Вопрос 30. Лирика как род литературы. Основные лирические жанры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 30. Лирика как род литературы. Основные лирические жанры.



Литературный род – тип художественного произведения, объединяющий некоторые жанры с общими, сходными доминирующими структурными принципами (по Чернышовой)

Лирика – один из трёх основных литературных родов, предмет изображения которого – внутренний мир, собственное «я» поэта. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна, в отличие от драмы – субъективна. В лирике любое явление и событие жизни воспроизводятся в форме целостного индивидуального проявления личности поэта, определенного состояния его характера (субъективное переживание). «Самовыражение» поэта в лирике приобретает общечеловеческое значение – этому роду доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия (например, в основе стихотворения А.С.Пушкина «..Вновь я посетил..» лежит глубокая философская мысль о непрерывном процессе обновления жизни).

Лирика отражает эпоху, её культурно-историческое своеобразие. Общественно-исторические условия создают новые жанровые формы выражения лирического образа.

Различны формы выражения переживаний, мыслей лирического субъекта. Это и внутренний монолог, размышление наедине с собой («О доблестях, о подвигах, о славе» А.Блок; «Одиночество» И.Бунин); монолог от лица введённого в текст персонажа («Бородино» М.Ю.Лермонтов); обращение к определенному лицу (в различном стилевом оформлении), что позволяет создать впечатление отклика на какое-то явление жизни («Зимнее утро» А.С.Пушкин; «Я пришёл к тебе с приветом» А.А.Фет); обращение к природе, позволяющее раскрыть единство души героя и мира природы («К морю» А.С.Пушкин; «В саду» А.А.Фет). В лирических произведениях, в основе которых лежат острые конфликты, поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями и врагами, с самим собой («Поэт и гражданин» Н.А.Некрасов). С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т.д. Большинство лирических произведений многотемны, в одном переживании поэта могут отражаться различные мотивы: любви, дружбы, патриотические чувства и т.д.(«Письмо к женщине» С.Есенин, «Подкупленный» Р.Рождественский).

Разнообразны жанры лирических произведений. Преимущественная форма лирики XIX-XX вв. – стихотворение (небольшое произведение, написанное стихами, позволяющее воплотить в слове внутреннюю жизнь души (иногда в литературе встречаются небольшие небольшие произведения лирического характера в прозе, в которых используются средства выразительности, свойственные стихотворной речи: «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева).

Послание – лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к определенному лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического (восхваление) или сатирического характера («К Чаадаеву» А.С.Пушкин; «Письмо матери» С.Есенин)

Элегия – стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний («Признание» Е.А.Баратынский; «Не жалею, не зову, не плачу..» С.Есенин).

Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трёхстишия («Мадонна» А.С.Пушкин).

Эпиграмма – небольшое стихотворение, злобно высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление (эпиграммы А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.)

Романс – лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное переложение. Жанровые признаки: напевная интонация, синтаксическая простота, законченность предложения в пределах строфы («Чёрная шаль» А.С.Пушкин).

Эпитафия – надгробная надпись похвального, пародийного или сатирического характера (эпитафии Р.Бернса в переводе С.Маршака).

Стансы – небольшое элегическое стихотворение в нескольких строфах чаще медитативного (углубленно размышляющего), чем любовного содержания. Жанровые признаки неопределенны. Например, «Брожу ли я вдоль улиц шумных..» А.С.Пушкин; «Стансы» М.Ю.Лермонтов).

Эклога – лирическое стихотворение в повествовательной или диалогической форме, изображающее бытовые сельские сцены на фоне природы (эклоги А.П.Сумарокова).

Мадригал – небольшое по объёму стихотворение-комплимент, чаще любовно-лирического содержания.

Каждое лирическое произведение рассматривается в контексте всего творчества поэта. Следует отказаться от анализа стихотворения по частям и от так называемых вопросов по содержанию. В.Г.Белинский отмечал, что «нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только что можно дать почувствовать..».

Главное средство создания лирического образа – язык, поэтическое слово. Слово в стихотворении многозначно. Многие лирическое произведения тяготеют к афористичности. В крылатых строках русской поэзии как бы сфокусированы наиболее острые, полемические проблемы действительности. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» (Тютчев); «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье» («Письмо к женщине» Есенин)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.004 с.)