Вопрос 42.Сравнительно-историческое литературоведение. Компаративизм, теория заимствования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 42.Сравнительно-историческое литературоведение. Компаративизм, теория заимствования.



**Компаративизм - (от лат. comparativus - сравнительный) - см. Сравнительно-историческое литературоведение, Сравнительное правоведение, Сравнительно-историческое языкознание; ср. также Сравнительно-исторический метод.

Если культурно-исторический метод основан на исследовании контекста создания произведения, окружающего автора и время (по Ипполиту Тену – 3 фактора влияния на искусство: раса, среда, историческая обстановка), то сравнительно-исторический метод занимается изучением и сопоставлением произведений разных национальных культур.

Сравнительное литературоведение (сравнительно-историческое литературоведение) — раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных странах. По предмету исследования часто пересекается с переводоведением. литератур.

Сходные пути развития литературы у разных народов не исключают возможности международных контактов и взаимовлияний и обычно перекрещиваются с ними. Международные литературные связи и взаимодействия представляют категорию историческую и в различных исторических условиях имеют разную интенсивность и принимают разные формы.

С тех пор как на рубеже XVIII — XIX вв. литературоведение впервые осознало себя как науку, оно стало обращать свое внимание на сходства, существующие между явлениями, принадлежащими различным национальным литературам, а также на параллели в мифологии и фольклоре разных народов. Первую попытку дать этим параллелям научное объяснение предприняли основатели сравнительно-исторического языкознания братья Якоб (1785–1863) и Вильгельм (1786–1859) Гриммы, указавшие на общность происхождения народов, населяющих Европу, как на единый источник их мифологических представлений.

Однако материалы, постепенно накопленные наукой, свидетельствовали о значительных сходствах в духовной культуре народов, не связанных общим происхождением.

В противовес «мифологической школе» Гриммов немецкий филолог Теодор Бенфей предложил «теорию заимствований», выдвинув на первый план:

1. Исторические контакты между народами

2. Миграцию

3. Переходы основных мифологических и фольклорных мотивов

В 1859 году вышел его двухтомный перевод «Панчатантры» (памятник санскритской повествовательной прозы), первый том которого целиком занимает введение, содержащее мысль о том, что родиной сказок является Индия. За этими выводами стоял огромный привлечённый им историко-литературный материал. Бенфей показывает, как индийские произведения проникли в пределы Западной Азии, далее — в Африку, причём не только в Северную Африку, но и в Сенегал. Передаточными пунктами при переходе восточных сказаний в Европу были Византия, Италия и — через Африку — Испания. Теория миграции литературных сюжетов с Востока на Запад.

Самым глубоким последователем Бенфея в России, скорректировавшим многие его положения, был А. Н. Веселовский, описавший сюжетные формы как постоянные величины, созданные в доисторические времена коллективной психикой человека и с тех пор доминирующие над творческой личностью: «Сюжеты—это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности». «Бытовая действительность» (конкретные культурно-исторические обстоятельства каждой эпохи) требует обращения к той или иной сюжетной форме, наполняя ее каждый раз новым содержанием, приспосабливая к запросам времени, так что заимствование сюжета всегда приходится на подготовленную почву и означает новое обретение когда-то известного. Не меняясь по сути, сюжетные формы переходят по наследству из поколения в поколение, странствуя между народами.

Такой интерес к генезису фольклора, первобытному мышлению, низшим формам религии, к обрядам, опирающийся на достижения антропологической школы (Э.Б.Тейлор, А.Лэнг, Дж.Фрезер), сближал Веселовского со сторонниками теории самозарождения сюжетов (Г.Узенер, В.Манхардт, Р.Р.Маретт, С.Рейнак). Последняя объясняла сходство национальных сюжетных вариантов сходными же формами первобытных верований и обрядов, возникающими в соответствии со всеобщими законами человеческой психики и культуры. Веселовский считал возможным совмещение теории самозарождения сюжетов и миграционной теории при условии

естественного разделения сфер их приложения, когда первая занималась бы происхождением мотивов, простейших сюжетных единиц.

Основы советского сравнительного литературоведения были заложены в 1930-е гг. Жирмунским (1891–1971), опиравшимся на наследие А. Н. Веселовского. Жирмунский разграничивал «контактные связи», возникающие в результате международных литературных взаимодействий, и «типологические схождения», вызванные сходным состоянием социально-общественных отношений. Решающая роль при этом отводилась изучению историко-типологических аналогий, для которых особенно часто привлекалась восточная литература.

 

 

Вопрос 43. Александр Н. Веселовский – крупнейший отечественный литературовед. Характеристика основных трудов А.Н. Веселовского как представителя сравнительно-исторического литературоведения и как основателя исторической поэтики.

Алекса́ндр Никола́евич Весело́вский (4 [16] февраля 1838, Москва — 10 (23) октября 1906, Санкт-Петербург) — русский историк литературы, профессор (с 1872), заслуженный профессор (с 1895) Петербургского университета, академик (с 1881). Тайный советник. Брат литературоведа и академика Алексея Николаевича Веселовского. По окончании 2-й Московской гимназии в 1854 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Занимался главным образом под руководством профессоров Ф. И. Буслаева, О. М. Бодянского и П. Н. Кудрявцева. По окончании курса (1859) около года служил гувернёром в семье русского посла в Испании князя М. А. Голицына, побывал в Италии, Франции и Англии.

Роль Веселовского в литературоведении:

1.Создание основ истории всеобщей литературы.

В итоге десятилетий кропотливого сравнительного изучения поэтического искусства разных народов А.Н.Веселовскому удалось свести хаотическую картину сочетания, суммирования историй разных 100 литератур в период возникновения идеи создания всеобщей литературы к стройной обобщающей схеме. В основе процессов развития всемирной литературы, по Веселовскому, лежит объективная и все более усложняющаяся в ходе развития художественного сознания взаимосвязь содержания и формы

2.Разработка специального метода литературоведческих исследований(Сравнительно-исторического) и сделанные на основе его применения конкретно-исторические открытия Веселовского.

Благодаря применению своего метода Веселовский сделал ряд выдающихся открытий в целом ряде конкретных областей литературоведения: в области мифологии и фольклора, в истории византийской, романо-германских, восточных и славянских (в особенности русской) литератур.

3. Значение создания проекта исторической поэтики и ее общей концепции.

ü Им была построена индуктивная теория происхождения и развития литературных родов;

ü Им была выдвинута теория происхождения, сущности и эволюции основных элементов поэтического стиля;

ü сделана, по существу, одна из первых попыток формализации структуры художественного произведения путем разграничения мотива и сюжета и разработки проблем теории и истории мотивов и сюжетов;

ü выдвинуто противоположное кантианскому понимание роли личности в историко-литературном процессе и соответственно по- новому поставлена важнейшая теоретическая и историко-литературная проблема традиций и новаторства.

4. Индуктивный способ исследования и проблемы эстетического анализа. 4.1. Вопрос о соотношении дедукции и индукции в научном познании. 4.2.Постановка проблемы перехода неэстетического в эстетическое и степень разработки этой проблемы у Веселовского. 4.3.Сравнительно-исторический метод и проблема изучения индивидуального творчества.

Веселовский считал, что научная история литературы не может строиться только как история «литературных генералов», она должна иметь в виду весь литературный процесс, в том числе и массовую литературную продукцию, и творчество второстепенных писателей. Что же касается изучения «гениев», то, по мнению Веселовского, наука должна тщательно изучать и освещать не только их самих, но и литературное окружение великих писателей.

5. Границы сферы эффективного применения сравнительно-исторического метода.

6. Концепция пси- хологического параллелизма как основы теории стиля.

Веселовским на основе анализа громадного эмпирического материала была выдвинута идея повторяемости элементов стиля (даже эпитета – с современной точки зрения, наименее повторяемой его единицы), предложена своя концепция различий языка «поэзии» и языка «прозы», поставлена проблема их диффузии (как одной из граней проблемы перехода неэстетического в эстетическое и обратно) и многие другие идеи, касающиеся проблем поэтического языка и стиля (стилистики). В основе его теории стиля и всей его исторической концепции формирования и развития основных элементов и формул поэтического стиля лежит теория психологического параллелизма.

7. Теория сюжета и мотива Веселовского и литературоведение ХХ века.

Проведенное А.Н.Веселовским разграничение мотива и сюжета (и обоснование соответствующих понятий) еще не решило проблемы «формализации» структуры литературного произведения, но было важным шагом в этом направлении. Достигнув в своем теоретическом поиске уровня понимания структуры литературного произведения как «схемы» (и введя понятие «схематизма»), а также поставив задачу обнаружения «далее неразложимого» элемента этой структуры, он совершил настоящее научное, методологическое открытие.

8. Теоретический поиск Веселовского и проблема «первоэлемента» художественной структуры.

Веселовский одним из первых в попытке выявления и определения «неразложимой далее» (мотив) единицы художественной структуры поставил проблему формализации ее элементов и начал двигаться в направлении поиска, так сказать, «первоэлемента» структуры литературного произведения.

Главной задачей науки о литературе Веселовский считал построение научной истории литературы. Однако история литературы, с его точки зрения, не может быть чисто

эмпирической и должна опираться на теоретические понятия о том, что есть литература, из каких элементов она состоит и по каким законам развивается.

Историческая поэтика, по его мысли, – это историческая реконструкция генезиса, формирования и развития поэтических форм на протяжении всего многовекового процесса их развития. Такая реконструкция сама подведет к теоретическим обобщениям, но обобщениям не умозрительным, а основанным на конкретных и неопровержимых фактах. «История поэтического рода – лучшая поверка его теории» 1, – таков главный научный принцип Веселовского. Отсюда основное условие и главная задача, решение которой должно обеспечить построение научной истории литературы – «собрать материал для индуктивной поэтики, которая устранила бы ее умозрительные построения»

Дополнительно.

Веселовский – основоположник исторической поэтики. Представление о художественном слове как об особой сфере духа, мысль о необходимости найти в литературе закономерности, «параллели» не только исторические («Из истории романа и повести» (1886), «Эпические повторения как хронологический момент» (1897), «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» (1899)). Рассмотрение механизма возникновения простейших поэтических формул, сопоставлений, символов, мотивов, «стоявших вне круга обоюдных влияний». Возведение генезиса поэтического мышления и к «психологическому параллелизму, упорядоченному параллелизмом ритмическим». Разграничение мотива («простейшей повествовательной единицы») и сюжета - комбинации мотивов; тезис о самозарождении сходных мотивов у разных народов «при сходстве или единстве бытовых и психологических условий» и о заимствовании сюжетов, вероятность которого тем больше, чем сложнее комбинация мотивов. «Поэтика сюжетов» как решительное преодоление бенфеизма. Вопрос о соотношении «предания», традиции и личного «почина», индивидуального творчества. Главное звено системы «литература» - «формулы, образы, сюжеты», самозарождающиеся или мигрирующие. А.Н.Веселовский подчеркивает связь, существующую между «крупными явлениями» и «житейскими мелочами». Одним из первых он включает в контекст литературы бытовой фон с его лингвистическими и психологическими составляющими, дающими богатый «материал для сравнений». Наряду с «традицией» «реальность» - один из важнейших элементов системы «литература» в «Исторической поэтике» А.Н.Веселовского. Проблемы рецептивной эстетики в работах Веселовского. Связь «восприятия» с категорией «суггестивности», способностью слова, образа, сюжета «подсказывать» слушателю и читателю иной эпохи «новое содержание», удерживаясь и закрепляясь в памяти. Разработанная А.Н.Веселовским концепция литературных аналогий, связей и взаимодействий, которые включают в себя: 1) «полигенезис» как самостоятельное зарождение сходных художественных явлений на стадиально близких этапах истории различных народов; 2) происхождение сходных литературных памятников от общих источников и 3) контакт и взаимодействие в результате «миграции сюжетов», которая становится возможной только при наличии «встречного движения» художественного мышления. Эта концепция наиболее полно воплощена исследователем в «Исторической поэтике», где сходство литературных явлений объясняется общностью происхождения, взаимным влиянием, самозарождением в сходных культурно-исторических условиях. Дальнейшая разработка, концептуализация и терминологическое оформление идей А.Н.Веселовского-компаративиста в работах В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада, М.П.Алексеева, И.Г.Неупокоевой и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.013 с.)