Вопрос 25. Тропы и фигуры речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 25. Тропы и фигуры речи.



Тропы — такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Они используются для усиления выразительности речи пишущего или говорящего.

Еще Аристотель разделял слова на общеупотребительные и редкие, в том числе "переносные". Последние он называл метафорами: "это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии". Устоявшееся свойство тропов - приглушать, а порой и разрушать основное значение слова.

Среди теоретиков литературы нет единодушия в том, что относится к тропам. Все признают в качестве тропов метафору и метонимию. Другие разновидности тропов - даже такие традиционные, как эпитет, сравнение, синекдоха, перифраз,-ставятся под сомнение. Нет единодушия относительно олицетворения, символа, аллегории, оксюморона. К тропам также относят иронию.

Метафора. По существу метафора - это сравнение, но в ней отсутствуют и лишь подразумеваются привычные в таких уподоблениях союзы как, словно, как будто. Развернутая метафора. В метафоре, как и в сравнении, совмещаются два или несколько семантических планов, но на их основе возникает, в отличие от двучленного сравнения, единый, нерасторжимый образ. Поэтическая метафора одноприродна с метафорой языковой и в то же время отличается от нее своей экспрессивностью, новизной. ("холодное сердце"-"снежное сердце" Блока). Олицетворяющие (идет волшебница зима) /антропоморфизм-отождествление природы и человека/, овеществляющие (каменное сердце, стальные нервы, "тают в душе многолетние боли"), отвлеченные.

Метонимия. В основе лежит иносказание, обусловленное смежностью. Языковая метонимия (выпить стакан, купить бутылку). Поэтическая ("белое платье пело в луче"Блок). Метонимия принадлежности(автор-название), вещества (по веществу, из которого сделан), места (Москва недовольна Лондоном), времени (это был ужасный год). Синекдоха основана на отношениях количества: большее вместо меньшего или меньшее вместо большего.

Перифраза-замена прямого обозначения описательным оборотом, указанием на признаки предмета. Может быть метонимическим ("победитель при Аустерлице" вместо Наполеон), и метафорическим (не птица, а "крылатое племя")

/*Катахреза-перенасыщение текста тропами одного вида./

Эпитет-образное определение предмета. /Постоянные эпитеты в фольклоре-устойчивые выражения, воспринимающиеся как единое целое. А.Н.Веселовский разделял на тавтологические (солнце красное, белый свет), пояснительные (зеленое поле), эпитет-метафору (черная тоска, мертвая тишина), эпитет синкретический (острое слово, глухая ночь)./

Психологический параллелизм (по Веселовскому) - сопоставление человеческой жизни с природной по признаку действия, движения.

Сравнение - уподобление одного предмета или признака другому. Простые (с союзами как, будто, словно), скрытые (в форме творительного падежа), развернутые, отрицательные.

Аллегория - перенос с абстрактной идеи на конкретный образ.

Символ - перенос понятия на определенный образ, более многозначен.

Гипербола - художественное преувеличение.

Литота - художественное преуменьшение.

Стилистическая симметрия. Д.С.Лихачев называет "исчезнувшим тропом". Об одном и том же в сходной синтаксической форме говорится дважды, второй член симметрии говорит о том же, о чем и первый, но в других словах и другими образами.

Стилистические (риторические, синтаксические)фигуры речи— это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности. Необходимо еще раз подчеркнуть, что стилистические фигуры делают нашу речь информационно избыточной, но эта избыточность нужна для выразительности речи, а значит, для более сильного воздействия на адресата.

К группе приемов нестандартной связи слов в синтаксические единства относятся эллипс, анаколуф, силлепс, алогизм, амфиболия (фигуры, отличающиеся необычной грамматической связью), а также гендиадис и эналлага (фигуры с необычной семантической связью предметов).

Эллипс - имитация разрыва грамматической связи, заключающаяся в пропуске слова или ряда слов в предложении, при котором смысл пропущенных членов легко восстанавливается из общего речевого контекста.

Анаколуф - неверное использование грамматических форм при согласовании и управлении. ("Стой, братцы, стой! Ведь вы не так сидите!" Крылов "Квартет")

Силлепс- синтаксическое оформление семантически неоднородных элементов в виде ряда однородных членов предложения. ("Половой этот носил под мышкой салфетку и множество угрей на щеках" Тургенев "Странная история")

Алогизм - синтаксическое соотнесение семантически несоотносимых частей фразы с помощью ее служебных элементов, выражающих определенный тип логической связи (причинно-следственные, родо-видовые). ("Автомобиль быстро ездит, зато кухарка лучше готовит" Ионеско "Лысая певица")

Амфиболия- синтаксическая неразличимость подлежащего и прямого дополнения, выраженных именами существительными в сходных грамматических формах. ("Слух чуткий парус напрягает" Мандельштам).

Гендиадис - фигура, при которой сложные прилагательные разделяются на исходные составляющие части. (" Тоска дорожная, железная" Блок).

Эналлага - перенос определения на слово, смежное с определяемым. ("Сквозь мяса жирные траншеи"Заболоцкий).

Параллелизм - композиционная соотнесенность смежных синтаксических отрезков текста. Прямой и обращённый (хиазм). Полный (изоколон) и неполный("Помедли, помедли, вечерний день,/Продались, продлись очарование")

Инверсия - расположение слов в словосочетании или предложении в порядке, отличном от естественного. При контактной сохраняется смежность слов, при дистантной- между ними вклиниваются другие слова. ("Покорный Перуну старик одному" Пушкин).

Повтор. Различают две подгруппы приемов повтора. К первой относятся приемы повтора отдельных частей внутри предложения.(Контактный и дистантный)

Полиптотон - повтор одного слова в разных падежных формах при сохранении его значения. ("Но человека человек/послал к анчару властным взглядом"Пушкин)

Антанакласис - повтор слова в исходной грамматической форме, но с переменой значения. ("Пришпилен/К осенней ветке книзу головой,//висит и размышляет головой" Еременко)

Ко второй группе повторов относятся фигуры, распространяемые не на предложение, а на более крупную часть текста, иногда на все произведение.

Анафора - скрепление речевых отрезков с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.

Эпифора - соединяет лексическим повтором концы речевых рядов.

Анадиплосис - контактный повтор, связующий конец речевого ряда с началом следующего. ("О, весна, без конца и без краю-/Без конца и без краю мечта" Блок)

Прозаподосис - дистантный повтор, при котором начальный элемент синтаксической конструкции воспроизводится в конце следующей. ("Мутно небо, ночь мутна" Пушкин).

Симплока - фигура, образованная сочетанием анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста.

Тавтология или плеоназм - фигура, при использовании которой не обязательно повторяется слово, но обязательно дублируется значение какого-либо лексического элемента.

Анноминация - контактный повтор однокоренных слов. ("Думаю думу свою" Некрасов)

Градация - фигура, при которой слова, сгрупированные в ряд однородных членов, имеют общее семантическое значение, но их расположением выражено последовательное изменение этого значения.

Полисиндетон и асиндетон предполагают эмфатическое выделение соответствующей им части текста в звучащей речи.

Риторическое обращение — придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т.п.

Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания.

Антитеза — художественное противопоставление.

Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий.

Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.

Многосоюзие— повторение союза, воспринимающееся как избыточное, создает эмоциональность речи.

Бессоюзие — такое построение, в котором для усиления экспрессии опущены союзы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.007 с.)