Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 38. Характеристика одного из направлений/методов искусства 16-20 вв. (барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм и его течения).
Романтизм Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе. Определения: 1) Идейное и художественное движение, охватившее самые различные области культуры, пришло на смену классицизму в Европе в начале 19 в. В Р. как в художественном методе ярко выражено отношение художника к изображаемым явлениям, что придает произв. искусства известную приподнятость, особую эмоциональную направленность. Одно из течений Р. представляло собой консервативную реакцию на победу буржуазного строя, выражая в то же время страх перед революционными и народными движениями. Эта тенденция проявилась в создании идеалов, представляющих собой апологию средневекового прошлого (Л. Тик, А. и Ф. Шлегель, Новалис, В. А. Жуковский и др.). Др. осн. течение Р. имело прогрессивную направленность (Дж. Байрон, В. Гюго, А. Мицкевич, Ш. Петефи, К. Ф. Рылеев, Э. Делакруа, К. П. Брюллов, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Ф. Лист и др.). Хотя эстетические идеалы этого течения Р. нередко носили утопический характер, а образы романтиков отличались двойственностью, внутренней трагичностью. они все же выражали известное понимание противоречий буржуазного общества. интерес к жизни широких народных масс и были направлены в будущее. 2) Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале XIX в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план личность и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические и народно-поэтические темы. 3) Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением в ярких образах показать высокое назначение человека. Романтизм как культура — универсальное явление, он, как и иные культуры, — продукт определенного сознания, определенного типа мышления, сформировавшегося в определенной исторической ситуации, поэтому он заявляет о себе не только в искусстве, но и в науке, в поли-тике, в быту, во всех сферах общественного сознания.
Романтизм — эпоха в истории мировой культуры, европейско-американской прежде всего. Как и любая эпоха, он связан с целым, с культурой, но, будучи продуктом особых историко-социальных и духовных обстоятельств, он демонстрирует культуру и целое в специфическом преломлении, характерном только для конца XVIII— первой половины XIX века. Романтизм выдвинут всей логикой историко-культурного движения Европы и Америки и всей логикой историко-культурного движения снят. Как и любая эпоха, он хронологически ограничен, имеет начало и конец, хотя «конец» здесь не исключает жизнь в иных культурных мирах: это цитация, необходимая как свидетельство его историко-культурного опыта. Течение появилось во времена Великой Французской Революции. Революция как социально-историческая почва романтизма была воспринята и осмыслена самим романтизмом. Ф. Шлегель, говоря о важнейших тенденциях, определивших характер романтической культуры, прежде всего назвал французскую революцию: «Французская революция, «Наукоучение» Фихте и «Мейстер» Гете обозначают величайшие тенденции нашего времени» (46, 57) (отметим, что Ф. Шлегель со свойственной ему афористической ясностью определяет социально-историческую, философскую и литературную основу раннего немецкого романтизма). «Идея политической свободы, — писал И. Гёррес в «Афоризмах об искусстве» (1802), — явилась в наши дни среди людей, и луч ее зажег души всех». Романтизм как целостная эстетико-художественная концепция, как культура, ранее всего сформировался в Германии. Однако возникновение романтизма не было событием, замкнутым национально-начальными границами. В 90-е годы XVIII века романтизм заявляет о себе едва ли не повсеместно, прежде всего в Англии, но за пределами Германии во второй половине 90-х годов он предстает лишь как тенденция, как одно из художественных явлений, а не как движение, охватывающее все сферы духовной и материальной культуры. Прародиной романтизма суждено было стать Германии;
Ранний романтизм мыслит мир, универсум, как хаос и тем противопоставляет себя предшествую-щей культуре, мыслящей мир как гармонию. Оппозиция «хаос—гармония» в сознании ранних романтиков преломляет оппозицию «романтизм— доромантическая культура». Категория «хаос» — одна из наиболее употребительных: «Будущий мир, — утверждает Новалис (Барон Фри́дрих фон Га́рденберг – немецкий философ, один из йенских романтиков, 1772-1801, публиковался под псевдонимом, — есть разумный, хаос: хаос сам в себя проникающий, находящийся и в себе и вне себя»; Шеллинг говорит о необходимости «воззрения на природу как на хаос». Дихотомия «наивное—сентиментальное», оказавшая огромное воздействие на научную и художественную мысль Европы XIX века, трансформируется у романтиков в пространственно-ценностную дихотомию «конечное—бесконечное». Конечное — замкнутое, имеющее границы, воплотившееся в конкретной телесной форме, тем самым утратившее движение, творчество, определенное, сфера конечного — сфера материи. Бесконечное — это Всё, взятое в нерасчлененности, в совокупности, не имеющее границы, предела, некий универсальный синтез; в бесконечном всё поставлено под знак нестабильности, текучести, изменчивости, непрерывных метаморфоз; движение, метаморфоза, творчество — единственный закон бесконечного. Если бесконечное представляет универсальную свободу, то конечное — консерватизм несвободы, консерватизм определенности. У В. А. Жуковского в «Невыразимом», являющемся эстетическим компендиумом романтизма, есть формула: «Все необъятное в единый вздох теснится»; в романтической системе воззрений все бесконечно малое — точка, «вздох», миг — сакрализуется, заключая в себя «необъятное», беспредельное. Как известно, превыше всех искусств романтизм чтит музыку. Гофман (Немецкий писатель-романтик, композитор, художник и юрист. Из уважения к Амадею Моцарту в 1805 году сменил имя «Вильгельм» на «Амадей». Заметки о музыке публиковал под именем Иоганн Крайслер. 1776 – 1822.) называл музыку «самым романтическим из всех искусств, так как она имеет своим предметом только бесконечное», музыка — это «праязык природы», «песнь песней деревьев, цветов, животных, камней и вод». Для романтиков мироздание — это звучащее, музыкальное тело. Живопись изображает «твердь». Благодаря «свету и краскам» в замкнутом обнаруживается разомкнутое, в телесном духовное, в конечном бесконечное; по словам А. В. Шлегеля (Знаменитый немецкий критик, историк литературы и поэт-переводчик, 1767-1845), «в глубине картины открываются просветы в безграничную даль». Исходя из абсолютизации музыки, романтики и ищут соответствия между звуком и цветом. Новалис задается вопросом: «Не соответствует ли такт фигуре и звук цвету?» Эстетическое чувство, если и не сливается с религиозным, то ему уподобляется; эстетическое вос-питание становится нравственно-религиозным. В романтической иерархии искусств рядом с живописью находится литература. Романтизм в литературе: Литература подобно живописи имеет дело с материей, природой, с конечным, но как живопись преодолевает конечное через «свет и краски», так и литература преодолевает конечное через слово; степень же приближения к бесконечному с помощью слова более высока, чем с помощью цвета. Естественно, ранний романтизм большое внимание уделяет художественной речи, слову прежде всего. Особенно в этой связи велико значение А. В. Шлегеля, в свои «Берлинские чтения» (1801 —1804) включившего раздел «О языке». Значение романтического слова выходит далеко за пределы словарного, терминологического значения; оно становится открытым для многочисленных значений; каждое слово, в сущности, содержит в себе множество слов; подобно тому как «все необъятное в единый вздох теснится» (Жуковский), в каждое слово «теснится» весь словарь, весь языковой фонд.
Одним из важнейших способов «живописания» является в романтической литературе интенсивное употребление тропов; в интересующем нас отношении особенно значителен эпитет. И действительно, в романтическом тексте редко существительное без прилагательного, предметное слово без слова качественного; осуществляется своеобразная экспансия предложе-ния со стороны эпитета. Романтические эпитеты — слова разного типа: цветовые, звуковые, эмоциональные и т.д.; Они конкретизируют предметы, явления. Аналогичную роль в романтическом тексте играет чрезвычайно для него важная метафора. Источники: Википедия и тд. + Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.01 с.) |