Вопрос 38. Характеристика одного из направлений/методов искусства 16-20 вв. (барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм и его течения). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 38. Характеристика одного из направлений/методов искусства 16-20 вв. (барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм и его течения).



Романтизм

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности.

Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Определения:

1) Идейное и художественное движение, охватившее самые различные области культуры, пришло на смену классицизму в Европе в начале 19 в. В Р. как в художественном методе ярко выражено отношение художника к изображаемым явлениям, что придает произв. искусства известную приподнятость, особую эмоциональную направленность. Одно из течений Р. представляло собой консервативную реакцию на победу буржуазного строя, выражая в то же время страх перед революционными и народными движениями. Эта тенденция проявилась в создании идеалов, представляющих собой апологию средневекового прошлого (Л. Тик, А. и Ф. Шлегель, Новалис, В. А. Жуковский и др.). Др. осн. течение Р. имело прогрессивную направленность (Дж. Байрон, В. Гюго, А. Мицкевич, Ш. Петефи, К. Ф. Рылеев, Э. Делакруа, К. П. Брюллов, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Ф. Лист и др.). Хотя эстетические идеалы этого течения Р. нередко носили утопический характер, а образы романтиков отличались двойственностью, внутренней трагичностью. они все же выражали известное понимание противоречий буржуазного общества. интерес к жизни широких народных масс и были направлены в будущее.

2) Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале XIX в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план личность и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические и народно-поэтические темы.

3) Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением в ярких образах показать высокое назначение человека.

Романтизм как культура — универсальное явление, он, как и иные культуры, — продукт определенного сознания, определенного типа мышления, сформировавшегося в определенной исторической ситуации, поэтому он заявляет о себе не только в искусстве, но и в науке, в поли-тике, в быту, во всех сферах общественного сознания.

Романтизм — эпоха в истории мировой культуры, европейско-американской прежде всего. Как и любая эпоха, он связан с целым, с культурой, но, будучи продуктом особых историко-социальных и духовных обстоятельств, он демонстрирует культуру и целое в специфическом преломлении, характерном только для конца XVIII— первой половины XIX века. Романтизм выдвинут всей логикой историко-культурного движения Европы и Америки и всей логикой историко-культурного

движения снят. Как и любая эпоха, он хронологически ограничен, имеет начало и конец, хотя «конец» здесь не исключает жизнь в иных культурных мирах: это цитация, необходимая как свидетельство его историко-культурного опыта.

Течение появилось во времена Великой Французской Революции. Революция как социально-историческая почва романтизма была воспринята и осмыслена самим романтизмом. Ф. Шлегель, говоря о важнейших тенденциях, определивших характер романтической культуры, прежде всего назвал французскую революцию: «Французская революция, «Наукоучение» Фихте и «Мейстер» Гете обозначают величайшие тенденции нашего времени» (46, 57) (отметим, что Ф. Шлегель со свойственной ему афористической ясностью определяет социально-историческую, философскую и литературную основу раннего немецкого романтизма). «Идея политической свободы, — писал И. Гёррес в «Афоризмах об искусстве» (1802), — явилась в наши дни среди людей, и луч ее зажег души всех».

Романтизм как целостная эстетико-художественная концепция, как культура, ранее всего сформировался в Германии. Однако возникновение романтизма не было событием, замкнутым национально-начальными границами. В 90-е годы XVIII века романтизм заявляет о себе едва ли не повсеместно, прежде всего в Англии, но за пределами Германии во второй половине 90-х годов он предстает лишь как тенденция, как одно из художественных явлений, а не как движение, охватывающее все сферы духовной и материальной культуры. Прародиной романтизма суждено было стать Германии;

Ранний романтизм мыслит мир, универсум, как хаос и тем противопоставляет себя предшествую-щей культуре, мыслящей мир как гармонию. Оппозиция «хаос—гармония» в сознании ранних романтиков преломляет оппозицию «романтизм— доромантическая культура». Категория «хаос» — одна из наиболее употребительных: «Будущий мир, — утверждает Новалис (Барон Фри́дрих фон Га́рденберг – немецкий философ, один из йенских романтиков, 1772-1801, публиковался под псевдонимом, — есть разумный, хаос: хаос сам в себя проникающий, находящийся и в себе и вне себя»; Шеллинг говорит о необходимости «воззрения на природу как на хаос».

Дихотомия «наивное—сентиментальное», оказавшая огромное воздействие на научную и художественную мысль Европы XIX века, трансформируется у романтиков в пространственно-ценностную дихотомию «конечное—бесконечное».

Конечное — замкнутое, имеющее границы, воплотившееся в конкретной телесной форме, тем самым утратившее движение, творчество, определенное, сфера конечного — сфера материи. Бесконечное — это Всё, взятое в нерасчлененности, в совокупности, не имеющее границы, предела, некий универсальный синтез; в бесконечном всё поставлено под знак нестабильности, текучести, изменчивости, непрерывных метаморфоз; движение, метаморфоза, творчество — единственный закон бесконечного. Если бесконечное представляет универсальную свободу, то конечное — консерватизм несвободы, консерватизм определенности. У В. А. Жуковского в «Невыразимом», являющемся эстетическим компендиумом романтизма, есть формула: «Все необъятное в единый вздох теснится»; в романтической системе воззрений все бесконечно малое — точка, «вздох», миг — сакрализуется, заключая в себя «необъятное», беспредельное.

Как известно, превыше всех искусств романтизм чтит музыку. Гофман (Немецкий писатель-романтик, композитор, художник и юрист. Из уважения к Амадею Моцарту в 1805 году сменил имя «Вильгельм» на «Амадей». Заметки о музыке публиковал под именем Иоганн Крайслер. 1776 – 1822.) называл музыку «самым романтическим из всех искусств, так как она имеет своим предметом только бесконечное», музыка — это «праязык природы», «песнь песней деревьев, цветов, животных, камней и вод». Для романтиков мироздание — это звучащее, музыкальное тело.

Живопись изображает «твердь». Благодаря «свету и краскам» в замкнутом обнаруживается разомкнутое, в телесном духовное, в конечном бесконечное; по словам А. В. Шлегеля (Знаменитый немецкий критик, историк литературы и поэт-переводчик, 1767-1845), «в глубине картины открываются просветы в безграничную даль». Исходя из абсолютизации музыки, романтики и ищут соответствия между звуком и цветом. Новалис задается вопросом: «Не соответствует ли такт фигуре и звук цвету?»

Эстетическое чувство, если и не сливается с религиозным, то ему уподобляется; эстетическое вос-питание становится нравственно-религиозным.

В романтической иерархии искусств рядом с живописью находится литература.

Романтизм в литературе:

Литература подобно живописи имеет дело с материей, природой, с конечным, но как живопись преодолевает конечное через «свет и краски», так и литература преодолевает конечное через слово; степень же приближения к бесконечному с помощью слова более высока, чем с помощью цвета. Естественно, ранний романтизм большое внимание уделяет художественной речи, слову прежде всего. Особенно в этой связи велико значение А. В. Шлегеля, в свои «Берлинские чтения» (1801 —1804) включившего раздел «О языке». Значение романтического слова выходит далеко за пределы словарного, терминологического значения; оно становится открытым для многочисленных значений; каждое слово, в сущности, содержит в себе множество слов; подобно тому как «все необъятное в единый вздох теснится» (Жуковский), в каждое слово «теснится» весь словарь, весь языковой фонд.

Одним из важнейших способов «живописания» является в романтической литературе интенсивное употребление тропов; в интересующем нас отношении особенно значителен эпитет. И действительно, в романтическом тексте редко существительное без прилагательного, предметное слово без слова качественного; осуществляется своеобразная экспансия предложе-ния со стороны эпитета. Романтические эпитеты — слова разного типа: цветовые, звуковые, эмоциональные и т.д.; Они конкретизируют предметы, явления.

Аналогичную роль в романтическом тексте играет чрезвычайно для него важная метафора.

Источники: Википедия и тд. + Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.01 с.)