Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 30. Лирика как род литературы. Основные лирические жанры.
Литературный род – тип художественного произведения, объединяющий некоторые жанры с общими, сходными доминирующими структурными принципами (по Чернышовой) Лирика – один из трёх основных литературных родов, предмет изображения которого – внутренний мир, собственное «я» поэта. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна, в отличие от драмы – субъективна. В лирике любое явление и событие жизни воспроизводятся в форме целостного индивидуального проявления личности поэта, определенного состояния его характера (субъективное переживание). «Самовыражение» поэта в лирике приобретает общечеловеческое значение – этому роду доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия (например, в основе стихотворения А.С.Пушкина «..Вновь я посетил..» лежит глубокая философская мысль о непрерывном процессе обновления жизни). Лирика отражает эпоху, её культурно-историческое своеобразие. Общественно-исторические условия создают новые жанровые формы выражения лирического образа. Различны формы выражения переживаний, мыслей лирического субъекта. Это и внутренний монолог, размышление наедине с собой («О доблестях, о подвигах, о славе» А.Блок; «Одиночество» И.Бунин); монолог от лица введённого в текст персонажа («Бородино» М.Ю.Лермонтов); обращение к определенному лицу (в различном стилевом оформлении), что позволяет создать впечатление отклика на какое-то явление жизни («Зимнее утро» А.С.Пушкин; «Я пришёл к тебе с приветом» А.А.Фет); обращение к природе, позволяющее раскрыть единство души героя и мира природы («К морю» А.С.Пушкин; «В саду» А.А.Фет). В лирических произведениях, в основе которых лежат острые конфликты, поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями и врагами, с самим собой («Поэт и гражданин» Н.А.Некрасов). С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т.д. Большинство лирических произведений многотемны, в одном переживании поэта могут отражаться различные мотивы: любви, дружбы, патриотические чувства и т.д.(«Письмо к женщине» С.Есенин, «Подкупленный» Р.Рождественский). Разнообразны жанры лирических произведений. Преимущественная форма лирики XIX-XX вв. – стихотворение (небольшое произведение, написанное стихами, позволяющее воплотить в слове внутреннюю жизнь души (иногда в литературе встречаются небольшие небольшие произведения лирического характера в прозе, в которых используются средства выразительности, свойственные стихотворной речи: «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева).
Послание – лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к определенному лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического (восхваление) или сатирического характера («К Чаадаеву» А.С.Пушкин; «Письмо матери» С.Есенин) Элегия – стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний («Признание» Е.А.Баратынский; «Не жалею, не зову, не плачу..» С.Есенин). Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трёхстишия («Мадонна» А.С.Пушкин). Эпиграмма – небольшое стихотворение, злобно высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление (эпиграммы А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.) Романс – лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное переложение. Жанровые признаки: напевная интонация, синтаксическая простота, законченность предложения в пределах строфы («Чёрная шаль» А.С.Пушкин). Эпитафия – надгробная надпись похвального, пародийного или сатирического характера (эпитафии Р.Бернса в переводе С.Маршака). Стансы – небольшое элегическое стихотворение в нескольких строфах чаще медитативного (углубленно размышляющего), чем любовного содержания. Жанровые признаки неопределенны. Например, «Брожу ли я вдоль улиц шумных..» А.С.Пушкин; «Стансы» М.Ю.Лермонтов). Эклога – лирическое стихотворение в повествовательной или диалогической форме, изображающее бытовые сельские сцены на фоне природы (эклоги А.П.Сумарокова). Мадригал – небольшое по объёму стихотворение-комплимент, чаще любовно-лирического содержания. Каждое лирическое произведение рассматривается в контексте всего творчества поэта. Следует отказаться от анализа стихотворения по частям и от так называемых вопросов по содержанию. В.Г.Белинский отмечал, что «нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только что можно дать почувствовать..». Главное средство создания лирического образа – язык, поэтическое слово. Слово в стихотворении многозначно. Многие лирическое произведения тяготеют к афористичности. В крылатых строках русской поэзии как бы сфокусированы наиболее острые, полемические проблемы действительности. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» (Тютчев); «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье» («Письмо к женщине» Есенин)
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.004 с.) |