Вопрос 27. Системы русского стихосложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 27. Системы русского стихосложения.



Системы стихосложения- комплекс особенностей ритмической организации стихотворной речи.

Основные:

Силлабическая - это система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма.

 

Силлабо-тоническая - это система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках.

 

Тоническая - это система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно

 

·Силлабическая система стихосложения в чистом виде использовалась в русской литературе очень недолго – с конца семнадцатого до начала восемнадцатого века. В большей степени она была схожа с польской поэзией. Среди авторов данного жанра можно выделить Кариона Истомина, Антиоха Кантемира, Сильвестра Медведева, Симеона Полоцкого и многих других. Их творчество являлось очень ценным для дальнейшего развития уже силлабо-тонической системы.

 

Причин, по которым силлабическая система стихосложения не получила должного развития в России масса, но основную выделить несложно – это сама структура языка, которая не имеет строгого расположения ударения, что даже при равном количестве слогов не делает стихотворение ритмичным. Так, довольно сложно прочитать произведение Симеона Полоцкого:

 

Срам честный лице девы вельми украшает,

Егда та ничесоже нелепо дерзает.

Знамя же срама того знается оттуду,

Аще очес не мещет сюду и онуду.

 

И причина не в наличии своеобразной лексики, а в том, что здесь использована силлабическая система стихосложения. Хотя стоит отметить, что данный стиль очень часто применялся авторами и позже, только в виде отдельных вставок в произведения. В таком случае силлабическая система стихосложения придает тексту эффект старорусского изложения, что в исторических произведениях очень кстати.

 

· Силлабо-тоническая- в европейском стихосложении система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с тоническим аллитерационным стихом германских языков. Окончательно силлаботоника в Англии устанавливается в XV веке после Дж. Чосера, а в Германии — с начала XVII века в связи с реформой М. Опица.

 

Применительно к русскому языку: правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). Именно Ломоносов создал стройную систему русского стихосложения, в частности, установив метр, опираясь на работу Тредиаковского, а также на опыт новоевропейской литературы.

 

В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии; выделялись лишь немногочисленные эксперименты с имитацией народных и античных размеров, например, гекзаметр в переводах «Илиады» и «Одиссеи» Гнедича, стих «Песен западных славян» Пушкина.

 

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова

 

Как реакция на господство на рубеже XIX—XX веков возникает противоположная тенденция к ослаблению и размыванию рамок стихотворной организации, возрождается тоника.

 

 

·Тонический стих является основным для русского устного поэтического творчества и опирается на особенности просодии русского языка (в русском языке произнесение слогов характеризуется их ударностью и безударностью).

 

Наиболее распространен 2-х, 3-х и 4-хударный тонический стих (часто – в чередовании).

Для тонического стиха нехарактерна рифма. Рифма – созвучие конца стихов, отмечающее границы и связывающее их между собой.

Тоническая система с древних времен утвердилась в народной поэзии.

 

Как во славном | городе | во Киеве,

 

У ласкового | князя | Володимира...

 

Былина напевалась под аккомпанемент гуслей, и в строке отчётливо видны три ритмические ударения. Кстати, в литературе принято обозначать только ударные слоги, однако такое обозначение не всегда правильно передает ритмическую структуру стиха. Ритмическое ударение часто охватывает несколько слов, в каждом из которых есть свое ударение. Поэтому предлагаемое нами обозначение представляется более точным:

Тонический стих оказал огромное влияние на развитие русскою стихосложения. Это объясняется тем, что он соответствовал фонетическим особенностям русского языка. Тоническим стихом написаны многие произведения А.Пушкина (сказки), М.Лермонтова («Песня про купца Калашникова»), Н.Некрасова, А.Кольцова и других. Он явился основой стиха В.Маяковского.

 

Русские поэты широко использовали народный тонический стих при создании произведений «в народном духе». К былинному речитативному стиху восходит поэма Лермонтова «Песня про купца Калашникова», на традиции песенного стиха нередко опирался Кольцов. Сторонником тонического стиха в современной поэзии был Маяковский.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.005 с.)