэтика автора (частная поэтика) Автор - творец произведения. Поэтика автора – индивидуальные и типичные для этого автора средства воплощения Стиль автора – эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. Стиль - это свойство всей художественной формы. Он определяет характер и функции любого ее (формы) элемента. Например, у Толстого в «Войне и мире» главным стилевым принципом является контраст, он виден уже в заглавии и продолжается противопоставлением героев, парностью образов – Наташи и Элен, Пьера и Андрея. Другие свойства: -описательность, если внимание уделяется на статистические моменты. Это «Мертвые души». - сюжетность (напряженность действия, проявление характеров героев через развитие сюжета). Это «Очарованный странник» Лескова. -психологизм (концентрация на внутреннем мире персонажа – на мыслях, чувствах, желаниях и тд.). Это «Преступление и наказание», «Герой нашего времени». - жизнеподобие и фантастика, в зависимости от типа художественной условности. В жизнеподобном соблюдаются причинно-следственные, психологические и иные закономерности. В фантастическом это нарушается определенными методами, например, гиперболой, литотой («Дюймовочка» Андерсена), гротеска («История одного города» Салтыкова-Щедрина). К свойствам стиля также можно отнести композицию – простую и сложную. При сложной композиции будет пересечение разных сюжетных линий, смена повествователей, определенная пространственно-временная организация. К этому
относится «Война и мир», «Герой нашего времени», «Мастер и Маргарита». Еще одним свойством является объем произведения. Зачем мы обращаем внимание на особенности стиля? Например, контраст в «Войне и мире» используется для того, чтобы показать истинное и ложное, духовное и животное. Это основа проблематики. В романе Достоевского психологизм обусловлен философской проблематикой. Имманентый автор раскрывается только в одном конкретном произведении. В начале 20 века Горнфельд писал о том, что законченное произведение свободно от воздействия автора. И оно стало ответом на вопросы конкретного читателя, о которых автор даже не думал. Оно - творчество читателей. Эта идея была доведена до предела во второй половине 20 века. 1968 год – парижская весна.(Лозунги- "Пролетарии всех стран, развлекайтесь!","Запрещать - запрещается","Будьте реалистами - требуйте невозможного", "Счастье- это новая идея") Правительство ограничивает доступ в вузы, из-за чего возникают волнения. Выступают против традиционных методов обучения, против авторитаризма. В это время автор и авторитаризм соединяются в сознании людей. Ролан Барт был против того, что автор полностью властен над произведением. Автор лишь записывает, он писатель, но не творец. Возникает идея интертекстуальности (весьма спорная, так как выборка текстов и их организация уже вмешательство автора) – диалог текстов, но не авторов. Это основа постмодернизма (вторая пол 19 века). Читатель должен избавиться от тирании смыслов автора, он больше не бог. Читатель сотворец, он создает свою реальность вместе с автором. Другая точка зрения – вторичность читательского творчества. Скафтымов в 1922 году писал о том, что читательское творчество вторично, потому что оно обусловлено объектом восприятия. и автор ведет читателя. 3.Частная поэтика Частная поэтика занимается описанием литературного произведения в трёх аспектах: звуковом, словесном и образном строении текста, что позволяет создать «модель» — индивидуальную систему эстетически действенных свойств произведения. Главная проблема частной поэтики — композиция, то есть взаимная соотнесенность всех эстетически значимых элементов произведения (композиция фоническая, метрическая, стилистическая, образно сюжетная и общая, их объединяющая) в их функциональной взаимности с художественным целым. Здесь существенна разница между малой и большой литературной формой: в малой (например, в пословице) число связей между элементами хоть и велико, но не неисчерпаемо, и роль каждого в системе целого может быть показана всесторонне; в большой форме это невозможно, и, значит, часть внутренних связей остается неучтенной как эстетически неощутимая (например, связи между фоникой и сюжетом). Следует помнить, что одни связи актуальны при первочтении текста (когда ожидания читателя еще не ориентированы) и
отбрасываются при перечтении, другие — наоборот. Конечными понятиями, к которым могут быть возведены при анализе все средства выражения, являются «образ мира» (с его основными характеристиками, художественным временем и художественным пространством) и «образ автора», взаимодействие которых дает «точку зрения», определяющую все главное в структуре произведения. Эти три понятия выдвинулись в поэтике на опыте изучения литературы 12-20 веков; до этого европейская поэтика довольствовалась упрощенным различением трех литературных родов: драмы (дающей образ мира), лирики (дающей образ автора) и промежуточного между ними эпоса (так у Аристотеля). Основой частной поэтики («микропоэтики») являются описания отдельного произведения, но возможны и более обобщенные описания групп произведений (одного цикла, одного автора, жанра, литературного направления, исторической эпохи). Такие описания могут быть формализованы до перечня исходных элементов модели и списка правил их соединения
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.013 с.) |